7 богов Японии

7 богов Японии

У каждого человека свое представление о счастье. Этому понятию не существует универсального объяснения, а мудрецы всех эпох дают нам бесчисленное количество его философских трактовок. В японской культуре счастье связывается, прежде всего, с великими добродетелями и благами, которые даруются людям семью божествами, приплывающими к нам на своем Корабле Сокровищ в канун новогодних праздников.


Поющая новогодняя елка на вокзале в Киото

Когда-то в далеком VII веке знаменитый сёгун Токугава (в фильме «Сёгун» он явился прототипом военного правителя Торанаги) велел буддийскому монаху Тэнкаю определить, в чем, собственно, суть счастья, о тот послушно предположил: долгая жизнь, материальное благополучие, удовлетворенность жизнью, мудрость, сила, честность и признание. И каждое из этих благ приносят семь богов в дар за усилия, старания и отдачу в уходящем году. Но ни один Ситифукудзин никогда не наградит людей драгоценностями и золотом. Увидеть в новогоднюю ночь во сне Корабль Сокровищ (Такарабунэ) – тоже считается величайшим счастьем, поскольку это рассматривается как доброе знамение Неба.


Ситифукудзин – семь богов счастья

Итак, шесть богов и одна богиня в новогоднюю ночь высаживаются с Такарабунэ на японский берег южнее Киото. Эта сплоченная «команда» состоит из представителей различных религий: синтоизма, буддизма, даосизма и индуизма. Но японцев это нисколько не смущает, ведь они довольно либеральны в вопросах вероисповедания. Итак, о каждом по-порядку.

Дайкокутэн – добродушный толстяк, напоминающий русского Деда Мороза, приплывший в Страну Восходящего Солнца на Корабле Сокровищ из Индии. Его, восседающего на двух мешках риса, легко распознать по капюшону на голове и мешку с сокровищами (мудрость и терпение), перекинутому за левое плечо. В правой руке Дайкокутэн держит колотушку, некий рог изобилия, каждый удар которой исполняет мечты. Ведь под 108 колокольных ударов всех буддийских храмов в первое утро нового года человеческие грехи должны уйти в небытие, а желаемое — исполниться. В Индии Дайкоку (Махакала – «Большой Чёрный») почитался как воплощение воинственного Шивы, стража веры. В Японии же шестирукий трехликий воин превратился в покровителя крестьян, дарителя пропитания, храня при этом домашнее благополучие и очаг. В этом смысле Дайкокутэн – бог богатства, главный среди Ситифукудзин. Его неизменным спутником является крыса (или мышь), которая втихаря прогрызает в мешках с рисом дырочки, и через них в руки людям сыплются рисовые зерна – богатство, здоровье, любовь и счастье.

Дайкокутэн

Эбису – один из самых почитаемых и любимых богов в Японии. И не только потому, что он — «коренной житель» Страны Восходящего Солнца, но и потому, что является покровителем людей разных профессий. Эбису прославился как бог торговли, домашнего очага, рисовых полей и защитник рыбаков, приносящий удачу в рыбной ловле (т.е. богатство). Об этом говорит и большой морской лещ, которого довольный Эбису, одетый в придворный охотничий кафтан, держит в руках. Не напоминает ли это нам старика-рыбака, выловившего однажды неводом Золотую Рыбку? Еще одним из непременных атрибутов Эбису является удочка. Кроме того, он почитается как покровитель путешественников и моряков, что немаловажно для каждого, так как все мы в жизни немного путешественники и ловцы своей удачи.

Эбису

Хотэй – в экипаже корабля он единственный смертный. Он приплыл на Корабле Сокровищ из Китая, где его звали Цыци. Образ Хотэя заимствован у китайского отшельника по имени Будай, дзэнского монаха, который постоянно слонялся по шумным базарам и зарабатывал на пропитание предсказаниями. Когда его спрашивали, что за богатство находится в его мешке за плечами, Будай отвечал, что там – весь мир. Мешок, называемый «хотэй», давший японское имя богу счастья, изобилия и удачи, никогда не оскудевает. И из этого мешка Хотэй наделяет всех нуждающихся тем, что каждому необходимо. Хотэя легко узнать по большому животу – именно там по представлениям японцев находится духовное сердце человека, жизненная энергия. И чем больше живот, тем добродушнее человек. Но самое неожиданное — именно Хотэй со своим мешком с сокровищами является японским Санта-Клаусом (Санта-Куросу), родившимся рождественской ночью 25 декабря! У него имеется пара глаз на затылке, при помощи которых он весь год наблюдает за поведением детишек. Поэтому шаловливой детворе не стоит проказничать, дабы не остаться без подарка.


Хотэй

Фукурокудзю – лысый, высоколобый и седобородый китайский старец с журавлем. Этот отшельник, попавший в команду Такарабунэ из Поднебесной, умеет совершать различные чудеса. Иероглифы его имени означают то, что он приносит людям: «фуку» – счастье, «року» – воздаяния за усердие в труде, «дзю» – долголетие. На его свитке записана вся мудрость мира. Фукурокудзю держит в руке веер, которым он отгоняет силы зла и привлекает удачу.

Фукурокудзю

Дзюродзин – тоже лысый, но белобородый китайский мудрец, «Долголетний старец», прототипом которого был даосский отшельник, кому в XI веке удалось найти элексир бессмертия. Он держит в руке свиток, содержащий секреты долгой счастливой жизни, и поэтому Дзюродзин любим японцами как бог, дарующий долголетие. Его обычно сопровождают черепаха, олень или журавль – символы продолжительной жизни.

Дзюродзин

Бисямонтэн, или Тамонтэн– страж Севера, грозный воин в самурайских доспехах, в железном шлеме, с трезубцем или мечом, очень кстати прибывший на японские острова из Индии во времена завоевания севера главного острова Японии Хонсю. Как истинный самурай, Бисямонтэн является защитником буддийских храмов, поэтому одним из его атрибутов служит маленькая пагода, олицетворяющая Башню Сокровищ, из которой Бисямонтэн награждает добрых людей ценными дарами. Но из-за малочисленности по-настоящему благородных и доброжелательных людей Бисямонтэну приходится каждый год уничтожать приготовленные для них подарки. Японцы почитают Бисямонтэна как бога процветания и войны, защитника жизни и благосостояния, а так же как покровителя боевых искусств. По одной из легенд, мудрец с горы Сиги в качестве дара за свои добродетели получил чудотворную статуэтку Бисямонтэна, и именно к этому божеству обращал свои молитвы полководец Кусуноки Масасигэ, давший своему сыну имя Бисямон.


Бисямонтен

Бэндзайтэн, или Бэнтэн – единственная богиня в экипаже Такарабунэ, муза искусств: риторики, музыки, поэзии, рисования, литературы. Богиня Бэндзайтэн поднялась на борт Корабля Сокровищ в далекой Индии и захватила с собой биву – восточную лютню, чтобы награждать людей искусства вдохновением, и Белую Змею – владычицу речных вод, воплощение мудрости. В Индии Бэндзайтэн некогда была богиней рек, и в Ведах её изображали восьмирукой и вооруженной Сарасвати. По прибытии в Японию богиня обрела новое имя, сменила свой профиль, но по-прежнему осталась покровительницей воды, а значит – и жизни.

Бэндзайтэн

Чтобы иметь возможность первого свидания сразу с семью богами счастья, японцы совершают паломничество по семи храмам, посвященным каждому отдельно взятому божеству. Эти храмы испокон веков строились недалеко друг от друга. Только в Токио насчитывается более двадцати групп «созвездий» храмов Ситифукудзин. В новогоднюю ночь путь от одного храма в другой торжественно выделен флажками. Наиболее важным храмом Токио в новогоднюю ночь считается храм Мэйдзи.

Синтоистский храм Мэйдзи Дзингу в Токио

Главный зал храма Мэйдзи

Для большей убедительности в том, что боги услышали обращенные к ним просьбы и молитвы, японцы кладут под подушку картинку с изображением Корабля Сокровищ, чтобы все счастливое, что приснится в первую ночь нового года, обязательно осуществилось. Высшим благословением небесных сил было бы увидеть сам Такарабунэ, но надо помнить, что любой божественный дар – награда за усердное проявление добродетелей самого человека и, говоря словами буддийской сутры, правильному следованию законам.

Ситифукудзин на Такарабунэ

Уже с ноября, периода буйства красных кленов, прихрамовые базары полны необычных сувениров: подобием красных русских матрёшек, пришедших к нам как раз из Японии, а туда – из Индии (в качестве богини-матери Матри) через Китай. Но в отличие от многодетных матрешек красно-белая японская кукла из папье-маше, называемая Дарума, всегда одинока. Дарума – это символическое изображение знаменитого основателя учения дзэн-буддизм и монастыря Шаолинь Бодхидхармы.

Дарума

Облик Дарумы яйцевидной формы в виде куклы-неваляшки сложился примерно 200 лет назад. Отсутствие рук и ног говорит о том, что в результате 9-летней медитации в монастыре Шаолинь Бодхидхарма обрел целостность сознания, основной внутренний стержень Пути. Поэтому Дарума довольно устойчив, его трудно опрокинуть. В искусстве Даруму изображали даже в виде самурая, женщины, девочки-принцессы и др. Но каноническим вариантом является кукла в одеянии священника красного цвета с кажущимися выпученными глазами без зрачков. Дарума – обязательный новогодний талисман всех японцев. И не только. Я видела, как игрушки просто исчезают с прилавков на глазах под «наплывом» многочисленных иностранных туристов.

Праздничный базар у храма Сэнсодзи в Токио, район Асакуса

Прилавки магазина с сувенирами в Никко

Дарума связан с важным ритуалом: в новогоднюю ночь ему закрашивают один зрачок, прося его исполнить одно самое главное желание, на подбородке пишут имя владельца и ставят на почетное место в домашнем алтаре. Считается, что долго пребывавший в медитации Бодхидхарма «прозрел», поэтому Дарума с целью прозрения и на второй глаз должен исполнить заветную просьбу. После этого закрашивается и второй зрачок, и Дарума становится ками-хранителем дома. Если Дарума по каким-то своим соображениям не изъявил желания исполнить новогоднюю просьбу хозяина, его с почетом относят в тот же храм, где его купили, сжигают и преобретают нового. Сжигание Дарумы – некий обряд очищения, дающий богам понять, что тот, кто загадывал желание, не отказался от своих намерений и готов добиваться своего счастья иными путями во что бы то ни стало. Японцы верят, что любое упорство и постоянство благословляемо богами, поскольку это дает возможность каждому оставаться собой и совершать правильный выбор, следуя зову собственного сердца.

Новогодние елки на территории отеля в Киото

Сказочная композиция в Киото

Можно все вышесказанное считать суеверием, но у меня дома «живут» уже четыре Дарумы, которые полностью исполнили то, о чем я под бой кремлевских курантов их просила. Может быть, потому, что все эти просьбы оказались не для себя, а для близких и родных людей. А Корабль Сокровищ мне удалось увидеть однажды во сне на шестой день после своего дня рождения. Символически 6 дней до дня рождения и 6 дней после – это 12-летний период следующего года. Получается, что Такарабунэ приплыл ко мне как раз в новогоднюю ночь. Сказки? Однако после этого осуществилась одна из самых сумасшедших моих мечт – три (!) путешествия в Японию, откуда и был привезен ценный сувенир – вручную вырезанный из дерева Корабль Сокровищ с семью богами счастья.

Украшение сада Takanawa Prince Hotel в районе Синагава

Хотэй — японский Санта-Куросу в саду Takanawa Prince Hotel

В Японии после новогодних праздников, где-то до середины января принято посетить храмы и помолиться одним из любимых богов японцев — семи богам счастья (удачи) — щичифукуджин. Эти боги появились в Японии, в древнем городе Киото приблизительно в 14 веке в период Муромати, они не являются «местными» жителями Японии. Боги прибыли из разных стран: Китая, Индии, один бог Эбису — японский, и из разных религиозных течений, таких как синтоизм, даосизм, буддизм и брахманизм.

Число семь и в Китае, и в Японии является священным числом. Свитки на которых были нарисованы семь богов в XIV веке можно было встретить в Киото на стенах в чайных, с учетом японского колорита свитки были разукрашены и стали приобретать популярность среди населения. Семь богов счастья это божества, приносящие удачу, достаток, мудрость, богатство и долголетие. Согласно легенде они прибыли к берегам Японии на корабле удачи «Такарабунэ», на корабле, наполненном сокровищами, рисом, кроме материальных благ корабль был наполнен мудростью, долголетием, здоровьем и удачей.

Но поначалу боги существовали отдельно друг от друга и позже они были объединены в единую группу веселых и жизнерадостных богов. Состав и количество богов в этой великолепной семерке менялся и только в XVII веке эта группа была сформирована в том виде, в котором представлена на сегодняшний день. Семь богов представляют собой семь добродетелей — долголетие, богатство, искренность, достоинство, известность, великодушие и дружелюбие. Семь богов это: Эбису, Дайкоку, Бищямон (или Тамонтэн), Бэндзайтэн, Фукурокуджю, Хотэй и Дзюродзин.

Три бога — Дайкоку, Бищямон и Бэндзайтэн заимствованы из Индии, Хотэй, Дзюродзин и Фукурокуджю пришли из Китая, бог Эбису — единственный из семи богов имеет японское происхождение. Согласно древней легенде Эбису первенец первых и главных богов Японии Идзанаги и Идзанами, он родился без костей за что его назвали Хирако — головастик, незадолго до своего трехлетия он был унесен на лодке в море. После долгих скитаний по волнам его лодку прибило к берегам острова Мацумаэ (ныне Хоккайдо), где его и подобрал айн (аборигены острова) Эбису Сабуро. Преодолевая большие трудности Хирако отрастил себе руки и ноги и превратился в бога Эбису.

В Японии каждому из семи богов построен отдельный храм и находятся эти храмы недалеко друг от друга, чтобы в период паломничества верующие могли переходить от храма к храму и молиться богам удачи. Как правило в период массового посещения храмов, между ними стоят указатели, так что даже приезжие без труда смогут найти дорогу ко всем храмам семи богов, но в это время года не ошибешься, если просто будешь двигаться за толпой, которая следует перед тобой, так как маршрут у всех один — святилища божеств удачи.

Давайте познакомимся с добрыми, весёлыми и щедрыми божествами, так почитаемыми японцами.

Эбису — самый любимый японцами бог из счастливой семёрки. Его всегда изображают в шляпе, с удочкой в правой руке и рыбой тай (священная рыба) в левой. Изначально это был бог рыбаков, затем стал почитаться земледельцами и торговцами. Бог Эбису ещё заботится о здоровье маленьких детей, также считается, что он обеспечивает безопасное путешествие.

Японцы, кому требуется удача в торговых делах, рыболовстве или земледелии обязательно стремятся посетить храм Эбису, помолиться и приобрести амулет. В храмах всем желающим за 3000 иен продадут ветку бамбука, которая символизирует постоянство и стабильность. Бамбук — символ бога Эбису, помимо этого служители храма предложат другие талисманы и украсят ими веточку бамбука. Этот бамбук устанавливается дома и в течении года помогает её владельцу в делах. По истечении года бамбук относят в храм и там сжигают.

Дайкоку — бог богатства и домохозяйства, в частности на кухне, является покровителем крестьян. На голове его плоская черная шляпа, а на лице широкая улыбка. Его изображают стоящим на двух мешках риса, с мешком за плечом и молоточком, исполняющим желание. При каждом постукивание молотком появляется желаемое и падают монетки, а за плечом в мешке у него мудрость и терпение, а возможно сокровища или рис. Дайкоку, так же как и Эбису поклоняются фермеры и часто этих двух богов изображают вместе, так как приносят они достаток и богатство.

Бищямон (или Тамонтэн) — его изображают в самурайских доспехах, с копьем в одной руке и небольшой пагодой в другой, символизирующей божественную сокровищницу. Он является покровителем воинов, юристов и врачей, приносит удачу и богатство.

Бэндзайтэн — единственная женщина, среди богов удачи символизирует мудрость, любовь, искусство, красноречие и красоту. Фигурка Бэндзайтэн изображается с традиционной японской лютней — бива, её спутниками всегда является змея и вода. Бэндзайтэн считается также божеством воды. Есть и другой образ божества — воинственная восьмирукая богиня, держащая в руках копья, мечи и другое оружие. Но японцам ближе обаятельная и красивая покровительница всего прекрасного и поэтому именно этот образ прижился в Японии. И в храм Бэндзайтэн приезжают люди искусства, чтобы помолиться и получить вдохновение.

Фукурокуджю — бог мудрости, удачи и долголетия. Его изображают с вытянутой головой в сопровождении черного оленя, считается, что если олень прожил 2000 лет, то он становится черным или журавля с черепахой. Фукурокуджю является повелителем южной полярной звезды. Его часто изображают с веером в руках. Это единственный из семи богов, который может воскресить из мертвых взмахом своего веера. так же с помощью веера бог может отогнать злые силы.

Хотэй — как и Дайкоку считается богом богатство. Но он также бог смеха и счастья, сострадания и добродушия. Его изображают смеющимся толстяком с мешком риса. Хотэй любит детей и помогает слыбым. Есть поверье, если загадать желание и потереть его живот триста раз, желание обязательно сбудется. Хотэй, единственный из семи богов воплощает в себе образ реально существующего в X веке странствующего китайского монаха, который был предсказателем и его пророчества обязательно сбывались.

Дзюродзин — бог долголетия, счастья и бессмертия, атрибутами его компании являются олень, черепаха и журавль — символы долголетия. Он изображен с улыбкой на лице, в шапочке, характерной для ученых, в руках держит посох-щяку и свиток, в котором указаны сроки жизни, всех обитающих на земле существ. Ещё Дзюродзин изображают, пьющим саке, это веселый жизнерадостный бог, которому не чужды мирские утехи. Дзюродзин покровительствует ученым и преподавателям.

Существуют региональные отличия щичифукуджин. В каждом регионе Японии описания божества и его характеристика может отличаться, но общее у всех богов, это то, что они приносят удачу, достаток и богатство.

Как правило у каждого божества свой храм, но есть места, в которых в одном храме могут уживаться два божества, а могут и все семь. Таких храмовых комплексов, посвященных семи богам удачи, на территории Японии более 100, в одном только Токио более 20 святынь посвящены божествам счастья и за период до 15 января, только один храм могут посетить до 30 000 паломников.

В обеих сезонах аниме «Бездомный Бог» (Noragami) мы встречаем семь богов счастья — то всех вместе, то по отдельности. Нам не рассказывают в подробностях о каждом из них, более-менее раскрывается история воинственной Бишамон и Эбису, а ведь это — очень известная и почитаемая в Японии семёрка и образ каждого из них хорошо известен от мала до велика!

По традиции в Японии первую половину января принято посещать храмы и молиться семи богам счастья (удачи) — Шичифукуджин (Shichifukujin 七福神). Хотя это святое сообщество необычайно популярно в Японии, только один из них является «местным», остальные — уроженцы Китая и Индии. Да и пришли они из разных религий — синтоизм, даосизм, буддизм, индуизм…

каноническое изображение богов счастья.
Слева направо: Дайкокутэн (сидит с колотушкой), Бишамонтэн (возвышается над ним в доспехах),
Эбису (показывает на рыбу), Фукурокудзю (с высоким лбом и посохом),
Хотэй (с веером, облокотился на мешок), Бэндзайтен (играет на биве)
и Дзюродзин (в шапочке китайского учёного)

До тех пор, пока японцы не объединили их в одну группу, каждое из семи божеств вело самостоятельное существование. Сегодня все семь богов гарантируют верующим счастье, но каждый свое. В начале XVII в. по приказу сёгуна Токугава Иэясу буддийский монах Тэнкай установил семь видов счастья: долгая жизнь, материальное благоденствие, честность, удовлетворенность жизнью, известность, мудрость, сила. Видимо, после этого семь богов счастья стали изображаться вместе.

Эбису

Эбису – единственный японец в этой разношёрстной божественной компании.

Согласно Кодзики, Эбису — первенец старших богов Идзанаги и Идзанами. Он родился без костей, рук и ног, за что его назвали Хирако — головастик. Незадачливые божественные родители подумали, что в таком виде ему будет сложно передвигаться по земле и в возрасте трех лет выпустили его в море. После долгих скитаний по волнам близ острова Мацумаэ (ныне Хоккайдо) его выловил айн по имени Эбису Сабуро. Преодолевая большие трудности, Хирако отрастил себе руки и ноги и превратился в бога Эбису.

Понятное дело, что после такого превращения он считается богом удачи на разных поприщах. В сельских районах его почитают как бога рисовых полей, в рыбацких деревнях — как защитника рыболовов. Моряки полагаются на его помощь в плавании. Купцы — на удачу в торговле. Домохозяйки не могут обойтись без помощи Эбису на кухне.

Изображается в высокой шапке, с удочкой или веером и священным карпом Тай — это дань буддийско пртиче о том, что «очень трудно поймать рыбу Тай голыми руками в чистой небесной воде – так же трудно достичь душевного спокойствия и просветления».

Двадцатое число каждого месяца считается в Японии днем Эбису, а с 9 по 11 января проводится Тока-Эбису — праздник в его честь.

Рассудительный Эбису из аниме «Бездомный бог: Арагото»/Noragami: Aragoto

Во втором сезоне «Бездомного бога» мы встречаем Эбису, как рассудительного, но слегка неуклюжего молодого человек с аналитическим складом ума. Он похож на типичного яппи, часто перерождается и с тоской смотрит на богиню Идзанами в Преисподней – видимо, наложилась легенда о Хирако. Когда он перерождается, то появляется трёхлетним мальчиком на берегу моря в традиционной японской одежде и любит ловить рыбу.

Дайкокутен

Дайкокутен родом из Индии – вместе с Эбису они считаются богами домашнего очага.

Дайкокутен считается богом богатства. Изображается с колотушкой, исполняющей желания, и бесконечным мешком риса. Священные животные Дайкоку — мыши.

Первоначально был божеством тантрического буддизма, Махакалой, но сейчас он практически полностью слился с другим божеством – Оокунинуси.

Как так получилось? Имя «Махакала», означавшее с санскрита «Большой чёрный», в Японии дословно перевели как «Дайкоку-тэн». Но первые иероглифы имени божества Оокунинуси тоже можно прочитать как «Дайкоку».

Так и возникла игра слов, которая привела к отождествлению индийского Махакалы с Оокунинуси. Последний, между прочим, изначально являлся древним главным божеством племени Идзумо. Но после того, как племена Идзумо были подчинены Ямато, Оокунинуси был включен в мифологию синто и стал ещё одним японским богом — ему частично переписали родословную и добавили новых подвигов. Но даже и сейчас обряд почитания Оокунинуси стоит особняком среди других ритуалов — их могут проводить только представители двух определённых семей и он никогда не смешивался с буддийскими традициями.

статуя Оокунинуси в Идзумо с космически прекрасными глазами

Согласно преданиям, Оокунинуси первым научился выращивать просо и рис, он был зачинателем шелководства, ткачества и медицины, так что даже по своим функциям он оказался близок к буддийскому Махакалу-Дайкоку. Кстати, его священное животное — кролик.

Дайкокутэн был изображён на первых японских банкнотах достоинством в одну иену, выпущенных в обращение в 1885 году.

Оокунинуси вещает — «Бездомный бог: Арагото»/Noragami: Aragoto

В аниме мы отдельно встречаем Оокунинуси – разбитного тусовщика со взрывным характером и странной манерой одеваться.

наша любимая сладкая парочка — Дайкоку и Кофуку, «Бездомный бог»/Noragami

И отдельно встречаем Дайкоку, который… правильно, в паре с Эбису Кофуку вполне подходят на роль хранителей домашнего очага, не смотря на то, что Кофуку – богиня бедности и несчастий. Вот такой юмор от авторов!

Бишамонтэн

грозный Бишамонтэн с пагодой в руках

Бишамонтэн (Бисямонтэн, Тамонтэн) — первоначально один из главных богов в индуизме, Вайшравана, персонаж знаменитого эпоса «Махабхарата». Вайшравана властелин Севера и главный на Небесах Четырёх Великих Правителей. Придя в Японию под именем Бишамонтэн, он стал почитаться, как бог войны и воинов. Изображается суровым мужчиной в полном обмундировании и железном шлеме, вооружен мечом. Он является одним из четырех божественных защитников буддийских храмов, поэтому часто держит в руке хото — маленькую модель пагоды. Так же его почитают, как хранителя несметных богатств.

Биша! Мы все любим Бишу! «Бездомный Бог»/Noragami

В «Бездомном боге» мы опять сталкиваемся с исключительным чувством юмора авторов. Изобразить Бишамонтэн длинноногой длинноволосой блондинкой – безусловно, грозной, но в душе мягкой и доброй — всё равно, что для европейского зрителя показать Тора в виде Мэрилин Монро. Но зато и глазу приятно, и особые драматические нотки добавляет.

Бэндзайтен

Бэндзайтэн – это на самом деле индийская Сарасвати, которая при «переезде» в Японию стала богиней всего, что «течет»: музыки, ораторского искусства и рек (в переводе с санскрита Сарасвати означает «текущая вода»). Символизирует мудрость, любовь, искусство, красноречие и красоту. Бэндзайтэн изображается миловидной девушкой с традиционной японской лютней бивой, иногда со змеёй (в Японии белая змея считается богиней рек). Её святилище очень часто можно встретить на островках посреди озёр и у истоках рек.

Хотэй

Хотэй – настолько популярный бог изобилия, что его слава докатилась даже до нас в виде популярных талисманов нэцкэ. А появился он из легенды о том, как по Китаю расхаживал упитанный монах Ци Цы с большим мешком за плечами. Когда прохожие спрашивали, что он таскает в своем мешке за плечами, тот отвечал, что там находится весь мир, а там, где появлялся, к людям приходили здоровье и удача. Считалось, что если похлопать по его большому животу, то он может исполнить любое желание. Со временем он превратился в буддийское божество и именно в таком виде дошёл до Японии. Сегодня Хотэй особенно популярен среди барменов — считается, что он вдохновляет людей на плотный обед с обильными возлияниями.

Дзюродзин

Дзюродзин – даосский бог мудрости, долголетия и бессмертия. Символизирует долгую жизнь. Особенно популярен среди преподавателей и ученых.Изображается улыбающимся старичком с длинной белой бородой и в шапочке учёного. В руках у него свиток, в котором записаны сроки жизни всех существ, обитающих на нашей планете. Его обычно сопровождают олень или журавль — восточные символы долголетия. Рассказывают, что однажды Дзюродзин был приглашен на праздник ко двору Императора, и там стал хвастаться, что может выпить вина сколько угодно. Согласно этой китайской легенде, он выпил тогда один коку (160 литров) рисового вина (сакэ), но был абсолютно трезв, когда на следующее утро появился перед Императором с выражением слов благодарности за приятный вечер. Он предсказал Императору долгое и благополучное правление и растворился затем в белом тумане.

Фукурокудзю

Фукурокудзю – китайский бог мудрости и долголетия. Изображается старцем с длинной белой бородой и невероятно высоким лбом. Так же, как и Дзюродзин, он держит в руках свиток, в котором записана вся мирская мудрость. Из животных его часто сопровождают черепаха или летучая мышь. Единственный среди всех богов счастья, который может воскрешать мёртвых. Фукурокудзю дарует мудрость и интуицию, помогает сделать ученую карьеру, покровительствует игрокам в шахматы и пользуется популярностью среди часовых дел мастеров. Наверное, причиной тому легенда о времени и шахматах. Однажды по пути домой один фермер увидел двух стариков, играющих в шахматы. Фермер остановился посмотреть на интересную игру, и ему показалось, что после каждого хода бороды соперников становились всё длиннее и длиннее. Один из игроков — бородатый длинноголовый старец – заметил зрителя и угостил его какими-то странными фруктами, дабы тот утолил голод. Наблюдя за игрой, фермер вдруг заметил, что день закончился, вежливо попрощался с игроками и пошёл домой. Однако, когда он дошёл, то обнаружил, что его дома больше не существует. Оказалось, что пока фермер наблюдал за игрой старцев, прошло двести лет!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *