Защита от пропадания фазы

Защита от пропадания фазы

Большинство существующих схем защиты не позволяют включить трехфазный электродвигатель если отсутствует одна из фаз, но если двигатель работает, то пропадание одной из фаз обычно срабатывание такой защиты не вызывает. Естественно, двигатель в неполнофазном режиме долго работать не может и очень быстро сгорает. Предлагаемая система защиты автоматически отключит электродвигатель при пропадании одной из фаз.

При нажатии на кнопку SB1 напряжение фазы L1 через диод VD1 и токоограничительный резистор R1 поступает на управляющий электрод тиристора  VS1. Последний открывается и через диод VD3 подключает пускатель КМ1 к этой же фазе. Его обмотка рассчитана на напряжение 380 В, но благодаря большой постоянной составляющей, пускатель надежно срабатывает и от пониженного пульсирующего напряжения.

Поскольку контакты пускателя замкнулись (двигатель М1 запущен), тиристор остается открытым и при отпускании кнопки SB1 — напряжение yf ytuj начинает поступать через диод VD4. Чтобы он не закрылся по окончании периода фазы L1, в цепь анода введена цепочка VD5 VD6 R2. Благодаря ей ток через тиристор не прерывается и он остается открытым постоянно при наличии всех трех фаз. Как только пропадет одна из фаз, непрерывность анодного тока тиристора нарушается и он закрывается. Пускатель аварийно отключает электродвигатель. Остановить двигатель вручную можно нажатием на кнопку SB2.

По материалам «Радио» №1, 2006 г.

Для защиты электродвигателя в неполнофазном режиме работы (в случае отсутствия одной или двух питающих фаз) довольно простым и недорогим способом будет включение дополнительного магнитного пускателя в цепь катушки основного пускателя, через силовые контакты которого подается питающее напряжение на двигатель.

Схема защиты электродвигателя в неполнофазном режиме работы

Из этой схемы видно, что питание (фаза L3) на катушку основного магнитного пускателя подается через силовые контакты дополнительного пускателя, катушка которого запитана от фаз L1 и L2.

При исчезновении в процессе работы любой из фаз L1 или  L2, цепь катушки магнитного пускателя KM 2 окажется разорванной, что вызовет размыкание его силовых контактов (отмечены красным) и обесточивание электродвигателя. В случае отсутствия в сети фазы L3, таким-же образом произойдет разрыв цепи катушки KM 1 — в этом случае разомкнется группа силовых контактов KM 1, отключив неполнофазное питание от двигателя.

Несмотря на простоту схемы, это довольно надежный и зарекомендовавший себя способ защиты электродвигателя в случае пропадания одной или двух питающих фаз, способный уберечь его от преждевременного выхода из строя.

 

Защита трехфазного двигателя

28 ноября 2005 г.
Автор:
http://www.elremont.ru

Способы автоматической защиты трехфазного двигателя при отключении фазы электрической сети.

Трехфазные электродвигатели при случайном отключении одной из фаз быстро перегреваются и выходят из строя, если их вовремя не отключить от сети. Для этой цели разработаны различные системы автоматических защитных отключающих устройств, однако, они либо сложны, либо недостаточно чувствительны.

Устройства защиты можно условно разделить на релейные и диодно-транзисторные. Релейные в отличие от диодно-транзисторных более просты в изготовлении.

Рассмотрим несколько релейных схем автоматической защиты трехфазного двигателя при случайном отключении одной из фаз питания электрической сети.

Первый способ (рис.1)

Это самый распространенный способ, проверенный временем. Защита двигателя от отключения одной фазы обеспечивается применением теплового реле ТЗ. Смысл этой защиты состоит в том, что постоянная нагревания теплового реле подбирается таким образом, что и постоянная нагревания электродвигателя.

То есть проще говоря, реле нагревается так же, как и двигатель. И при превышении температуры выше допустимой реле отключает двигатель. При отключении одной фазы, ток через другие фазы резко возрастает, двигатель и тепловое реле начинают быстро нагреваться, что вызывает срабатывание теплового реле.

Способ хорош и тем, что обеспечивает и защиту двигателя от перегрузки и пробоя одной фазы на корпус. Но для надежной защиты от пробоя на корпус, двигатель обязательно должен быть заземлен или занулен.

Недостаток этого способа в том, что тепловые реле достаточно дороги (примерно столько же, сколько и пускатель) и для надежной защиты его нужно достаточно точно подбирать и настраивать. В идеале его номинальный ток должен быть такой же, как и у двигателя.

Второй способ (рис. 2).

В обычную систему запуска трехфазного двигателя введено дополнительное реле Р с нормально разомкнутыми контактами Р1. При наличии напряжения в трехфазной сети обмотка дополнительного реле Р постоянно находится под напряжением и контакты Р1 замкнуты. При нажатии кнопки "Пуск" через обмотку электромагнита магнитного пускателя МП проходит ток и системой контактов МП1 электродвигатель подключается к трехфазной сети. При случайном отключении от сети провода А реле Р будет обесточено, контакты Р1 разомкнутся, отключив от сети обмотку магнитного пускателя, который системой контактов МП1 отключит двигатель от сети. При отключении от сети проводов В и С обесточивается непосредственно обмотка магнитного пускателя. В качестве дополнительного реле Р используется реле переменного тока типа МКУ-48.

Третий способ (рис 3).


Защитное устройство основано на принципе создания искусственной нулевой точки (точка 1′), образованной тремя одинаковыми конденсаторами С1—СЗ. Между этой точкой и нулевым проводом 0′ включено дополнительное реле Р с нормально замкнутыми контактами. При нормальной работе электродвигателя напряжение в точке 0′ равно нулю и ток через обмотку реле не протекает. При отключении одного из линейных проводов сети нарушается электрическая симметрия трехфазной системы, в точке 0′ появляется напряжение, реле Р срабатывает и контактами Р1 обесточивает обмотку магнитного пускателя—двигатель отключается. Это устройство обеспечивает более высокую надежность по сравнению с предыдущим. Реле типа МКУ, на рабочее напряжение 36 В. Конденсаторы С1—СЗ— бумажные, емкостью 4—10 мкф, на рабочее напряжение не ниже удвоенного фазного.

Чувствительность устройства настолько высока, что иногда двигатель может отключиться в результате нарушения электрической симметрии, вызванного подключением посторонних однофазных потребителей, питающихся от этой сети. Чувствительность можно понизить, применив конденсаторы меньшей емкости.  

Четвертый способ (рис. 4).


Схема защитного устройства аналогична схеме, рассмотренной во втором способе. При нажатии кнопки "Пуск" включается реле Р, контактами Р1 замыкая цепь питания катушки магнитного пускателя МП.

Магнитный пускатель срабатывает и контактами МП1 включает электродвигатель. При обрыве линейных проводов В или С отключается реле Р, при обрыве провода А или С — магнитный пускатель МП.

В обоих случаях электродвигатель выключается контактами магнитного пускателя МП1.

По сравнению со схемой защитного устройства трехфазного двигателя, рассмотренной в первом способе, это устройство имеет преимущество: дополнительное реле Р при выключенном двигателе обесточено.

Всего хорошего, пишите to Elremont © 2005

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *