Как выделать кожу

Как выделать кожу

Дубление шкур природными дубителями или растительное дубление относится скорее наследию наших предков и в настоящее время используется все реже и реже в силу своей неэкономичности и трудоемкости. Однако в результате этого дубления получают высокоустойчивые к действию влаги и тепла шкуры.

В качестве природных дубителей используют высушенные части растений — кору, мелкие веточки, реже корни. Обычно применяют кору дуба («зеркальная» кора содержит 10-20% дубильных веществ, старая — 2-4%), ольхи черой и серой (гладкая кора 6-11 % дубильных веществ), различных видов ив (старая кора — до 7-12% дубильных веществ), березы, реже лиственницы (2-4%) и ели (2-3%); листья скумпии кожевенной (15-40%); сумаха дубильного (15-40%); иван-чая (7-12%); корку плодов фаната, зеленые околоплодники грецкого ореха, корни кровохлебки (12-20%) и конского щавеля (8-12%) и др.

Чаще используют кору ивы.

Она дает более мягкую, чем дубовая кора, кожевую ткань шкуры и не так сильно окрашивает мездру и мех, как ольховая. Дуб, ольха, кровохлебка, грецкий орех слегка окрашивают мех и сильнее мездру в желтый цвет, дуб, кроме того, несколько стягивает кожу. Вообще все растительные дубители подкрашивают шкурки, поэтому пушнину со светлым ярким мехом обрабатывают намазным способом.

Готовят все дубители одинаково. Если сырье (кора, корни и др.) свежее, то его измельчают и кладут в нержавеющую или эмалированную посуду до верха, не утрамбовывая, заливают холодной водой и кипятят 30 минут. Если растения сухие, то их кладут от половины до трети посуды, заливают холодной водой и кипятят 20 минут.

Следует избегать отваров высокой концентрации, которые могут привести к чрезмерному уплотнению поверхностных слоев кожевой ткани («задубу»), после чего проникновение дубящего отвара во внутренние слои будет затруднено. Остывший отвар отцеживают от коры так, чтобы в нем не осталось мелкой корьевой пыли, которая может забивать поры кожевой ткани и препятствовать равномерному продубливанию. В отцеженный отвар добавляют поваренную соль по 40-50 г на 1 л, и остужают. Дубитель готов.

Можно заранее приготовить дубитель без кипячения: залитую горячей водой кору настаивают 1-2 суток, а затем отцеживают и подсаливают.

Готовый дубильный настой (или отвар) используют намазным и окуночным способом.

Окуночное дубление. После пикелевания шкуры, прошедшие пролежку, погружают в дубитель. Проникновение танинов в толщу дермы идет медленно. Поэтому шкуры выдерживают в дубителе от 12 до 48 часов. Максимальная продолжительность дубления — до 4-х суток. Передержка в дубителе нежелательна. Передубленные шкуры становятся грубоватыми на ощупь и теряют эластичность.

Для определения окончания процесса дубления в отвар целесообразно внести 10% какого-либо из окрашивающих дубителей, лучше ольху или кровохлебку. Тогда окончание обработки определяют следующим образом: в области паха от шкуры отрезают небольшой кусочек и на срезе смотрят, как желтый цвет дубителя проник вглубь мездры. Если кожа пропиталась полностью, то дубление прекращают. После дубления следует пролежка, которая длится двое суток.

Одним из лучших дубителей меховых изделий считается смесь отвара ивовой коры (10л) с 2-2,5 л отвара коней конского щаве-ля. При приготовлении отвара ивовой коры из свежего сырья посуда заполняется кусочками коры и тонкими ветками без утрамбования доверху и заливается водой, которая должна покрывать ветки. После замачивания (2-3 ч) и кипячения на слабом огне в течение получаса отвар сливают, добавляют в него отвар корней щавеля и 50 г/л поваренной соли.

Шкурки с тонкой неплотной кожевой тканью, например заячьи, рекомендуется обрабатывать более слабым отваром. Для его приготовления посуду заполняют корой только наполовину, а водой — полностью. Дубление проводят вышеописанным способом. Применение крепкого отвара даже намазным способом может привести к передубливанию, что сделает шкуру грубой и даже ломкой.

Намазное дубление применяют для любых шкур, но, например, шкурки зайца-беляка, чтобы не потерять цвет меха, можно обрабатывать только таким способом. Предварительная подготовка шкур аналогична таковой для намазного дубления квасцами, т.е. шкуры должны быть высушены, слегка растянуты и отмяты. Неплохо перед дублением выровнять кожевую ткань по толщине, если это не было сделано во время мездрения перед выделкой. Утолщенные участки аккуратно строгают острым ножом или скребком. Если достаточного опыта в этом нет, то утолщения на подсушенной шкуре снимают пемзой или наждачной бумагой.

Подготовленные шкуры смачивают дубильным отваром со стороны мездры, стараясь не затронуть мех, особенно если он белый. Смоченные шкуры укладывают мездра к мездре на пролежку. Через 2-3 ч шкуры осматривают и смачивают дубителем непропитавшиеся места, после чего снова укладывают, как и в первый раз. Смачивание заканчивают, когда вся кожа равномерно пропитается и перестанет принимать в себя раствор. Далее следует пролежка на 12-24 ч.

Ковры из овчины в интернет магазине Три Шкуры по низким ценам с доставкой по Москве и России. Огромный выбор! Скидки!

Кожи домашних животных различаются по массе и толщине. Конечно, в любительских условиях трудно перерабатывать тяжелые (15—25 кг) кожи, снятые с коровы или быка. Поэтому ограничимся советами по переработке сравнительно легких кож, например козьих или овечьих.
Прежде всего снятую шкуру необходимо законсервировать. Чтобы она не сгнила или ее не попортили моль, кожеед, сразу же хорошо промойте ее в холодной воде с хозяйственным мылом. Особенно тщательно надо удалять остатки крови и грязи — потенциальные источники развития гнилостных бактерий. После промывки дайте воде стечь, расстелите шкуру на ровной поверхности волосяным покровом вниз и густо посолите ее поваренной солью. Затем сверните шкуру конвертом и положите в прохладное место. Хорошо обработанную и просоленную шкуру можно хранить при температуре -1—+2°С несколько лет.
Этап первый. Взвесьте законсервированную шкуру, положите в ванну и залейте чистой водой комнатной температуры. Соотношение между массой шкуры и воды (так называемый модуль ванны) должно быть не менее 1:5. Воду следует менять через каждые 12—15 ч, чтобы шкура не загнила. Длится этот этап два дня. За это время из шкуры удаляется соль, она пропитывается влагой, становится пластичной.
Этап второй. Утром шкуру развешивают и выдерживают два часа, чтобы стекла вода. Затем со стороны, противоположной волосяному покрову, тупым ножом снимают подкожный жировой слой. Эта процедура называется мездрением. Если вы почувствуете, что кожа суховата, недостаточно пластична, то после мездрения ее еще раз положите отмокать на сутки.
Теперь приступим к удалению шерсти. На небольшую шкуру потребуется около 40 г сернистого натрия и 160 г негашеной извести. Погасите известь в отдельной посуде, смешайте с сернистым натрием и получившейся сметанообразной массой смажьте поверхность шкуры, противоположную волосяному покрову. Потом сверните шкуру шерстью наружу и оставьте в теплом (20—30°С) помещении на 12—15 ч. За это время смесь из сульфида и извести проникнет в толщу кожи, растворит волосяные сумки, удерживающие волосы. Теперь волосяной покров можно легко снять тупым ножом, но делать это необходимо очень аккуратно, стараясь не поцарапать лицевую поверхность кожи. При этом шерсть не повреждается, и ее можно использовать для других целей. Чистую обезволошенную шкуру погрузите в ванну с водой (модуль ванны 1:7) и оставьте на 12— 15 ч. В течение этого времени шкура будет впитывать воду, поэтому не забывайте ее периодически подливать, поддерживая первоначальный уровень.
Этап третий. Набухшую, пропитавшуюся водой шкуру вынимают из ванны и тщательно промывают в проточной воде при 18—20°С в течение 2 ч. Это делается для удаления остатков извести и сернистого натрия из кожи. Затем шкуру опять оставляют на 12— 15 ч в воде при комнатной температуре. После этого ее вынимают из воды, при необходимости подмездряют, обрезают лапы, хвосты. Теперь нужно полностью нейтрализовать сульфид натрия и известь, проникшие в толщу кожи, и вымыть их оттуда. Для этого применяют сульфат аммония, который берут в избытке: на шкуру небольших размеров — около 140 г при модуле ванны не меньше 1:4. В этот раствор погружают шкуру для нейтрализации.
Пока шкура находится в растворе сульфата аммония, приготавливают порошок для размягчения кожи. Сырьем для него служит поджелудочная железа животного, обычно — быка. Высушенную железу перетирают с древесными опилками в весовом соотношении 1:3. Древесные опилки — хороший консервант, поэтому такой порошок будет долго храниться. Порошка, полученного из одной бычьей железы, достаточно для обработки 40—50 небольших шкур.
Необходимую часть порошка разведите в теплой воде и добавьте в ванну, где нейтрализуется кожа. После этого кожу выдерживают еще около 1 ч, затем вынимают, хорошо промывают в теплой проточной воде. Ферменты, находящиеся в поджелудочной железе, разрушили растворимый белок, который при промывке удалился из кожи. Вследствие этого кожа стала несколько легче по весу.
Этап четвертый. Этот этап осуществляют сразу же после окончания процесса размягчения. Хорошо промытую шкуру (особенно с лицевой стороны) взвешивают и приступают к приготовлению хромирующего раствора. Все реактивы надо брать в процентах от веса шкуры, модуль ванны для хромирования не менее 1:2. Вам понадобятся алюминиевые квасцы (4%), хромпик калиевый или натриевый (5 %), соляная кислота 35 %-ная (2,5 %), вода (200 %).
В отдельной посуде растворите квасцы, добавьте хромпик и соляную кислоту, весь раствор хорошо перемешайте и залейте в ванну. Хромировать надо в холодном растворе (15—17°С) и первые два часа периодически его перемешивать. Затем кожу оставляют в растворе на 10 ч. По истечении этого времени, чтобы убедиться, что раствор прошел сквозь всю толщу кожи, сделайте в шиворотнои части сквозной надрез: он должен быть желтым, как первоначальный раствор хромпика. Если же раствор не пропитал кожу основательно, то процесс хромирования придется повторить, но время выдержки в растворе сократить. Теперь необходимо приготовить два раствора: для ополаскивания (5%-ный раствор гипосульфита и 0,5 %-ный раствор соляной кислоты) и восстановления (гипосульфит — 18 %, соляная кислота — 6 %, вода — 200 % от веса шкуры).

Применять можно только свежеприготовленные растворы.
Сначала кожу погружают в первый раствор на 4—5 мин, затем слегка ополаскивают и погружают во второй раствор для восстановления. Температура восстанавливающего раствора не должна превышать 18°С. В первые 2 ч раствор с кожей нужно энергично перемешивать, а затем оставить в покое на 10—12 ч. В результате такой обработки кожа становится более прочной, влагостойкой и мягкой. После восстановления кожу развешивают на перекладине.
Этап пятый. Кожу промывают в течение 30 мин в теплой проточной воде и подготавливают к нейтрализации остатков веществ, использовавшихся в предыдущей операции.
Нейтрализацию проводят в рабочей ванне с модулем 1:5 при помощи буры (1 % от массы кожи) или бикарбоната (1,5 % от массы кожи) в течение 1 ч, после чего кожу промывают проточной водой на протяжении 1,5 ч. Затем ее развешивают на перекладине. В таком положении кожа должна находиться в течение 12—15 ч.
Этап шестой. Кожа уже почти готова. Теперь ее осталось облагородить, довести до товарного вида. Если кожа от молодых животных, то есть гладкая и одинаковая по толщине, то ее достаточно прожировать, высушить и размять. Если же она различается по толщине, на ней заметны пороки, то ее придется прострогать и покрасить. Строгают кожу, то есть выравнивают ее по толщине, со стороны, противоположной волосяному покрову, используя для этого специальный струг, а затем красят. Следует помнить, что светлые цвета подчеркивают природные пороки кожи и пороки, полученные при обработке, тогда как темные цвета скрывают их. Красить лучше кислотными красителями, но можно использовать краситель для хлопка.
Сначала готовят ванну для крашения, для чего растворяют краситель (1,5—2 % массы кожи) в двадцатикратном количестве воды, кипятят и выливают в ванну. Начальная температура раствора должна быть 60°С, модуль ванны — 1:5. Процесс крашения продолжается на протяжении 4—5 ч при постоянном перемешивании раствора. Затем кожу промывают горячей (50°С) проточной водой.
Сразу после крашения кожу жируют. Жирующий раствор готовят заранее: хозяйственное мыло (2,5 % от массы кожи), касторовое масло (1,5—2 % от массы кожи), бура (0,1 % от массы кожи); модуль ванны — 1:2. Доведите до кипения двадцатикратное количество воды по отношению к общей массе мыла и касторового масла, растворите мыло и добавьте масло и буру. Полученный раствор должен быть похож на топленое молоко. Затем кожу погрузите в ванну с горячей водой (60°С, модуль 1:5) и залейте жировальным раствором. Жирование производят в течение 1 ч при возможно более постоянной температуре и постоянном интенсивном перемешивании. После этого кожу хорошо промывают в теплой воде и вывешивают на перекладину.
Этап седьмой. На этом этапе кожа подвергается растягиванию. Это можно делать, разглаживая ее тупым ножом или металлической полоской, воткнутой в ребро доски. Правильно растягивать кожу с лицевой стороны, но при малом опыте эту операцию можно производить с изнаночной стороны. После растяжки кожу слегка смазывают вазелином и вывешивают в сушилку. Сушат кожу при температуре 30—35°С. Продолжительность сушки — около 15 ч.
Сухую кожу снимают, засыпают ее влажными опилками. Увлажнять опилки не следует слишком сильно: кожа должна быть слегка влажной, но не мокрой. В опилках кожу выдерживают 10—12 ч. Затем еще раз тщательно растягивают, разминают руками, натягивают (несильно) на деревянные рамы и оставляют в проветриваемом помещении на 10—15 ч. После этого кожу снимают, обрезают жесткие края, проглаживают утюгом с минимальным нагревом. Теперь она готова.
Однако может оказаться, что не все пороки скрыло объемное крашение. В таком случае необходимо воспользоваться специальным покрывающим составом. В него входят: краситель или пигмент — 11 г, бура — 5 г, белок одного яйца, кровь животного — 200 мл, молоко — 100 мл, глицерин — 3 мл, формалин — 1,8 мл.
Состав готовят следующим образом. В 500 мл воды растворите при кипячении краситель или пигмент. Отдельно в 100 мл воды растворите буру. Оба раствора охладите. В отдельной посуде хорошо взбейте белок и смещайте его с охлажденным красителем. В другой посуде взбейте кровь и смешайте с раствором белка и красителя. Полученную смесь хорошо перемешайте, добавьте глицерин и формалин и при тщательном перемешивании — раствор буры. Затем смесь фильтруют через марлю. Полученного раствора хватит для глянцевания 8—10 небольших кож.
Прежде чем наносить покрытие, необходимо протереть кожу с лицевой стороны раствором молочной кислоты (1:12), после чего сразу же наносится глянец. Через 30 мин после нанесения глянца кожу подвергают лощению, то есть полировке толстым гладким стеклом на твердой деревянной поверхности. Через сутки кожу можно еще раз покрыть глянцем, разбавленным водой в соотношении 1:3, отполировать и прогладить утюгом с минимальным нагревом. Теперь кожа окончательно готова для дальнейшего применения.

Tags: Кожа, Химия

Оставить комментарий

Вам нужно войти, чтобы оставить комментарий.

.

Способы обработки мехов

Главная особенность развития выделки мехов последних лет состоит в резком изменении вида сырья при создании полуфабриката.
Использование фирменных технологий и васококачественных химикатов существенно улучшают полуфабрикат даже при обычной натуральной выделке, придающей блеск и рассыпчатость волосу, прочность и эластичность кожевой ткани.
Крашеный полуфабрикат, редкий в прежние годы, завоевал уже половину мирового рынка и продолжает наступление. Урзольное крашение, использовавашееся для скрытия пороков, вытеснено кислотным, применяемым для создания новых благородных расцветок.
Золотое обесцвечивание, наиболее широко используемое на норке Сканглоу (Scanglow), способствует прочному закреплению на рынке (скорее мировом, нежели росийском) изделий золотистых расцветок. Сочетание обесцвечивания с крашением позволяет шире использовать дефектную по цвету пушнину и создавать новые цветовые эффекты.
Помимо однородного крашения выделились в отдельные направления технологии по частичному окрашиванию:

  • фантазийное (хаотичное) крашение — с хаотичным смешиванием по поверхности шкуры от 3 до 20 цветов,

  • наведение хребта — с нанесением вдоль спины полосы,

  • дерадационное крашение — с плавным изменением интенсивности окрашивания в направлении от головы к хвосту,

  • сноу топ — с различным окрашиванием кончиков и основания волоса,

  • трафаретное крашение — с нанесением на поверхность волоса или кожи различных рисунков.

Популярность узких силуэтов в мировой моде и давление активистов по правам животных способствовало развитию технологий, изменяющих естественную стуктуру меха: фигурная стрижка, однородная стрижка и щипка или эпиляция.

Важнейшим параметром качества является тонкость, мягкость и эластичность кожевой стороны. Тонкость достигается стрижкой (мездрением) и требует очень большого опыта, обычно более 10 лет. Мягкость и эластичность создается специальными машинами и химикатами (kicking oil).
Другой важный параметр — шелковистая, блестящая и рассыпчатая меховая сторона, что достигается специальной стиркой и чисткой. Следует помнить, что на большинстве импортных фабрик чистка «финишинг» (finishing) производится уже в готовых изделиях, поэтому полуфабрикат имеет остатки жира и грязи на меховой стороне.
Часто к натуральным процессам относят и различные тонировки и обесцвечивание:

  • Голубым красителем (blueing, strong blueing), обычно на цветной норке, лисе и песце.

  • Темным красителем — реинфорсинг, 1, 2 или 3-х кратный — по степени затемнения (reinforcing: single, double, triple; Whisper Shot or American Double), обычно на темной норке: Scanblack, Mahogany, Scanbrown и Scanglow.

  • Обесцвечивание (bleaching, strong bleaching, decoloration). Используется на любой норке, лисе и песце для удаления пороков по цвету или создания специальных эффектов, например отбеливание норки Пастель в Белую (Bleaching Pastel to White mink).

Образцы:

 

Если при зарождении крашение создавалось для скрытия дефектов цвета, то в настоящее время оно широко используется для создания цветов пушнины, не полученных пока селекцией и скрещиванием, а также для перекраски дешевых типов мехов в дорогие, например, крашение серебристо-голубой норки в ирис (Bleaching Silverblue to Blue Iris Color).
В отличие от тонировки или реинфорсинга крашение это всегда дополнительный мокрый процесс, а значит приводит к дополнительной усадке и потере эластичности шкур.
Главной сложностью является различная степень окрашивания подпуши и ости. Ость изменяет цвет намного слабее, что создает общий грязный цвет при крашении темной пушнины или ненатуральный цвет при крашении цветных (мутационных) типов. Обычно стоит задача покрасить из недорогих типов норки в дорогие, например, Сканглоу в Сапфир. Пока это не удавалось, поскольку ость у темных типов норки (Scanblack, Mahogany, Scanbrown & Scanglow) невозможно обесцветить до светлых тонов. Поэтому для получения светлых цветов, таких как серо-голубые, используется цветная норка. Темную норку пока удавалось хорошо перекрасить только в очень темные цвета. При этом полезно сделать отбеливание или реинфорсинг одновременно с натуральной выделкой (в одном процессе).
Конечно, при отсутствии ости (после стрижки или щипки) этой проблемы нет, что видно из приведенных иллюстраций. Также легко перекрашивается в любые, в т.ч. светлые цвета, песец (Blue Fox) и лама.

Образцы:

 

Золочением меха называют обесвечивание пигмента волоса в процессе выделки. Подпушек при этом становится намного светлее естественного (до светлого серого цвета), а ость — темнее. Кожевая остается эластичной и светлой.
Процесс широко используется на норке Scanglow в Италии и Греции для создания полуфабриката с ярким рыжим оттенком. На цветных типах норки (Pastel, Silverblue), нутрии, черном и цветном каракуле обесцвечивают для последующего крашения. При выборе цвета следует учитывать, что на темных типах норки ость становится рыжеватой. Крашение в цвета от зеленого до синего приведет к общему грязному цвету (синяя подпушь в сочетании с рыжей остью).

Образцы:

 

Фантазийным (хаотичным) крашением называют крашение каждой шкуры одновременно в несколько (3-20) цветов. Хороший результат получается на светлом материале: песце (Blue Fox), светлой серебристой лисе (Silverfox Pale, XP) и светлой норке (White, Pearl).
Несмотря на эффектный вид использование полуфабриката при производстве шапок крайне ограничено из-за сложности кроя и консервативности русского рынка.

Образцы:

 

Наведением хребта называют крашение отдельно только участка шкуры на спине от носа до хвоста. Краску наносят щеткой (Brush Stripe) или пурльверизатором (Spray Stripe). За счет регулировки скорости движения пульверизатора и интенсивности распыления краски можно варьировать ширину полосы и плавность изменения цвета от центра к краям.
Различают наведение хребта с отбеливанием (Bleaching White With Stripe), когда на окрашенной шкуре наносится светлый хребет. При этом возможно сделать хребет золотистым или серебристым (Golden/Silver Stripe).
Наведение хребта с отбеливанием используется также для устранения дефектов цвета, особенно по череву (Brush Belly) у весенних шкур (Breeders). Это позволяет убрать рыжий цвет с животов у темной норки и желтый у цветной.

Образцы:

 

Дерадационным крашением (деградацией) называют неоднородное крашение с плавным изменением цвета в направлении от головы к хвосту. Обычно используется на светлом сырье: цветной норке или песце. Краситель выбирается темнее, чем исходное сырье. Однако возможна замена красителя на отбеливатель (Golden Bleaching Degradation), позволяющая использовать и темное сырье.
В России продвижение полуфабриката тормозится дороговизной процесса и сложностью моделирования при изготовлении шапок.

Образцы:

 

Крашением «Сноу Топ» называют сочетание окрашивания с отбеливанием, при котором создается различная окраска основания и кончиков волоса. Используется на норке, песце, кролике, ламе и т.д.
При крашении «Сноу Топ» обычно используется белый исходный материал и, соответственно, кончики волоса после покраски — белые при различной окраске основания. Однако, возможно резервирование кончиков на любом другом цвете сырья.

Тогда после покраски сохранится оригинальный цвет кочиков — «Фрост-эффект». В случае использования ярких люминисцентных красителей возникает яркое различие в цвете основания и кончиков волоса — «Эффект Бриза».
Интересных эффектов удается добиться путем сочетания крашения «Сноу Топ» с фигурной стрижкой (Grooving) или с наведением хребта (Brush Stripe).
Существует также технология крашения только кончиков волоса в различные цвета (Fancy Top, Tipping), при которой возможно крашение только кочиков волоса отдельно, без изменения цвета основания.

Образцы:

 

Фигурной стрижкой называют неоднородное по глубине выстигание остевого волоса или подпуши.

Обычно выстригаются узкие параллельные полосы в 1-2 направлениях. В сочетании с крашением и обесцвечиванием возникают интересные цветовые эффекты. Также возможна имитация вельвета.
Более широкое распостранение получила однородная стрижка (Shearing), когда остевой волос состригается однородно до высоты подпуши или глубже, и щипка или эпиляция (Plucking) с полным удалением остевого волоса.
Удаление остевого волоса используется на норке, бобре, выдре, нутрии, овчине и кролике. При этом норка (в отличие от остальных видов мехов) теряет свою уникальность и узнаваемость, что тормозит продвижение полуфабриката. Однако остутствие остевого волоса удобно при продаже американского типа норки или европейского с дефектами по остевому волосу.

Образцы:

 

Трафаретным крашением называют нанесение рисунка (Pattern) с использованием различных трафаретов. Чаще используются бумажные трафареты (Transfer Paper), и рисунок наносится в 1-2, реже 3, цвета. Однако широкое распостранение щипаных (стриженых) мехов и двухсторонних изделий (Reversible, Double Face) привело к применению в меховой промышленности шелкографии (Silk Screen Printing) и химических трафаретов (Chemical Printing).
Трафаретное крашение в сочетании с щипкой привело к широкому использованию недорогой дикой пушнины (колонок, белка, горностай, барсук и т.д.). При изготовлении полуфабриката выделанные и выщипанные шкуры собираются в крупные (до метра) пластины (Plates), на которые наносятся различные рисунки.

Выделка и крашение мехов >>>

.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *