Земли кфк

Земли кфк

Можно ли строиться на землях «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства»?
Разрешение на строительство.

Часть 1.

     Современное Российское законодательство написано таким языком, что многие существенные положения, могут быть обоснованы интерпретированы с юридической точки зрения совершенно по-разному. Истина по неоднозначным вопросам до возникновения серьезных конфликтных ситуаций устанавливается мнением чиновников в инстанциях, а после — определяется в судах. Мнение чиновников, как показывает практика, вещь весьма не постоянная и зависит от множества как объективных, так и субъективных факторов.
       В вопросах строительства на земельных участках с видом разрешенного использования «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ) мнения у чиновников, как правило, нет из-за отсутствия реальной практики. А информацию о судебных решениях на интересующую нас тему разыскать не удалось.
        Нижеследующие выводы основаны на теоретическом изучении законодательства.

        Можно ли строиться на землях «для ведения КФХ»?

        — Строиться можно. Согласно ст. 263 ГК РФ и ст. 403 ЗК РФ Собственник любого земельного участка имеет право на его застройку. В соответствии со ст. 43 ЗК РФ возведение или не возведение строений или сооружений, является правом собственника земельного участка. Поскольку запрета на строительство на землях КФХ нет, то данные нормы законодательства являются применимыми.

        Согласно «Закона о КФХ» для деятельности КФХ допускается наличие в составе имущества КФХ построек несельскохозяйственного назначения, т.е. жилого, рекреационного, промышленного и т.п.

       Закон о КФХ №74-ФЗ Статья 6. Состав имущества фермерского хозяйства:

1. В состав имущества фермерского хозяйства могут входить земельный участок, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственные и иные техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и иное необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства имущество.

       Действующим законодательством не установлены какие-либо особые режимы или условия, ограничивающие строительство на фермерской земле. Пределы использования земельных участков для ведения КФХ не ограничены никакими специальными нормами, как например, в случае с земельными участками для ведения ЛПХ (личное подсобное хозяйство), с/х производства или садоводства. Например, на земельных участках для ведения садоводства не допускается строительство более одной постройки с одним видом использования. Т.е. можно построить только 1 садовый дом (жилой дом можно строить только если участок находится в черте поселений), 1 баню, 1 сарай и т.д. На фермерской же земле нет ни количественного ограничения, ни по площади. Само собой, необходимо соблюдать все градостроительные, пожарные, санитарные, гигиенические и другие нормативы, поскольку в ином случае, могут быть использованы штрафные санкции за несоблюдение обязанностей землепользователя, в частности, установленные Ст.42 ЗК РФ.

       Закон о КФХ N 74-ФЗ Статья 11. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности:

1. Для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

2. Для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления деятельности фермерского хозяйства, могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий.

     После прочтения этой статьи, хочется сказать — да, очевидно, фермер может покупать участки для строительства.

И в природе, видимо, есть участки из состава земель с/х назначения, предназначенные «для строительства зданий, строений, сооружений, необходимых для осуществления деятельности КФХ». Но нам такая экзотика не встречалась и местные чиновники такого не слыхивали.

        Вышеуказанная статья, является единственной во всем земельном Законодательстве РФ, где упоминаются постройки на участке для ведения КФХ!

Требуется ли разрешение на строительство?

         В случае строительства зданий и строений (сооружения возводятся без получения разрешений и не подлежат регистрации в рег. палате) вид разрешенного использования «для ведения КФХ» подразумевает необходимость получения разрешения на строительство для капитальных построек, которые не являются постройками «вспомогательного использования», т.е. для капитальных складов, цехов, амбаров, овощехранилищ, мастерских, гаражей,  сараев и т.п.

       Жилое строение, т.е. отдельная постройка (здание, дом) постоянного типа, рассчитанная на длительный срок службы, вся или не менее половины площади которой предназначено и используется для проживания, по нашему мнению, как раз и является на участке «для ведения КФХ» объектом вспомогательного использования. Соответственно, разрешение на ее строительство не требуется (Ст. 51.п.17 Град Кодекса РФ).

 Нужно ли оформлять постройку на КФХ?

        — Оформление построек, не требующих разрешения на строительство, является добровольным. Соответственно, если речь идет о жилом строении, которое мы скромно назовем «баня» или «сторожка», то по нашему убеждению, оно будет являться постройкой «вспомогательного использования» и его можно никак не оформлять.

      Как оформлять постройку на КФХ?

        Если же Вы решили построить капитальный склад, цех, амбар, овощехранилище, и т.п., то теоретически Вам следует получать разрешение на строительство и оформлять постройку.

        В случае, если Вы твердо решили, что ваше строение не является постройкой «вспомогательного использования», и Вам следует надлежащим образом оформить свою постройку.

       Процедура оформления, в случае если оно необходимо, ничем не отличается от оформления строений на жилых (ИЖС) или приусадебных (ЛПХ) участках в населенных пунктах, даже наоборот — в нашем случае больше свобод при строительстве, чем в городской или даже в сельской черте.

        Важно помнить, что постройка не должна находиться в охранной зоне водоема, санитарной, защитной или какой-либо другой зоне действия обременений, а также зоне нахождения линейных объектов (ЛЭП, газовые магистрали, кабели и т.п.). Там строительство запрещено. Если на участке нет зон, запрещающих строительство — строительство на нем не запрещено!

        Что касается практики оформления построек, то этот опыт наиболее сконцентрирован в Подмосковье.

Согласно утверждениям Калинина Н.И., который является заместителем руководителя аппарата комитета Государственной думы по аграрным вопросам, а также государственным советником Российской Федерации I класса), получение разрешения на строительство на участках под КФХ является редкостью, и поэтому во многих регионах инстанции не знают, что с этим делать.

       После получения разрешения на строительство, должна идти классическая процедура оформления, в которой прямое участие принимают частные архитекторы, формирующие проект застройки, а также планировку расположения объектов на самом участке. Поскольку строительство — это прерогатива архитекторов, то по выяснению нюансов оформления лучше обращаться непосредственно к ним. К тому же, неясен перечень тех объектов, на которые требуется разрешение на строительство.

     Конечным итогом оформления будет получение паспорта объекта строительства и регистрация в районной регистрационной палате.

После чего, возникает обязанность платить налог с недвижимого имущества, а также ряд других соответствующих обязанностей.

       Процедура формирования проекта застройки, получения разрешения на строительство, согласование с надзорными инстанциями проекта, приемка комиссии для сдачи дома в эксплуатацию и другое, являются достаточно дорогостоящими и трудоемкими задачами. Многие землепользователи, особенно вдали от мегаполисов, осуществляют строительство без предварительного оформления. Попробуем разобраться, чем чреваты такие действия?

         Могут ли штрафовать за строительство на КФХ?

Согласно действующего КоАП, штраф за осуществление капитального строительства без получения соответствующего разрешения, для физических лиц составляет от 2000 до 5000 рублей, для юр. лиц — от 500.000 до 1.000.000р.

     1. Следует заметить, что сооружения, не являющиеся объектами капитального строительства (бытовки, навесы и т.п.) могут возводиться без ограничений и не требуют никаких разрешений.

      2. за возведение строений, являющихся капитальными, т.е. такими, которые невозможно переместить без затрат, соизмеримых со стоимостью самого строения могут штрафовать, если докажут, что эти строения не постройками «вспомогательного использования».

       3. Вопрос о том, какое строение следует считать объектом вспомогательного использования, является для нашего случая ключевым и весьма сложным. Прямого ответа на него найти в законодательстве не удалось. Мы полагали, что об этом знают архитекторы, сталкивающиеся с подобными задачами, но пока таких архитекторов найти не удалось. Рассмотрению этого вопроса посвящена отдельная статья под названием «Нужно ли оформлять постройку на КФХ?»

       Как часто могут штрафовать? — При соблюдении СНиПов и правил худшее, что можно ожидать — возможное ежегодное штрафование от 2000 до 5000 р. (для физ.лиц) за возведение объектов капитального строительства без получения разрешений, до тех пор, пока пользователь не оформит свои постройки вышеописанным образом.

       На землях с/х назначения в Ясногорском районе за самовольное строительство еще никого не штрафовали. При существующем законодательстве, крайне маловероятно, что могут начать шрафовать, поскольку запрета на капитальное строительство на землях «для ведения КФХ» нет, а в настоящее время разрабатывается проект закона, разъясняющего не только как законно строиться, но даже позволяющего прописываться на данной земле.

      Возможен ли снос самовольных построек? 

— в нашем случае  — не возможен.

Статья Гражданского Кодекса №222.Приводим ее с некоторыми сокращениями: 

1.

Самовольная постройка — строение, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением норм и правил.

2.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не вправе распоряжаться постройкой — продавать, дарить… Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

3. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, за лицом, в собственности … которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.

Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

        При изучении прецедентов сноса построек оказывается, что либо постройки были возведены самовольно на чужих участках без согласия собственников, либо находились в охранных зонах, не допускающих строительство.

          Каковы отступы построек от леса, лесопосадок, красных линий улиц и соседних участков?

        Существует два СНиПа, устанавливающих отступы от леса или лесопосадок. По СНиПу относящемуся к дачным и садовым участкам и поселкам, отступ предусмотрен в 15м. По СНиПам населенных пунктов — 25м. Предлагается руководствоваться нормами для населенных пунктов, поскольку в будущем не исключен перевод земель поселения под населенные пункты.

         По отступам от соседних участков и от дорог — иформация появится в последующем.

          Вывод русскими словами:

         Если не нарушены права и интересы других лиц, а также отсутствуют угрозы жизни и здоровью граждан (поэтому рекомендуется не только соблюдать при строительстве нормы, правила и СНиПы,  но и строиться с «запасом» прочности) — законно принудить снести постройку не получится. Необходимость получения разрешения на строительство весьма неочевидна. Размер штрафа за строительство без получения разрешения (если оно нужно) для физических лиц достаточно мал, а процедура штрафования достаточно сложна, чтобы чиновникам было интересно этим заниматься. Возможно узаконивания судом постройки, возведенной без необходимого разрешения, и последующая регистрация права собственности на постройку. К сожалению, амнистия, упрощающая оформление, здесь не работает. Но опять-таки, это только в случае, если на постройку требуется разрешение на строительство, т.е. если постройка не является объектом вспомогательного использования.

       Что касается людей, осваивающих поместья в Ясногорском районе, то желающих начать этот долгий и дорогой путь оформления, пока еще не нашлось. И большинство причин этому ясны:

— никого еще не штрафовали и подобной тенденции не наблюдается;

— платить существенный налог за строения мало кто торопится;

— при оформлении постройки могут обнаружиться нарушения, которые нужно будет исправлять (наиболее распространенные это — несоответствие проекту);

— Никто не отменял действие закона общества: меньше знаешь — крепче спишь. Можно и перефразировать: меньше знают [чиновники] — крепче спишь. Чем меньше чиновников знают о наличии сомнительного объекта или о возможностях придраться за какое-нибудь нарушение, тем меньше нужно расходоваться на устранение нарушений или на «закрывание глаз».

     В целом, имеют место быть совершенно серьезные опасения, что государству, очень скоро, будет совсем не до таких мелочей. 

На сегодняшний день Ясногорская администрация не препятствует и не видит препятствий в оформлении построек на землях «для ведения КФХ».

Владимир Бахарев
01.09.2009г.
12.10.2009г. Добавлена информация по статье 222 ГК.
09.09.2010г. Добавлена информация из Град. Кодекса об отсутствии необходимости получения разрешения на строительство и др.
17.09.2010г. Добавлены обоснования права на строительство на землях для КФХ.
13.12.2010г. Внесены терминологические уточнения в отношении построек на землях для ведения КФХ.
12.04.2011г. Внесены уточнения, а также добавлена новая статья «Можно ли строиться на землях для ведения КФХ». Часть II .

Комментарии к федеральному закону от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ
«О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

Прежде чем приступить к описанию достоинств и недостатков данного вида хозяйственной деятельности, необходимо отметить значение и некоторые особенности двух следующих терминов — самого КФХ и земельного участка, предназначенного для ведения деятельности КФХ.
КФХ — форма организационно правовой коммерческой деятельности объединения граждан, либо одного лица.
Регистрируется КФХ в налоговой инспекции по месту регистрации (место жительства) главы КФХ.
Членов КФХ, не связанных родством, может быть не более 5 человек. Нанятых работников — не более 15 чел.
Имущество для создания или расширения КФХ юридически приобретается (и регистрируется) на имя физ. лиц. При внесении имущества в КФХ создается общая долевая собственность (доли определяются соглашением всех членов КФХ, либо признаются равными по умолчанию). В случае если КФХ создает один гражданин — заключение соглашения не требуется.
Члены хозяйства, желающие выйти из него в праве получить только денежную компенсацию (земельный участок и другое внесенное имущество остается в КФХ).
В КФХ может вноситься и часть имущества физ. лиц. Например, один из двух участков, принадлежащих члену КФХ.
С момента регистрации КФХ вступают в силу налоговые льготы с доходов физ.лиц и действуют в течение 5 лет. Отчетность о ведении деятельности КФХ необходимо сдавать ежегодно в налоговые органы в установленные сроки (на практике же сдача деклараций часто игнорируется фермерами, и налоговые органы их совершенно не контролируют в силу многих причин).
Распоряжение имуществом, внесенным в КФХ, осуществляется главой КФХ, признаваемым и.п.

Участок, для ведения деятельности КФХ:

В большинстве случаев земельные участки выбираются из земель с/х назначения (могут быть предоставлены или приобретены из других категорий — поселения, лесфонд, земли промышленности и т.д.).
Целевое использование (в случае отсутствия разрешения на строительство)- сельскохозяйственное использование (либо сельскохозяйственное производство, что по сути одно и то же).
Участки могут быть зарегистрированы только на имя физ. лица.
На земельном участке возможно получение разрешения на ИЖС с правом регистрации ПМЖ.
Площадь участков практически не ограничена (от 6-ти соток до тысяч га в зависимости от видов деятельности КФХ и общей площади земель района).

Остановимся на одном из важнейших нюансов КФХ, а именно — не связанности возникновения права собственности на участок и создании самого КФХ!
Согласно существующему законодательству, не наблюдается никаких нормативных актов и статей, обязывающих собственника земельного участка, приобретенного для ведения деятельности КФХ, осуществлять регистрацию самого КФХ в соответствующих (налоговых) органах (в отличие от участка для ведения ЛПХ, превышающего максимально разрешенный размер (в каждом СФ — свой)). Следующий фундаментальный вывод: Собственник участка под КФХ еще не является фермером! Согласно существующему порядку на сегодняшние день регистрация КФХ осуществляется по свободной воле собственника независимо от наличия или отсутствия каких-либо прав на земельные участки! Т.е. эти два понятия теперь не связаны друг с другом.
Если не планируется продажа продукции с участка и соответственно, официальное подтверждение права продавать выращенную продукцию, то рекомендуем вообще не регистрировать в налоговой инспекции свое КФХ! Таким образом, избегается необходимость подачи ежегодной налоговой декларации о доходах физических лиц и участок становится подобным дачному, — требуется только получение разрешения на строительство (достаточно стандартная, хотя трудоемкая процедура), также не стоит забывать об уплате ежегодного земельного налога, (который во много раз меньше «дачного», в нашем случае — в 5 раз).
Теперь коснемся темы строительства на участке.

Право возведения зданий, строений, сооружений на земельном участке, приобретенном для ведения КФХ.

Для начала процитируем некоторые фундаментальные основы частей федеральных законов, касающихся строительства на КФХ.

Закон о КФХ, глава 4, п.2: Для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления деятельности фермерского хозяйства, могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий.

ЗК РФ: Статья 7. Состав земель в Российской Федерации 1. Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли поселений; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса. 2. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
ЗК РФ Статья 85.

п.3. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
4. Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом. Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры. Запрет на использование земельного участка и прочно связанных с ним объектов недвижимости до приведения их в соответствие с градостроительным регламентом или срок приведения видов использования земельного участка и прочно связанных с ним объектов недвижимости в соответствие с градостроительным регламентом устанавливается органом местного самоуправления.

11. Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях — земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, — используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами поселений и правилами землепользования и застройки.

В соответствии со ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутыми водоемами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Сооружения (типа «лисья нора», баня, сарай, гараж, колодец, теплица, туалет и т.д.), не имеющие капитального фундамента регистрации не подлежат, но требуется получение разрешения на их возведение.
Сооружения можно возводить не только на участке, приобретенном для ведения КФХ, но и на участке, для ведения ЛПХ. Более подробно, читайте, соответственно, в комментарии к закону об ЛПХ.
После получения разрешения на строительство, необходимо в течение трех лет приступить к возведению построек. Часто владельцы участков приступают к возведению строительства не дожидаясь получения необходимой градостроительной документации, касающейся самого здания или сооружения, а также их конструктивных особенностей (СНиП). Лишь после возведения («задним числом») формируется проект застройки и согласование в инстанциях. Таким образом, избегается несоответствие реальной постройки с предварительными требованиями ее возведения. Это возможно только в случае, если застройщик заранее учел и соблюл все необходимые СНиПы самостоятельно! Иначе возможны существенные проблемы при проверке построенного здания и сдаче его в эксплуатацию. Данный путь более рискованный, но бывает, менее затратный. Т.е. главное при возведении постройки соблюсти требования СНиП.
Обязанность собственников земельных участков соблюдать определенные нормы изложена в ЗК РФ:
Статья 42. Обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:
использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;
осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами;
своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;
своевременно производить платежи за землю;
соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий;
выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.


Участок не может быть изъят в случае его неиспользования в течение первых трех лет после возникновения прав.
Требования по обработке участка аналогичны требованиям к другим видам целевого использования. Желательно не допускать естественного залесения на значительной части его территории.
В судебной практике не встречается изъятия земельных участков в случае их неиспользования. Изымают или предъявляют санкции только в случае иных видов нецелевого использования, т.е.

использования не по назначению.
Исходя из практики, сегодняшнего дня, огромное количество участков залесено, но государство не заинтересовано в их изъятии, поскольку данная процедура очень сложна и затратна.
В стране происходит массовое залесение заброшенных садоводческих и полевых участков фермерских и подсобных хозяйств! Особенно в не престижных для земледелия зонах. Сотни тысяч гектар фактически выходят из оборота землепользования!
Согласно существующему законодательству даже отказаться от заброшенного участка (если например, вам он уже не нужен) в пользу государства не представляется возможным! Это реальная проблема многих садоводов и некоторых фермеров, ибо они вынужденно обязаны продолжать платить ежегодный земельный налог (который постепенно повышается, как и все остальное) и нести иные виды ответственности за свой земельный участок.
Отказ от участка — является двухсторонней сделкой, требующей согласия администрации.
Насильно изъять неиспользуемый участок — еще более сложная процедура.

При регистрации КФХ в налоговых органах, в качестве основного вида деятельности рекомендуем выбрать ОКВЭД 01.12.2 — «Декоративное садоводство и производство продукции питомников» — данная форма прекрасно подходит под нужды РП.

Что нужно знать владельцу участка для ведения КФХ касательно его застройки:
1. Для получения права строительства и возведения зданий, строений и сооружений необходимо осуществить действия по формированию, утверждению и согласованию проекта застройки территории. Соответственно, изменению его целевого использования согласно градостроительных регламентов, указанных в проекте застройки.
2. Необходимо учитывать нормы санитарных, противопожарных и других СНиПов и норм, например, по соблюдению выдержанных расстояний посаженных деревьев от границы участка до соседнего (4м) и до физической границы леса (15м). А также требуется соблюдение градостроительных регламентов при возведении построек.
3. Возведенные ранее здания, строения, сооружения без необходимой для этого документации
3. Следует не забывать, что при отсутствии постановки КФХ на налоговый учет — законно продавать выращенную продукцию нельзя.
4. После регистрации КФХ в установленном порядке, вступает в силу 5-ти летние льготы по уплате земельного налога и других налогов, связанных с ведением коммерческой деятельности. Поэтому рекомендуется (в случае с коммерческим подходом к выпуску продукции) не спешить с созданием и регистрацией КФХ, а произвести ее в наиболее выгодный для вашей деятельности момент, например, подготовив средства производства или, вырастив необходимую продукцию. Также, для более длительного пребывания в необлагаемом "коридоре", возможно каждые 5 лет ликвидировать и вновь создавать КФХ.
5. При добровольной ликвидации КФХ (выход всех членов хозяйства) право собственности на участок остается (если вносил в КФХ участок один собственник) или делится в соответствии с соглашением, среди внесших в КФХ свои имущественные доли согласно ГК РФ (кратно внесенному имуществу).

Выводы:
КФХ практически по всем юридическим и градостроительным параметрам подходит для всех необходимых целей при создании и развитии Родового Поместья!
В первую очередь, данная форма организационно правовой деятельности и целевого использования земельного участка дает возможность получения разрешения на строительство и регистрации постоянного места жительства, а следовательно, подведения инженерных сетей (ЛЭП, вода, газ и т.д.).
Собственник участка, приобретенного для ведения КФХ, вопреки разошедшемуся мнению — не является фермером, соответственно необходимость в регулярных отчетах, выращивании и продажи продукции отсутствует!

Желаем всем владельцам участков для ведения крестьянско (фермерского) хозяйства воспользоваться замечательными достоинствами и успешно производить развитие своего хозяйства!

Федеральный закон Российской Федерации от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ «О КРЕСТЬЯНСКОМ (ФЕРМЕРСКОМ) ХОЗЯЙСТВЕ»

C уважением,
Бахарев Владимир.
11.03.2005 г.


Последний раз редактировалось 11.03.2005г.

Земли КФХ для инвестиций

Земли КФХ для инвестиций

Сегодня, когда в Подмосковье остается все меньше свободной земли, подходящей для застройки, а значит и для вложения денег, новым вариантом для инвестирования стали земли фермерских хозяйств.

В 90-е годы эти земли получались от государства для ведения сельского хозяйства, то есть они представляют собою более-менее приемлемые по рельефу для возделывания участки. По сравнению с альтернативой – неудобьями и балками, оставшимися в государственной или муниципальной собственности, земли КФХ явно выигрывают.

Поскольку сложившийся рынок таких земель отсутствует, удачно приобретенный у фермера по скромной цене участок может быть впоследствии продан в 4 раза дороже. Повысить цену участка для КФХ можно, например, взяв на себя его оформление (включая инструментальное межевание) или сменив вид разрешенного использования с «для ведения КФХ» на «для дачного строительства».

Как можно использовать земли КФХ

  • В последнее время популярна организация собственных хозяйств: конюшен, псарен и ферм эко-еды. Они полностью соответствуют разрешенному виду использования земельного участка. В то же время законодательство не налагает на собственника земли для КФХ обязанности регистрировать ИП и становиться фермером.
  • Строительство нескольких усадеб, при условии нахождения участка в общей собственности владельцев недвижимости. Средняя площадь земель, выделявшихся «под организацию КФХ» — около 10-15га. И по закону такие земли неделимы, являются общей совместной собственностью членов КФХ (совместной – значит без выдела долей, даже идеальных). Такие варианты сегодня есть на рынке недвижимости, и они находят своего покупателя.
  •  
  • Застройка коттеджами (поселок для постоянного проживания или дачный). Этот вариант потребует смены вида разрешенного использования на «для дачного строительства».

    Процесс изменения вида разрешенного использования – трудоемкий, включающий в себя сбор документов, оплату разницы в кадастровой стоимости, принятие решения областной администрацией. Он может занять от 4 месяцев до года. Но в результате рыночная цена участка серьезно возрастет.

Однако такой соблазнительный для инвестора вариант не лишен серьезных осложнений. Кроме упомянутой неделимости, осложняющей реализацию участка, есть и ряд других проблем.

Вероятные проблемы с землями КФХ

  • Необходимость соблюдения преимущественного права покупки участка субъектом РФ (Московской областью).

Означает, что любой сельхозучасток должен быть сначала предложен по конкретной цене Московской области и лишь в случае ее отказа – другим покупателям. Честно говоря, этот момент касается всех земель сельхозназначения, в том числе и фермерских. Вопрос вполне решаемый. Можно пойти официальным путем, запросив у Московской области о желании приобрести конкретный участок. Официальный отказ субъекта РФ позволит провести сделку с другим покупателем. Есть и другой вариант – вместо купли-продажи оформить передачу участка в виде дарения или мены, на которые преимущественное право не распространяется.

  • Долгое и дорогое оформление.

Зачастую фермер имеет на руках так называемый «Государственный акт» — документ, подтверждавший права на землю в 90-е годы. Он обладает юридической силой, но для совершения сделки понадобится регистрация права собственности в органах Росреестра. А для такой регистрации потребуется оформление кадастрового паспорта. Сегодня участки наносятся на кадастровую карту по результатам инструментального межевания – на местности. Это означает, что чем дальше облюбованный вами участок от контрольных точек, уже установленных геодезистами в цивилизованной местности, чем больше его площадь, тем дороже будет стоить межевание.

Таким образом, при наличии времени и средств на оформление документов, земли фермерских хозяйств – отличный способ вложения денег, в силу небольшого размера доступный практически любым инвесторам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *