Схема переключения передач мтз

Схема переключения передач мтз

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Управление коробкой передач и ВОМ Беларус МТЗ-82.1

____________________________________________________________________________________________

Переключение передач

На тракторах Беларус МТЗ-82.1, 80.1, 82.2 с базовой комплектацией установлена механическая ступенчатая двухдиапазонная КПП, с одним, расположенным под правую руку оператора, рычагом переключения диапазонов и передач с механическим понижающим редуктором (18F+4R).

Возможна установка трансмиссий со следующими комплектациями:

— с механической КПП и синхронизированным понижающим редуктором (18F+4R);
— с механической КПП и реверс-редуктором (9F+9R).

Переключение передач в трансмиссии c механической коробки передач и механическим или синхронизированным понижающим редуктором.

Элементы управления механической коробки передач с механическим или синхронизированным понижающим редуктором представлены на рисунке.

Рис.15. Управление КПП Беларус МТЗ-82-1, 80-1, 82-2

1 – схема переключения ступеней понижающего редуктора; 2 – рычаг управления понижающим редуктором; 3 – рычаг переключения диапазонов и передач; 4 – схема переключения диапазонов и передач.

Переключение передач осуществляется двумя рычагами: рычагом переключения диапазонов и передач КПП и рычагом управления понижающим редуктором 2.

Выбор требуемых диапазонов, передач и ступеней понижающего редуктора (замедляющая ступень – символ «черепаха», ускоряющая ступень – символ «заяц») производится в соответствии со схемами переключения 4 и 1.

Переключение диапазонов и передач производится одним рычагом 3, причем вначале включается диапазон (I-ый или II-ой), затем рычаг переводится в положение «N», и осуществляется включение выбранной передачи.

Рычаг управления механическим понижающим редуктором 2 в процессе работы трактора должен находиться во включенном (фиксированном) положении: назад – ускоряющая ступень («заяц»), или вперед – замедляющая ступень («черепаха»).

Рычаг управления синхронизированным понижающим редуктором 2 в процессе работы трактора должен находиться во включенном (фиксированном) положении: назад – замедляющая ступень («черепаха»), или вперед – ускоряющая ступень («заяц»).

Допускается удерживание рычага понижающего редуктора в нейтральном (среднем нефиксированном) положении для облегчения запуска двигателя при низких температурах.

Переключение передач в трансмиссии КПП с реверс-редуктором

Элементы управления коробки передач Беларус МТЗ-82.1, 80.1 c реверс-редуктором представлены на рисунке.

Рис.16. Управление коробкой передач

1 – схема переключения ступеней реверс-редуктора; 2 – рычаг управления реверс-редуктором; 3 – рычаг переключения диапазонов и передач; 4 – схема переключения диапазонов и передач.

Переключение передач осуществляется двумя рычагами: рычагом переключения диапазонов и передач и рычагом управления реверс-редуктором 2.

Выбор требуемых диапазонов, передач и ступеней реверс-редуктора (ступень переднего хода – символ «вперед», ступень заднего хода – символ «назад») производится в соответствии со схемами переключения 4 и 1.

Переключение диапазонов и передач производится одним рычагом 3, причем вначале включается диапазон (I-ый или II-ой), затем рычаг переводится в положение «N», и осуществляется включение выбранной передачи.

Рычаг управления реверс-редуктором 2 в процессе работы трактора должен находиться во включенном (фиксированном) положении: вперед – ступень переднего хода («вперед»), или назад – ступень заднего хода («назад»). Допускается удерживание рычага реверс-редуктора в нейтральном (среднем нефиксированном) положении для облегчения запуска двигателя при низких температурах.

Управление валами отбора мощности

На тракторах Беларус МТЗ-82.1, 80.1 в базовой комплектации устанавливается задний вал отбора мощности. Также может быть установлен боковой полунезависимый ВОМ.

Управление задним валом отбора мощности

Рукоятка переключения заднего ВОМ с независимого на синхронный привод

При перемещении рукоятки 11 в крайнее левое положение (по ходу трактора) включается синхронный привод, в крайнее правое – независимый, в среднее – положение «нейтраль».

Включение заднего вала отбора мощности

Включение заднего ВОМ Беларус МТЗ-82-1, 80-1 возможно только в том случае, если рукоятка 11 установлена в положение «включен синхронный привод» либо в положение «включен независимый привод». В положении «нейтраль» задний ВОМ не работает.

Рычаг включения заднего ВОМ 5 имеет два положения:

— при перемещении рычага 5 из крайнего переднего положения в крайнее заднее происходит включение заднего вала;

— при перемещении рычага 5 из крайнего заднего положения в крайнее переднее происходит выключение заднего вала.

Включать и выключать задний ВОМ рекомендуется при работающем двигателе. На рисунке рычаг 1 установлен в положение «выключен».

Рис.17. Схема включения заднего ВОМ Беларус МТЗ-82.1, 80.1

1 – рычаг включения заднего ВОМ; 2 – инструкционная табличка управления задним ВОМ.

Переключатель двухскоростного независимого привода заднего ВОМ

Поводок независимого привода ВОМ 2 имеет два положения:

— I – 540 мин-1) – крайнее, по часовой стрелке;
— II – 1000-1) – крайнее против часовой стрелки.

Для установки нужной скорости вращения отверните на один оборот болт 1, поверните поводок 2 в положение «I» или «II» и затяните болт 1.

Рис.17А. Переключение скорости вращения (вид снизу трансмиссии)

Работа Беларус МТЗ-82.1, 80.1 трактора без использования заднего ВОМ

При работе трактора без использования заднего ВОМ поводок переключения независимого двухскоростного привода вала необходимо установить в положение 540 мин-1, рукоятку переключения заднего ВОМ с независимого на синхронный привод – в нейтральное положение, рычаг включения заднего ВОМ – в положение «выключен».

Защитный колпак ограждения заднего вала должен быть установлен.

Управление боковым полунезависимым валом отбором мощности

Управление боковым полунезависимым валом отбором мощности Беларус МТЗ-82-1, 80-1 осуществляется тягой, которая расположена с левой стороны от сиденья оператора.

Тяга имеет два фиксируемых положения:

— «включен» – верхнее положение;
— «выключен» – нижнее положение.

Боковой полунезависимый ВОМ при номинальных оборотах двигателя имеет следующие частоты вращения:

— 571 мин-1 – при включенной пониженной ступени понижающего редуктора («черепаха»);
— 755 мин-1 – при включенной повышенной ступени понижающего редуктора («заяц»).

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Сервис и регулировки МТЗ-82
__________________________________________________________________________

Эксплуатация и сервис МТЗ-82.1, 80.1, 80.2, 82.2Ремонт МТЗ-80Обслуживание и эксплуатация МТЗ-1221Техобслуживание и эксплуатация МТЗ-320Эксплуатация и сервис тракторов

.

.

Схема переключения передач трактора МТЗ-80

Многие люди впервые увидев трактор, задаются вопросом — как включить передачи на МТЗ 80 и сколько их вообще. Для того, чтобы развеять ваши догадки, на рисунке ниже представлена схема переключения передач трактора МТЗ-80 и его аналогов. 

В трансмиссии трактора МТЗ 80 используется понижающий редуктор, использование которого удваивает общее количество передач, которых, без малого, девять вперед и две задних. Важно знать, что каждая передача обладает разным тяговым усилием и скоростью. Вы также можете ознакомиться с устройством коробки передач трактора МТЗ-80. 

Прежде чем задействовать те или иные передачи МТЗ 80, необходимо знать, как их включать и приводить трактор в движение.

Порядок включения передач на тракторе МТЗ-80:

1. Установить двигатель на малые обороты.

2.

Выжать педаль сцепления.

3. Включить нужную вам передачу (см. схему переключения передач трактора МТЗ-80).

4. Дайте двигателю необходимую подачу топлива, путем плавного нажатия на педаль газа.

5. Плавно отпускайте сцепление.

Если вам сразу не удалось включить передачу трактора, то верните рычаг переключения скоростей в нейтральное положение, выжмите еще раз муфту сцепления и включите передачу, плавно, без рывков.

08.06.2018


Органы управления и контрольные приборы трактора МТЗ-82 (МТЗ-80)

Расположение органов управления и контрольных приборов на тракторе показано на рис. 5—11.

Рычаг переключения передач 1 трактора МТЗ-82 (МТЗ-80) (рис.

5). Вначале рычагом включают I или II ступени редуктора, а затем, возвратив рычаг в нейтральное положение, включают нужную передачу по схеме (рис. 6).

Педаль управления подачей топлива 2. Конструкция педали позволяет управлять скоростным режимом двигателя двумя спосо­бами: фиксация педали в любом заданном положении («постоянный газ») и пружинный возврат передней части педали на мини­мальные холостые обороты двигателя. Установка «постоянного газа» осуществляется нажимом ноги на переднюю (увеличивают) или заднюю (уменьшают) части педали, после чего ногу убирают с педали. При «перегазовке» задняя часть педали удерживается каблуком, а носком ноги нажимают и отпускают переднюю часть педали.

Поводок 3 переключения заднего ВОМ с независимого на син­хронный привод. При вращении поводка с помощью гаечного ключа против часовой стрелки (если смотреть на поводок переключения сверху) до упора включается синхронный привод, по часовой стрелке — независимый привод, среднее положение — нейтральное.

Рукоятка 4 тяги управления захватами гидрокрюка. Верхнее положение рукоятки — «захваты освобождены от нагрузки», ниж­нее положение — «захваты под нагрузкой».

Рис. 5. Органы управления и контрольные приборы трактора.

Маховичок 5 гидроувеличителя сцепного веса для регулировки давления подпора в основном цилиндре гидросистемы. При поворо­те маховичка по часовой стрелке давление подпора уменьшается, а против часовой — увеличивается.

Педаль муфты сцепления 6. Нажимом ноги на педаль вперед муфта выключается.

Рычаг 7 переключения понижающего редуктора. Рычаг имеет два положения: назад до отказа — «прямая переда­ча», вперед до отказа — «понижающая передача».

Кнопка 8 выключателя магнето пускового двигателя (только для тракторов МТЗ-80Л и МТЗ-82Л). После нажатия на кнопку прекращается по­ача искры на искровую свечу пускового двигателя.

Рис. 6. Схема переключения передач трактора МТЗ-82 и МТЗ-80.

Рукоятка 9 троса аварийного останова двигателя. При вытяги­вании рукоятки на себя прекращается подача воздуха в цилиндры и двигатель останавливается. В исходное положение рукоятка воз­вращается автоматически после остановки двигателя.

Рукоятка 10 управления краником топливного бака пускового двигателя (только для трактора МТЗ-80Л и МТЗ-82Л). При вытягивании рукоятки на себя краник топливного бака открывается, а при воз­вращении рукоятки в исходное положение — закрывается.

Рукоятка 11 управления воздушной заслонкой карбюратора пускового двигателя (только для трактора МТЗ-80Л и МТЗ-82Л). При вытя­гивании рукоятки на себя с помощью троса открывается воздушная заслонка, при возвращении рукоятки в исходное положение — за­крывается.

Блоки 12 плавких предохранителей цепей электрооборудования трактора. Электроцепи, защищаемые предохранителями, указаны на схеме (рис. 7).

Рычаг 13 (рис. 5) управления муфтой сцепления и шестерней включения редуктора пускового двигателя (только для МТЗ-80Л и МТЗ-82Л). При повороте рычага на себя шестерня включения редуктора входит в зацепление с венцом маховика основного дви­гателя, а муфта сцепления при этом выключается. При повороте рычага от себя муфта сцепления редуктора включается. Нейтраль­ное положение рычага — вертикальное.

Маховичок 14 управления шторкой водяного радиатора. При вращении маховичка по часовой стрелке шторка поднимается, про­тив часовой стрелки — опускается.

Переключатель 15 ближнего и дальнего света. Переключатель имеет два положения: левое—«дальний свет», правое — «ближний свет».

Рычажок 16 переключателя указателей поворота. Рычажок име­ет три положения: правое — «включены указатели правого пово­рота», левое — «включены указатели левого поворота» и среднее — «выключено».

Кнопка звукового сигнала 17.

Рис. 7. Схема электроцепей трактора МТЗ-82 и МТЗ-80, защищаемых плавкими предо­хранителями:

1 — задние фары; 2 — стоп-сигнал; 3 — указатели поворотов; 4 — звуковой сиг­нал; 5 — указатель температуры воды; 6 — электродвигатель вентилятора блока отопления и охлаждения; 7 — плафон и стеклоочиститель; 8 — дальний свет; 9 — ближний свет левой фары; 10 — ближний свет правой фары; 11 — левые габаритные огни; 12 —- правые габаритные огни.

Контрольная лампа 18 включения «массы» (рассеиватель руби­новый).

Контрольная лампа 19 указателей поворота (рассеиватель зеле­ный).

Контрольная лампа 20 дальнего света (рассеиватель синий). Лампа загорается при включении дальнего света в передних фарах.

Амперметр 21. Показывает силу зарядного (стрелка отклоняет­ся в сторону знака « + ») или разрядного тока (стрелка отклоня­ется в сторону знака « — »).

Указатель 22 температуры воды двигателя трактора МТЗ-82.

Указатель 23 давления воздуха в пневмосистеме привода тор­мозов прицепа.

Указатель 24 давления масла в двигателе.

Тахоспидометр 25 со счетчиком мото-часов.

Включатель 26 плафона освещения кабины.

Включатель 27 электрического стеклоочистителя.

Контрольный элемент 28 показывает степень нагрева спирали предпускового электрофакельного подогревателя.

Рукоятка 29 фиксатора рулевого колеса. Рукоятка имеет два положения: нижнее (основное) — «фиксатор защелкнут и постоянно удерживается пружиной»; верхнее (принудительно перемещает­ся до отказа и удерживается рукой) — «фиксатор выведен из паза».

Включатель 30 стартера (для трактора МТЗ-80Л и МТЗ-82Л), включа­тель стартера и предпускового электрофакельного подогревателя двигателя Д-240 (для трактора МТЗ-80 и МТЗ-82):

для МТЗ-80Л и МТЗ-82Л включатель имеет два положения: нейтральное — «выключено», первое — «включен электростартер пускового двигателя». Поворот включателя осуществляется с по­мощью ключа по часовой стрелке, в нейтральное положение ключ возвращается автоматически под действием пружины;

для МТЗ-80 и МТЗ-82 включатель имеет три положения: ней­тральное— «выключено»; первое — «включена спираль накалива­ния электрофакельиого подогревателя», второе — «включены элек­тромагнитная катушка запорного клапана (при включенной спи­рали накаливания электрофакельного подогревателя) и электро­стартер.

Поворот включателя осуществляется с помощью ключа по ча­совой стрелке, в нейтральное положение включатель возвращается автоматически под действием пружины.

Рулевое колесо 31 для поворота трактора.

Для удобства входа и выхода из кабины, а также для улучшения условий труда води­теля предусмотрено откидывание рулевого колеса вперед и регу­лировка положения рулевого колеса по вертикали в пределах 120 мм. Подробно о регулировках рулевого колеса смотрите в раз­деле «Привод рулевого механизма».

Рычаги управления распределителем гидросистемы: 32 — пра­вым выносным цилиндром, 33 — левым выносным цилиндром и 35 — задним цилиндром. Каждый рычаг имеет четыре положения: верхнее — «плавающее», среднее верхнее—«опускание», среднее нижнее — «нейтральное» и нижнее — «подъем».

Рычаг 34 управления гидроувеличителем сцепного веса. Рычаг имеет четыре положения: верхнее — «заперто», среднее верхнее — «выключен», среднее нижнее — «включен» и нижнее — «сброс дав­ления».

Схема управления рычагами 32, 33, 34, и 35, а также махович­ком 5 показана на рис. 8.

Педали тормозов 36, 38 (рис. 5).

Тормоза включаются нажимом ноги на педали вперед. При перемещении педали 38 правого тор­моза включается пневматический привод тормозов прицепа.

Соединительная планка 37 тормозных педалей. Планка блоки­рует педали для одновременного торможения левым и правым тор­мозами.

Тяга 39 привода защелки горного тормоза. Перемещением тяги вверх при выжатых педалях тормозов осуществляется фиксация педалей в положении торможения. Нажатием на педали тяга воз­вращается в исходное положение автоматически под действием пружины.

Рукоятка 40 управления силовым (позиционным) регулятором. При перемещении рукоятки от себя до упора в маховичок-ограни­читель — орудие опускается, при перемещении на себя до упора в крайнее положение сектора — орудие поднимается. Рукоятку удерживайте в этом положении до полного подъема орудия, после чего отпустите рукоятку и она автоматически установится на фик­сатор сектора. Подробно об управлении силовым (позиционным) регулятором смотрите в разделе «Силовой (позиционный) регуля­тор».

Рычаг 41 управления задним валом отбора мощности (ВОМ). Рычаг имеет два положения: переднее—«ВОМ выключен», зад­нее — «ВОМ включен».

Рис. 8. Схема управления гидросистемой трактора МТЗ-82 (МТЗ-80).

Включатель 42 «массы» аккумуляторных батарей. С его по­мощью «масса» включается нажатием на горизонтальный шток и выключается. Включатель задних фар 43.

Кронштейн 44 фиксации наклона спинки сиденья водителя. Кронштейн имеет три паза, в которых может быть зафиксирована спинка в зависимости от желания водителя.

Болт 45 регулировки жесткости сиденья водителя. В зависимо­сти от веса водителя может быть увеличена или уменьшена жест­кость сиденья. Вращением болта по часовой стрелке жесткость сиденья увеличивается, против часовой — уменьшается.

Тяга 46 управления раздаточной коробкой (только для трактора МТЗ-82 и МТЗ-82Л). Схема управления раздаточной коробкой показана на рис. 42. Тяга имеет три положения: «А» — крайнее нижнее над поликом кабины (удерживается оттяжной пружиной) — «муфта свободного хода отключена»; «В» — среднее с фиксацией упором 20 в нижнем пазу стойки 12 (упор удерживает тягу от перемещения в крайнее нижнее положение) — «муфта свободного хода включе­на»; «С» — крайнее верхнее с фиксацией упором 20 в верхнем пазу стойки 12 — принудительно включен передний ведущий мост.

Рис. 9. Привод компрессора:

53 — рукоятка включения привода.

Рис. 10. Управление насосом гидросистемы:

54 — рычаг включения насоса; 55 —рукоятка рычага.

Включатель 47 (рис. 5) блока отопления (охлаждения) кабины.

Ручка 48 регулирующего крана силового (позиционного) регу­лятора. При перемещении ручки назад кран закрывается, при перемещении вперед — открывается. Подробно о регулирующем кране регулятора смотрите в разделе «Силовой (позиционный) регулятор». Для доступа к силовому регулятору предварительно откройте крышку смотрового люка под сиденьем водителя.

Рис. 11. Переключение привода двухскоростного ВОМ:

66 — поводок переключения двухскоростного независимого ВОМ.

Переключатель 49 способов регулирования регулятора. При повороте переключателя вправо (по ходу трактора) включается по­зиционное регулирование, влево — силовое регулирование.

Рукоятка 50 регулировки сиденья водителя по высоте. При вращении рукоятки по часовой стрелке сиденье поднимается, при вращении против часовой стрелки — опускается.

Рычаг 51 регулировки сиденья водителя по длине. При переме­щении рычага влево сиденье передвигается вперед или назад в зависимости от роста водителя.

Центральный переключатель 52. Переключатель имеет три по­ложения I — «выключено» (кнопка переключателя находится в крайнем переднем положении); II — «включены передние и задние габаритные огни, освещение номерного знака и контрольно-изме­рительные приборы на щитке, а также дополнительные фары на прицепной машине (кнопка выдвинута в среднее положение до щелчка»; III — «включены все нагрузки второго положения и пе­редние фары (кнопка переключателя выдвинута в крайнее заднее положение)».

Поворотный кран датчика автоматической блокировкой диф­ференциала имеет два положения (см. рис. 59): I — «блокировка включена»; II — «блокировка выключена».

Рукоятка 53 (рис. 9) включения (выключения) привода ком­прессора. Рукоятка имеет два положения: верхнее — «компрессор включен» и нижнее — «компрессор выключен». Для перевода из одного положения в другое нажмите на рукоятку и переведите в требуемое положение.

Рычаг 54 (рис. 10) и рукоятка 55 включения насоса гидросис­темы. Рычаг имеет два положения: верхнее I — «насос включен», нижнее II — «насос выключен». Для перемещения рычага оттяните рукоятку 55 вместе с фиксатором до выхода его из паза пластины и переведите в требуемое положение.

Поводок 56 (рис. 11) переключения двухскоростного независи­мого ВОМ. При повороте поводка по часовой стрелке (если смот­реть на механизм переключения снизу) включается I ступень (h=548 об/мин), при повороте против часовой стрелки — II ступень (h=1013 об/мин).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *