Ремонт т 25
Декомпрессионный механизм
Декомпрессионный механизм Т-16 (рис. 16) служит для облегчения запуска и экстренной остановки двигателя. Механизм состоит из рейки 2 и двух рычагов 1, шарнирно соединенных с рейкой.
Рычаги жестко соединены с валиками 8, входящими своими фрезерованными концами в проточки толкателей впускных клапанов. При передвижении рейки 2 поворачиваются рычаги 1 с валиками 8, которые своей цилиндрической поверхностью поднимают толкатели, а те, в свою очередь, через штанги и коромысла открывают впускные клапаны.
Рис. 16. Декомпрессионный механизм двигателя Т-16:
1 — рычаг декомпрессора; 2 — рейка рычага; 3 – пружина; 4 — палец рычага; 5 — крышка; 6 тяга; 7 – планка; 8 — валик декомпрессора; 9 – уплотнительное кольцо; 10 — кожух штанги; 11 – штанга толкателя; 12 – уплотнительное кольцо; 13 — втулка толкателя; 14 – шплинт.
См. также: Газораспределительный механизм дизеля. Коромысла клапанов Т-16.
Общее устройство двигателя трактора Т-25
С левой стороны (рис. 35), по ходу трактора Т-25, на дизеле расположены: топливная аппаратура, впускная и выпускная трубы, глушитель-искрогаситель, маслозаливная горловина, средний дефлектор (направляющий щиток) и свеча подогрева всасывающего воздуха.
С правой стороны (рис. 36) размещены механизм привода декомпрессора, пусковой стартер, форсунки и легкосъемный кожух вентилятора, пробка спускного отверстия поддона картера, редукционный клапан, распределительный кожух вентилятора.
В передней части двигателя (рис. 37). находится осевой вентилятор со встроенным генератором, направляющий аппарат которого закреплен на двигателе ленточным хомутом, счетчик мото-часов, полнопоточная реактивная центрифуга (масляный фильтр), щуп-масломер, шкив привода вентилятора и генератора с метками «ВМТ», «НМТ» и «Т» для установки поршня первого цилиндра в верхней мертвой точке и установки угла начала подачи топлива насосом.
На задней стороне двигателя трактора Т-25, непосредственно к картеру, прикреплен кожух маховика (рис. 38 и 39).
На верхней плоскости картера расположены оребренные цилиндры с головками из алюминиевого сплава. Своими обработанными поверхностями цилиндры вставлены в отверстия картера и крепятся к нему вместе с головками анкерными шпильками, ввернутыми в верхнюю плоскость картера.
Рис. 35. Двигатель Д-21 (вид слева):
1 — счетчик мото-часов; 2 — центрифуга; 3 — топливные фильтры; 4 — выпускной трубопровод; 5 — глушитель-искрогаситель; 6 — топливный насос; 7 — маховик; П — свеча подогрева воздуха; ДМ — датчик указателя температуры масла.
Рис.
36. Двигатель Д-21 (вид справа):
1 — картер двигателя; 2 — стартер; 3 — кожух вентилятора; 4 — хомут крепления вентилятора; 5 — редукционный клапан; 6 — поддон картера.
Рис. 37. Двигатель Д-21 (вид спереди):
1 — вентилятор; 2 — топливный фильтр; 3 — свеча подогрева воздуха; 4 — центрифуга; 5 — щуп-масломер; 6 — пробка спускного отверстия.
Рис. 38. Двигатель Д-21 (продольный разрез):
1 — масляный насос; 2 — шатун; 3 — поршень; 4 — вентилятор; 5 — головка цилиндра; 6 — клапан; 7 — картер; 8 — маховик.
Рис. 39. Двигатель Д-21 (поперечный разрез):
1 — маслоприемник; 2 — стартер; 3 — кожух вентилятора; 4 — впускной трубопровод; 5 — свеча подогрева воздуха; 6 — выпускной трубопровод; 7 — цилиндр; 8 — картер; 9 — валик уравновешивающего механизма; 10 — пробка спускного отверстия.
Для уплотнения между картером, и каждым цилиндром установлена медная прокладка.
На нижней плоскости головки имеется цилиндрическая выточка, которая служит для посадки головки на обработанную поверхность цилиндра. Необходимое уплотнение между головкой и цилиндром достигается вдавливанием верхней плоскости цилиндра, имеющей две кольцевые выточки полукруглого сечения, в нижнюю плоскость головки.
На головках установлены детали клапанно-распределительного механизма.
Сверху к головкам крепятся шпильками крышки клапанов, отлитые из алюминиевого сплава.
Снизу к картеру привернут болтами масляный поддон. В поддоне смонтирован сетчатый фильтр приемника масляного насоса.
Коленчатый вал трактора Т-25
Внутри картера помещаются: коленчатый вал на трех опорах, шатуны, распределительный вал, толкатели клапанов и валик уравновешивающего механизма. На переднем конце коленчатого вала закреплен специальным болтом шкив привода вентилятора и генератора, а на заднем его конце при помощи штифтов и болтов прикреплен маховик. В торце вала расточено гнездо, в которое посажены шариковый подшипник и самоподжимной сальник вала главного сцепления.
От осевых перемещений коленчатый вал удерживается двумя парами полуколец из бронзы, установленными у второго коренного подшипника. Между передним листом и алюминиевой крышкой смонтированы распределительные шестерни коленчатого и распределительного валов, промежуточные шестерни, а также шестерни привода топливного насоса, валика уравновешивающего механизма и масляного насоса. В систему охлаждения входят: осевой вентилятор, состоящий из рабочего колеса с лопатками и направляющего аппарата с лопастями, распределительный кожух вентилятора, система дефлекторов и оребренные поверхности головок и цилиндров. Создаваемый вентиляторам воздушный поток охлаждает стенки цилиндров и головки благодаря наличию на них литых ребер.
Регулирование теплового режима двигателя производится при помощи дроссельного диска, расположенного на выходе охлаждающего воздуха из вентилятора (методом дросселирования воздушного потока на выходе).
Показателем теплового состояния двигателя является температура масла в магистрали, которую показывает дистанционный термометр.
В систему пуска входят: электрический стартер, питаемый от аккумуляторных батарей, предпусковая подогревательная свеча накаливания, смонтированная во впускной трубе, и декомпресионный механизм.
Двигатель Д-21А
Страница 1 из 2
На СШ Т-16 М и Т-16 МГ устанавливается двигатель Д-21А четырехтактный, двухцилиндровый воздушного охлаждения, с непосредственным впрыском топлива.
С правой стороны двигателя расположены: топливный насос 2 (рис. 7). топливные фильтры 7, впускной 3 и выпускной 6 трубопроводы, свеча 4 подогрева всасываемого воздуха, щуп-масломер 9 и средний дефлектор. С левой стороны расположены: декомпрессионный механизм, стартер 14, генератор 12, форсунки 20 и легкосъемный кожух 16 вентилятора.
Рис. 7. Двигатель Д-21А (а — вид слева, б — вид справа, в разрез):
1 — счетчик моточасов работы; 2 – топливный насос высокого давления; 3 и 6 — впускной и выпускной коллекторы; 4 — свеча накаливания; 5 — глушитель; 7 — топливные фильтры; 8 — пробка маслозаливной горловины; 9 — щуп-масломер; 10 — пробка спускного отверстия; 11 — поддон картера; 12 – генератор; 13 — картер; 14 – стартер; 15 — хомут крепления вентилятора; 16 – направляющий кожух вентилятора; 17 — центрифуга; 18 — вентилятор; 19 — указатель ВМТ; 20 – форсунка; 21 — клапан; 22 — колонка цилиндра; 23 – цилиндр; 24 — поршень; 25 – шатун; 26 — коленчатый вал; 27 — валик уравновешивающего механизма; 28 — промежуточная шестерня.
В передней части двигателя Д-21А находятся: маслозаливная горловина 8, центробежный масляный фильтр 7, вентилятор 18, счетчик моточасов 1, шкив ведущий привода вентилятора 18 и генератора 12 с метками ВМТ, НМТ, Т1 и Т2 для установки угла опережения впрыска топлива и регулировки клапанов. В задней части расположены маховик и картер маховика.
В верхней части находятся цилиндры 23 которые крепятся вместе с головками 22 к картеру 13 двигатели с помощью анкерных шпилек.
Внутри картера дизеля Д-21А расположены: коленчатый 26 и распределительный валы, толкатели клапанов и валик 27 уравновешивающего механизма. Между передним листом и алюминиевой крышкой смонтированы распредели тельные шестерни привода вспомогательных механизмов, масляный насос.
В нижней части укреплен поддон картера двигателя, внутри которого расположен маслозаборник.
Детали остова дизеля Д-21А показаны на рис. 8.
Рис.
8. Детали остова дизеля Д-21А:
1 — крышка распределительных шестерен; 2, 8, 35, 43 – штифт; 3 — вставка; 4 — указатель ВМТ; 5, 22, 30, 45, 55 – прокладка; 6, 26, 27, 58 — пластина замковая; 7 – лист передний; 9, 48, 50, 52, 62, 63, 64, 66, 67, 68 — болт; 10, 32, 49, 51, 59 – шайба; 11, 54 — палец; 12, 19, 42 — пробка коническая; 13 — шпилька анкерная; 14,17,18, 21, 36, 53 — втулка; 15 — цилиндр; 16 — прокладка цилиндра; 20 — картер дизеля; 23, 37, 40 – шпилька; 24 – рым-болт; 29 — картер маховика; 41 — гайка; 31 — корпус уплотнения; 34, 56 — каркасное уплотнение; 38, 44 — крышка подшипников; 46 — угольник уплотнительный; 61 – уплотнение; 65 – винт.
См. также: вкладыши шатунных подшипников.