Ремонт двигателя газ 52

Ремонт двигателя газ 52

Так издавна повелось, что мотор ГАЗ 51 – 52 считают слабым и ненадежным. Основной его недостаток – слабые шатунные вкладыши. Любой шофер знает – задашь грузовику его предельную скорость – 70 км в час – и можешь сразу ехать к мотористу.
Я, будучи владельцем автомобиля ГАЗ 12 «ЗИМ», тоже столкнулся с этой пакостью. На моем стоял мотор ГАЗ 52, он незначительно отличается от родного «зимовского». Передаточное число заднего моста у «ЗИМа» поменьше, чем у грузовика, но как до 90 км в час разогнался – пиши пропало! Можно смело мотор снимать, вот-вот застучит.

Отчего так происходит? Точного ответа никто не знает. Одни говорят, что мотор, де, старый, спроектирован еще до войны, на большие скорости не рассчитан. Другие ищут причину в несимметричных шатунах, третьи пеняют на сборку плохого качества и некудышние масла, продвинутые указывают на длинный ход поршня – вот, мол, где собака зарыта – центробежная сила разрушает вкладыши при больших оборотах. Общий итог: дрянь – мотор! Вот то ли дело – мотор ГАЗ 53!

За 5 лет ежедневной эксплуатации «ЗИМа» я 6 раз ремонтировал мотор. Честно говоря, забодался! Естественно, все это время меня мучила мысль отчего это происходит. Перепробовал всё. Мотор ремонтировали и классные спецы, и не очень, позже сам научился, но результат один – вкладыши летят!

Я стал рассуждать логически. Старая конструкция мотора? Чепуха! Мало чем отличается от современных.
Симметричные-несимметричные шатуны на миллиметры друг от друга отличаются – здесь проблемы быть не может.
Отличная сборка мотора его надежную работу не гарантирует, значит дело в чем-то другом. В чем? Может, правда, дело в длинном ходе поршня – 110 миллиметров? А как же тогда дизели? Их конструктивная особенность – именно длинный ход поршня, и 120, и 160 миллиметров, и ничего – прекрасно работают.
Когда я начал сравнивать мотор ГАЗ 52 с другими, например с «жигулевским», мне бросились в глаза некоторые детали – шатунные шейки коленвала ГАЗ 52 имеют по одному отверстию для подвода смазки, а «жигулевские» – два! Ага, значит, оборотистому мотору надо больше смазки! А другим? Не потому ли летят вкладыши ГАЗ 52, что им не хватает смазки?

И я решил этот вопрос тщательно проработать. Что я сделал?
Раздобыл шатунные вкладыши ЗИЛ 130, они по размеру точно ложатся вместо коренных ГАЗ 52, но за небольшой разницей – они сталь-алюминиевые, гораздо выносливее баббитовых. В них прорезал масляные каналы, аналогичные «родным» вкладышам. Просверливать дополнительное отверстие в шатунных шейках не стал, да это и невозможно, сталь там непробиваемая. Шатунные вкладыши 50 мм диаметром (одинаковые с «газовскими») раздобыл тоже сталь-алюминиевые, не помню какие, кажется, «Москвича 412». Они практически идентичны, только хорошим зубильцем надо набить новые замочные выступы. И здесь внимание!
НА ШАТУННЫХ ВКЛАДЫШАХ ТОЖЕ ПРОРЕЗАЛ НЕПРЕРЫВНЫЕ МАСЛЯНЫЕ КАНАЛЫ!
Подумайте сами. Шатунные шейки длинноходового мотора испытывают огромную центробежную нагрузку, а смазываются ОДНОЙ дырочкой. Прорезанные во вкладыше масляные канальцы позволяют постоянно подводить масло под давлением ко всей поверхности вкладыша и шейки вала. При этом вал практически не то чтобы смазывается маслом, а просто парит в масле над поверхностью вкладыша.

И ВСЁ. С этого момента главная проблема мотора ГАЗ 52 исчезла. Он стал неубиваемым! Последующие 5 лет ежедневной эксплуатации в жару и мороз, на трассах и в горах показали, что мотор ничем не уступает самым современным агрегатам! Скорости свыше 120 км легко переносит бывший «гадкий утенок». Представляете? Мотор ГАЗ 52 без проблем длительно работает на предельных оборотах!

Меня собственное достижение даже не обрадовало, а озадачило. Вечная проблема, оказывается, решается так просто! Никаких переделок двигателя, а лишь доработка вкладышей!
Видя, как тысячи грузовиков бесконечно простаивают в ремонтах, о чем думали конструкторы ГАЗа? Это теперь для меня главная загадка.

Кроме нарезания канавок, я предпринял еще несколько новшеств для улучшения свойств мотора. Возможно, сделать их нужно обязательно.

И вот почему.
Канавки на шатунных вкладышах резко снижают давление в системе смазки мотора. Поэтому я увеличил высоту масляного насоса посредством проставки, то есть, сделал его двухэтажным (кстати, «двухэтажные» насосы использовались на моторах БТР 50, можно поискать в армейских закромах). Практика показала, что такой насос давит 6 атмосфер! А возможно и больше, просто редукционный клапан сбрасывает избыток. Можно также убедиться, что мотор, например, «Волги» имеет всего 4 шатунных шейки, а масляный насос там больше по размеру, чем у ГАЗ 52.
Юбки поршней обрезал на манер авиационных под самый палец, при этом снижается трение и вес поршней, в результате уменьшаются центробежные нагрузки. С «газовскими» это сделать невозможно, ставить поршни нужно от «Москвича 412».

Еще одно «изобретение» (только не падайте со стула!) – установка головки блока БЕЗ ПРОКЛАДКИ. Дело в том, что цилиндры мотора ГАЗ 52 настолько близко расположены между собой, что их прокладку иногда «пробивает» в этих местах. Блок и головка цилиндров охлаждаются водой, а прокладка при постоянной рабочей температуре 2000 градусов между цилиндрами просто выгорает. Я «посадил» головку блока на термическую пасту, ее названия, увы, не знаю. Головку блока лучше ставить от мотора, работающего на газе, со степенью сжатия 7,2. Выпускные клапана с натриевым наполнителем от ГАЗ 53, они жаростойкие, но толще, надо просто развернуть клапанные втулки с 8 до11 миллиметров. Они “ходят” на любом бензине, включая “Экстру”.

Все эти изменения применимы также для моторов ГАЗ 69 и М 20 «Победа».

И, конечно же, моторное масло ТОЛЬКО СИНТЕТИЧЕСКОЕ! Что называется, почувствуй разницу! Немного разоритесь и залейте после простого «синтетику» не выше 5/15, и вы поймете, за счет чего все эти хваленые моторы модных тачек выдают своих «лошадей»!
В общем, после этих нехитрых манипуляций мотор волшебным образом изменился. Работать стал тихо и устойчиво. Явно увеличилось максимальное число оборотов и мощность такая, что не нужно никакого восьмицилиндрового ГАЗ 53. После таких доработок двигатель без проблем “накатал” 200 тыс. км. Может накатал бы и больше, но я продал свой “ЗИМ” и о дальнейшей его судьбе ничего не знаю.

Мотор ГАЗ 52 – это самый простой, дешевый и надежный на сегодняшний день агрегат! Подумайте сами: блок очень стабильный – чугунный, гильзы не хлипкие «мокрые», а впрессованные. Отсутствуют всякие цепи, штанги, натяжители, успокоители, балансиры, ролики и прочее гав*о!

Очевидно, что гонка за оборотами и экономичностью делает современные моторы просто неработоспособными. Я думаю, мотор ГАЗ 52 еще рано списывать в утиль, он может (и получше других!) поработать на автомобилях, катерах, погрузчиках и пр. Особенно в частном секторе, где нет возможности швырять деньги на дорогие ремонты. И запчастей к нему надо немного и раздобыть их нетрудно. Жаль, что воротилы автопрома не понимают такие очевидные преимущества старой надежной техники.

И главное. При вдумчивой сборке ДВИГАТЕЛЬ ГАЗ 52 – НЕУБИВАЕМЫЙ!

Запись опубликована в рубрике Заметки. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Поршневая группа и шатуны ГАЗ-51, ГАЗ-52

Поршни двигателя ГАЗ-51, ГАЗ-52 львовских погрузчиков АП-4014, 40814, 4045, 4043 изготовлены из термически обработанного алюминиевого сплава. Днище поршня плоское, юбка овальной формы, получаемой при шлифовании поршня по копиру. Большая ось овала расположена в плоскости, перпендикулярной к оси поршневого пальца, т. е. в плоскости действия на поршень боковых сил. Величина овальности 0,29+0,05 мм.

Чтобы юбка поршня пружинила, в ней сделана П-образная прорезь. Овальная форма и П-образная прорезь позволяют подбирать поршни ГАЗ-51, ГАЗ-52 к цилиндрам с минимальным зазором в направлении действия на поршень боковых сил (перпендикулярно оси поршневого пальца) и значительно большим зазором в направлении, в котором боковых сил нет (параллельно оси поршневого пальца).

Это снижает шумность работы поршней непрогретого двигателя, а также исключает возможность задиров поршней во время работы двигателя с полной нагрузкой.

Последнее объясняется тем, что при нагревании поршня ГАЗ-51, ГАЗ-52 вследствие овальной формы юбки и П-образной прорези расширение юбки поршня в различных радиальных направлениях неодинаково: вдоль оси поршневого пальца поршень расширяется больше чем в направлении, перпендикулярном к оси поршневого пальца.

В результате этого юбка поршня после нагревания становится почти цилиндрической, и величина зазорамежду ней и цилиндром в различных радиальных направлениях выравнивается.

На головке поршня ГАЗ-51, ГАЗ-52 проточено пять кольцевых канавок: верхняя — самая узкая — для уменьшения теплопередачи от днища поршня к верхнему компрессионному кольцу и, таким образом, для снижения температурного режима работы этого кольца; во второй и третьей канавках установлены компрессионные кольца, в двух нижних — маслосъемные кольца.

В канавках для маслосъемных колец просверлены отверстия, через которые масло, снимаемое маслосъемными кольцами с зеркала цилиндров, отводится в полость поршня и оттуда
— в картер двигателя.

Засорение или закупорка этих отверстий нагаром или смолистыми отложениями приводит к резкому повышению расхода масла, так как в этом случае большое количество его проникает
в пространство над поршнем и сгорает в нем.

В средней части поршня ГАЗ-51, ГАЗ-52 львовских автопогрузчиков АП-4014, 40814, 4045, 4043 имеются две бобышки с отверстиями для поршневого пальца.

Внутри бобышек по наружным концам проточены кольцевые канавки (по одной в каждой бобышке), предназначенные для установки в них стопорных колец.

Диаметр отверстия под поршневой палец в бобышках поршня равен 22 мм.

Ниже бобышек внутри поршня имеются два прилива для подгонки поршней по весу. Вес поршня стандартного размера 450±2 г.

Для улучшения приработки к цилиндрам поршни ГАЗ-51, ГАЗ-52 после окончательной механической обработки подвергают контактному лужению. Толщина слоя полуды 0,004—0,006 мм.

В двигатель поршни устанавливаются так, чтобы П-образная прорезь на юбке была обращена в сторону, противоположную клапанам.

Поршневые кольца двигателя ГАЗ-51, ГАЗ-52

Поршневых колец четыре: два компрессионных и два маслосъемных. Все кольца расположены над поршневым пальцем.

Каждое кольцо изготовляется из индивидуальной чугунной отливки некруглой формы, что обеспечивает мелкозернистую, износостойкую структуру чугуна, а некруглая их форма — неравномерное распределение давления кольца на стенки цилиндров (с постепенным повышением давления к замку). Замок у всех колец прямой.

Малая высота компрессионных колец ГАЗ-51, ГАЗ-52 и высокая их упругость, а также неравномерное распределение давления на стенки цилиндров обеспечивают хорошую герметичность колец при работе двигателя на всех оборотах коленчатого вала.

Вследствие того, что верхнее компрессионное кольцо работает в более тяжелых условиях и поэтому изнашивается быстрее, чем остальные кольца, его наружную цилиндрическую поверхность подвергают пористому хромированию, повышающему износостойкость кольца в 3—4 раза.

Общая толщина хромированного слоя равна 0,10—0,15 мм, толщина пористого хрома 0,04—0,06 мм. В результате пористого хромирования верхнего компрессионного кольца износостойкость остальных трех поршневых колец и цилиндров также несколько повышается. Таким образом, срок работы колец до замены их новыми значительно увеличивается.

Наружную цилиндрическую поверхность второго компрессионного кольца и обоих маслосъемных поршневых колец ГАЗ-51, ГАЗ-52 для улучшения приработки к цилиндрам подвергают
электролитическому лужению. Толщина слоя покрытия 0,005—0,010 мм.

Поршневые кольца должны выполнять одновременно три функции:

— обеспечивать герметичность цилиндра (не пропускать газы из цилиндра в картер двигателя);

— распределять пленку масла по зеркалу цилиндра и не допускать попадания масла в камеры сгорания;

— передавать тепло от головки поршня к стенкам цилиндров.

Выполнять эти функции кольца могут только тогда, когда они по своей окружности плотно прилегают к зеркалу цилиндра и оказывают на него определенное давление.

Потеря кольцами упругости и закупоривание нагаром или смолистыми отложениями щелевидных прорезей в маслосъемных кольцах приводят к резкому повышению расхода масла и к снижению мощности двигателя. Ухудшение герметичности колец обнаруживается на работающем двигателе по усиленному пропуску газов в картер.

Пропуск газов и повышенный расход масла являются признаком износа поршневых колец и основанием для их замены.

Поршневые пальцы ГАЗ-51, ГАЗ-52

Поршневые пальцы двигателя ГАЗ-51, ГАЗ-52 львовских погрузчиков АП-4014, 40814, 4045, 4043 плавающего типа, пустотелые. Их изготовляют из стали марки 45. Наружную поверхность пальцев подвергают закалке токами высокой частоты на глубину 1 —1,5 мм до твердости HRc = 58-65.

Наружный диаметр поршневого пальца — 22мм, внутренний 14,8 мм, длина 70 ± 0,1 мм.

Поршневой палец, удерживаемый двумя стопорными кольцами только от осевых перемещений, во время работы двигателя имеет возможность свободно проворачиваться в бобышках поршня и в верхней головке шатуна; поэтому поршневой палец изнашивается незначительно и равномерно по всей длине.

Для предотвращения стука поршневых пальцев ГАЗ-51, ГАЗ-52, воспринимающих во время работы большие динамические нагрузки, их подбирают к поршням и шатунам с минимальными необходимыми для обеспечения нормальной смазки зазорами.

При этом учитывают, что зазор между поршнем и пальцем во время работы (т. е. при нагревании) увеличивается вследствие большего коэффициента расширения алюминиевого сплава (из которого сделан поршень) по сравнению со сталью (из которой сделан палец).

Поэтому диаметр отверстий под поршневой палец двигателя ГАЗ-51, ГАЗ-52 в поршне делают несколько меньшим, чем диаметр самого пальца. Поэтому при нормальной комнатной температуре палец сидит в поршне не с зазором, а с небольшим натягом, который при нагревании поршня (в рабочем состоянии) исчезает и вместо него появляется зазор.

Стопорные кольца поршневого пальца двигателей выпуска до 1955 г. изготовлялись из стальной ленты. Однако в связи с. недостаточной надежностью их работы (поломка вблизи ушков, выталкивание поршневым пальцем из канавок), приводившей к задирам зеркала цилиндров, завод с 1955 г. перешел на изготовление проволочных стопорных колец со слегка отогнутыми в сторону усиками.

Эти кольца имеют более глубокую, а следовательно, и более надежную посадку в канавках поршня, чем плоские кольца. Устанавливают их в канавки так, чтобы отогнутые усики были обращены наружу. Проволочные и плоские стопорные кольца — не взаимозаменяемы.

Шатуны ГАЗ-51, ГАЗ-52

Шатуны двигателей ГАЗ-51, ГАЗ-52 львовских автопогрузчиков АП-4014, 40814, 4045, 4043 — стальные, кованые, двутаврового сечения.

Нижние головки шатунов — несимметричны относительно стержня шатуна и верхней головки шатуна (смещены на 3 мм). Короткое плечо нижней головки шатунов первого, третьего и пятого цилиндров направлено в сторону переднего торца блока, а второго, четвертого и шестого цилиндров — в сторону заднего.

1. Шатуны двигателя ГАЗ-51, ГАЗ-52

а — для первого, третьего и пятого цилиндров; б — для второго, четвертого и шестого цилиндров.

Крышка нижней головки прикреплена к шатуну ГАЗ-51, ГАЗ-52 двумя шлифованными болтами с гайками, которые зашплинтованы каждая отдельно. Плоскость разъема крышки и шатуна проходит по диаметру отверстия под вкладыши (перпендикулярно оси шатуна).

Точное взаимное расположение крышки и шатуна обеспечивается шлифованной цилиндрической частью шатунных болтов, имеющих скользящую посадку в отверстиях крышки и шатуна.

Отверстие под вкладыши в нижней головке шатуна обрабатывают в сборе с крышкой. Поэтому во избежание нарушения достигнутой точности отверстий под вкладыши переставлять
крышки с одного шатуна на другой нельзя.

Чтобы исключить возможность неправильной сборки шатунов ГАЗ-51, ГАЗ-52 с крышками при ремонте двигателя, на нижней головке каждого шатуна и на его крышке при сборке двигателей на заводе выбивают номер, соответствующий номеру цилиндра.

При сборке надо следить за тем, чтобы указанные номера на крышке и на головке шатуна были одинаковыми и расположены на одной стороне.

Если при ремонте на двигатель устанавливают новый шатун, то соответствующий номер следует ставить на шатуне и крышке до снятия крышки. Это исключит возможность ошибки при последующей сборке шатуна.

При правильном взаимном расположении крышки и шатуна гнезда в них под фиксирующие выступы вкладышей располагаются на одной стороне (у одного и того же стыка).

Нижние головки шатунов ГАЗ-51, ГАЗ-52 снабжены тонкостенными взаимозаменяемыми сталебаббитовыми вкладышами.

В верхние головки шатунов запрессованы тонкостенные (толщиной 1 мм) втулки, свернутые из оловянистой бронзы марки ОЦС 4-4-2,5. После запрессовки втулки развертываются до
диаметра 22+ мм.

Для смазки поршневого пальца в верхней головке шатуна имеется вырез, а во втулке — круглое отверстие, совпадающее с ним.

В месте перехода нижней головки в стержень сделано отверстие диаметром 1,5 мм, через которое один раз за каждый оборот коленчатого вала (когда отверстие совпадает с масляным каналом в коленчатом валу) выбрасывается струя масла, смазывающая стенки цилиндров.

Для обеспечения уравновешенности двигателя окончательно обработанные шатуны, собранные с крышками, подгоняют на заводе по весу. Общий вес шатуна и распределение веса между его головками подгоняют путем частичного срезания бобышки на верхней головке и прилива на крышке нижней головки. Точность подгонки обеих головок ±2 г.

Все шатуны ГАЗ-51, ГАЗ-52 разделяются по весу на следующие четыре группы:

Вес нижней головки (г) Вес верхней головки (г) Цвет маркировки

648—652      238—242        Белый

663—667         238—242        Зеленый

663—667        223—227       Черный

648—652         223—227        Желтый

Цветную маркировку весовой группы наносят на поверхности среза прилива крышки нижней головки шатуна.

В один двигатель устанавливают шатуны ГАЗ-51, ГАЗ-52 только одной весовой группы. Разница в весе шатунов одного двигателя не должна пре­вышать 8 г, а разница в весе комплектов, которые состоят из шатунов, собранные с поршнями, пальцами и кольцами, — 14 г. Это необходимо помнить при замене шатунов в процессе ремонта двигателя.

Поршни и шатуны 52-1004 (автопогрузчик АП-4014, 40814, 4045, 4043)

Поршень и шатун в сборе первого, третьего и пятого цилиндров 52-1004010-А2

Поршень и шатун в сборе второго, четвертого и шестого цилиндров 52-1004011-А2

1 — Поршень в сборе номинального размера ВК52-1004014-А

Поршень в сборе O82,50 мм ВК52-1004014-ЕР1

Поршень в сборе O83,00 мм ВК52-1004014-ЛР1

2 — Поршень в сборе O83,50 мм ВК52-1004014-НР1

Поршень в сборе O84,00 мм ВК52-1004014-ПР1

3 — Поршень 52-1004015-А2

4 — Палец поршневой 11-6135-А2

5 — Кольцо стопорное 12-1004022-Б

6 — Шатун в сборе первого, третьего и пятого цилиндров 51-1004045-01

Шатун в сборе второго, четвертого и шестого цилиндров 51-1004046-01

7 — Втулка шатуна 12-1004052-А

7 — Втулка шатуна 12-1004052-А

8 — Болт шатуна 13-1004062-Б

9 — Гайка М10х1 292758-П

10 — Гайка стопорная 292759-П

 

Отгрузка запчастей на львовские погрузчики 4014, 40814, 40810, 4081, 41030 производится во все города России: Кемерово, Екатеринбург, Челябинск, Новосибирск, Улан-Удэ, Киров, Пермь, Красноярск, Иркутск, Омск, Барнаул, Томск, Братск, Тюмень, Лысьва, Новокузнецк, Миасс, Серов, Чита, Берёзовский, Междуреченск, Нижний Тагил, Бийск, Минусинск, Сатка, Курган, Вологда, Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Белгород, Орёл, Казань, Ростов-на-Дону, Воронеж, Брянск, Краснодар, Саратов, Мурманск, Тула, Ногинск, Волгоград, Иваново, Пенза, Чебоксары, Волжский, Ярославль, Сыктывкар, Ижевск, Самара, Махачкала, Волжск, Йошкар-Ола, Сокол, Уфа, Архангельск, Тверь, Подольск, Ульяновск, Смоленск, Тольятти, Владикавказ, Петрозаводск, Курск, Владимир, Череповец, Набережные Челны и др.

ГАЗ-52 – это один из самых известных советских грузовых автомобилей, принадлежавших к семейству среднетоннажных машин 3-го поколения Горьковского автозавода. Серийное производство этих легендарных грузовых машин было начато в 1958 году – последняя модификация ГАЗ-52-04 сошла с заводского конвейера в 1989 году (согласно другим данным это произошло в 1992 году).

С 1958 по 1959 год машина выпускалась под индексом ГАЗ-52Ф, с 1966 по 1975 как ГАЗ-52-03, с 1975 по 1989 как ГАЗ-52-04. В народе полюбившийся неприхотливый грузовик отечественного производства ГАЗ-52 называли не иначе как «рабочей лошадкой» экономики Советского Союза. Всего же в общей сложности было выпущено немногим более 1 млн. грузовых автомобилей.

Изначально грузоподъёмность ГАЗ-52 находилась на отметке в 2,5 т – немного позже этот показатель вырос до 3,5 т. Автомобиль оснащался унифицированной кабиной, как и модель ГАЗ-53. Несмотря на использование многих общих деталей, ГАЗ-52 и ГАЗ-53 ещё отличались меж собой своими колёсными дисками: диски ГАЗ-52 и его различные модификации имели в наличии 6 вентиляционных отверстий и обладали более узкой резиной. В случае повреждения, диски без особого усилия заменялись новыми.

Нельзя не отметить широкий модельный ряд грузовых машин ГАЗ-52: грузовые авто с бортовой платформой ГАЗ-52-01 и ГАЗ-52-02 с 2-мя вариантами колёсной базы (3300 и 3700 мм соответственно). 1959 год – была выпущена 1-я партия шасси ГАЗ-52Ф. 1961 год – начало выпуска ГАЗ-52-03, оснащённого кабиной  от ГАЗ-53А. В 1975 году сошедший с заводского конвейера ГАЗ-51А был заменён аналогичным по размерности грузовиком ГАЗ-52-04, который визуально являл собой машину на шасси ГАЗ-51 и с кабиной от ГАЗ-53А.

Модификации ГАЗ-52-05, ГАЗ-52-08 и ГАЗ-52-09 — это такси, предназначенный для грузопассажирских перевозок. При этом необходимо отметить, что ГАЗ-52-09 был оснащён специальным оборудованием для работы на сжиженном нефтяном газе (СНГ), в качестве дублирующего топлива использовался бензин марки А-76. Помимо всего прочего был налажен выпуск седельного тягача ГАЗ-52-06, созданного для осуществления работы с полуприцепом весом в 4 тонны. Для работы на СНГ (сжиженный нефтяной газ) на базе ГАЗ-52-04 была переоборудована модификация ГАЗ-52-07. Модификации грузовиков-самосвалов ГАЗ-52 производились на Саранском автозаводе.

Во времена существования Советского Союза ГАЗ-52 и его различные модификации экспортировались в страны, входящие в блок социалистических держав.

Преимущественно поставки «рабочей лошадки» советской экономики осуществлялись в ГДР, Венгрию, Чехословакию, Польшу, Югославию, Финляндию, Кубу, Вьетнам, КНДР, Лаос и Монголию. Несмотря на то, что с момента официального прекращения серийного выпуска этого грузовика прошло достаточное количество времени (более 20 лет) в отдельных регионах Российской Федерации всё ещё можно встретить отлично функционирующих представителей 3-го поколения машин ГАЗ.

Система зажигания двигателя ГАЗ-51, ГАЗ-52

Система зажигания двигателя ГАЗ-51, ГАЗ-52 львовских погрузчиков АП-4014, 40814, 4045, 4043— батарейная. Напряжение первичного тока 12 в.

Исправная работа системы зажигания ГАЗ-51, ГАЗ-52 достигается:

— Нормальным зазором между контактами прерывателя и чистотой их поверхностей.

— Чистотой карболитовых деталей, свечей и нормальным зазором между их электродами.

— Хорошим контактом проводников тока.

— Исправной и полностью заряженной батареей.

— Исправным конденсатором распределителя зажигания.

Для двигателя ГАЗ-51, ГАЗ-52 предусмотрены свечи зажигания, имеющие длину резьбовой части 12 мм.

Нормальный зазор между электродами свечи 0,7—0,8 мм. При регулировке этого зазора надо подгибать только боковой электрод свечи, так как при подгибании центрального электрода изолятор свечи разрушается. Проверку величины зазора между электродами делать щупом.

В центральном проводе высокого напряжения и в проводах к свечам установлены помехоподавительные сопротивления величиной 0—16 тыс. ом, которые подавляют радиопомехи, создаваемые системой зажигания. На работу двигателя сопротивления не влияют.

Катушка зажигания ГАЗ-51, ГАЗ-52 львовских погрузчиков АП-4014, 40814, 4045, 4043 снабжена дополнительным сопротивлением, которое соединено последовательно с ее первичной
обмоткой.

Сопротивление автоматически замыкается накоротко только при нажиме на включатель стартера. Такое устройство сделано для получения большей энергии искры при пуске двигателя стартером.

Никогда не следует оставлять зажигание включенным дольше, чем необходимо для работы двигателя, во избежание порчи катушки.

Распределитель зажигания (трамблер) ГАЗ-51, ГАЗ-52 погрузчиков АП-4014, 40814, 4045, 4043 с центробежным и вакуумным автоматическими регуляторами опережения зажигания.
Валик распределителя зажигания приводится во вращение по направлению часовой стрелки (если смотреть сверху, со стороны крышки).

Ручная регулировка с помощью октан-корректора позволяет производить изменение момента зажигания на 10° по коленчатому валу в обе стороны от среднего положения.

Рис. 1. Распределитель зажигания (трамблер) ГАЗ-51, ГАЗ-52

1—кулачок, 2—соединительный винт, 3 и 4—гайки плавной настройки, 5—стопорный винт пластины неподвижного контакта, 6—неподвижный контакт прерывателя, 7—молоточек
прерывателя, 8—регулировочный винт-эксцентрик.

Контакты прерывательного механизма подвергаются напряженной электрической и механической нагрузке.

Важнейшим условием надежности и долговечности контактов является правильный и внимательный уход за ними в эксплуатации.

Зачистку контактов производить только в том случае, если их состояние вызывает перебои системы зажигания, т. е. рабочие поверхности контактов значительно подгорели и имеется
на одном большой бугорок, а на другом — углубление (раковина).

Прерыватель распределителя зажигания ГАЗ-51, ГАЗ-52 долго и хорошо работает только тогда, когда его контакты параллельны и прилегают один к другому всей плоскостью (без щели
между ними).

Приступая к регулировке зазора между контактами прерывателя, нужно предварительно осмотреть их рабочие поверхности.

Замасленные и грязные контакты следует протереть. Перед проверкой зазора надо установить кулачок прерывателя в положение, при котором контакты максимально раздвинуты.

Для установки зазора следует ослабить винт 5 (рис. 1), крепящий пластину с неподвижным контактом прерывателя и, вращая эксцентриковый винт 8, установить по щупу зазор 0,35—0,45 мм. После установки правильного зазора — завернуть до отказа винт 5 и еще раз проверить зазор.

Распределитель зажигания (трамблер) ГАЗ-52 (погрузчики АП-4014, 40814, 4045, 4043)

1 — Крышка в сборе Р20-3706500

2 — Крышка Р20-3706501

3 — Пружина 1-ИГ-515

4 — Уголек контактный 1-ИГ-514

5 — Бегунок в сборе Р20-3706020

6 — Пластина в сборе 23.3706300

7 — Шайба замковая Н1395

8 — Шайба регулировочная Н01025

Шайба регулировочная Н01027

Шайба регулировочная Н01028

9 — Шайба изоляционная Н1353

10 — Рычаг в сборе Р7969

11 — Шайба изоляционная Н1352

12 — Стойка контактная в сборе Р10-7144

13 — Сальник Р10-7163

14 — Валик с автоматом в сборе 23.3706200

15 — Винт Н07005-П29

16 — Шайба пружинная Н-04001Т

17 — Шайба Н01351-П29

18 — Валик с кулачком в сборе Р20-3706230

19 — Грузик в сборе Р20-3706240

20 — Пружина СТ7303

21 — Шайба Н01011-П29

22 — Валик в сборе Р23-3706210

23 — Пружина СТ7302

24 — Винт Н06007-П29

25 — Проводник в сборе Р20-3706360-А

26 — Шайба Н01350-П29

27 — Винт Н07003-П29

28 — Пружина усилительная БСМ-26А

31 — Шайба специальная П1-3710105-А

32 — Клемма Р10-7061

33 — Скоба Р20-3706013

34 — Корпус в сборе 23.3706100

35 — Корпус Р20-3706101-А2

36 — Втулка 1-ИГ-579А

37 — Рычаг установки зажигания в сборе 23.3706030

38 — Пластина установочная верхняя Р20-3706031-А

39 — Шайба специальная Р20-3706056

40 — Гайка Р20-3706055-А

41 — Шайба Н01013-П29

42 — Муфта Р23-3706011

43 — Валик промежуточный Р20-3706012

44 — Штифт Н31002

45 — Заклепка Н06005-П29

46 — Болт Н15004-П29

47 — Шайба пружинная Н04007Г

48 — Шайба пружинная Н04007-1

49 — Шайба Н01134-П29

50 — Винт Н07001-П29

51 — Конденсатор в сборе Р42-18-5

52 — Корпус масленки в сборе Р34-3706110

53 — Шайба Н01012-П29

54 — Шайба кожаная Н1372

55 — Корпус масленки Р34-3706111

56 — Крышка Р8050А

57 — Пружина 1-ИГ-694

58 — Заклепка специальная Н1425

59 — Шайба Н01042-П29

60 — Шайба пружинная Н04002Т

61 — Винт Н07002-П29

62 — Шайба опорная Н01014-П29

63 — Втулка изоляционная Р10-7064

64 — Гайка Н05001-П29

65 — Регулятор вакуумный в сборе 23.3706600

66 — Пробка ИМВ-10-3854А

Установка зажигания ГАЗ-51, ГАЗ-52

Установка зажигания ГАЗ-51, ГАЗ-52 производится по шарику, запрессованному в маховик между буквами «М» и «Т».

На маховике нанесена белая предупредительная полоса и сделана шкала ±12° от верхней мертвой точки в первом цилиндре (считая от радиатора).

Эти метки можно видеть в картере маховика через окно, расположенное у стартера (рис. 2). Размыкание тока прерывателем при установке зажигания происходит в момент, соответствующий верхней мертвой точке хода сжатия в первом цилиндре. Соответственно ротор должен быть расположен против клеммы провода первого цилиндра (в крышке распределителя).

Рис. 2. Окно для установки коленчатого вала в положение верхней мертвой точки.

Установку зажигания двигателя ГАЗ-51, ГАЗ-52 львовских погрузчиков АП-4014, 40814, 4045, 4043 делайте с большой точностью, так как даже при небольших ошибках в установке резко
возрастает расход топлива, а мощность двигателя уменьшается; могут иметь место случаи пробоя прокладки головки блока и т. п.

Порядок операций при установке зажигания ГАЗ-51, ГАЗ-52

— Отрегулировать, как указано выше, зазор между контактами прерывателя.

— Вынуть крышку люка на боковой поверхности картера маховика около стартера. Вывернуть свечу первого цилиндра.

— Закрыв пальцем отверстие свечи первого цилиндра, повернуть коленчатый вал за пусковую рукоятку до начала выхода воздуха из-под пальца. Это произойдет в начале хода сжатия в
первом цилиндре.

— Убедившись, что сжатие началось, осторожно поворачивать вал двигателя до совмещения указателя люка картера с шариком на ободе маховика.

— Снять крышку распределителя и убедиться в том, что ротор стоит против внутреннего ее электрода, соединенного с проводом, идущим к свече первого цилиндра. Гайками 3 и 4
(рис.41) поставить октан-корректор на нуль.

— Ослабить винт 2 и повернуть корпус распределителя по часовой стрелке, чтобы контакты прерывателя замкнулись.

— Присоединить конец провода подкапотной лампочки (разъединив его у реле-регулятора) к клемме низкого напряжения на катушке зажигания, к которой крепится провод, идущий к
распределителю.

Включить зажигание и осторожно поворачивать корпус распределителя против часовой стрелки до размыкания контактов прерывателя, которое определяется по вспыхиванию лампочки. Остановить вращение распределителя нужно точно в момент вспыхивания лампочки. Если это не удалось, операцию надо повторить, повернув корпус распределителя зажигания в исходное положение.

— Удерживая от поворачивания корпус распределителя, затянуть винт 2, поставить крышку распределителя и центральный провод на место.

— Проверить правильность присоединения проводов зажигания от свечей, начиная с первого цилиндра.

Они, считая по ходу часовой стрелки, должны быть присоединены в
следующем порядке: 1-5-3-6-2-4.

Проверять точность установки зажигания ГАЗ-51, ГАЗ-52, прослушивая работу двигателя при движении автопогрузчика, нужно после каждой регулировки зазора в прерывателе и
установки зажигания.

Доводку установки зажигания надо делать по октан-корректору, не ослабляя винт 2, Для этого достаточно вращать гайки 3 и 4 (отвертывая одну, завертывая другую). Перемещение
стрелки на одно деление шкалы октан-корректора соответствует изменению установки зажигания на 2°, считая по коленчатому валу.

При повороте корпуса распределителя по часовой стрелке установка зажигания будет более поздней, против часовой стрелки — более ранней.

 

Отгрузка запчастей на львовские погрузчики 4014, 40814, 40810, 4081, 41030 производится во все города России: Кемерово, Екатеринбург, Челябинск, Новосибирск, Улан-Удэ, Киров, Пермь, Красноярск, Иркутск, Омск, Барнаул, Томск, Братск, Тюмень, Лысьва, Новокузнецк, Миасс, Серов, Чита, Берёзовский, Междуреченск, Нижний Тагил, Бийск, Минусинск, Сатка, Курган, Вологда, Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Белгород, Орёл, Казань, Ростов-на-Дону, Воронеж, Брянск, Краснодар, Саратов, Мурманск, Тула, Ногинск, Волгоград, Иваново, Пенза, Чебоксары, Волжский, Ярославль, Сыктывкар, Ижевск, Самара, Махачкала, Волжск, Йошкар-Ола, Сокол, Уфа, Архангельск, Тверь, Подольск, Ульяновск, Смоленск, Тольятти, Владикавказ, Петрозаводск, Курск, Владимир, Череповец, Набережные Челны и др.

Подъезжая как-то вечером к гаражу, чтобы поставить на ночь свою машину, я был весьма удивлен, увидев у соседнего бокса «грузовик» модели ГАЗ-52. Признаюсь, я считал, что их уже давно вытеснили «КамАЗы». Но грузовичок выглядел вполне хорошо и даже тарахтел. Под капотом что-то увлеченно подкручивал сосед по гаражу, которого все зовут просто Васильевичем. Всю свою рабочую жизнь он был механиком-водителем. Ездил на грузовых машинах, возил песок, щебень и стройматериалы. И даже сейчас, будучи на пенсии, подрабатывает — возит торф дачникам. Работать, как он сам говорит, стало сложно из-за профессионального заболевания суставов.

Васильевич поведал мне, что занимается грузовиком, а точнее — его двигателем. Рассказ опытного механика показался мне интересным и я, с одобрения мастера, записал его на диктофон телефона и в виде небольшого конспекта предлагаю Вам.

Содержание

Двигатель ГАЗ-52 надежный, 6 цилиндров в ряд. Как бороться с особенностями старых моторов — расскажу из личного опыта.

Обязательным считаю установку свечей зажигания со скрытым электродом. Эти свечи дают 15% экономии, не врет реклама! Даже на «легковушке» расход уменьшается с 7,3 до 6,4 литров на 100 километров пробега. С двигателем — тут некоторые сложности. Работа на высокооктановом бензине с низкой степенью сжатия двигателя приводит к тому, что часть бензина стекает в масло, смывая смазку со стенок. Это изнашивает гильзы и кольца. Происходит значительное изменение свойств масла, превращающегося в масляно-бензиновый раствор: ни давления, ни смазывающих свойств. Когда двигатель прогрелся, дымит как кадило из вентиляции картерных газов — это бензин выпаривается. А разжиженное масло не снимается кольцами со стенок гильз.

Доработки двигателя ГАЗ-52

Методы борьбы можно предложить следующие. Бедная смесь — тут я предлагаю другую систему зажигания: тиристорную, на больший вольтаж. Катушка зажигания работает в другом режиме и меньше греется, несмотря на более мощные импульсы и дополнительное обеднение смеси на высоких оборотах. Повышение рабочей температуры двигателя до 90-95 градусов через термостат. В результате пропадает фактически расход масла «на угар». Бензин из масла весь выпаривается, и масло становится той вязкости, какой должно быть. Повышается степень сгорания бензина, особенно у 92 и 95, у нас он специфичный. С 76 поднимается плохо горючими добавками — например, соляркой. Если уровень масла растет — это намного хуже, чем если медленно падает. Для организации охлаждения масла есть вариант простой и чуть сложнее. Первый — это просто ставим радиатор масла от ЗИЛ между насосом и центробежным очистителем — на лето. Есть еще вариант, как не снижать давление масла, фильтруя и охлаждая его. Этого позволяет добиться параллельная подача масла через фильтр и радиатор вместо датчика давления (через тройник).

Основной поток при этом дросселируем, вставив трубочку на 8 миллиметров внутреннего сечения в патрубок фильтра (для моторов с одноразовым фильтром в жестяном корпусе). Кладем медный змеевик в картер масляной системы, а в него подаем воду после печки и имеем термостабилизацию масла до 110-115 градусов.

Зимой это обеспечит подогрев, летом — легкое охлаждение.

Вообще, нужно залезть в картер, проверить шейки валов — не стоят ли там «портянки» толщиной с фантик от конфеты. На 1000 километров пробега хватает. В общем, на 2-4 дня возни, если, конечно, не выявятся «подводные камни».

Выводы

В принципе, если применить вышеописанные методы, ресурс мотора возрастает в разы. Новый двигатель ГАЗ-52 с примененными сразу всеми этими доработками должен ходить под миллион километров, как, собственно, и ходили они в СССР у хороших шоферов. Так, что за исключением внешнего вида, получаем полностью боевой и надежный агрегат. Что касается поршневой — можно кольца поменять. Однако, помнится грузовике я год ездил с поломанными кольцами, при этом около 80-90 процентов мощности было. В принципе, после инспекции двигателя можно решить для себя вопрос об установке газового баллона, но на газ — только с компрессором. При степени сжатия, равной семи, газ будет улетать в трубу. Хотя при степени сжатия, равной двум, газ не протекает в масло.

Предыдущая статья:Самостоятельная химчистка салона автомобиляСледующая статья:Подготовка автомобиля к зиме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *