Буратино своими руками из дерева

Буратино своими руками из дерева

Папа Карло в известной сказке изготовил Буратино из куска полена своими руками, без всякой магии. Под силу такая поделка и современному мастеру прикладного искусства, владеющего основам резьбы по дереву. Наиболее эффектно выглядит кукла, выполненная из древесины ценных пород (эбена, самшита и т.д.), в иностранных магазинах сувениров такая поделка может иметь четырехзначную цену. Но если вы только практикуетесь в изготовлении деревянных Буратино, подойдут бруски из недорогих пород дерева — осины или липы.

Выполнение заготовок

Простейшая кукла-Буратино своими руками состоит из следующих заготовок-деталей, которые выполняются из цельных брусков дерева:

  • голова — 1 дет;
  • корпус — 1 дет.;
  • рука — 3 дет. (плечевой отдел, локтевой отдел и кисть);
  • нога — 3 дет. (бедро, икра, ступня).

Более мелкие детали (ось под шею, ключик, нос, волосы) можно сделать из материала, оставшегося после выпиливания основных элементов. Проще всего изготовить элементы куклы на токарно-фрезерном станке. Тогда детали получатся гладкие, обтекаемые, по типу фабричных изделий. Однако если доступа к такому оборудованию у домашнего мастера нет, не страшно — все детали можно вырезать своими руками с помощью ножа по дереву стамесок. Для шлифовки заготовок используется мелкоабразивная наждачная бумага.

Крепление заготовок

Подвижное соединение деталей деревянной игрушки обеспечивает два вида крепления:

  • проволочное;
  • шарнирное.

Соединение элементов игрушки проволокой сделать проще всего, но его существенный недостаток — оно подходит для игрушек небольшого размера. Если поделка высотой более 30 см, такое крепление выглядит кустарным. Некоторые мастера используют плотные металлические кольца, вставляя их в элементы, которые необходимо соединить. Кольцевое соединение выглядит аккуратнее проволочного, но конечности куклы не могут свободно двигаться во всех направлениях. Оптимальный вариант — сделать шарнирное крепление, которое используется мастерами-кукольниками в течение столетий. Составляющими элементами шарнира являются диск с высверленным посредине отверстием и фиксирующая ось, которая соединяет диск с деталью куклы.

Этапы сборки шарнира

  • врезка диска в деталь будущей игрушки (выпиливается отверстие на несколько мм. шире толщины диска)
  • закрепление диска с помощью оси, вытаченной из узкой деревянной плашки;
  • в ребро диска вставляется еще одна ось, поменьше диаметром;
  • вытачивание канавки строго по диаметру второй оси в элементе, который нужно присоединить к нашей детали;
  • последний этап — ось в ребре шарнирного диска загоняется в канавку.

Шарнир данной конструкции подходит для соединения любых составов деревянной игрушки — плечевых, локтевых, коленных. Для достижения максимальной плотности прилегания осей к элементам куклы используются ограничители, изготовленные из щепок. С помощью ограничителей можно добиться поворачивания конечностей только в одну сторону, если это не предусмотрено конструкцией игрушки.

Работа над мелочами: от носа до радужки глаза

Чтобы кукла получилась «живой», особо тщательного исполнения требуют мелкие элементы куклы: нос, глаза, пальцы, ключик, волосы. Начнем с пальцев кисти. Чтобы рука выглядела естественно, а не смотрелась одной неаккуратной глыбой, нужно придать изгибам пальцев объем. Выполнить его удобно с помощью т.н. богородского ножа, предназначенного специально для резьбы по дереву. Обязательный элемент любого деревянного Буратино, что отличает его от буржуйского Пиноккио — золотой ключик. В принципе, в качестве этой детали подойдет и металлический ключик от шкафа советского выпуска, если таковой найдется в хозяйстве. Но если вы хотите, чтобы кукла была выполнена полностью из дерева, ключик также придется сделать своими руками.Ключик можно повесить либо на шею Буратино, либо сделать так, чтобы кукла его держала. Во втором случае нужно сделать заготовку не для кисти, а для сжатого кулака, что не намного сложнее. Заготовка круглой формы обтесывается, ножом и стамеской вырезаются контуры пальцев. Сам ключик в таком случае должен иметь 2 элемента. Первый представляет собой ось с прямоугольным утолщением на конце, которая вставляется в просверленное в заготовке отверстие. Второй — это фигурное основание ключа, которое вытачивается из отдельного куска дерева. В его основании просверливается отверстие, куда нужно вставить нашу ось. Ключик готов.Отдельный этап работы — нос куклы. Его сложность зависит от формы исполнения элемента. Проще всего выточить на токарном станке треугольный конус — будущий нос нашего Буратино. Крепление его осуществляется путем высверливания неглубокого отверстия в заготовке лица, в который вставляется основание конуса. Чтобы нос держался крепко, основание фиксируется столярным клеем.Можно выполнить нос и в виде цельного элемента лица нашей куклы (он будет смотреться естественнее, если будет немного загнут вверх). В этом случае нужно брать брусок такой толщины, чтобы его хватило и на голову, и на нос, расположенные в одной плоскости. Глаза деревянного Буратино тоже выполняются из дерева методом инкрустации. Можно просто нарисовать их на поверхности, но вид игрушки будет не такой солидный. Сначала в заготовке головы выбирается «посадочное место» для глаз, придается форма. Далее в нее нужно вклеить кусок дерева более светлого оттенка, чем вся кукла — это будет белок глаза. Затем из более темного обрезка дерева ножницами вырезается и вклеивается радужка, в центре которой уже краской можно нарисовать зрачок. Наша кукла обрела глаза. Волосы Буратино можно сделать из оставшихся в процессе работы щепок, которым придается прямоугольная форма и загиб. Как и нос, волосы крепятся к заготовке головы игрушки столярным клеем.Финальный этап работы — поделка вскрывается лаком. После его высыхания можно наряжать деревянного мальчишку в сшитую или связанную крючком одежду.

Правильные приоритеты, играют в жизни любого человека ключевую роль, и стоит их растить и культивировать с детства. В этом смысле, любое творчество вокруг ребенка, а особенно вместе с ним – хорошо и правильно.

Если взять цветной бумаги

Ручку, ножницы и клей

И еще чуть-чуть отваги —

Можно сделать сто рублей

Автор неизвестен.

Прививаются интересы, развиваются полезные навыки. У всех участников процесса. Кроме того, любое рукоделие в наш информационный век – просто-таки залог душевного здоровья и внутренней гармонии, ибо человек должен работать не только головой, но и руками. В идеале, в равной примерно степени. Ну и что-то делать вместе с ребенком, очень полезно и приятно, это и времяпровождение вместе и обучение и воспитание.

Как такое случилось

История непосредственно куклы такова – деревенской школе, где учится дочь, предложили поучаствовать в городском конкурсе на лучшую куклу. Желающим предлагалось таковую, собственноручно изготовить. Выбор типа, материала и образа – на усмотрение участника. Сам конкурс в городе вышел весьма сумбурным, неважно организованным и поверхностным. Многие куклы оценивались по фотографии, сделанной наспех в школе. Мы считаем, что наш Буратино весьма хорош, и достойно оценить его, помешали, лишь упомянутые, досадные обстоятельства.

Муки выбора

Трудное детство,

скользкие подоконники,

коляска без тормозов,

шорты с капюшоном,

деревянные игрушки…

Дразнилка.

Решено было сделать куклу, не совсем миниатюрную, а сантиметров, этак с тридцать в высоту. Чтобы и в карман положить было можно, и выглядел чтоб, внушительно. Самого «пупсика» решили сделать деревянного и одеть в настоящую тряпочную одежду. При упоминании деревянной куклы, на ум невольно пришел Буратино. Всем вариант понравился, на нем и остановились.

В каморке у папы (Карло)

Вы будете смеяться, но это и есть папа Карло – с ног до головы в стружках и резцом в руках – все признаки налицо. Творит. Ваш покорный слуга, претендует на роль, хм, пожалуй, вот того сверчка, живущего в часах – иногда появляюсь и подсказываю чего ни будь умное и полезное.

Точение

Да, туловище и голову, решили сделать точёными – в первом приближении — тело вращения, так что, сам Бог велел. Использовали наш самодельный токарный станок по дереву. Ручки-ножки, выпилим лобзиком из фанерки. Получилось, как будто бы неплохо. Итак.

Полюшка обтачивает чурбачок. Первоначально, подобрал ей сухое березовое полено потолще, разметил, грубо обтесал топором, накернил центры, в один капнул машинного масла (задняя бабка, неподвижный центр), по второму пропилил ножовкой паз, от проворачивания (ведущий «трезубец»). Словом, проделал весь комплекс подготовительных операций по установке заготовки деревяшки в токарный станок. Дальше, Полюшка «оболванила» заготовку – обточила ее до получения относительно правильного цилиндра. После обрезки торцов (технологической части), это будет туловище нашей куклы.

Использовался самый крупный из имеющихся резец-«трубка» — полукруглый в сечении с ногтевидной (менее аварийной) заточкой. После оболванивания, заготовку Полюшка пошкурила двумя номерами шлифовальной шкурки. В респираторе и с вентиляцией.

Чтобы два раза не вставать, заодно выточила и голову. Порядок работы таков – установка заготовки деревяшки в станок, оболванивание до цилиндра, вытачивание из него шара с «шеей» переходящей в короткий штырёк 10мм. Последний, для соединения с туловищем. Размер 10мм довольно удобен – палочки, даже длинные, такого диаметра довольно прочные, спиральное сверло по дереву максимального диаметра, в стандартных наборах – именно 10мм.

Резец, используемый при вытачивании головы нашей куклы – из небольшого треугольного напильника, «полнотелый», также с ногтевидной заточкой. В отличии от предыдущего, он скребущий, а не режущий, зато еще более безопасный. После вытачивания — два номера шлифовальной бумаги в респираторе и с открытыми дверями – пацаки? Почему без намордников?

После вытачивания, помог дочери отрезать технологические части на деталях (использовалась маятниковая пила, но можно и ножовкой с мелким зубом) и получились готовые голова с туловищем. В туловище сверлим отверстие для шипа (лучше на сверлильном станке, при этом ось отверстия автоматически получается, параллельна образующей). Проверяем и в случае необходимости подгоняем шип – если не входит, подрезаем острым ножом, если болтается, наматываем слой ниток. Одно к другому пока не приклеиваем, чтобы удобнее было собирать.

Да, еще выточили носик – тоже с шипиком и дырку в голове просверлили. Соответствующую. Нос можно сразу вклеить. Мы пользовались клеем «Момент-столяр». Выступивший клей сразу же вытираем влажной тряпочкой.

Ручки-ножки

Их мы сразу решили сделать из фанерки – выпилить ручным лобзиком по дереву. Как в пионерском детстве. Для лобзика нужны пилочки, мы их нашли, аж в нескольких «хозяйственных» магазинах города. Пилочки необходимо «заготавливать» с запасом – они через время притупляются, кроме того — склонны в самый неподходящий момент ломаться, особенно в нетвердых детских руках. Для выпиливания, всенепременно понадобиться специальная подставка «ласточкин хвост» легко изготавливаемая из дощечки или толстой фанеры.

Конечности, мы решили сделать с одним суставчиком – в середине. Локоть так сказать, и коленка. При этом, наша кукла сможет сидеть, в том числе на стуле или краю полки или стола, изображать ходьбу, бег, несложные жесты.

Нашли небольшие обрезки тонкой 6мм фанерки, нарисовали карандашиком отдельные части конечностей, и Полюшка приступила к выпиливанию.

При выпиливании, как и при любой длительной мелкой работе, следует обеспечить удобное рабочее место – стульчик по росту, хорошее освещение.

Выпилив по одному комплекту различных конечностей, попробовали их собрать и установить. На изогнутую поверхность туловища приделывать их было не удобно и мы сделали «лыски» на боках – прострогали туловище с двух сторон. Во-от, теперь другое дело. Подвижные с небольшим усилием, суставчики собирали так – плечи и хм, бедра, привинчивали крупненьким шурупом с большой плоской шляпкой к туловищу, просверлив предварительно в подвижной части отверстие, по диаметру резьбы шурупа. В туловище, к слову сказать, тоже следует просверлить отверстие, такого диаметра (обычно ~2мм), чтобы шуруп с усилием в него завернулся. При этом уменьшается шанс расколоть плотную деревяшку и сорвать шлиц или сломать шуруп.

Подвижные локти и коленки делались аналогичным образом – в одной части сверлилось отверстие покрупнее, по диаметру резьбы коротенького шурупа, второе отверстие сверлилось совсем тоненьким сверлом или просто прокалывается острым шилом. У нас не нашлось маленьких саморезов, коротких настолько, чтобы они не выступали из локтя или коленки, поэтому то, что торчало, спилили шлифовальной машинкой. Оно и неплохо – если саморез будет держаться только за начальную часть своей резьбы — на остром носике, соединение будет непрочным.

Попробовали погнуть сюда-туда, посадить – ничего, все работает, выглядит, как будто не плохо – делаем еще комплект конечностей. После изготовления-сборки-установки, можно насовсем вклеить голову.

Вот он наш готовый «пупсик» — кукла без одёжки, при естественном освещении. Красавчик?

Ну и пошив одежды – это все тоже Полюшка, она у нас портниха для кукол первостатейная. Вечер работы, под любимые мультики и вуаля! Ах да – глазки еще нарисовала и волосы из кусочков шпагатика приклеила термоклеем. Все.

Предлагаю вам сшить маленького Буратино.
Для изготовления куколки нам понадобится:

1. Ткань для тела куклы.

2. Наполнитель (синтепух).

3. Акриловые краски для ткани, пастельные мелки.

4. Ткань двух цветов для одежды.

5. Пряжа и спицы, горох или любой гранулят.

По вдохновению я сделала небольшой эскиз.

А затем и выкройку.

Переносим детали тела на ткань сложенную вдвое, даем припуски и прошиваем на швейной машинке по контуру. Выворачиваем и набиваем детали. В тело я добавила мешочек гороха для того, чтобы наш Буратино хорошо сидел. После набивки зашиваем отверстия потайным швом.

Пришиваем к голове нос, к тельцу голову, ножки и ручки.

Теперь пришло время расписать личико. Простым карандашом рисуем глазки, бровки и ротик. Белой краской закрашиваем глазик, как подсохнет коричневой краской рисуем радужку глаза, а затем черной краской зрачок. Коричневой краской выделяем бровки. Затемняем верхнюю часть глаза, добвляем реснички. Вокруг глаз и бровки оттеняем коричневым пастельным мелком и румянец розовым. Завершающим этапом будет утяжка ротика, как показано на фото.

Вяжем носочки. Для них я набирала 12 петель, добавила белые полосочки.

Для волосиков «стружечек» я взяла три тоненькие полоски ткани для тела и смазала их хорошенько клеем ПВА, когда они высохнут они хорошо принимают заданную форму.
Теперь вяжем колпачок, на него я брала 50 петель на трех спицах, в каждом 6-м ряду делала убавления по одной петле на каждой спице. Пришиваем помпончик.

Стружечки прикрепляем к голове и колпачку, пришиваем.

Шьем штанишки. Переносим выкройку на ткань сложенную вдвое, оставляем припуски прошиваем, выворачиваем и подшиваем как показано на фото. Можно примерять!

Выкройку рубашечки переносим на ткань, даем припуски, вырезаем. Все детали сшиваем, как показано на фото. Выворачиваем и подшиваем. Можно наряжаться! Воротничок я сделала на глаз из полосочки фетра. Рубашечка сниматься не будет, поэтому полочки просто пришиты и украшены помпончиками. Ключик в ручки и все готово!

Ключик — замечательный элемент декора, порой и главный акцент работы. В этой теме я поделюсь, как из отслужившего свой срок ключа можно сделать красивый ключик под старину для своих творческих задумок.

Если коротко — ключ последовательно покрываем слоями битумного лака, закрепляющего лака и воском. И поскольку средства используемые в работе имеют долгий период просушки, то и время для изготовления таких ключиков потребуется соответствующее.

А теперь подробности!

Для преображения готовим следующие материалы и инструменты:

  • битумный лак;
  • лак алкидно-уретановый;
  • уайт-спирит;
  • воск с металлическим эффектом;
  • перчатки;
  • кисточка (для доработки, можно обойтись без нее);
  • ёмкости /подложки /тряпочки;
  • конструкция для сушки ключей (варианты ниже).

Внимание: лаки имеют резкий запах! Работайте в хорошо проветриваемых помещениях или на улице.

Первый этап:

собранные ключики покрываем битумным лаком.

А теперь подробнее — почему именно битумный лак, а не акриловая краска? Во-первых, цвет битумного лака необыкновенно красивый и при этом остается глубоким, без взвеси пигментов. Во-вторых, лаком можно покрывать металл, в том числе подверженный коррозии. Акриловая краска же будет только усугублять процесс ржавения и со временем ржавчина проступит наружу в неприглядном виде.

Вместе с лаком держите под рукой и уайт-спирит. Он пригодится, если капли лака попадут не туда, куда следует. А также для очистки инструментов после работы. Поверхность, на которой будете работать, закройте полиэтиленовой подложкой.

Прежде чем красить ключи, можно привязать к каждому тоненькую ниточку с петелькой, за которую в последствии и подвешивать. На фото ниже веревочка не такая уж тоненькая. И в этом случае требуется докрашивание кисточкой

Как покрывать? (2 способа)

  1. Окунание в ёмкость. Сначала опускаем ключ в емкость с лаком, потом подвешиваем

2. Окрашивание кисточкой. Сначала подвешиваем ключик, потом окрашиваем (без иллюстраций).

В качестве сушильной конструкции можно использовать доску с гвоздиками. Либо положить на два основания по обоим концам тонкий негнущийся прутик (например, шпажка для шашлыка или спица)

Битумный лак сохнет довольно долго. Но абсолютное высыхание еще дольше. Нам же достаточно подождать сутки, чтобы приступить к следующему этапу

Второй этап:

закрепление покрытия алкидно-уретановым лаком.

Это необходимый этап, поскольку битумный лак довольно мягкий и без защитного слоя быстро потеряет глянец и покроется царапинками. И снова акриловый лак (на водной основе) нам не подходит. Используем лак на смолах. Мне нравится лак Poli-R алкидно-уретановый яхтный глянцевый.

Покрываем ключики лаком любым из способов, но следует помнить, что лак будет растворять битумную основу, поэтому покрывать надо быстро, не позволяя нижнему слою «потечь».

Время окончательной просушки продиктовано используемым вами лаком. Обычно от часа до суток. Но не стоит торопить события. Дайте лаку набрать силу (для некоторых видов такой срок доходит до недели). Если слой лака вам кажется не достаточно укрывистым, покройте заготовки вторым слоем.

Вместо баночного лака вы можете попробовать аэрозольный. В этом случае, чтобы получить красивый эффект, лучше покрыть заготовки несколькими тонкими слоями с промежуточной просушкой, рекомендованной производителем.

Третий этап:

«Золочение».

Пришло время для воска. Для его втирания используем пальчик. Так мы достигнем эффекта патинирования, когда углубления останутся непокрытыми, а выступающим частям придадим металлический блеск. В моем примере я использовала бронзовый оттенок воска. Конечно, это не правило, а лишь вариант цвета . Не хуже смотрятся и золотой или серебряный.

Воск довольно быстро схватывается с основой.

И вот, наши ключики готовы!

Теперь можем их внедрять, приспосабливать, приделывать, инсталлировать, да и вообще делать с ними, что захотим!:)

В качестве бонуса для тех, кто дочитал до конца, поделюсь еще одним маленьким секретиком (вот уверена, что еще кто-то, да не знал!). Представленным в мастер-класе способом можно декорировать много и разное! И не обязательно ограничиваться металлическими поверхностями (как в нашем примере с ключиками). Можно преобразить бумажный цветок, кружевную ленту, деревянный чип-борд, пуковку и что греха таить — макаронинку 🙂

Конечно, нового здесь не много, но я надеюсь, что мой МК напомнит тем, кто забыл, и расскажет тем, кто не знал, о таких простых и красивых методах преображения поверхностей предметов .

Ключик в качестве замочка на блокноте :

Удачи в творчестве!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *