Схема переключения передач мтз
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Управление коробкой передач и ВОМ Беларус МТЗ-82.1
____________________________________________________________________________________________
Переключение передач
На тракторах Беларус МТЗ-82.1, 80.1, 82.2 с базовой комплектацией установлена механическая ступенчатая двухдиапазонная КПП, с одним, расположенным под правую руку оператора, рычагом переключения диапазонов и передач с механическим понижающим редуктором (18F+4R).
Возможна установка трансмиссий со следующими комплектациями:
— с механической КПП и синхронизированным понижающим редуктором (18F+4R);
— с механической КПП и реверс-редуктором (9F+9R).
Переключение передач в трансмиссии c механической коробки передач и механическим или синхронизированным понижающим редуктором.
Элементы управления механической коробки передач с механическим или синхронизированным понижающим редуктором представлены на рисунке.
Рис.15. Управление КПП Беларус МТЗ-82-1, 80-1, 82-2
1 – схема переключения ступеней понижающего редуктора; 2 – рычаг управления понижающим редуктором; 3 – рычаг переключения диапазонов и передач; 4 – схема переключения диапазонов и передач.
Переключение передач осуществляется двумя рычагами: рычагом переключения диапазонов и передач КПП и рычагом управления понижающим редуктором 2.
Выбор требуемых диапазонов, передач и ступеней понижающего редуктора (замедляющая ступень – символ «черепаха», ускоряющая ступень – символ «заяц») производится в соответствии со схемами переключения 4 и 1.
Переключение диапазонов и передач производится одним рычагом 3, причем вначале включается диапазон (I-ый или II-ой), затем рычаг переводится в положение «N», и осуществляется включение выбранной передачи.
Рычаг управления механическим понижающим редуктором 2 в процессе работы трактора должен находиться во включенном (фиксированном) положении: назад – ускоряющая ступень («заяц»), или вперед – замедляющая ступень («черепаха»).
Рычаг управления синхронизированным понижающим редуктором 2 в процессе работы трактора должен находиться во включенном (фиксированном) положении: назад – замедляющая ступень («черепаха»), или вперед – ускоряющая ступень («заяц»).
Допускается удерживание рычага понижающего редуктора в нейтральном (среднем нефиксированном) положении для облегчения запуска двигателя при низких температурах.
Переключение передач в трансмиссии КПП с реверс-редуктором
Элементы управления коробки передач Беларус МТЗ-82.1, 80.1 c реверс-редуктором представлены на рисунке.
Рис.16. Управление коробкой передач
1 – схема переключения ступеней реверс-редуктора; 2 – рычаг управления реверс-редуктором; 3 – рычаг переключения диапазонов и передач; 4 – схема переключения диапазонов и передач.
Переключение передач осуществляется двумя рычагами: рычагом переключения диапазонов и передач и рычагом управления реверс-редуктором 2.
Выбор требуемых диапазонов, передач и ступеней реверс-редуктора (ступень переднего хода – символ «вперед», ступень заднего хода – символ «назад») производится в соответствии со схемами переключения 4 и 1.
Переключение диапазонов и передач производится одним рычагом 3, причем вначале включается диапазон (I-ый или II-ой), затем рычаг переводится в положение «N», и осуществляется включение выбранной передачи.
Рычаг управления реверс-редуктором 2 в процессе работы трактора должен находиться во включенном (фиксированном) положении: вперед – ступень переднего хода («вперед»), или назад – ступень заднего хода («назад»). Допускается удерживание рычага реверс-редуктора в нейтральном (среднем нефиксированном) положении для облегчения запуска двигателя при низких температурах.
Управление валами отбора мощности
На тракторах Беларус МТЗ-82.1, 80.1 в базовой комплектации устанавливается задний вал отбора мощности. Также может быть установлен боковой полунезависимый ВОМ.
Управление задним валом отбора мощности
Рукоятка переключения заднего ВОМ с независимого на синхронный привод
При перемещении рукоятки 11 в крайнее левое положение (по ходу трактора) включается синхронный привод, в крайнее правое – независимый, в среднее – положение «нейтраль».
Включение заднего вала отбора мощности
Включение заднего ВОМ Беларус МТЗ-82-1, 80-1 возможно только в том случае, если рукоятка 11 установлена в положение «включен синхронный привод» либо в положение «включен независимый привод». В положении «нейтраль» задний ВОМ не работает.
Рычаг включения заднего ВОМ 5 имеет два положения:
— при перемещении рычага 5 из крайнего переднего положения в крайнее заднее происходит включение заднего вала;
— при перемещении рычага 5 из крайнего заднего положения в крайнее переднее происходит выключение заднего вала.
Включать и выключать задний ВОМ рекомендуется при работающем двигателе. На рисунке рычаг 1 установлен в положение «выключен».
Рис.17. Схема включения заднего ВОМ Беларус МТЗ-82.1, 80.1
1 – рычаг включения заднего ВОМ; 2 – инструкционная табличка управления задним ВОМ.
Переключатель двухскоростного независимого привода заднего ВОМ
Поводок независимого привода ВОМ 2 имеет два положения:
— I – 540 мин-1) – крайнее, по часовой стрелке;
— II – 1000-1) – крайнее против часовой стрелки.
Для установки нужной скорости вращения отверните на один оборот болт 1, поверните поводок 2 в положение «I» или «II» и затяните болт 1.
Рис.17А. Переключение скорости вращения (вид снизу трансмиссии)
Работа Беларус МТЗ-82.1, 80.1 трактора без использования заднего ВОМ
При работе трактора без использования заднего ВОМ поводок переключения независимого двухскоростного привода вала необходимо установить в положение 540 мин-1, рукоятку переключения заднего ВОМ с независимого на синхронный привод – в нейтральное положение, рычаг включения заднего ВОМ – в положение «выключен».
Защитный колпак ограждения заднего вала должен быть установлен.
Управление боковым полунезависимым валом отбором мощности
Управление боковым полунезависимым валом отбором мощности Беларус МТЗ-82-1, 80-1 осуществляется тягой, которая расположена с левой стороны от сиденья оператора.
Тяга имеет два фиксируемых положения:
— «включен» – верхнее положение;
— «выключен» – нижнее положение.
Боковой полунезависимый ВОМ при номинальных оборотах двигателя имеет следующие частоты вращения:
— 571 мин-1 – при включенной пониженной ступени понижающего редуктора («черепаха»);
— 755 мин-1 – при включенной повышенной ступени понижающего редуктора («заяц»).
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Сервис и регулировки МТЗ-82
__________________________________________________________________________
Эксплуатация и сервис МТЗ-82.1, 80.1, 80.2, 82.2Ремонт МТЗ-80Обслуживание и эксплуатация МТЗ-1221Техобслуживание и эксплуатация МТЗ-320Эксплуатация и сервис тракторов
.
.
Схема переключения передач трактора МТЗ-80
Многие люди впервые увидев трактор, задаются вопросом — как включить передачи на МТЗ 80 и сколько их вообще. Для того, чтобы развеять ваши догадки, на рисунке ниже представлена схема переключения передач трактора МТЗ-80 и его аналогов.
В трансмиссии трактора МТЗ 80 используется понижающий редуктор, использование которого удваивает общее количество передач, которых, без малого, девять вперед и две задних. Важно знать, что каждая передача обладает разным тяговым усилием и скоростью. Вы также можете ознакомиться с устройством коробки передач трактора МТЗ-80.
Прежде чем задействовать те или иные передачи МТЗ 80, необходимо знать, как их включать и приводить трактор в движение.
Порядок включения передач на тракторе МТЗ-80:
1. Установить двигатель на малые обороты.
2.
Выжать педаль сцепления.
3. Включить нужную вам передачу (см. схему переключения передач трактора МТЗ-80).
4. Дайте двигателю необходимую подачу топлива, путем плавного нажатия на педаль газа.
5. Плавно отпускайте сцепление.
Если вам сразу не удалось включить передачу трактора, то верните рычаг переключения скоростей в нейтральное положение, выжмите еще раз муфту сцепления и включите передачу, плавно, без рывков.
08.06.2018
Органы управления и контрольные приборы трактора МТЗ-82 (МТЗ-80)
Расположение органов управления и контрольных приборов на тракторе показано на рис. 5—11.
Рычаг переключения передач 1 трактора МТЗ-82 (МТЗ-80) (рис.
5). Вначале рычагом включают I или II ступени редуктора, а затем, возвратив рычаг в нейтральное положение, включают нужную передачу по схеме (рис. 6).
Педаль управления подачей топлива 2. Конструкция педали позволяет управлять скоростным режимом двигателя двумя способами: фиксация педали в любом заданном положении («постоянный газ») и пружинный возврат передней части педали на минимальные холостые обороты двигателя. Установка «постоянного газа» осуществляется нажимом ноги на переднюю (увеличивают) или заднюю (уменьшают) части педали, после чего ногу убирают с педали. При «перегазовке» задняя часть педали удерживается каблуком, а носком ноги нажимают и отпускают переднюю часть педали.
Поводок 3 переключения заднего ВОМ с независимого на синхронный привод. При вращении поводка с помощью гаечного ключа против часовой стрелки (если смотреть на поводок переключения сверху) до упора включается синхронный привод, по часовой стрелке — независимый привод, среднее положение — нейтральное.
Рукоятка 4 тяги управления захватами гидрокрюка. Верхнее положение рукоятки — «захваты освобождены от нагрузки», нижнее положение — «захваты под нагрузкой».

Рис. 5. Органы управления и контрольные приборы трактора.
Маховичок 5 гидроувеличителя сцепного веса для регулировки давления подпора в основном цилиндре гидросистемы. При повороте маховичка по часовой стрелке давление подпора уменьшается, а против часовой — увеличивается.
Педаль муфты сцепления 6. Нажимом ноги на педаль вперед муфта выключается.
Рычаг 7 переключения понижающего редуктора. Рычаг имеет два положения: назад до отказа — «прямая передача», вперед до отказа — «понижающая передача».
Кнопка 8 выключателя магнето пускового двигателя (только для тракторов МТЗ-80Л и МТЗ-82Л). После нажатия на кнопку прекращается поача искры на искровую свечу пускового двигателя.

Рис. 6. Схема переключения передач трактора МТЗ-82 и МТЗ-80.
Рукоятка 9 троса аварийного останова двигателя. При вытягивании рукоятки на себя прекращается подача воздуха в цилиндры и двигатель останавливается. В исходное положение рукоятка возвращается автоматически после остановки двигателя.
Рукоятка 10 управления краником топливного бака пускового двигателя (только для трактора МТЗ-80Л и МТЗ-82Л). При вытягивании рукоятки на себя краник топливного бака открывается, а при возвращении рукоятки в исходное положение — закрывается.
Рукоятка 11 управления воздушной заслонкой карбюратора пускового двигателя (только для трактора МТЗ-80Л и МТЗ-82Л). При вытягивании рукоятки на себя с помощью троса открывается воздушная заслонка, при возвращении рукоятки в исходное положение — закрывается.
Блоки 12 плавких предохранителей цепей электрооборудования трактора. Электроцепи, защищаемые предохранителями, указаны на схеме (рис. 7).
Рычаг 13 (рис. 5) управления муфтой сцепления и шестерней включения редуктора пускового двигателя (только для МТЗ-80Л и МТЗ-82Л). При повороте рычага на себя шестерня включения редуктора входит в зацепление с венцом маховика основного двигателя, а муфта сцепления при этом выключается. При повороте рычага от себя муфта сцепления редуктора включается. Нейтральное положение рычага — вертикальное.
Маховичок 14 управления шторкой водяного радиатора. При вращении маховичка по часовой стрелке шторка поднимается, против часовой стрелки — опускается.
Переключатель 15 ближнего и дальнего света. Переключатель имеет два положения: левое—«дальний свет», правое — «ближний свет».
Рычажок 16 переключателя указателей поворота. Рычажок имеет три положения: правое — «включены указатели правого поворота», левое — «включены указатели левого поворота» и среднее — «выключено».
Кнопка звукового сигнала 17.

Рис. 7. Схема электроцепей трактора МТЗ-82 и МТЗ-80, защищаемых плавкими предохранителями:
1 — задние фары; 2 — стоп-сигнал; 3 — указатели поворотов; 4 — звуковой сигнал; 5 — указатель температуры воды; 6 — электродвигатель вентилятора блока отопления и охлаждения; 7 — плафон и стеклоочиститель; 8 — дальний свет; 9 — ближний свет левой фары; 10 — ближний свет правой фары; 11 — левые габаритные огни; 12 —- правые габаритные огни.
Контрольная лампа 18 включения «массы» (рассеиватель рубиновый).
Контрольная лампа 19 указателей поворота (рассеиватель зеленый).
Контрольная лампа 20 дальнего света (рассеиватель синий). Лампа загорается при включении дальнего света в передних фарах.
Амперметр 21. Показывает силу зарядного (стрелка отклоняется в сторону знака « + ») или разрядного тока (стрелка отклоняется в сторону знака « — »).
Указатель 22 температуры воды двигателя трактора МТЗ-82.
Указатель 23 давления воздуха в пневмосистеме привода тормозов прицепа.
Указатель 24 давления масла в двигателе.
Тахоспидометр 25 со счетчиком мото-часов.
Включатель 26 плафона освещения кабины.
Включатель 27 электрического стеклоочистителя.
Контрольный элемент 28 показывает степень нагрева спирали предпускового электрофакельного подогревателя.
Рукоятка 29 фиксатора рулевого колеса. Рукоятка имеет два положения: нижнее (основное) — «фиксатор защелкнут и постоянно удерживается пружиной»; верхнее (принудительно перемещается до отказа и удерживается рукой) — «фиксатор выведен из паза».
Включатель 30 стартера (для трактора МТЗ-80Л и МТЗ-82Л), включатель стартера и предпускового электрофакельного подогревателя двигателя Д-240 (для трактора МТЗ-80 и МТЗ-82):
для МТЗ-80Л и МТЗ-82Л включатель имеет два положения: нейтральное — «выключено», первое — «включен электростартер пускового двигателя». Поворот включателя осуществляется с помощью ключа по часовой стрелке, в нейтральное положение ключ возвращается автоматически под действием пружины;
для МТЗ-80 и МТЗ-82 включатель имеет три положения: нейтральное— «выключено»; первое — «включена спираль накаливания электрофакельиого подогревателя», второе — «включены электромагнитная катушка запорного клапана (при включенной спирали накаливания электрофакельного подогревателя) и электростартер.
Поворот включателя осуществляется с помощью ключа по часовой стрелке, в нейтральное положение включатель возвращается автоматически под действием пружины.
Рулевое колесо 31 для поворота трактора.
Для удобства входа и выхода из кабины, а также для улучшения условий труда водителя предусмотрено откидывание рулевого колеса вперед и регулировка положения рулевого колеса по вертикали в пределах 120 мм. Подробно о регулировках рулевого колеса смотрите в разделе «Привод рулевого механизма».
Рычаги управления распределителем гидросистемы: 32 — правым выносным цилиндром, 33 — левым выносным цилиндром и 35 — задним цилиндром. Каждый рычаг имеет четыре положения: верхнее — «плавающее», среднее верхнее—«опускание», среднее нижнее — «нейтральное» и нижнее — «подъем».
Рычаг 34 управления гидроувеличителем сцепного веса. Рычаг имеет четыре положения: верхнее — «заперто», среднее верхнее — «выключен», среднее нижнее — «включен» и нижнее — «сброс давления».
Схема управления рычагами 32, 33, 34, и 35, а также маховичком 5 показана на рис. 8.
Педали тормозов 36, 38 (рис. 5).
Тормоза включаются нажимом ноги на педали вперед. При перемещении педали 38 правого тормоза включается пневматический привод тормозов прицепа.
Соединительная планка 37 тормозных педалей. Планка блокирует педали для одновременного торможения левым и правым тормозами.
Тяга 39 привода защелки горного тормоза. Перемещением тяги вверх при выжатых педалях тормозов осуществляется фиксация педалей в положении торможения. Нажатием на педали тяга возвращается в исходное положение автоматически под действием пружины.
Рукоятка 40 управления силовым (позиционным) регулятором. При перемещении рукоятки от себя до упора в маховичок-ограничитель — орудие опускается, при перемещении на себя до упора в крайнее положение сектора — орудие поднимается. Рукоятку удерживайте в этом положении до полного подъема орудия, после чего отпустите рукоятку и она автоматически установится на фиксатор сектора. Подробно об управлении силовым (позиционным) регулятором смотрите в разделе «Силовой (позиционный) регулятор».
Рычаг 41 управления задним валом отбора мощности (ВОМ). Рычаг имеет два положения: переднее—«ВОМ выключен», заднее — «ВОМ включен».

Рис. 8. Схема управления гидросистемой трактора МТЗ-82 (МТЗ-80).
Включатель 42 «массы» аккумуляторных батарей. С его помощью «масса» включается нажатием на горизонтальный шток и выключается. Включатель задних фар 43.
Кронштейн 44 фиксации наклона спинки сиденья водителя. Кронштейн имеет три паза, в которых может быть зафиксирована спинка в зависимости от желания водителя.
Болт 45 регулировки жесткости сиденья водителя. В зависимости от веса водителя может быть увеличена или уменьшена жесткость сиденья. Вращением болта по часовой стрелке жесткость сиденья увеличивается, против часовой — уменьшается.
Тяга 46 управления раздаточной коробкой (только для трактора МТЗ-82 и МТЗ-82Л). Схема управления раздаточной коробкой показана на рис. 42. Тяга имеет три положения: «А» — крайнее нижнее над поликом кабины (удерживается оттяжной пружиной) — «муфта свободного хода отключена»; «В» — среднее с фиксацией упором 20 в нижнем пазу стойки 12 (упор удерживает тягу от перемещения в крайнее нижнее положение) — «муфта свободного хода включена»; «С» — крайнее верхнее с фиксацией упором 20 в верхнем пазу стойки 12 — принудительно включен передний ведущий мост.

Рис. 9. Привод компрессора:
53 — рукоятка включения привода.

Рис. 10. Управление насосом гидросистемы:
54 — рычаг включения насоса; 55 —рукоятка рычага.
Включатель 47 (рис. 5) блока отопления (охлаждения) кабины.
Ручка 48 регулирующего крана силового (позиционного) регулятора. При перемещении ручки назад кран закрывается, при перемещении вперед — открывается. Подробно о регулирующем кране регулятора смотрите в разделе «Силовой (позиционный) регулятор». Для доступа к силовому регулятору предварительно откройте крышку смотрового люка под сиденьем водителя.

Рис. 11. Переключение привода двухскоростного ВОМ:
66 — поводок переключения двухскоростного независимого ВОМ.
Переключатель 49 способов регулирования регулятора. При повороте переключателя вправо (по ходу трактора) включается позиционное регулирование, влево — силовое регулирование.
Рукоятка 50 регулировки сиденья водителя по высоте. При вращении рукоятки по часовой стрелке сиденье поднимается, при вращении против часовой стрелки — опускается.
Рычаг 51 регулировки сиденья водителя по длине. При перемещении рычага влево сиденье передвигается вперед или назад в зависимости от роста водителя.
Центральный переключатель 52. Переключатель имеет три положения I — «выключено» (кнопка переключателя находится в крайнем переднем положении); II — «включены передние и задние габаритные огни, освещение номерного знака и контрольно-измерительные приборы на щитке, а также дополнительные фары на прицепной машине (кнопка выдвинута в среднее положение до щелчка»; III — «включены все нагрузки второго положения и передние фары (кнопка переключателя выдвинута в крайнее заднее положение)».
Поворотный кран датчика автоматической блокировкой дифференциала имеет два положения (см. рис. 59): I — «блокировка включена»; II — «блокировка выключена».
Рукоятка 53 (рис. 9) включения (выключения) привода компрессора. Рукоятка имеет два положения: верхнее — «компрессор включен» и нижнее — «компрессор выключен». Для перевода из одного положения в другое нажмите на рукоятку и переведите в требуемое положение.
Рычаг 54 (рис. 10) и рукоятка 55 включения насоса гидросистемы. Рычаг имеет два положения: верхнее I — «насос включен», нижнее II — «насос выключен». Для перемещения рычага оттяните рукоятку 55 вместе с фиксатором до выхода его из паза пластины и переведите в требуемое положение.
Поводок 56 (рис. 11) переключения двухскоростного независимого ВОМ. При повороте поводка по часовой стрелке (если смотреть на механизм переключения снизу) включается I ступень (h=548 об/мин), при повороте против часовой стрелки — II ступень (h=1013 об/мин).