УХОД ЗА ТОРМОЗАМИ ТРАКТОРА Т

УХОД ЗА ТОРМОЗАМИ ТРАКТОРА Т

<

Торможение на большинстве тракторов происходит лишь задними колесами. Модель Т-25 комплектуется двумя ленточными тормозами, которые относятся к плавающему типу и работают независимо. Они располагаются между корпусами трансмиссии и конечных передач в промежуточных рукавах.

Тормоза трактора Т-25 включают ленту (выполнена из стали), шкив (изготовлен из чугуна). Кстати, лента комплектуется фрикционной накладкой, которая предназначена для обеспечения повышенного трения между упомянутыми элементами (лента и шкив).

К корпусу КПП (сбоку) присоединен тормозной рукав. Соединение обеспечивается двумя штифтами, шпильками. Корпус передачи (бортовой) крепится к фланцу рукава (тот, который меньше). Чугунный тормозной шкив, насаженный на вал ведущей шестеренки бортовой передачи. Тут он фиксируется шпонками (две штуки). Для ограничений осевых перемещений шкива применяются стопорные кольца пружинного типа, которые располагаются в канавах шпонок.

Стальная лента охватывает наружную часть шкива. Ее концы – это проушины с зафиксированными здесь заклепками (также из стали).

Специальная накладка из асбеста зафиксирована на внутренней поверхности ленты посредством заклепок (латунные, трубчатые).

Схема тормозов трактора Т-25

Принцип работы тормозов трактора Т-25 во время движения
При движении передним ходом вращение шкива Т-25 происходит по часовой стрелке. Когда осуществляется торможение, лента взаимодействует со шкивом. Задний рычаг, при этом, силами трения будет отбрасываться назад, пока он не упрется в специальный регулировочный болт. Путем перемещения конца (сбегающего) тормозной ленты с использованием тормозного переднего рычага происходит затягивание тормоза. Силы трения, которые возникают между накладкой и шкивом, ленту будут уводить в сторону затяжки. Это и обеспечит даже при минимальных приложенных усилиях к педали выполнение эффективного торможения.

Когда трактор двигается задним ходом, то уже против часовой стрелки вращается его шкив. Тут рычаг (передний), прижиматься будет уже к упору, а вот набегающей станет тормозная лента, а вернее ее передний конец. Затяжка будет осуществляться перемещением конца ленты (сбегающего) посредством тормозного заднего рычага.

По завершению торможения, пружины возвратят ленту, педаль в начальное положение. Никаких заеданий при этом (особенно относительно педалей) не допустимо. Педаль заедает, не возвращается обратно? Нужно болты крепления крышек освободить, а затем крышки повернуть между болтами и их отверстиями, учитывая пределы зазора.

Располагаются педали торможения в области правого крыла Т-25. Подушка правой педали предусматривает особую блокировочную планку.

С ее помощью соединяются педали тормозов. То есть если нажать на правую педаль, то трактор тормозить будет сразу двумя тормозами.

Когда на накладку (фрикционную) ленты попадает масло, общая эффективность торможения падает. Потому, в виде превентивной меры, концы вала уплотняются сальниками самоподвижного типа.

Регулировка тормозов трактора Т-25
Накладка ленты и поверхность шкива при длительном использовании тормозов постепенно изнашиваются. Итог – увеличенный зазор между этими элементами и, следовательно, увеличенный свободный ход педали, сниженная эффективность торможения.

Зазор между фрикционной ленточной накладкой и шкивом в обычном (не при торможении) положении должен равняться 1-1,5 (данные величины будут соответствовать 30-50 миллиметрам хода педали) миллиметрам. При увеличенном, уменьшенном зазоре тормоза нужно будет отрегулировать. Эта операция выполняется с использованием винтов (нажимных, установочного). Они помогают приблизить к шкиву тормозную ленту. Для достижения этого необходимо:

  • на несколько оборотов (2-3) ослабить гайки винтов (установочного, нажимных);
  • завернуть до упора эти винты, а затем отвернуть (хватит пары оборотов (1,5-2));
  • зафиксировать винты гайками;
  • закручивать на тяге шарнир, пока он не коснется поверхности рычага (его конусной поверхности) и закрепить, используя контргайку.

Также стоит задние колеса приподнять домкратом, дабы проверить, одновременно ли при блокировке педалей происходит тут торможение.

________________________________________________________________________

Бортовая передача и тормоза трактора Т-25

Бортовые передачи заднего моста трактора Т-25

Бортовые (конечные) передачи Т-25 передают крутящий момент от полуосевых шестерен дифференциала к задним ведущим колесам трактора. На тракторе установлены две одинаковые бортовые передачи, прикрепленные вместе с тормозными рукавами к боковым поверхностям корпуса главной передачи.

Литой чугунный корпус 13 (рис. 44) бортовой передачи составляет часть несущего остова трактора. В верхнем фланце корпуса выполнены резьбовые отверстия для шпилек крепления бортовой передачи и два отверстия под штифты 21.

Эти штифты запрессованы во фланец корпуса и свободно входят в отверстия наружного фланца тормозного рукава 20 и определяют положение корпуса бортовой передачи при различных наладках трактора.

Рис.44. Бортовая (конечная) передача заднего моста Т-25

1 — ведомая шестерня бортовой передачи; 2 — роликовый конический подшипник; 3 — защитное кольцо; 4 — резиновая диафрагма; 5 — упорное кольцо уплотнения; 6 — резиновое уплотнительное кольцо; 7 — ось заднего колеса; 8 — пружина уплотнения; 9 — прижимное кольцо; 10 — внутреннее защитное кольцо; 11 — нажимное кольцо уплотнения; 12 — крышка уплотнения; 13 — корпус бортовой передачи; 14 — крышка; 15 — шариковый подшипник; 16 — ведущая шестерня бортовой передачи; 17 — шариковый подшипник с защитной шайбой; 18 — корпус сальника; 19 — самоподжимной сальник; 20 — тормозной рукав; 21 — штифт; 22 — резиновое уплотнительное кольцо; 23 — конический роликовый подшипник; 24 — крышка; 25 — гайка; 26 — упорная шайба; 27 — стакан подшипника; 28 — регулировочные прокладки; 29 — распорное кольцо; 30 — поддон.

В верхние расточки корпуса входят наружные кольца двух шариковых радиальных подшипников, в которых вращается ведущая шестерня 16 бортовой передачи трактора Т-25 Владимирец. Наружный подшипник 15 закрыт сплошной крышкой 14, а внутренний — корпусом 18 сальника.

Самоподжимной сальник 19 препятствует течи масла из бортовой передачи в тормозной рукав. Для повышения надежности работы уплотнения подшипник 17 имеет с наружной стороны защитную шайбу.

Кроме того, для разгрузки сальника от повышенного давления масла во фланце корпуса выполнено четыре сквозных сверления, а в корпуса сальника — специальные цековки, через которые происходит слив масла из корпуса сальника обратно в корпус бортовой конечной передачи трактора Т-25 ВТЗ.

Внутренние кольца подшипников 15 и 17 напрессованы на вал ведущей шестерни до упора в шестерню, выполненную заодно с валом. В средней части вала ведущей шестерни предусмотрены две специальные шпоночные канавки для шпонок тормозного шкива.

На внутреннем конце вала нарезаны шлицы для соединения с полуосевой шестерней дифференциала заднего моста Т-25. Ведущая шестерня бортовой передачи находится в постоянном зацеплении с ведомой шестерней 1, расположенной на шлицах оси 7 заднего колеса.

Ось выполнена заодно с фланцем, к которому прикреплен специальными болтами с коническими подголовками диск заднего ведущего колеса. Ось заднего колеса установлена в нижних расточках корпуса на двух роликовых конических подшипниках.

Внутреннее кольцо подшипника 2 напрессовано на цилиндрическую поверхность оси колеса заднего моста Т-25 до упора в бурт. Далее на ось надеты ведомая шестерня 1, распорное кольцо 29, внутреннее кольцо конического подшипника 23 и шайба 26. Набор деталей на оси затянут корончатой гайкой 25. Наружное кольцо подшипника 23 входит в стакан 27 до упора в бурт.

Стакан с подшипником закрыт штампованной крышкой 24. Под фланцем стакана имеются тонкие стальные прокладки 28, которыми регулируют осевой зазор в конических подшипниках. В кольцевой канавке стакана размещено уплотнительное резиновое кольцо 22.

Для предупреждения течи масла из конечных передач Т-25 и защиты их от грязи и воды в месте выхода оси колеса из бортовой передачи предусмотрен торцовый сальник с металлическими уплотняющими кольцами.

Упорное кольцо 5 надето на ось до упора во фланец. К торцовой поверхности упорного кольца четырьмя пружинами 8 прижато нажимное кольцо 11. Нажимные пружины вставлены в сверления нажимного кольца и крышки 12. В крышку запрессованы также два штифта, которые свободно входят в отверстия нажимного кольца и удерживают его от проворачивания.

К крышке двумя болтами прикреплены резиновая диафрагма 4 и защитное кольцо 3. Внутренним отверстием диафрагма смонтирована на цилиндрической поверхности нажимного кольца и плотно прижата к его фланцу кольцом 9.

При сборке бортовой передачи заднего моста трактора Т-25 Владимирец крышку вместе с диафрагмой, пружинами, защитным и нажимным кольцами устанавливают на ось колеса до напрессовки на нее внутреннего кольца подшипника 2 и крепят к корпусу бортовой передачи четырьмя болтами.

Болты завинчивают через два больших отверстия во фланце оси колеса и контрят стопорной пластиной. В собранной бортовой передаче упорное кольцо 5 вращается вместе с осью, а пружины 8 прижимают к нему неподвижное нажимное кольцо.

Торцовые трущиеся поверхности колец цементируют, калят до высокой твердости и тщательно притирают друг к другу. В процессе работы они постоянно прижаты, что обеспечивает надежное уплотнение бортовой передачи Т-25.

Защитное кольцо 3 и приваренное к оси внутреннее кольцо 10 предохраняют детали уплотнения от повреждений. Снизу корпус бортовой передачи имеет прямоугольный люк, через который монтируют ведомую шестерню. Люк закрыт поддоном 30. Для заливки, слива и контроля уровня масла в корпусе бортовой передачи предусмотрены отверстия, закрытые коническими пробками.

Отверстия размещены так, чтобы в каждом положении бортовой передачи при переналадке трактора Т-25 были обеспечены удобная заправка, слив масла и контроль его уровня.

На наружном фланце оси ведущего колеса выполнены обработанная расточка и два резьбовых отверстия для крепления привода рабочих машин, требующих синхронного отбора мощности. Резьбовые отверстия закрыты двумя деревянными пробками. Эти отверстия используют также для демонтажа упорного кольца 5.

Тормоза и тормозные рукава трактора Т-25 ВТЗ

Трактор Т-25 оборудован двумя ленточными тормозами плавающего типа, действующими независимо один от другого на валы ведущих шестерен бортовых передач и связанные с ними ведущие колеса.

Тормозной рукав 2 (рис. 45) прикреплен шпильками и двумя штифтами к боковой поверхности корпуса главной передачи. К меньшему фланцу рукава крепится корпус бортовой передачи.

Чугунный тормозной шкив 26 посажен на валу ведущей шестерни бортовой передачи заднего моста трактора Т-25 на двух шпонках. От осевых перемещений шкив удерживают пружинные стопорные кольца 1, размещенные в канавках шпонок.

Лента 28 охватывает наружную поверхность тормозного шкива. Лента изготовлена из специальной стали, ее концы выполнены в виде проушин и приклепаны стальными заклепками.

К внутренней поверхности тормозной ленты Т-25 приклепана трубчатыми латунными заклепками асбестовая накладка. В проушины концов ленты вставлены пальцы 3, соединяющие ее с тормозными рычагами 4 и серьгами 15, Вторые концы серег при помощи пальца 14 присоединены к тяге 5.

Рис. 45. Рукава с тормозами трактора Т-25

1 — стопорное кольцо; 2 — тормозной рукав; 3 — палец ленты; 4 — тормозной рычаг; 5 — регулировочная тяга; 6 — регулировочный упорный болт; 7 — ось тормозного рычага; 8 — крышка тормоза; 9 — штифт; 10 — верхняя крышка; 11 — сферическая гайка; 12 — валик левой педали тормозов; 13 —рычаг; 14 — палец; 15 — серьга; 16 — пружина; 17 — упор педалей; 18 — защелка горного тормоза; 19 — палец; 20 — планка блокировки тормозов; 21 — оттяжная пружина; 22 — педаль правого тормоза; 23 — педаль левого тормоза; 24 — валик правой педали тормозов; 25 — шпонка; 26 — шкив тормоза; 27 — регулировочный винт; 28 — тормозная лента; 29 — шплинт; 30 — кронштейн защелки горного тормоза; 31 — пружина защелки.

Тормозные рычаги 4 закреплены винтами с конусными хвостовиками на осях 7, свободно установленных в горизонтальных расточках крышки 8.

От осевых перемещений оси 7 и валики 12 и 24 педалей удерживают штифты 9, вставленные в сверления крышки и кольцевые канавки осей и валиков.

Сверху крышка рукава закрыта крышкой 10. На каждой оси 7 установлена пружина кручения 16. Витки пружины размещены по обеим сторонам головки тормозного рычага, верхний отогнутый конец пружины упирается в крышку 10, а нижние нажимают на проушины тормозной ленты трактора Т-25
Владимирец и отводят ленту с тормозными рычагами от шкива.

Тормозные рычаги 4 под действием пружин 16 прижимаются к сферическим хвостовикам регулировочных упорных болтов 6, завинченных спереди и сзади в крышку рукава и закрепленных контргайками. Внизу лента опирается на регулировочный винт 27.

Валики 12 и 24 педалей левого и правого тормозов Т-25 проходят через средние расточки крышек 8. Справа к короткому валику 24 приварена педаль 22 правого тормоза. Длинный валик 12 педали левого тормоза проходит над корпусом главной передачи.

К правому концу валика болтом с коническим хвостовиком прикреплена педаль 23 левого тормоза. В ступицу педали вставлена тонкостенная латунная втулка, через которую валик 12 педали левого тормоза опирается на выступающий из крышки 8 конец валика правого тормоза.

Оттяжные пружины 21 прижимают педали к упору 17, приваренному к полику. На каждом валике педалей болтом с коническим хвостовиком закреплен рычаг 13, в конусное сверление которого входит сферическая гайка, навинченная на резьбовой конец тяги 5.

При нажатии педали тяга проворачивается вместе с валиком и поворачивает рычаг 13, который перемещает вверх сферическую гайку 11 и соединенную с ней тягу 5 с серьгами.

При этом серьги перемещают нижние головки обоих рычагов 4 к середине тормозного рукава. Концы лент сближаются, и лента прижимается к тормозному шкиву. Схема работы тормоза при движении трактора передним или задним ходом показана на рис. 46.

Рис. 46. Схема работы тормоза трактора Т-25

а — тормоз расторможен; б — тормоз заторможен при движении трактора вперед (стрелкой показано направление вращения шкива тормоза); в — тормоз заторможен при движении трактора назад; 1 — шкив тормоза; 2 — тормозная лента; 3 — педаль тормоза; 4 — рычаг; 5 — тяга; б — задний тормозной рычаг; 7 — задний регулировочный упорный болт; 8 — передний регулировочный упорный болт; 9 — передний тормозной рычаг; 10 — серьги.

При работе трактора на переднем ходу шкив вращается по направлению часовой стрелки (рис. 46,б). После того как лента коснется тормозного шкива, задний тормозной рычаг 6 с набегающим концом ленты будет отброшен силами трения назад, до упора в регулировочный болт 7.

Затяжка тормоза будет осуществляться перемещением сбегающего конца тормозной ленты Т-25 при помощи переднего тормозного рычага 9. Силы трения между накладкой и шкивом будут увлекать ленту в направлении затяжки, что обеспечивает надежное торможение при небольшом усилии на педали.

При работе трактора на заднем ходу шкив вращается в обратном направлении (рис. 46, в). В этом случае набегающим будет передний конец тормозной ленты и передний рычаг 9 прижат к упору 8, а затяжка тормоза будет осуществляться перемещением сбегающего конца тормозной ленты при помощи заднего тормозного рычага 6.

После окончания торможения оттяжные пружины 21 (см. рис. 45) возвращают педали тормозов в первоначальное положение, а пружины 16 отводят ленту от тормозного шкива. Педали должны возвращаться в исходное положение свободно, без заедания.

Если педаль заедает и она не возвращается до упора в полик, то необходимо освободить болты крепления крышек 8 и провернуть крышки в пределах зазора между отверстиями в них и болтами, обеспечив соосность расточек под оси педалей правого и левого тормозов Т-25.

Тормозные педали расположены у правого крыла трактора ВТЗ. К подушке правой педали приклепана планка 20 блокировки, которая может быть введена в прорезь левой педали, при этом педали будут жестко соединены между собой и при нажатии па одну педаль будут действовать оба тормоза.

При остановке трактора на уклоне и работе со стационарными машинами сблокированные тормоза фиксируют защелкой 18. Защелка установлена на кронштейне 30, прикрепленном к корпусу главной педали вместе с правой крышкой валиков переключения.

Пружина 31 прижимает защелку к полику. Для фиксации затянутых тормозов трактора Т-25 необходимо переместить защелку вперед так, чтобы один из зубьев защелки вошел в зацепление с пальцем 19, приваренным к педали левого тормоза.

Для того чтобы освободить зафиксированные педали, необходимо нажать педаль, при этом палец 19 выйдет из зацепления с зубом защелки и пружина 31 отбросит защелку назад, до упора в полик.

В незаторможенном состоянии зазор между шкивом и накладкой составляет 1 —1,5 мм, что соответствует ходу педали 30—50 мм. Регулируют зазор винтом 27 и упорными болтами 6.

В правильно отрегулированных тормозах трактора Т-25 ход правой и левой педалей должен быть одинаковым, так как неравномерная затяжка тормозов при работе на транспортных скоростях, особенно на скользкой дороге, может вызвать резкий поворот трактора и привести к аварии.

Замасливание накладок тормозных лент снижает эффективность работы тормозов, поэтому концы ведущего вала, выходящие из главной и бортовых передач, уплотнены самоподжимными сальниками. Для стока масла, просочившегося в тормозной рукав, в нижней части рукава предусмотрено отверстие со шплинтом 29.

 

 

 

 

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Тормоза трактора Т-25

Тормоза трактора Т-25 (рис. 63) ленточные, плавающие. Оба тор­моза расположены в чугунных рукавах 15, соединяющих борто­вые передачи с картером главной передачи. Каждый тормоз имеет свою педаль управления.
Тормозной шкив 13 расположен на валу ведущей шестерни бортовой передачи.

Тормозная лента 14, охватывающая шкив на 270°, затягивается на шкиве при нажатии на педаль 1, с по­мощью рычага 6, шарнира 8, тяги 9 и серег 11.
После окончания торможения педали возвращаются в исход­ное положение возвратными пружинами.
Для одновременного торможения обоих колес при работе со стационарными машинами и нa транспорте тормозные педали блокируют планкой 17. При остановке трактора на уклонен ра­боте со стационарными машинами необходимо фиксировать сблокированные затянутые тормоза защелкой 2.

Уход за тормозами состоит в систематической очистке от гря­зи наружного механизма, а также в проверке и, при необходи­мости, в регулировке хода тормозных педалей.
Нормальный ход тормозной педали у ее подушки должен быть в пределах 40—60 мм. По мере износа фрикционной на­кладки тормозной ленты ход тормозных педалей увеличивается.

Рис 63. Устройство тормоза трактора Т-25:
1 — педаль тормоза; 2 — защелка тормоза; 3 — болт нажимной; 4 – крышка рукава; 5 — рычаг; 6 — рычаг; 7 — гайка; 8 — шарнир; 9 — тяга; 10 – пружина; 11 — серьга; 12 — шпонка; 13 — тормозной шкив; 14 — тормозная лента; 15 — рукав; 16 — винт установочный; 17 — планка.

Если ход подушек педалей больше 80 мм, тормоз необходимо отрегулировать.
Регулировку тормоза производят следующим образом:
1) отпустить на 2—3 оборота контргайки установочного вин­та 16 и нажимных болтав 3;
2) винт и болты завернуть до упора, при этом разность за­меров А не должна превышать 1 мм, затем отпустить на 1,5—2 оборота;
3) винт и болты закрепить контргайками;
4) шарнир 8 завернуть до соприкосновения с конусной по­верхностью рычага 6 и законтрить гайкой 7.
Правильная регулировка обеспечивает надежную работу тормозов и одновременное торможение обоих ведущих колес при сблокированных педалях тормозов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *