Как сделать компактный самодельный снегоход

Как сделать компактный самодельный снегоход

самодельные снегоходы с одним колесом Содержание

Во время холодов транспорт на двух колесах становится неактуальным, а на заснеженных просторах проехать иногда невозможно даже на автомобиле. Что же делать в ситуации, если денег на покупку более приспособленного к суровой зиме транспорта нет? 

В этом случае можно изготовить самодельный снегоход. Зимние транспортные средства чаще всего оснащаются гусеничным приводом, спереди устанавливаются рулевые лыжи. Снегоход обладает высокой проходимостью, легким весом (70-80 кг), что позволяет ему ездить как по ценному снегу, так и по укатанным заснеженным дорогам. Управлять этим транспортным средством просто, а развиваемая скорость невелика. Так что ездить на снегоходе зимой загородом – это не только удобно, но и безопасно.

Особенности самодельных снегоходов

Продажей снегоходов на территории СНГ занимается огромное количество компаний. Но цены на них высоки даже для семей с приличными доходами. Если вы не хотите переплачивать деньги за рекламу и являетесь трудолюбивым и креативным человеком, то попробуйте сделать самодельный снегоход.

Сделанный собственноручно самоход стоит в 7-10 раз дешевле, чем самые дешевые модели, изготовленные заводским образом.

Успешность собственноручного изготовления снегохода зависит от нескольких  факторов:

  • ваше личное мастерство;
  • ваше инженерно-конструкторское мышление;
  • наличие деталей и агрегатов от других снегоходов, мотоциклов и прочего.

Следует иметь в виду, что езда на снегоходе, как и на любом транспортном средстве, сопряжена с повышенной опасностью. Несмотря на то, что самодельные аппараты, как правило, не способны развивать скорость более 15 км/ч, к качеству деталей, к сварке, к креплению элементов болтами следует подходить со всей серьезностью. Вопрос эксплуатационной безопасности и надежности конечного агрегата должен являться основным для любого человека, имеющего намерение смастерить снегоход собственными руками.

Подготовка

Перед тем, как приступить к изготовлению снегохода, необходимо рассчитать основные параметры аппарата. Если вы немного инженер-конструктор, то уместно сделать чертеж агрегата. В принципе все снегоходы устроены одинаково и просто. Ваша задача – сделать надежный аппарат по образцу и подобию всех других вариантов этого класса транспортного средства.

Что потребуется для изготовления:

  1. Труба для рамы, для подвесок и других каркасных элементов.

Экспериментальным путем было установлено, что оптимальный диаметр трубы – 40 мм. Если вы используете профиль, то будет достаточно 25 х 25 мм. Толщина стенки – 2 мм. При меньших параметрах – будет снижена устойчивость аппарата к деформациям. При больших – произойдет утяжеление машины, что, соответственно, отразится на и без того не блестящих ездовых характеристиках.

  1. Колеса с резиной на оси.

Подойдут колеса от квадроциклов (небольших моделей с диаметром колеса 30-40 см), каких-нибудь тележек и т.д. Всего потребуется 2 оси с 2 колесами на каждой.

  1. Клиновые ремни или транспортерная лента.

Основной элемент «гусениц».

Оптимальная толщина – 3 мм. Этого достаточно для устойчивости и износостойкости.

  1. ПВХ-трубы.

Из них делаются грунтозацепы — второй элемент «гусениц». Оптимальный диаметр 40 мм при толщине стенки – 5 мм.

  1. Двигательная установка.

Как правило, используют двигатель, карбюратор, топливный бак от мотоцикла.

  1. Передаточный механизм.

Как правило, используют звезды и цепь от мотоцикла, звезды от снегоходов. Ведущий вал от любого агрегата, подходящий по габаритам.

  1. Направляющие лыжи.

Оптимально брать лыжи от другого снегохода. Так как этот элемент должен быть максимально надежным, рассчитанным на нагрузку самого агрегата, плюс – водителя и возможных пассажиров.

  1. Руль.

Как правило, используют руль от мотоцикла, соответственно с ручкой газа и тросом.

  1. Платформа, сидение, кузов.

В принципе можно обойтись и без платформы, закрепив сидение(я) и кузов (опционально) непосредственно на раме. Но иногда на раме конструируют дополнительную платформу, например, из деревянных досок, которые обеспечивают незначительную амортизацию, позволяют разместить несколько сидений, и в тоже время несильно утяжеляют конструкцию.

  1. Амортизаторы.

Данный элемент вносит дополнительную сложность в конструкцию. Поэтому часто обходятся без него, тем более, если предполагается ездить по не утрамбованному снегу. Амортизация устанавливается на переднюю подвеску и сидение водителя. Можно взять от старого снегохода или от мотоцикла.

  1. Мелкие детали.

Помимо перечисленных выше, для изготовления снегохода потребуются другие стандартные детали: болты, шпильки, гайки, шарниры.

Как сделать: инструкция

Вначале варится каркас – рама. Очевидно, что чем больше будет рама, тем тяжелее получится аппарат и тем медленнее он будет двигаться. Оптимальная длина рамы – 2 м плюс/минус.

На раме последовательно фиксируются:

  • ведущий вал с принимающей звездой;
  • силовая установка с передающей звездой и бензобаком;
  • передняя колесная ось (неподвижное крепление к раме сваркой или болтами);
  • задняя колесная ось (крепится фиксировано при помощи подвижного направляющего элемента);
  • передняя подвеска с рулевой конструкцией и направляющей лыжей (лыжами);
  • сидение(я) и кузов.

Гусеницы изготавливаются из приводных клиновых ремней или транспортерной ленты. Оптимальная ширина гусениц – от 40 до 50 см. При меньшей ширине (40) снегоход будет более маневренен и лучше управляем. При большей (50+) – улучшается проходимость аппарата.

Функцию грунтозацепов выполняют распиленные вдоль пополам пвх-трубы указанного выше диаметра. Они крепятся к резиновой основе при помощи болтов и гаек. Недостаточной ширины клиновые ремни можно скреплять  друг с другом металлическими грунтозацепами.

Для того чтобы иметь возможность регулировать натяжение гусеничного полотна, задняя колесная ось крепится при помощи подвижного направляющего элемента, позволяющего фиксировать положение оси в определенном положении.

Дополнительные замечания:

  1. Центр тяжести должен приходиться примерно на центр конструкции. Так как силовая установка крепится впереди, то сидение водителя должно быть смещено к центру над передним мостом или немного смещенным кзади.
  2. Расстояние между ведущим валом и силовой установкой должно быть минимальным, чтобы минимизировать потери передаваемой на вал энергии.
  3. Если вы устанавливаете амортизатор под сидение, то передняя опора сидения крепится на профильной дуге жестко, а сзади сидение опирается на амортизатор.
  4. Если вы делаете снегоход с расчетом на большую загрузку, то для снятия части веса с гусениц целесообразно установить дополнительную лыжу посредине базы (между двумя гусеницами). Эта лыжа, длинной 50-70 см, крепится непосредственно к раме. Однако такая конструкция предполагает более точный предварительный расчет с последующим выравниванием высоты «ножки», что осложняет изготовление снегохода.
  5. В шинах снегоходы снегохода желательно поддерживать невысокое давление, чтобы избежать быстрого износа деталей и высокого расхода топлива.

Рассмотренный вариант снегохода является наиболее простым по конструкции. При наличии инструментов, сварочного аппарата он может быть собран в гараже без проблем.

Источник: https://zextrem.com/motor/snegoxod/kak-sdelat-snegoxod-svoimi-rukami-podrobnaya-instrukciya.html
Поделись с друзьями

Facebook

Вконтакте

Одноклассники

Pinterest

Рекомендуем посмотреть ещё:

Похожие новости

Чертежи иконостасов своими руками
Покрытие для гаража своими руками
Комплект из бисера своими руками
Дизайн своими руками схемы
Как сделать название на фотографии
Хабаки своими руками
Нашатырный спирт чистить золото в домашних условиях
Когтеточка для кота своими руками с размерами

Самодельные снегоходы с одним колесом


Снегоход из мотоблока, мотоцикла и бензопилы своими руками: инструкция

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ

Чертежи задней подвески в сборе и некоторых деталей задней подвески самодельного трехколесного снегохода трицикла на шинах низкого давления:
Задняя подвеска самодельного снегохода из мотоцикла: 1 — левый лонжерон рамы снегохода (труба 32×3); 2 — вал промежуточного редуктора трицикла (сталь 20, пруток диаметром 12); 3 — гайка М12х1,5 крепления вала (2 шт.); 4 — муфта рамы Ml8x1,5 лев.

(2 шт.); 5 — контргайка М18х1,5 лев. (2 шт.); 6 —двусторонний болт-натяжитель цепи промежуточной передачи самодельного снегохода (М18х1,5 и N118x1,5 лев., 2 шт.); 7— контргайкаМ18х1,5(2шт.);8 — муфта рамы Ml 8×1,5 (2 шт.); 9 — проставка рамы (труба 32×3, 2 шт.); 10 — накладка рамы (сталь, лист s2); 11 —поперечина рамы снегохода своими руками (труба 32×3); 12 — тормозной диск трицикла на пневматиках; 13 — болтМ8 (6 шт.); 14 — ступица промежуточного редуктора с малой звездочкой (z = 18, t = 19,07); 15 — подшипник 204 (2 шт.); 16,31,39 — уплотнения (войлок, 6 шт.); 17,19 — корпуса уплотнений; 18 — большая звездочка промежуточного редуктора (z = 40, t= 12,7); 20 — регулировочная втулка (труба 24×5,9, L8,5); 21 — регулировочная муфта тормозного троса; 22— корпус регулировочной муфты; 23 — оболочка тормозного троса; 24- регулировочная шайба (труба 24×5,9, L3,5); 25 — распорная втулка; 26 — колодки тормозных рычагов (асболатексный картон на эпоксидном клее); 27 — ось тормозного механизма (болт М8); 28 — верхняя полка кронштейна тормозного механизма (сталь, лист s5); 29 — ходовая звездочка (z = 72, t = 19,05); 30 — заклепка ( диаметром 8, 8 шт.); 32 — призматическая шпонка (сталь 40, 8x10x100); 33 — тормозные рычаги; 34 — наконечник тормозного троса; 35 — палец (сталь 40, 06); 36,38 — стопорные кольца (4 шт.); 37,50 — подшипники 207 (4 шт.); 40 — крышка уплотнения (2 шт.); 41 — призматическая шпонка (сталь 40, 8x10x80); 42 — упорное кольцо (2 шт.); 43 — фасонная гайка М22х1,5 (2 шт.); 44 — вал заднего моста (сталь 20); 45 — ступица заднего колеса (2 шт.); 46 — стакан внешнего подшипника (2 шт.); 47 — ступица ходовой звездочки; 48 — распорная фасонная втулка (2 шт.); 49—стакан центрального подшипника (2 шт.); 51,53 — контргайки М18х1,5 левого болта-натяжителя ходовой цепи; 52 — втулка-кронштейн крепления заднего моста снегохода на шинах низкого давления (2 шт.) …

Читать больше, или посмотреть остальные материалы по теме Самодельные снегоходы на пневматиках на ЭТОЙ странице.

Смотрим остальные материалы по теме:

Чаще всего вместе с этим материалом по теме

«Снегоход трицикл на шинах низкого давления — фото / схемы / чертежи»

смотрят:

Также Вы можете посмотреть фотографию Чертежи задней подвески самодельного снегохода в реальном размере
Комментарии к фотографии Снегоход трицикл на шинах низкого давления — находятся внизу страницы. Возможно там найдётся ещё интересная информация, касающаяся темы «Самодельные снегоходы на пневматиках (чертежи, схемы, самодельный снегоход, снегоход пневмоход, трицикл на пневматиках, снегоход на шинах низкого давления)». Если Вам есть что спросить, или сказать по поводу данного материала из раздела «Самодельные снегоходы» нашего фотоальбома — оставьте, пожалуйста, свой. …..

Двухгусеничные снегоходы | Автор топика: Sheraga

При том, что формально у двухгусеничных снегоходов тоже три точки — одна лыжа впереди и две гусеницы сзади — физика их движения существенно отличается от таковой у одногусеничных снегоходов.

Две гусеницы располагаются параллельно, с минимальным расстоянием между ними — которое необходимо для установки редуктора и крепления подвески.

При использовании гусениц шириной 15 дюймов (381 мм), общая ширина движителя составляет около 850 мм. Это позволяет создавать узкие снегоходы (ширина «Бурана» — 900 мм).

Установка на них именно двух гусениц, а не одной соответствующей ширины, вызвана скорей технологическими и компоновочными требованиями. Кроме того, в период разработки двухгусеничных снегоходов, гусеницы считались заменяемым элементом. Заменить одну узкую гусеницу при её повреждении проще и дешевле, чем широкую.

У двухгусеничных снегоходов особенный баланс качеств, связанных с устойчивостью, а именно:

он заметно чувствительней одногусеничных снегоходов к продольным неровностям. На нём очень затруднено движение вдоль склона. Широкая опорная поверхность не позволяет водителю эффективно влиять на его устойчивость смещением собственного веса;
относительно узкая ширина оп***й части даёт ему преимущество в определённых случаях. Например, при движении по засыпанной снегом грунтовой дороге, что зачастую затруднено на снегоходах с двумя лыжами, которые теряют устойчивость, проваливаясь одной из лыж в колею;
при недостаточной ширине ровной оп***й поверхности (например, на перекрестках колейных дорог), двухгусеничный снегоход наоборот, может сильно заваливаться.
Именно специфическая валкость не позволяет использовать на двухгусеничных снегоходах длинноходные подвески гусениц — в противном случае, при поперечном наклоне, крен будет только усиливаться. Применяемые подвески рассчитаны на амортизацию мелких неровностей.

Так как площадь гусеницы несет подавляющую часть нагрузки и имеет многоточечную подвеску, рулевая лыжа не имеет постоянной нагрузки. Результат этого — нелинейная, большей частью низкая, управляемость. Она сильно зависит от большого количества факторов, определяющих насколько лыжа выступает ниже плоскости гусеницы (размещение нагрузки, состояние подвески гусеницы, состояние подвески лыжи и ряда других), а также от профиля дороги.

О выпуске в настоящий момент кем-то из иностранных производителей моделей с двумя гусеницами — неизвестно. Снегоход Alpina Sherpa и снегомобиль BRP Ski-Doo Elite рассматриваются ниже отдельно — ряд характеристик не позволяют отнести их к классическим двухгусеничным снегоходам.

На нашем рынке в настоящий момент двухгусеничные снегоходы представлены двумя отечественными моделями:

Снегоход «Буран»
Снегоход МВП-500
Кроме того, большая часть «самодельщиков» строит свои снегоходы по двухгусеничной схеме, либо с одной оп***й гусеницей соответствующей ширины.

Основные преимущества двухгусеничных снегоходов:

двухгусеничная конструкция по определению обеспечивает максимальную опорную поверхность и, соответственно, минимальное удельное давление. Это позволяет им демонстрировать исключительную проходимость по глубокому снегу;
малая ширина;
наличие одной лыжи по центру в сочетании с клиновидной носовой частью позволяет куда свободней ездить по лесу, пробираться между деревьями — так как исключена проблемная для одногусеничных снегоходов ситуация, когда дерево попадает между двух лыж.
Эти качества делают двухгусеничные снегоходы очень привлекательными для тех, кому приходится много ездить в таежных условиях.

Tags: Как сделать рулевое на снегоход с двумя лыжами

Подвеска управляемых лыж на самодельном снегоходе с использованием пружин от тележек снегохода БУРАН.

самодельный снегоход без поворотных лыж | Автор топика: Маргарита

мне интересно: если я когда-нибудь захочу из из имеющего мопеда сделать мини снегоход, то как и из чего мне сделать поворотный механизм?

Анна самодельный снегоход без поворотных лыж-ЭТО ОБЫКНОВЕННЫЕ САНКИ.

Егор Ты у нас спрашиваешь, как ты сделаешь???))) Мы не экстрасенсы!))

Светлана Планетарный механизм Вячеслав Возможно сгодится обычный дифер.

с раздельными тормозами.

Саша хотеть мало, надо ещё мочь!

Виктор Овчинка выделки не стоит, только карму себе испортишь. Сейчас есть киткомплект на мотоциклы да уже и на скутеры, гусеница вместо заднего колёса, а на передок лыжа. Так они и по пустыне рассекают. Смотри в ютюбе.

Инна Если дешево и сердито, тогда как на мотокультиваторе, ремнем.
Значит так.
Двигатель вращает заднюю ось Ярослав.
На задней оси справа и слева по шкиву.
На валу каждой гусеницы соответственно по шкиву.
На шкивы двигателя и гусеницы надет ремень, соответственно по ремню с каждой стороны.
Ремень натягивается натяжным роликом.
У водителя два рычага, тянет за рычаг, перемещает ролик, натягивается ремень и поехали.
Два рычага тянет — едет прямо, один рычаг — поворачивает.
Если рычаги отдать от себя — тогда, вероятно, их можно совместить с тормозом.
На снегоходе руль мотоциклетного типа — значит, ремни можно постоянно затянуть. Повернул руль направо — правый ремень ослабляется, а левый тянет. Поворачиваем направо.

Юлия учитывая цены на снегоходы, ваш вполне не плох. а как работает? а то это только фотка, может он стоит только. правда учитывая ваш механизм как поворот сделать не понятно вообще. как в танке)

Чертежи самодельных снегоходов на гусеницах

Чертежи самодельных снегоходов на гусеницах представляем для ознакомления.

Конструктивные схемы:
• А- гусеница уложена в П-образном днище
• Б- гусеница одна, опора на две лыжи
• В- гусеницы две, лыжа одна
• Г- гусеницы спереди, соединительный прицеп сзади
• Д- две лыжи, две гусеницы

Если у снегохода две гусеницы, то управление его построено за счет затормаживания одной из гусениц. Маневренность машины определяется соотношением длины опорной поверхности к колее. Это соотношение должно быть равным 1,2.

Рассмотрим общий вид снегохода, который показан на рисунках


Представленная модель состоит из двух частей:
• каркас
• ходовая часть и подвеска

КОНСТРУКЦИЯ КАРКАСА

Изготовим каркас снегохода из деревянных брусков и листов влагостойкой фанеры. Толщину листа принимаем десять – двенадцать миллиметров. Все детали между собой склеиваем клеем по дереву и прижимаем шурупами. Вначале собираем деревянный каркас, на рисунке обозначен буквой (А), к которому крепим три детали (Б); (В); (Г).

По окончании сборки, снизу полозьев скольжения прикрепим листовую оцинкованную сталь, толщиной 0,6…0,8мм. После сборки, кузов покрываем горячей олифой и наносим лакокрасочное покрытие.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ И ПОДВЕСКА

Д(вид сбоку), Е(вид сверху) смонтированы:
• передний амортизатор (1)
• крепление амортизатора (2)
• рама конструкции (3)
• натяжитель ведомого вала (4)
• вал ведомый (5)
• зубчатки (6)
• крепление площадки (7)
• крепления двигателя (8)
• вал ведущий (9)
• шестерня вала (10)
• рычаг (11)
• ушко крепления (12)
• полоз (13).

Ж(ведущий вал в сборе):

• труба (1)
• фланец (2)
• втулка (3)
• рама (4)
• гусеничная шестерня (5)
• шестерня ведомая (6)
• болт (7)
• втулка (8)
• гайка (9)
• натяжитель цепи (10)

Рассмотрим чертежи самодельных снегоходов на гусеницах, типовую конструкцию с расположением двигателя спереди


В дополнение, рассмотрим чертежи снегохода очередной модели.

Заказать чертеж

Поделитесь с друзьями!

Итак, от автора популярной среди конструкторов-любителей серии самодельных снегоходов типа «Мысль» — описание изготовления последнего и самого мощного «палочника» (снегохода, имеющего гусеницу с траками из деревянных брусков) по прозвищу «Топтыгин»

Описание самодельного двухместного снегохода Торопыга

Конструкция двухместного снегохода. «Топтыгин» — это трёхопорный, двухместный снегоход с гусеничным движителем и несимметрично расположенным двигателем от мотоцикла «Иж-Планета-3». Двигатель смещён вправо от оси симметрии перед водителем. При такой компоновке обошёлся без промежуточного вала. Правда, в трансмиссии пришлось выходную звёздочку вторичного вала перенести наружу на удлинительную втулку.

Длина её выбрана такой, чтобы цепь привода проходила между лонжероном рамы и гусеницей. Умышленно не привожу точных размеров втулки по длине — они зависят от расположения двигателя на раме. Компоновка позволила без переделок и подгонок пользоваться штатной педалью переключения передач, управляя ею теперь правой ногой. А для удобства пуска двигателя установил дополнительный рычаг на стойку рамы и соединил его тягой со штатным пусковым рычагом двигателя.

Рама двухместного снегохода изготовлена из водопроводных труб и уголков. Она сварена при помощи бытового сварочного аппарата АДЗ-150 электродами УОНИ. Гибка труб производилась вручную — простейшим втулочным трубогибом с длинной ручкой. Поворотные кулаки, пластины крепления — опорной лыжи и лыжи поддержки привариваются по месту при сборке на стапеле.

Особенность рамы в том, что она трапециевидная (расстояние между её лонжеронами впереди больше, чем сзади). Но это скорее дизайнерское решение, чем конструкторское. Дуги опорной и поддерживающих лыж рекомендую приваривать к раме после установки на ней ведущего и ведомого валов и предварительного натяжения гусеничной ленты.

Гусеничный движитель двухместного снегохода — подобен тем, что уже были на предыдущих снегоходах, только увеличены его ширина и длина (количество траков) гусеницы. Движитель состоит из переднего ведущего вала с резиновыми звёздами, заднего ведомого вала с резиновыми роликами, опорной лыжи, двух поддерживающих лыж и гусеничной ленты с траками.

Гусеница двухместного снегохода — определяющий конструкцию машины узел (по ней и снегоход называется гусеничным). Я использовал самый дешёвый её вариант. Состоит она из пары несущих продольных ремней сечением 40×10 мм и достаточно большого количества поперечных траков — деревянных брусков сечением 45×25 мм (из-за таких траков подобный тип самодельных снегоходов называют «палочниками»). Траки прикреплены к ремням болтами.

Под головки болтов подложены специальные литые дюралюминиевые шашечки («бонки»), которые при движении по косогору устраняют сход гусеницы с опорной лыжи, а выступающие стержни болтов с гайками — боковое скольжение самого снегохода. Использование эффекта скольжения опорной лыжи по обледенелым тракам позволяет ехать даже накатом.

Собранная гусеничная лента выполняет несколько совмещённых функций: движителя с грунтозацепами, бесконечной дорожки скольжения для опорной лыжи и своеобразной цепи, передающей мощность от двигателя через резиновые звёздочки ведущего вала на снежную целину. Ведущий вал и ось натяжного узла собираются свариванием с предварительной проверкой на биение и кривизну. Для нормальной работы особая точность не требуется.

Кривизна кончиков валов компенсируется применением самоустанавливающихся подшипников. Ведущие зубчатые колёса вырезаются острым ножом из листовой резины или боковины покрышки от трактора К700; нужно только поливать водой места реза для смазки. Метод точного вырезания состоит в том, что сначала изготавливается металлический шаблон звёздочки с отверстиями для крепления. Затем на ось надевается резиновая заготовка с шаблоном, притягивается штатными болтами и вырезается.

Как уже было отмечено, основное отличие монтажа гусеницы на раме двухместного снегохода «Топтыгина» от прежних снегоходов в том, что расположение приводного вала значительно выше, чем натяжная ось (для её крепления к раме приварена даже дополнительная накладка). Такое конструктивное решение заметно увеличило проходимость снегохода.

Для монтажа гусеничного блока на раме в первую очередь размечаются и сверлятся отверстия для болтов крепления корпусов подшипников ведущего вала. Затем по фактическим размерам гусеничной ленты определяется место крепления задней натяжной оси и в полке накладки прорезаются продолговатые отверстия (пазы) для натяжения-ослабления гусеницы путём перемещения корпусов подшипников.

Натяжение гусеницы производится перемещением корпусов подшипников (при ослаблении их крепёжных болтов) ведомого вала (а точнее — задней оси) резьбовыми натяжителями по продолговатым отверстиям (пазам) в накладке лонжерона рамы.

Здесь же хочу отметить, что корпуса подшипников приводного вала и натяжной оси смонтированы на лонжероне рамы в разных уровнях и «зеркальном отображении»: первые два установлены сверху на горизонтальной полке уголка, а вторые прикреплены к горизонтальной полке накладки снизу. Это обеспечило нужное превышение положения приводного вала с ведущими звёздочками по отношению к натяжной оси с катками.

Опорная лыжа двухместного снегохода.

У неё также несколько функций: она распределяет нагрузки на всю площадь контакта со снегом (как через траки, так и непосредственно сама в промежутках между ними); является направляющей для гусеницы и поверхностью скольжения для траков. Опорная лыжа изготовлена из обыкновенной берёзовой фанеры толщиной 10 мм, пропитана горячей натуральной олифой.

Можно изготовить опорную лыжу из металлического листа и оклепать по периметру полиэтиленовыми полосами толщиной 10 мм. Отличным материалом для облицовки нижней поверхности опорной лыжи является листовой полиэтилен. При его использовании обеспечивается низкое трение и как следствие — малый износ траков. Опорная лыжа двухместного снегохода в сборе крепится к раме через сайлент-блоков.

Резиновые упругие элементы в них гасят вибрацию и удары от плотных снежных и особенно ледяных комьев, спасая деревянные траки от поломки. Одним из важных условий монтажа опорной лыжи на раме являются параллельность её боковых краёв оси симметрии рамы и обязательное расположение её подошвы ниже катков ведомого вала на 15 — 20 мм.

Передние (рулевые) лыжи двухместного снегохода — разные по ширине. Правая из них (по ходу движения) — на 20 мм шире левой для компенсации массы несимметричного расположения силового агрегата и промежуточного вала. Основа лыжи, как и у опорной, — водостойкая 10-мм фанера. Носок лыж нагревался паяльной лампой и загибался.

В этом положении был укреплён трубчатым подкосом, к которому цепляется антиклевковая пружина. Подошва обшита полиэтиленовым листом толщиной 5 мм, за неимением подобного капронового. К каждой лыже приклёпаны по паре краевых подрезов из дюралюминиевого уголка 40×40 мм. Наклонное расположение поворотных кулаков и направляющие подрезы из уголка на подошвах лыж позволяют легко маневрировать и на снегу, и на укатанной дороге.

Для защиты рамы от ударных нагрузок и повышения комфортабельности езды на стойки поворотных кулаков надеты достаточно жёсткие демпферные пружины. Для улучшения характеристик двигателя механическое зажигание было заменено электронным. Двухлопастный радиальный вентилятор охлаждения крепится на удлинённый болт ротора зажигания. Просто и очень надёжно!

Двухместный снегоход «Топтыгин» оборудован одной передней фарой, вмонтированной в дюралюминиевую облицовку-капот моторного отсека, и задними габаритными огнями. Ветровое стекло с подобранным углом наклона направляет встречный воздух поверх шапки водителя. Также происходит подача прогретого воздуха от цилиндра двигателя в область ног и рук вентилятором принудительного охлаждения.

Управляющие лыжи двухместного снегохода изготовлены из обыкновенной 10-мм фанеры, пропитаны олифой, окрашены и обшиты снизу листовым полиэтиленом. Изгиб носовой части достигается путём динамичного прогрева заготовки паяльной лампой, обильным орошением водой и плавным подгибом в приспособлении. После остывания фанеры лыжа готова для дальнейшей сборки.

Опорная пластина, уголки и ушки крепления лыжи к поворотному кулаку выполнены зацело. Трубчатые упоры предохраняют лыжи от поломки; служат удобными ручками при кантовании снегохода и креплением оттяжных пружин. Оттяжные пружины спасают от клевков и врезаний в снег при переездах через снежные препятствия.

Параллельность управляющих лыж и подрезов на их подошвах — обязательное условие лёгкости управления и повышения проходимости снегохода по снежной целине. Регулировка параллельности лыж выполняется резьбовыми муфтами на рулевых тягах. Передний капот-обтекатель изготовлен из листового дюралюминия, облицовка инструментального ящика под сиденьем, пол, а позднее и боковые щитки гусеницы — из бакелитовой 4-мм берёзовой фанеры.

Крепёжные ушки облицовки привариваются по месту. Сиденье двухместного снегохода изготовлено из фанерного основания, поролона и прочного непромокаемого кожзаменителя. Крепится сиденье к инструментальному ящику крючком и болтом с барашковой гайкой. Во многом «Топтыгин» повторял конструктивные решения предыдущих снегоходов типа «Мысль», но это — от авторского взгляда на предмет и, в общем-то, достаточно удачной конструкции прототипа.

Но по сравнению с «Топтыгиным» все «мысли» были чем-то вроде его масштабных моделей. Мощный двигатель придал этому «медведю-шатуну» хорошую динамичность, две поворотные лыжи — манёвренность, а длинная и широкая гусеница — завидную проходимость по снежной целине. Первые пробные испытания этой же зимой (а точнее ранней весной) стали и последними. Снег как-то неожиданно быстро растаял. Следующего же обильного снега пришлось ждать до начала декабря.

Лишь в декабре следующей зимы провёл полные испытания по покрывшимся снегом полям и лесам. Они-то и показали, что вновь внедрённая в конструкцию мягкая рессорная подвеска опорной лыжи не оправдала надежд. Проходимость оказалось не на высоте! Управляемость — непредсказуемая! Да к тому же и двигатель запускался с трудом.

Разобрав снегоход, переделал некоторые узлы: вернул опорной лыже прежнюю испытанную конструкцию — крепление на четырёх сайлент-блоках четырьмя болтами к кронштейнам-проушинам опорных дуг рамы (чертежи этого модернизированного варианта и были предложены вниманию читателей). Для улучшения пуска двигателя произвёл полную его переборку с посадкой соединений на силиконовый герметик.

К очередному смотру самодельной снегоходной техники, приуроченному к 23 февраля, «Топтыгин» был готов показать лучшие свои качества. Повторные ходовые испытания он проходил в сосновом бору на южной окраине города — на пути от дома до поляны, где проходили соревнования. Расстояние в 8 километров по свежим нетоптаным снегам не затруднило прибытие к началу показательных выступлений. По итогам выполнения конкурсных этапов-заданий «Топтыгин» завоевал первое место.

А соперников было немало. Справедливости ради надо отметить, что в большинстве своём это были колёсные (на шинах низкого давления) снегоходы. Впоследствии занялся улучшением дизайна своего снегохода, для чего сначала сделал несколько эскизов общего вида. Наиболее понравившийся воплотил в дело. Его и привожу на чертеже, поскольку фотографий «в полной красе» так и не сделал. Уже к следующему году, на волне энтузиазма, в Заводоуковске родилось с десяток похожих на «Топтыгина» гусеничных снегоходов, что подтверждают фотографии тех лет.

Но эти «палочные» снегоходы, в общем-то, завершили эру снегоходов на пневматиках. В условиях сравнительных испытаний все убедились в более высокой проходимости гусеничных «палочников», по сравнению с «ка-мерниками», по рыхлым снегам лесной зоны Тюменской области. Но «Топтыгин» не прижился в моём гараже. Не охотник я и не рыбак. Нашёлся вариант выгодного обмена на грузовой мотороллер «Муравей» — и я согласился.

Тем, кто задумает построить себе такой же снежный мотоцикл, хочу напомнить, что самодельную технику с объёмом двигателя более 50 см3 придётся везти на техкомиссию и ставить на учёт в технадзор.

К тому же, для управления и самодельным снегоходом требуется удостоверение тракториста-машиниста или водительское категории «А».

(Автор: А.МАТВЕЙЧУК, г. Заводоуковск, Тюменская обл, источник журнал Моделист Конструктор)

Двухместный снегоход «Топтыгин»: 1 —рулевая лыжа (2 шт.); 2 — анти-клевковая оттяжка (2 шт.); 3 — капот-обтекатель (дюралюминий, лист s1); 4 — фара (от трактора); 5 — ветровое стекло (оргстекло s5); 6—руль; 7—инструментальный ящик (бакелитовая фанера s5); 8—сиденье (фанера, поролон, кожзаменитель); 9—ограждение багажника (стальная труба диаметром 16); 10 —облицовка гусеничной ниши (бакелитовая фанера s5); 11—гусеничный движитель; 12—багажник; 13—рама; 14—пол

Компоновочная схема снегохода: 1 —рулевая лыжа (2 шт.); 2—антиклевковая оттяжка (2 шт.); 3—двигатель (от мотоцикла «Иж-Планета-3»); 4—бензобак (10-л металлическая канистра); 5—руль; 6—инструментальный ящик; 7—сиденье (фанера, поролон, кожзаменитель); 8—спинка сиденья (поролон, кожзаменитель); 9—багажник; 10—натяжной механизм гусеницы (2 шт.); 11—гусеница; 12—натяжной узел гусеничного движителя; 13—опорная лыжа; 14—поддерживающая лыжа (2 шт.); 15—приводной узел гусеничного движителя; 16—пусковой рычаг; 17—рычаг переключения передач; 18—поворотный кулак (2 шт.); 19—удлинительная втулка со звёздочкой; 20—рама; 21 —пол; 22—фонарь габаритного огня (2 шт.); 23—натяжитель цепи промежуточного вала; 24—рычаг поворотного кулака (2 шт); 25—рулевой вал; 26—рулевая тяга (2 шт.)

Рама двухместного снегохода: 1—лонжерон (сталь, прокатный уголок 45×45, 2 шт.); 2—втулка поворотного кулака рулевой лыжи (стальная труба диаметром 42×52,2 шт.); 3—бампер (стальная труба диаметром 22); 4—верхний подкос (стальная труба диаметром 22, 2 шт.); 5—подкапотная дуга (стальная труба диаметром 22); 6—портал (стальная труба диаметром 22); 7—нижний подкос (стальная труба диаметром 22, 2 шт.); 8—продольная балка пола (стальная труба диаметром 22, 2 шт.); 9—поперечная дугообразная

Узел натяжной оси: 1—каток (резина, лист s25, 2 шт.); 2—ось (труба диаметром 42×32); 3—прижимной диск катка (сталь, лист s5, 2 шт.); 4—щека катка (сталь, лист s5, 2 шт.); 5—косынка (сталь, лист s5, 8 шт.); 6 — наконечник вала (сталь, диаметром 42,2 шт.); 7—соединение катка со щекой и диском (болт М8х46 с шайбой и гайкой, 8 комплектов); 8—корпус подшипника (сталь, диаметром 48, 2 шт.); 9—основание корпуса подшипника (сталь, лист s8,2 шт.) 10—самоустанавливающийся подшипник 80203 (2 шт.) стойка пола (стальная труба диаметром 22,2 шт.); 10—дуга поддерживающих лыж (стальная труба диаметром 22); 11 —дуга спинки сиденья; 12—ограждение багажника (стальная труба диаметром 16,2 шт.); 13—задний портал (стальная труба диаметром 22); 14—фаркоп; 15—накладка (стальной прокатный уголок 45×45, 2 шт.); 16—дуга опорной лыжи (стальная труба диаметром 22); 17—косынка (стальной лист s4, по потребности); 18—траверса (стальная труба диаметром 36); 19—упор для механизма натяжения гусеницы (стальной лист s4)

Опорная лыжа двухместного снегохода: 1—полоз (фанера s10); 2 — подошва (полиэтилен, лист s5); 3 — опора кронштейна (сталь, лист s5,4 шт.); 4—сайлент-блоков (от автомобиля «Ока, 4 шт.); 5—стойка опорного кронштейна (сталь, лист s5, 8 шт.); 6—подкос (сталь, труба диаметром 12, 2 шт.); 7 — заклёпка (алюминий диаметром 3); 8—подкладная шайба (сталь, компл.)

Поддерживающая лыжа: 1 —полоз (дюралюминий, лист s10); 2—опора кронштейна (сталь, лист s5); 3 —сайлент-блок (от автомобиля «Ока»); 4—заклёпка (алюминий, диаметром 5)

Гусеница двухместного снегохода: 1—трак (берёзовый брус 45×25, компл.); 2—несущая полоса (2 шт.); 3—соединительная накладка (резинотканевая транспортерная лента 40×10); 4—специальная шайба «бонка» (дюралюминий); 5—крепёжные детали

Рулевая лыжа: — полоз (бакелитовая фанера s10); 2—подошва (полиэтилен, лист s5); 3 — опора кронштейна (сталь, лист s5); 4—ушко кронштейна (сталь, лист s5, 2 шт.); 5—подрез (дюралюминиевый уголок 40×40, 2 шт.); 6—подкос (труба диаметром10); 7—заклёпка диаметром 5 с нижней потайной головкой; 8—стальная подкладная шайба

Рулевое управление двухместного снегохода: 1 —руль; 2—рулевой вал; 3—сошка; 4-—рычаг поворотного кулака (2 шт.); 5—регулируемая тяга (2 шт.); 6—регулятор-наконечник (2 шт.); 7 — приваренная гайка (2 шт.); 8 — контр-гайка (2 шт.); 9 — поворотный кулак (2 шт.); 10 — подшипник скольжения поворотного кулака (бронза, 2 шт.); 11—пружина сжатия (2 шт.); 12—сайлент-блоков (от а/м «Ока», 2 шт.); 13—опорный кронштейн рулевого вала; 14—кронштейн фиксации рулевого вала на переднем портале рамы; 15 —штифт (2 шт.); 16—траверса рамы (труба 036); 17—втулка поворотного кулака (труба диаметром 42,2 шт.); 18—подшипник скольжения (бронза, 4 шт.)

Узел удлинительной втулки выходной звёздочки вторичного вала двигателя: 1—удлинительная втулка (сталь); 2—шлицевая вставка; 3—выходная звёздочка; 4—корпус подшипника; 5—подшипник; 6—шток механизма сцепления; 7—картер двигателя; 8—крепёжный болт корпуса подшипника к лонжерону рамы

Узел приводного вала: 1 — приводное зубчатое колесо гусеницы (резина, лист s25,2 шт.); 2—приводной вал (стальная труба диаметром 42×32); 3—прижимной диск зубчатого колеса (сталь, лист s5, 2 шт.); 4—щека зубчатого колеса (сталь, лист s5, 2 шт.); 5—косынка (сталь, лист s5, 8 шт.); 6—наконечник вала (сталь, круг 42, 2 шт.); 7—ступица приводной звёздочки вала (сталь, круг 60); 8—приводная звёздочка (z=l 5, t= 15,875); 9—штифт (сталь 10,L60); 10—соединение зубчатого колеса со щекой и диском (болт М8х46 с шайбой и гайкой, 8 компл.); 11 — -корпус подшипника (сталь, круг 48, 2 шт.); 12—основание корпуса подшипника (сталь, лист s8,2 шт.) 13—самоустанавливающийся подшипник 80203 (2 шт.)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *