СК-4 (комбайн) — википедия фото
У этого термина существуют и другие значения, см. СК-4.
СК-4 (самоходный комбайн, 4-я модель) — советский зерноуборочный комбайн, выпускавшийся Ростсельмашем и Таганрогским комбайновым заводом с 1962 по 1974 года.
За его создание коллектив конструкторов под руководством Х. И. Изаксона был награждён Ленинской премией. В 1963 году комбайн был удостоен наград Лейпцигской международной торговой ярмарки, выставок-ярмарок в Брно и Будапеште[1]. Пришёл на смену комбайну СК-3.
В 1969 году комбайн был модернизирован, получив название СК-4А. Дека СК-4А стала двухсекционной с увеличенным углом обхвата, отбойный битер был установлен в новое положение и увеличилась его окружная скорость, был поставлен более мощный двигатель, модернизированы рабочие органы. Выпуск СК-4А был прекращён в 1973 году, всего было выпущено 855 589 штук[1] СК-4 и СК-4А. Выпускались и другие модификации: на полугусеничном (СКП-4 и СКПР-4) и гусеничном ходу (СКГ-4), навесной комбайн НК-4.
Содержание
Технические характеристики
- Пропускная способность молотилки — до 3,8 кг/с
Литература
-
Х. И. Изаксон. Самоходный комбайны СК-3.
— Москва: Сельхозгиз, 1959. — 216 с. — 40 000 экз.
- Х. И. Изаксон. Самоходные комбайны СК-3 и СК-4. — 2-е изд., доп. и перераб.. — Москва: Сельхозиздат, 1962. — 344 с. — 300 000 экз.
Источники
Самоходный комбайн СК-3 выпускался в середине прошлого века, причем совсем недолго – лишь несколько лет. Однако за это время он успел удивить мир, а также получить премию Гран-при на Всемирной выставке в Брюсселе. Это произошло в 1958 году, а теперь комбайн стал раритетом – его даже в музее Эстонии можно увидеть.
Зерноуборочный комбайн СК-3
Разработка модели происходила в Таганроге, в ГКБ под руководством Ханаана Ильича Изаксона. Была поставлена задача: заменить первый в СССР самоходный комбайн С-4 («Сталинец-4») более совершенной машиной. Это получилось – в 1956 году испытали пробный образец, а с 1958 года модель СК-3 запустили в производство. Выпуск ее на Таганрогском комбайновом заводе и «Ростсельмаше» длился до 1962 года, а на Красноярском комбайновом заводе – до 1964 года.
Отличительные особенности
Эта колесная модель самой первой в Советском Союзе получила гидравлический усилитель руля, что существенно облегчило труд механизаторов. По сравнению с выпускаемыми ранее машинами стала эргономичнее и удобнее компоновка отдельных узлов, улучшился внешний вид. Агрегат оснастили многофункциональной гидросистемой и новейшим (на то время) дизелем СМД-7.
Благодаря помещению на крышу бункера для зерна и мотора вес на все колеса стал распределяться более пропорционально.
Широкая молотилка повысила выработку, а возможность регулировки рабочих органов по ходу движения увеличила скорость работы. Также следует отметить сигнальные устройства (световые и звуковые), позволяющие контролировать работу отдельных механизмов.
Кроме основной модели, со временем появились и модификации, которые понадобились для особых условий. Так, там, где земля была постоянно сырой, работал комбайн СКП-3, имеющий полугусеничный ход. Модель с гусеничным ходом получила название СКГ-3 – ее применяли для уборки риса и на поливных землях. А модель СКПР-3 так и называлась – рисозерноуборочная. У нее тоже был полугусеничный ход (как и у СКП-3).
Преимущества и недостатки
Плюсы:
- Наличие гидравлического рулевого управления – ноу-хау этого периода.
- Удобное и компактное распределение рабочих органов и механизмов.
- Двигатель с небольшими размером и весом, простой в обслуживании.
- Усовершенствованная гидравлическая система.
- Высокая надежность механизмов передачи и рабочих механизмов.
- Аккуратный и приятный внешний вид.
Минусы:
- Не очень мощный двигатель – всего 65 лошадиных сил.
- Короткие клавиши соломотряса (этот недостаток устранен в следующей модели комбайна – СК-4).
- Наличие у жатки длинных прямолинейных ножей не позволяет идеально копировать рельеф поля. Поэтому при уборке хлебов, которые перепутаны или полегли, возникают потери.
- Соломотряс клавишного типа (особенно если колосья влажные или остистые) не может стопроцентно отделить зерна от соломы.
Устройство
Двигатель
Мотор СМД-7 четырехтактный, вихревого типа, запускается электрическим стартером. Он отличается компактностью и легкостью, содержит четыре рядных цилиндра. Стоит очиститель воздуха контактно-масляного типа с тремя ступенями очистки. Движение к рабочим органам передается через трехручьевой шкив вала сцепления, а к ходовой части – через одноручьевой шкив (расположенный впереди на коленвалу).
Трансмиссия
Муфта сцепления у агрегата – двухдисковая. Она постоянно замкнута. Для переключения скоростей служат коробка передач двухходового типа и бесступенчатый вариатор, управляемый с помощью гидравлики. Передач вперед имеется три, назад – одна.
Гидравлика
Два контура – основной и дополнительный – имеют по шестеренчатому насосу и работают с общим резервуаром. Основной гидравлический контур служит для питания гидронасосов управления жаткой, мотовилом, подборщиком и бесступенчатым вариатором ходовой части. Для этого используются распределительный и управляющий краны.
Второй контур является системой гидрообъемного управления рулем. При повороте рулевого колеса масло через золотник под давлением поступает на поршень гидроцилиндра, включающий поворотный механизм ведомых колес.
Жатка
В зависимости от модификации, комбайн оснащают одним из трех типов жаток. Захват их может составлять 3,2 метра (модель СК-33), 4,1 метра (модель СК-34), а также 5 метров (модель СК-35). У всех трех жаток используются режущий аппарат двухпальцевого типа и мотовило эксцентрикового типа.
У самой узкой модели оно имеет шесть лопастей, у остальных двух – пять. Для копирования рельефа служат башмаки, стоящие под днищем жатки. Они позволяют менять высоту среза колоса от 10 до 18 сантиметров.
Технические характеристики
Технические характеристики зерноуборочного комбайна СК-3:
Характеристики | Показатели | Ед. измерения |
Тип двигателя | СМД-7 | |
Мощность двигателя | 48 | кВт |
Частота вращения (номинальная) | 1700 | об/мин |
Число цилиндров двигателя | 4 | шт. |
Диаметр одного цилиндра | 11,5 | см |
Ход поршня | 13 | см |
Объем бака для горючего | 140 | л |
Производительность (если урожай 3 т/га) | 14500 | м2/ч |
Тип молотилки | с одним бильным барабаном | |
Выработка молотилки | 3 | кг/с |
Ширина молотилки | 1,2 | м |
Диаметр барабана | 0,55 | м |
Длина барабана | 1,19 | м |
Захват жатки | от 3,2 до 5 | м |
Тип соломотряса | двухвальный, с четырьмя клавишами | |
Длина клавиши соломотряса | 2,92 | м |
Ширина соломотряса | 1,177 | м |
Объем зернового бункера | 1,8 | м3 |
Колея (ведущие колеса) | 2,314 | м |
Колея (ведомые колеса) | 1,2 | м |
Скорость движения вперед (максимум) | 18,85 | км/ч |
Скорость движения назад (максимум) | 7,22 | км/ч |
Вес (с шестиметровой жаткой) | 6,04 | т |
Размеры (с обычными делителями): | ||
— длина транспортная | 9,75 | м |
— длина рабочая | 9,61 | м |
— высота | 3,625 | м |
— ширина транспортная (модель СК-34) | 4,4 | м |
Реферат на тему:
Зерноуборочный комбайн

План:
- Введение
- 1История комбайна и комбайностроения
- 2Комбайны в СССР и России
- 3Схема зерноуборочного комбайна
Примечания
Источники
Введение
Зерноубо́рочный комба́йн — сложная зерноуборочная машина (жнея-молотилка), выполняющая последовательно непрерывным потоком и одновременно: срезание хлеба, подачу его к молотильному аппарату, обмолот зерна из колосьев, отделение его от вороха и прочих примесей, транспортировку чистого зерна в бункер и механическую выгрузку из него.
Одна из важнейших сельскохозяйственных машин, способная выполнять сразу несколько различных операций. Например, зерноуборочный комбайн срезает колосья, выбивает из колосков зёрна и очищает зёрна струёй воздуха. Сложная машина выполняет функции трёх простых — жатки, молотилки и веялки.
К зерноуборочным комбайнам выпускаются дополнительные приспособления, позволяющие собирать разные сельскохозяйственные культуры.
1. История комбайна и комбайностроения
Родиной современного зерноуборочного комбайна являются США. В 1828 году S. Lane заявил первый патент на сложную комбинированную уборочную машину, которая одновременно срезала хлеб, обмолачивала его и очищала зерно от шелухи. Однако, эта машина построена не была.
Первым осуществленным комбайном нужно считать изобретенный Е. Briggs и E. G. Carpenter в 1836 году. Этот комбайн был смонтирован подобно повозке на 4-колёсном ходу; вращение молотильного барабана и привод в действие режущего аппарата осуществлялись передачей от 2 задних колес.
В том же 1836 году, несколько позднее, два изобретателя Н. Moore и J. Hascall получили патент на машину, которая по основным принципам рабочих процессов приближалась к конструкции комбайна современного типа. В 1854 году этот комбайн работал в Калифорнии и убрал 600 акров (ок. 240 га). До 1867 года работы по конструированию и созданию комбайнов проводились преимущественно в восточных штатах США.
Построенный в 1875 году в Калифорнии комбайн конструкции D. С. Peterson, нашёл себе значительно большее применение, чем комбайны других изобретателей.
В 1890 году заводским изготовлением комбайнов занимались уже 6 фирм (в том числе Holt (англ.)русск.), которые выпускали комбайны для продажи.
Комбайны этого типа хотя и были очень близки в основном по принципиальной схеме к современным машинам, но резко отличались от последних своим оформлением. Все калифорнийские комбайны выполнялись, главным образом из дерева, имели большой захват режущего аппарата. Передвижение комбайна по полю осуществлялось, главным образом, лошадьми и мулами, которых требовалось до 40 голов, рабочие органы приводились в движение с помощью передач, от ходовых колес, а с 1889 — от специальной паровой машины. Все это приводило к чрезмерной громоздкости комбайнов и их вес иногда доходил до 15 т.
В конце 1880-х годов на Тихоокеанском побережье США работало около 600 комбайнов калифорнийского типа. В начале 1890-х годов с целью замены живой тяги механической в качестве двигательной силы начали применять паровые самоходы, от которых в дальнейшем перешли к тягачам-тракторам с двигателем внутреннего сгорания.
Первый комбайн фирмы Holt с 36-футовым (11 м) режущим аппаратом в комплекте со 120-сильным паровым самоходом с отдельным вспомогательным паровым двигателем на раме комбайна был выпущен в 1905 году. В 1907 году той же фирмой Holt на комбайн был установлен двигатель внутреннего сгорания.
Применение в последующие годы более надежных материалов, совершенных механизмов и легких бензиновых двигателей с большим числом оборотов значительно снизило вес комбайна, уменьшило их стоимость и сделало их более доступными для применения в сельском хозяйстве. Однако, эта совершенная машина, несмотря на её громадные преимущества, стала достоянием только крупных хозяйств США, массе же мелких фермеров приобретение и применение комбайнов было недоступно.
Только с 1926 года началось относительно широкое внедрение комбайнов в сельскохозяйственном производстве США. Развитие зернового хозяйства США и высокие цены на хлеб при дороговизне рабочих рук в сельском хозяйстве влияли как на развитие производства комбайнов, так и на их внедрение.
Тем не менее расцвет комбайностроения в США продолжался всего несколько лет. В это время в США лишь 14—15 % фермерских хозяйств использовали комбайны. Фермерами Канады в 1928 году было куплено 3657 комбайнов. В 1929 году — 3295, в 1930 — 1614, а в 1931 — всего 178. Мировой экономический кризис очень сильно сказался на экспорте пшеницы и на производстве комбайнов.
Производство комбайнов, доходившее в 1929 до 37 тыс. в год, упало в 1933 до 300 шт.; многие фирмы совершенно прекратили выпуск комбайнов. Попытки внедрения комбайнов в мелкие фермерские хозяйства — главным образом, за счет выпуска небольших комбайнов с шириной захвата до 5 футов (1,5 м) — вызвали лишь незначительный рост производства комбайнов.
По данным на 1930 в США насчитывалось 60 803 комбайнов, а к 1936 их число увеличилось до 70 тыс. В 1930 комбайнизацией было охвачено менее 1 % фермерских хозяйств США. Еще меньше комбайнов в других странах: так, к 1936 в Канаде их было всего 10 500, в Аргентине — 24 800. В европейских странах число комбайнов было незначительно.
Годы | Производство | Продано в США | Экспортировано |
---|---|---|---|
1914 | 30 | 30 | — |
1920 | 3627 | 2717 | 929 |
1923 | 4000 | н. д. | н. д. |
1924 | 5600 | н. д. | н. д. |
1925 | 5100 | н. д. | н. д. |
1926 | 11760 | 6277 | 4707 |
1927 | 18300 | 30 | н. д. |
1928 | ~27800 | 21000 | 6800 |
1929 | 36900 | н. д. | ~6800 |
1930 | 24400 | н. д. | н. д. |
1931 | 5801 | н. д. | н. д. |
1932 | 4000 | н. д. | н. д. |
1933 | 300 | н. д. | 405 |
1935 | 4000 | 6 000 | 500 (1934) |
2. Комбайны в СССР и России
В Россию первый комбайн был завезён фирмой Holt (англ.)русск. в 1913 году на Киевскую сельскохозяйственную выставку. Это была деревянная конструкция на одноленточном гусеничном ходу с 14-футовым (4,27 м) захватом режущего аппарата и бензиновым мотором для одновременного приведения в действие механизмов и передвижения самой машины. Комбайн испытывался на Акимовской машиноиспытательной станции, дал относительно хорошие показатели работы. Но применения в условиях сельского хозяйства России не нашёл — в 1914 году началась Первая мировая война.
Вновь к комбайну возвращаются уже в СССР. В связи с организацией крупного товарного производства в зерновых совхозах СССР в период с 1929 по 1931 организует массовый импорт комбайнов из США. Первые американские комбайны в совхозе «Гигант» блестяще выдержали испытания.
Одновременно с импортом развертывается собственное производство. В начале 1930 года первенец советского комбайностроения завод «Коммунар» в Запорожье выпустил первые 10 советских комбайнов, к концу года общее число произведенных комбайнов достигло 347. С 1931 года начал выпуск комбайнов Ростовский завод имени Сталина «Ростсельмаш» (комбайн «Сталинец»), в 1932 году приступил к производству завод им. Шеболдаева в Саратове (СКЗ — «Саркомбайн», ныне Саратовский авиационный завод), которые были однотипны и работали по одному принципу, в то же время у «Сталинца» был больший рабочий захват (6,1 м) и некоторые конструктивные отличия. На «Коммунар» и «СКЗ» ставился бензиновый двигатель автомобильного типа ГАЗ, приспособленный для работы на комбайнах НАТИ и носящий название ФОРД-НАТИ, мощностю 28 л. с. На «Сталинец» устанавливался керосиновый двигатель тракторов СТЗ и ХТЗ мощностью 30 л. с. Передвижение по полю осуществлялось с помощью тракторов СТЗ, ХТЗ и «Сталинец» Челябинского тракторного завода. С тракторами «Сталинец» ЧТЗ комбайны работали по 2 в сцепке.
Все они были не приспособлены для уборки влажного хлеба, в связи с этим в 1936 году Люберецкий завод имени Ухтомского приступил к выпуску северного комбайна конструкции советских изобретателей Ю. Я. Анвельта и М. И. Григорьева — СКАГ-5-А (северный комбайн Анвельта—Григорьева 5-й модели), который был приспособлен для уборки влажного хлеба на небольших площадях.
Годы | Производство | МТС | Совхозах НКСХ |
---|---|---|---|
1930 | 347 | — | — |
1931 | 3548 | 7 | 1741 |
1932 | 10010 | 109 | 6343 |
1933 | 8578 | 2244 | 11886 |
1934 | 8289 | 10531 | 13434 |
1935 | 20169 | 15207 | 15522 |
1936 | 42545 | 29861 | 29900 |
1937 | 44000 | 67683 | 33740 |
Благодаря собственному производству уже к 1935 году зерновые совхозы убирали комбайнами 97,1 % площадей. В уборочную кампанию 1937 года в СССР было уже около 120 тысяч комбайнов, собравших 39,2 % зерновых колосовых, обеспечив тем самым значительное снижение потерь при уборке, которое достигало 25 % при использовании лобогреек, даже несмотря на многочисленные ограничения в работе и наличие конструктивных недостатков.
После Великой Отечественной войны в СССР были произведены крупные научные исследования, существенно обогатившие теорию зерноуборочного комбайна. В частности была детально исследована роль отбойного битера и соломотряса в процессе сепарации зерна, что позволило существенно повысить эффективность работы указанных узлов. Были произведены исследования аэродинамических свойств грубого вороха, что позволило существенно улучшить эффективность очистки зерна. На основании указанных достижений в 60-е годы были разработаны проекты высокопроизводительных (для тех лет) комбайнов типов СК-5 и СК-6.
С 1970 года заводом «Ростсельмаш» выпускается комбайн СК-5 «Нива», а Таганрогским комбайновым заводом комбайн СК-6-II «Колос».
3. Схема зерноуборочного комбайна
![]() |
Легенда | ||
---|---|---|---|
1 | Мотовило | 12 | Колосовое решето |
2 | Режущий аппарат | 13 | Колосовый шнек |
3 | Шнек | 14 | Возврат колосков |
4 | Наклонная камера с транспортёром | 15 | Зерновой шнек |
5 | Камнеуловитель | 16 | Бункер для зерна |
6 | Молотильный барабан | 17 | Измельчитель соломы |
7 | Дека | 18 | Кабина управления |
8 | Соломотряс | 19 | Двигатель |
9 | Транспортная доска | 20 | Разгрузочный шнек |
10 | Вентилятор | 21 | Отбойный битер |
11 | Решето половы |
Режущий аппарат жатки (2) срезает стебли, мотовило (1) укладывает их на платформу жатки, шнек (3) транспортирует срезанную хлебную массу к центру жатки и пальцами, которые имеются в центральной части, проталкивает в наклонный корпус (4), где стебли транспортируются транспортёром. Уже в корпусе самого комбайна перед молотильным барабаном (6) имеется камнеуловитель (5), в который под действием гравитации из хлебной массы выпадают камни. Молотильный барабан производит обмолот колосьев, вымолоченное зерно, полова и мелкие примеси просыпаются сквозь деку (7) на транспортирующую решётку (9). Солома и оставшееся в ней недомолоченое зерно выбрасывается на клавиши соломотряса (8), где за счёт вибрации и возвратно-поступательного движения клавиш, а также их специальной конструкции происходит отделение зерна от соломы и оно просыпается на решето (11).
Вентилятором (10) под решето подаётся воздух, потоком воздуха зерно очищается от легких примесей. Солома по соломотрясу поступает в измельчитель (17) или копнитель (на схеме отсутствует, устанавливается вместо измельчителия). Очищенное зерно ссыпается в камеру зернового шнека (15) который подаёт зерно в бункер (16). Недомолоченные колосья по решетке поступают на поддон, по которому они ссыпаются в колосовой шнек (13), возвращающий колосья в молотильный барабан.[1].
Существуют также т. н. роторные комбайны. В них в отличие от классического комбайна вместо молотильного барабана, отбойного битера и соломотряса установлен продольный ротор. Данное решение позволяет увеличить производительность и уменьшить потери зерна, однако требует более мощного двигателя и хуже работает при большой влажности. Наиболее рационально использовать роторные комбайны на полях с большой урожайностью.
Примечания
- Большая Cоветская Энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 9. Евклид — Ибсен. 1972. 624 стр., илл.; 43 л. илл. и карт. 1 карта-вкл.
Источники
- Сельскохозяйственная энциклопедия 1 изд. 1932—1935 М. ОГИЗ РСФСР
- Сельскохозяйственная энциклопедия 2 изд. 1937—1940 М. — Л. Сельхозгиз

Современный широкозахватный комбайн фирмы CASE

Современный зерноуборочный комбайн New Holland

Старинный комбайн (Новый Южный Уэльс, Австралия)

Прицепные зерноуборочные комбайны на полях СССР, 1930-е годы

Комбайн СК-5 «Нива»