Кракелюры

Кракелюры

Одношаговый кракелюр (однокомпонентный) — одна из техник декорирования, познакомившись с которой, вы сможете изготовить оригинальные поделки для интерьера дома. Существуют и другие направления, такие как патинирование, золочение, декупаж и еще несколько. Все их можно комбинировать, дополнять и привносить индивидуальные нотки. Со всеми техниками ознакомимя позже, а начнем с очень яркого и вырозительного однокомпонентного кракелюра.

Содержание

Что из себя представляет однокомпонентный кракелюр

Кракелюр («fr» craquelure) в переводе с французского — трещина красочного слоя или лака в произведении живописи. Одношаговый кракелюр используется для состаривания простых однотонных поверхностей. Для этого поверхность декорируемого предмета покрывается основным фоном. Именно этого цвета будут трещины. После полного высыхания краски наносится одношаговый кракелюрный лак простыми движениями в одном направлении, и снова высушивается. Далее наносится краска основного цвета, под действием которой кракелюрный лак начинает трескаться, и в трещинах проглядывает краска фона. Готовое изделие можно покрыть для прочности прозрачным лаком для акриловых красок.

Понятие однокомпонентный подразумевает использование в процессе декорирования одного средства (компонента). Стоит выделить, что двухкомпонентные и однокомпонентные составы могут давать эффект простого растрескивания. При этом, однокомпонентные могут дать трещинки как в лаке, так и в краске.

Общая схема однокомпонентного пирога следующая:

  • Первый этап заключается качественной подготовке и грунтовке заготовки.
  • Затем красим в тот цвет, который мы хотим увидеть в трещинах и полностью просушиваем,
  • Далее наносим кракелюрный лак. Даем ему немного подсохнуть (здесь следующие нюансы — чем дольше сушить, тем трещины будут мельче и длиннее).
  • Наносим краску верхнего слоя.
  • После нее можно патинировать или лакировать.

В результате данных манипуляций кракелюрный лак за счет разницы в поверхностном натяжении трескает краску основного цвета и в трещинах проглядывает предыдущий слой краски. Для наглядности рекомендуется ознакомится со следующим видео:

На что следует обратить внимание

При нанесении верхнего слоя краски нужно придерживаться следующих правил:

  • Нельзя красить дважды по одному и тому же месту, так как трещинки начинают образовываться сразу, и есть возможность их закрасить.
  • За один раз краску нужно наносить максимально ровным, укрывистым слоем, чтобы через нее не просвечивалась нижележащая краска.
  • Консистенция краски основного цвета очень важна – не жидкая, но и не густая, чтобы кракелюрный лак позволил ей растрескаться.
  • Важно эту краску наносить ровно, с одинаковым нажимом на кисть. Если нажим будет сильнее, то слой краски будет тонким, трещины будут длинными и вытянутыми, тонкими (при нанесении кистью) или мелкими и «чешуйчатыми» (при нанесении губкой).

Для воссоздания красивых натуральных трещин необходимо правильно комбинировать губку, кисть, слои краски и просушку кракелюрного лака. И, естественно, подбор оптимального кракелюрного состава не менее важен. Поэтому, характер трещин полностью зависит от:

  • Кракелюрного состава.
  • Толщины слоя лака.
  • Условий просушки.
  • Консистенции краски верхнего слоя.
  • Толщины верхнего слоя краски.

Какой лак выбрать для одношагового кракелюра

Лак для одношагового кракелюра — это средство, производимое на водной основе, имеющее вид жидкого клейстера. Оно высыхает крайне медленно. А акриловая краска, нанесенная поверх такого состава, высыхает по сравнению с ним просто стремительно. Именно поэтому происходит ее растрескивание, спровоцированное движением в нижележащем слое.

Лак для одношагового кракелюра

В продаже, на полках магазинов для творчества вы можете найти множество баночек однокомпонентных составов различных производителей. Самые распространенные одношаговые лаки, которые используются:

  • Лак кракелюрный — фирма DECOLA (Россия).
  • Craquelle Medium — фирма Hobby Line (Германия).
  • Krakelierlack — фирма Nerchau (Германия).
  • Krakelee Medium — фирма Marabu (Германия).
  • Antique Effekt — фирма Sadolin (Дания).
  • Idea Decoupage — фирма Maimeri (Италия).
  • Krakelierlack DecoArt medium — фирма Rayher (Германия).
  • Crackle Medium — фирма Decorfin (Голландия).
  • Краска-кракелюр Krakelierfarbe — фирма Glorex (Швейцария).
  • Одношаговый кракелюрный лак — фирма Арс Хобби (Россия).
  • Одношаговый кракелюрный лак — фирма Таир (Россия).
  • Одношаговый кракелюрный лак — фирма Аква-колор (Россия).
  • Country Style Crackle — фирма Stamperia (Италия).
  • Одношаговый лак Vintage design «Я декоратор» — фирма Русарт (Россия).

К сожалению, каждый состав дает своеобразные трещинки, и выбрать тот состав, который однозначно понравится, с первого раза вряд ли получится. Поэтому, следует поэкспериментировать с разными составами. Прочувствовать их и выбрать оптимальный для себя.

Ошибки, которых лучше избежать в одношаговом кракелюре

Следуйте инструкциям для избежания ошибок

Ошибки в подготовке основы

  • Пористая основа впитает в себя кракелюрный медиум, который не сможет дать полноценных трещинок в последующем красочном слое.
  • На основу наносится только один, тонкий или неравномерный, слой грунтовки или акриловой краски.
  • Составы наносятся грубой (щетинной) кистью.
  • Качественно подготовленное основание (дерево, гипс, пластик, керамика и проч) — это поверхность с двумя слоями акриловой краски или грунтовочного состава.
  • Если вы хотите оставить цвет и фактуру основы, можно покрыть ее прозрачным отделочным лаком с глянцевым или матовым эффектом.
  • Каждый слой средства, нанесенный на основу, нужно хорошо просушить.

Нанесение кракелюрного медиума (состава)

Как правило, все кракелюрные составы, независимо от цены и производителя, позволяют получить эффект растрескивания. Делают они это каждый по-своему, и к работе с каждым из них нужно немного привыкнуть. Тем не менее, есть общие правила работы.

Типичные ошибки:

  • Кракелюрный лак-медиум перед работой не перемешан или перемешан слишком сильно и содержит множество пузырьков воздуха.
  • На основу наносится неравномерный слой кракелюрного лака (если непреднамеренно, то это считается ошибкой).
  • Состав наносится грубой, например, щетинной кистью, оставляющей «бороздки».

Правила:

  • Перед применением нужно состав хорошо перемешать (для равномерной консистенции) и немного подождать (пока исчезнут возможные пузырьки воздуха).
  • Наносят состав плоской синтетической кистью (для ровного, без «бороздок» покрытия). Тонкий слой средства даст мелкие трещинки, толстый — крупные. Неравномерный слой даст разные по размеру трещинки.
  • Если состав нанесен только на отдельные части работы, то и кракелюр появится только в этих местах.
  • Движения кисти направлены в одну сторону, состав наносится на поверхность за один раз.

Нанесение акриловой краски

Это, пожалуй, самый тонкий момент во всей работе. Именно от времени наступления этого этапа, точности и равномерности нанесения краски зависит окончательный вид работы по созданию трещинок.

Типичные ошибки:

  • Краска наносится слишком рано, то есть когда кракелюрный лак еще недостаточно подсох (он и липнет, и пачкается).
  • Краска наносится слишком поздно. Для разных составов это разный срок (нужно смотреть описание).
  • Краска наносится в хаотичных направлениях (если не предусмотрено по задумке).
  • Краска наносится не «за один проход», а накладывается на еще непросохший слой повторно или «возится» кистью туда-сюда.
  • Используется грубая или, наоборот, слишком мягкая (не упругая) кисть.

Правила:

  • Краска наносится в тот момент, когда кракелюрный лак перестает при дотрагивании до него пачкать палец, но все еще липнет.
  • Для получения крупных и грубых трещин краску можно наносить немного раньше срока, делая уверенные пастозные мазки.
  • Для ускорения высыхания средства можно применить теплую струю фена.
  • Краской должны быть покрыты все участки с кракелюрным лаком.
  • Наносить краску нужно строго в один слой (не возить кистью по одному и тому же месту).
  • Движения кисти направлены в ту же сторону, что и при нанесении медиума (если иное не предусмотрено задумкой).
  • Состав наносят плоской синтетической кистью (для ровного, без «бороздок» покрытия).
  • Тонкий слой краски даст более тонкие и изящные трещинки, толстый — крупные и глубокие. Неравномерный слой даст разные по размеру и виду трещинки.

Сушка одношагового кракелюра

Совершить ошибку на данном этапе довольно сложно. Для ускорения конечного результата возможны два варианта: ждать, пока все произойдет само, или ускорить процесс образования трещин при помощи теплой струи строительного фена (подойдет и фен для волос).

Правила:

  • Трещинки начинают проявляться практически сразу, особенно, если составы нанесены тонким слоем.
  • Сначала проявляются большие трещинки, потом они продолжают расти и, как правило, покрываются сеткой более мелких трещинок.
  • Процесс нагревания ускоряет этот процесс.

Так что же такое «кракле», «кракелюр»?
Википедия говорит, что «Кракелю́р (фр. craquelure) — трещина красочного слоя или лака в произведении живописи…… придает произведению дух «старины» и определённый шарм…»
Сегодня создание паутины красивых трщеинок нередко используется в декоративных работах в сочетании с другими техниками — например, декупаж.

В настоящее время существует немало кракелюрных лаков для создания эффектных трещин.
Вы можете встретить одношаговые и двухшаговые (двухкомпонентные) составы.
Разберёмся,чем же они отличаются.

Что такое одношаговый кракелюр?
В таком случае трещинки создаются при помощи 1 лака: сначала наносится слой краски — чаще всего, акриловой (того цвета, какого будут декоративные трещины), затем (после подсыхания 1го слоя краски), наносится кракелюрный лак (тот, который продаётся в 1 бутылочке-баночке, а не в комплекте из двух составов). После высыхания кракелюрного лака, снова наносится краска (цвет — контрастный первому слою). И вуаля — лак растрескивает верхний слой краски, появляются трещинки!
Двухшаговые кракелюрные составы хороши тем, что позволяют создавать эффект старины поверх изображения, а так же — при обратном декупаже (при декорировании прозрачных стеклянных предметов с обратной стороны).
Порядок действий такой: на подготовленню наносится 1 шаг кракелюрного лака (обычно на баночке так и написано — Step1), после его высыхания- Step 2, 2ой шаг. Когда лак подсохнет, можно будет увидеть прозрачную паутинку трещинок — их нужно «проявить» — это можно сделать, втирая в трещинки масляную краску, сухую пастель, или даже тени для век.

Одношаговый кракелюр — первое знакомство

26 Март 2014

Опубликовано в: Статьи

Среди множества смежных техник декора особое место принадлежит такой технике, как однокомпонентный кракелюр (напомню: смежные техники декора – это техники, которые часто применяютсяв декупаже, но при этом являются самостоятельными, т.е. могут использоваться вообще без него; обзор смежных техник декора ).

Почему именно однокомпонентный кракелюр? Ведь по сравнению с другими техниками он не является самым популярным?

Могу ответить так:
Во-первых, однокомпонентный кракелюр – это очень яркая и выразительная техника, она является самодостаточной и вообще смотрится довольно необычно. Так здорово наблюдать, как прямо на глазах появляются красивые трещинки… От них невозможно отвести взгляд 🙂

А во-вторых, мое мнение, что однокомпонентный кракелюр – это одна из самых сложных техник, которые вообще применяются в декупаже… Но не пугайтесь сразу, эта техника сложная тогда, когда не знаешь, как управлять кракелюром и делаешь все наугад.

Что такое однокомпонентный кракелюр? Чем он отличается от других кракелюров?

Кракелюры – это трещинки.
Однокомпонентный кракелюр – это трещинки в слое краски, и через эти трещинки у нас проглядывает нижележащая краска. Однокомпонентный (или одношаговый) – потому что мы используем одно средство в одной баночке.
Двухкомпонентный кракелюр – это трещинки в слое лака, и в эти трещинки у нас набилась разная пыль и грязь (или же золотая пудра 🙂 Двухкомпонентный (ли двухшаговый) – потому что используем соответственно две баночки (первый шаг и второй шаг), два разных состава.

Примечание: на самом деле есть и двухшаговые составы, могут давать эффект одношаговых (Creall Crackle), и одношаговые кракелюры, которые могут дать трещинки в лаке (Декола, Таир), но это уже нюансы.

Общая схема работы с одношаговым кракелюром

Однокомпонентный кракелюрный медиум (медиум – это средство) наносится между двумя слоями краски. Получается такой пирог:

Сначала мы заготовку грунтуем, затем красим в цвет трещин те места, где будет кракелюр, полностью просушиваем, затем наносим кракелюрный лак. Лак подсыхает немного (до полного высыхания лучше не сушить — будут мельче и длиннее трещины). Дальше наносим краску основного цвета, после нее можно клеить мотив, патинировать и лакировать.

За счет разницы в поверхностном натяжении кракелюрный лак трескает краску основного цвета, и, поскольку лак почти прозрачный (только чуть-чуть желтит), в трещинах виден предыдущий слой краски.

Почему все-таки эта техника такая сложная?

Дело в том, что верхний слой краски нужно накладывать особым образом:

  • Во-первых, нельзя красить дважды по одному и тому же месту (если краску наносим кистью), потому что трещинки начинают образовываться сразу же;
  • во-вторых (и это самое главное), за один раз краску нужно нанести максимально ровным, укрывистым слоем, чтобы через нее не просвечивала нижележащая краска (особенно это актуально для темных трещин на светлом фоне);
  • И в третьих, верхний слой краски должен выглядеть максимально естественно, как будто это краска потрескалась, а не мы решили тут кракелюр сделать 🙂

Консистенция краски

Консистенция краски основного цвета очень важна – не жидкая, но и не густая, чтобы кракелюрный лак ее смог потрескать. Оптимально – консистенция негустой сметаны, легкая и как бы воздушная. Но слишком жидкую делать тоже нельзя – может не потрескаться.
Также для красивых трещин важно эту краску наносить ровно, с одинаковым нажимом на кисть. Если нажмем сильнее – слой краски будет тонким, и трещины будут длинными и вытянутыми, тонкими (при нанесении кистью) или мелкими и «чешуистыми» (при нанесении губкой).


Здесь, например, четко видны мазки кисти — это ошибка.


А эти трещинки из разряда «а вот здесь мастерица решила сделать кракелюр»: четко видны границы кракелюра и получается очень неестественно (на самом деле это моя самая первая проба одношаговых составов 🙂

Возможности однокомпонентного кракелюра

Казалось бы – трещины и трещины… А на самом деле трещинки могут быть большими и маленькими, напоминать кору березы, стену, забор, облупившуюся штукатурку, мозаику, чешуйки или, например, торнадо… Главное – правильно комбинировать губку, кисть, слои краски и просушку кракелюрного лака. Ну и, конечно, подобрать кракелюрный состав под стиль вашей работы. Не все составы, конечно, на такое способны, но об этом дальше.

Одношаговый кракелюр декола:

Он же 🙂

И это, между прочим, тоже декола:

А ниже будут бусы — все та же декола 🙂 И все трещинки — разные…

А вот, например, ToDo — совершенно другой вид:

В целом характер трещин зависит от:

  • кракелюрного состава;
  • толщины слоя лака;
  • степени его просушки;
  • консистенции краски основного цвета;
  • толщины слоя краски основного цвета;
  • нанесения краски основного цвета.

Ни в одной другой технике декора нет столько условий (разве что в двухкомпонентных кракелюрах, но там все понятно в случае каждого конкретного состава). Вот поэтому я и называю эту технику действительно сложной как технически, так и стилистически. B самое сложное в этой технике — подсушить кракелюр до нужного состояния и нанести на него краску так, чтобы получились красивые выразительные трещинки, гармонирующие с заготовкой и мотивом.

Какой кракелюрный лак выбрать?

Как всегда, на полках магазинов для творчества вы найдете множество баночек с одношаговыми составами: российские, итальянские, немецкие и т.д. К сожалению, каждый состав дает разные трещинки, и выбрать тот состав, который однозначно понравится, с первого раза вряд ли получится.

Поэтому сразу скажу: я пробовала разные кракелюры, и все-таки самым лучшим из тех, что я пробовала, считаю… самый дешевый и простой лак Деколу. Также мне понравился Таир (он оказался очень похож на деколу). Остальные (Акриланас, ToDo и Maimeri) по размеру трещин более уместны на мебели, чем на рамках, шкатулках и бусах.

Декола дает очень изящные трещинки, которые органично смотрятся на небольших предметах. Самые большие трещины (до 2 см) можно получить кистью, самые мелкие (от 1 мм до 1 см) – губкой.

Небольшие ограничения

Будьте аккуратны со строительными красками – не все будут трескаться, в отличие от художественных.

А краски-металлики вообще не дают трещин. Мы можем спокойно их использовать, чтобы сделать, например, золотые трещины на коричневом фоне; а если наоборот, то все намного сложнее. Можно сделать коричневые трещины на фоне охры (приглушенно-желтый), а затем охру слегка тонировать золотом…

Также очень важный вопрос – чем покрывать однокомпонентный кракелюр. Не знаю, почему, но производители очень редко пишут о том, что их однокомпонентные составы надо покрывать неводным лаком – это притом, что одношаговые составы делаются на основе гуммиарабика и панически боятся воды. Так что имейте в виду — два слоя акрилового лака при аккуратном нанесении такая работа выдержит, но все последующие слои будут трескаться и замутнять трещины.

И напоследок –

Замечание, которое относится к любой из смежных техник. Применяя однокомпонентный кракелюр, задайте себе вопрос: зачем я его здесь использую? Какую смысловую нагрузку он несет? Можно ли обойтись без него, не будет ли он на этой работе лишний?

Я не буду выкладывать здесь фотографию одной работы, найденную в интернете, только опишу ее словами, но, думаю, вы прекрасно себе это представите: КРАКЕЛЮР ПОД СОБАЧКАМИ (одношаговый кракелюр, сверху на него наклеен мотив с собачками, и через собачек просвечивают коричневые трещины). Сразу встает вопрос: что автор хотел сказать этими коричневыми трещинами под несчастными щенками 🙂

Поэтому перед применением кракелюра обязательно убедитесь, что у вас не получается «кракелюр под собачками»!!! Можно делать трещины рядом с мотивом, а можно под мотивом, но в случае с живыми существами лучше делать рядом…

С этим кракелюром можно делать столько интересных работ: главное – научиться им уверенно управлять и выдерживать стилистику. И, поскольку нюансов здесь очень и очень много, за одну-две статьи это описать невозможно: нужно много теории и практики.

Поэтому я приглашаю вас овладеть всеми тонкостями одношагового кракелюра на практическом курсе «Мастер однокомпонентного кракелюра».

Давно обещала выложить свою статью по двухшаговым кракелюрам, как говориться не прошло и года…. а может уже и прошло ))))
Журнал «Делаем Сами» Июнь, 2011 г.
В прошлом номере мы начали разговор о кракелюрах и рассмотрели составы для получения одношагового кракелюра. В этот раз мы поговорим о составах для двухшагового кракелюра. В чем же разница?
Как мы уже разобрались, одношаговый кракелюрный состав, во-первых, один, во-вторых, растрескивает верхний слой краски. А составы для двухшагового кракелюра создают тонкую сетку трещин в лаковом покрытии, как бы «паря» над декорируемой поверхностью. И для получения этого эффекта необходимо использовать последовательно два состава. Составы для двухшагового кракелюра имеют разную основу, например, один состав на основе органических растворителей, а другой водный, и соответственно имеют различную скорость высыхания, в результате чего и получаются прозрачные тонкие трещинки в самом лаковом покрытии. Еще одна особенность в работе с двухшаговым кракелюром – проявление трещинок. Так как трещинки образуются в прозрачном лаке, то плохо видны, и их проявляют, затирая различными пигментами.
Двухшаговый кракелюр является финишным декором, т.е. делается в самом конце работы уже поверх расписанной, окрашенной или декорированной в технике декупаж поверхности.
Надо отметить, что владение техникой двухшагового кракелюра относится к вершинам мастерства декорирования. В самой последовательности действий сложности нет, но контроль качества и размера трещинок и знание особенностей применения различных составов придет только со временем и опытом.
Последовательность работы при двухшаговом кракелюре:
1. Убедитесь, что задекорированная поверхность гладкая (без шероховатостей, например от покраски губкой), при необходимости обработайте мелкой наждачной бумагой и покройте слоем лака (например, акрилового).
2. Нанесите 1 шаг (патинирующий лак или шеллак в зависимости от выбранной пары), дайте подсохнуть в течение 15 – 40 мин. (в зависимости от состава).
3. Нанесите 2 шаг (кракелюрный лак или гуммиарабик также в зависимости от выбранной пары) мягкой кистью или просто распределите круговыми движениями рукой, дайте высохнуть естественным путем или подсушите феном.
4. Когда второй лак полностью высохнет, то на поверхности вы увидите сетку полупрозрачных трещинок, которые надо проявить. Возьмите сухой пигмент, масляную краску или битум (не на водной основе!) и втирайте в потрескавшийся лак рукой или тканевым тампоном. (Выбор пигмента также зависит от применяемых составов).
5. Сотрите излишки пигмента бумажной или тканевой салфеткой.
6. Осторожно смойте 2 шаг теплой водой, не трогая поверхность руками. (Этот этап не обязателен, и в некоторых случаях не требуется.)
7. Защитите поверхность покрывным лаком. Важно: если вы не смывали 2 шаг, для покрытия нельзя пользоваться водным лаком.
Теперь рассмотрим более подробно несколько самых распространенных пар составов для двухшагового кракелюра.
Патинирующий лак № 753 + Кракелюрный лак № 754 «IDEA DECOUPAGE» Maimery (Италия).
Перед работой этими составами поверхность надо прогрунтовать акриловым лаком, чтобы патинирующий лак не впитывался (особенно это касается пористых поверхностей, таких как дерево, картон, гипс).
1 шаг. Патинирующее средство (№753)- жидкость белого цвета, после высыхания становится абсолютно прозрачным. После нанесения подсушить в течении 45 мин., но полностью этот лак не высыхает и остается слегка липким.
2 шаг. Кракелюрный лак (№754) – желеобразный слегка желтоватый состав на водной основе. Наносится мягкой кистью или руками. Обязательно следите, чтобы вся поверхность была покрыта лаком, без пропусков и просветов, в противном случае при проявлении трещинок получатся грязные пятна. Оставить до полного высыхания, чтобы ускорить процесс можно использовать фен.
Для проявления полученных трещинок хорошо подойдут сухие пигменты, металлические пудры или пастель. Они будут прекрасно держаться на липкой основе патинирующего лака.
Если вы не хотите смывать после проявления трещинок кракелюрный лак, то для защиты используйте покрывной лак на основе органических растворителей (например, алкидный) или аэрозольные лаки.
Эти составы дают некрупную ветвистую сетку трещинок, не желтят, что является преимуществом при работе на белых поверхностях.
Если вы хотите получить максимально светлый фон и использовать для защиты водный лак, обязательно смывайте 2 шаг!
Патинирующий лак №678 + Кракелюрный лак №688, Maimeri, (Италия).
Бывают в упаковке по 75 мл и по 250 мл, входят в линию вспомогательных средств для живописи.
1 шаг. Лак патинирующий (№678) – вязкая темная жидкость на основе органических растворителей. Равномерно наносится кистью и подсушивается до лёгкого отлипа (от 1 до 6 ч.).
2 шаг. Кракелюрный лак(№688) – средней густоты желтоватый состав на водной основе. Наносится мягкой кистью или руками. Оставить до полного высыхания или подсушить феном.
В трещинки можно затирать как сухие пигменты, так и масляную краску или битум.
Смыть верхний слой кракелюрного лака теплой водой (для эффекта старины можно и не смывать).
Для закрепления и защиты можно использовать акриловый лак или патинирующий лак (1 шаг).
При работе с этой парой важно: не высушивать 1 шаг полностью, должна сохранятся некоторая липкость, 2 шаг наносить равномерно без подтеков и пропусков, для получения более крупных трещинок 1 шаг можно нанести в 2 слоя. Эта пара сильно желтит, что необходимо учитывать при работе со светлыми поверхностями. Трещинки получаются довольно выразительными.
Шеллак жидкий (очищенный) + гуммиарабик Ferrario (Италия).
1 шаг. Шеллак (спиртовой лак) – быстросохнущая жидкость янтарного оттенка. Наносить лучше не менее 3-х слоев. Первые два слоя полностью высушить в течении 15-20 мин. Третий слой не доводить до полного высыхания, чтобы он остался немного липким .
2 шаг. Гуммиарабик – густой слегка желтоватый состав на водной основе. Наносить можно кистью, губкой или руками. Оставить сохнуть естественным путем или подсушить феном.
Проявлять трещины можно втирая масленую краску или битум (не водный!), сухие пигменты здесь не подходят.
Гуммиарабик также осторожно смывается теплой водой или закрепляется спиртовым лаком (1 шагом). Если вы не смываете гуммиарабик ни в коем случае не пользуйтесь водными лаками, они растворяют гуммиарабик, превращая его в кашицу, и смазывают рисунок трещин!
Эта пара также практически не желтит, дает очень тонкие и изящные трещинки.
С гуммиарабиком можно применять и очищенный шеллачный лак других производителей (например Maimeri).
На размер и вид трещин влияет сразу множество факторов. Даже с одними и теми же составами вы можете получать разные по размеру и глубине трещины. Это зависит от толщины слоя как 1 так и 2 шага, от способа нанесения 2 шага, от времени и температуры сушки 2 шага. Также на процессе образования трещин могут сказываться уровень влажности в помещении, наличие сквозняков, качество подготовленной поверхности (предварительный декор должен быть хорошо просушен и покрыт акриловым лаком). Приобретая опыт, вы, наверняка, найдете свой любимый состав и способ работы с ним. Но старайтесь хорошо запоминать все условия и нюансы работы (или записывайте), чтобы, при получении нужных трещинок, можно было бы повторить этот результат ;).
Художник-декоратор Наталья Жукова.
Образец кракелюра с парой Maimeri 678 + 688 (естественная сушка)
двухслойный вариант с этой же парой (естественная сушка)
эта же пара, работа с мастер-класса (сушка феном, характерный смешанный рисунок крупных и мелких трещинок)
Пример кракелюра с парой шеллак+гуммиарабик на кожзаме, работа с мастер-класса
шеллак + гуммиарабик на деревянной поверхности
Образец Stamperia Sottile

Метки: кракелюры, статья

Нижеприведенный пример декора двери своими руками в стиле и технике кракелюр еще одно доказательство тому, что своими силами можно делать вещи, намного превосходящие фабричные, те которые можно купить в магазине. Надо заметить, что такая готовая винтажная дверь будет стоить в магазине намного дороже, нежели в итоге затрачено на ее изготовление своими руками. А если еще и учесть что автор работала с удовольствием (это видно даже по описанию работы) то вообще одни сплошные плюсы, а автору – низкий поклон за умелые руки.

К общему интерьеру квартиры, да и вообще любого жилого помещения всегда хочется добавить чего-то яркого и необычного.

В такой ситуации есть смысл поработать над деталями интерьера и попытаться превратить обычные типовые предметы в индивидуальные авторские. Как говорил классик, «в жизни всегда есть место подвигу», что в нашем случае можно интерпретировать как «в интерьере всегда есть предмет для переделки».

Техника кракелюр своими руками.

Большие возможности в этом плане предоставляет популярная сейчас техника кракелюр. Это очень эффектный способ оформления какого-либо предмета под старину. Слой покрывающей его краски выглядит потрескавшимся от времени, а сквозь трещины проглядывает другой слой — и это придаёт предмету дополнительную глубину и особый шарм.

В технике кракелюр можно декорировать различные архитектурные элементы, предметы мебели, даже бытовые приборы и аудио- и видеотехнику. Нужно только понимать, что переделка любого объекта должна способствовать украшению интерьера, а не портить его неуместным использованием модной технологии.

Название техники происходит от французского слова craquelure, которое означает трещину, возникающую со временем в слое краски произведений живописи. Наличие таких трещин — показатель солидного возраста картины, её ценности.

Однако современные технологии позволяют не ждать сотни лет, когда появятся эти видимые признаки благородства, а создать их самостоятельно. Для этого понадобится специальная краска или специальный лак. И ещё — много-много терпения.

Существует два способа создания кракелюра, которые принципиально отличаются друг от друга.

1-й способ — одношаговый. Он позволяет сохранить цвет изделия, только добавляет новый опенок за счёт трещин. Технология эта очень простая — специальным «лаком для одношагового кракелюра» покрывают всю декорируемую поверхность. Лак просушивают не менее 4 часов, но лучше оставить его до следующего дня. За это время весь слой лака ссыхается, образуя мелкие равномерные трещинки по всей площади покрытия. Для большей выразительности трещин в них втирают цветную пудру, излишки которой осторожно сдувают. В результате в трещинки забивается пудра, и появляется интересный декоративный эффект. Этим способом можно дорабатывать картинки, получившиеся при использовании декупажа — получится предмет в изысканном винтажном стиле.

2-й способ более трудоёмкий, но, на мой взгляд, даёт результат более выразительный из-за подчёркнутой графичности и широкой цветовой вариативности. Он позволяет достигать декоративных эффектов сочетанием различных цветов — от ярких контрастов до тонких нюансов, а также изменением размеров трещин и их расположения. Этот способ—двушаговый.

Читайте также: Арочная дверь своими руками – как сделать?

Именно его я решила применить при оформлении межкомнатной двери. Для этого в первую очередь нужно подобрать краски двух контрастных цветов, которые бы соответствовали общему стилю интерьера. И нужно решить, какого цвета будет основной фон всей поверхности, а какой цвет будет проступать из трещин. Очень часто в интерьерах используют светлые оттенки бежевого для основного цвета и чёрный, тёмно-шоколадный, тёмно-зелёный или тёмно-синий — для трещин. Особый эффект достигается, когда для трещин берут золотистую или серебристую краску. Тогда при боковом освещении трещины начинают отливать металлическим блеском, что, конечно же, украшает изделие. Я решила, что моя дверь будет светло-кремовой с золотыми трещинами.

Оформление филёнок.

Так как моя дверь — новая, она не требовала специальной подготовки под покраску. Если предстоит декорировать уже используемую дверь, то поверхность нужно очистить и слегка прошлифовать.

Мне показалось, что такая дверь с красивыми объёмными филёнками требует дополнительного художественного оформления. Для этого можно было подобрать подходящего размера картинки для декупажа, фотографию с видами природы или репродукцию, приклеить их, а потом покрыть лаком. Декупаж доступен практически каждому, и всегда даёт хорошие результаты. Но я решила самостоятельно написать на филёнках классический пейзаж, оставив нетронутым декоративный штапик, удерживающий филёнки, чтобы он послужил естественным обрамлением для моих картин. Всё остальное полотно двери (обвязку) я запланировала обработать в технике кракелюр. Должна была получиться оригинальная дизайнерская дверь с живописью.

Для картин я использовала акриловые краски. Написала понравившиеся мне пейзажи, задействовав для каждого сюжета обе филёнки — на обеих сторонах дверного полотна получился диптих. Для росписи с одной стороны двери прообразом послужил этюд В.А. Жуковского «Пейзаж с замком», 1789 г. Я его немного доработала — добавила парусник. С обратной стороны — Париж конца XIX века, по мотивам картины французского художника Жоржа Стейна.

Обработка обвязки двери. Теперь можно было приступать к декорированию фона.

Работа по декору двери состояла из нескольких этапов.

1. Всю поверхность обвязки двери и наличники я покрыла золотым акрилом. Эта краска полупрозрачная, поэтому нужно наложить 2-3 слоя для более качественного результата.

2. Оклеила малярной лентой штапики филёнок, чтобы защитить их от краски.

3. После высыхания акрила нанесла слой кракелюрного лака, внимательно отслеживая, чтобы вся поверхность прокрасилась полностью, без просветов.

4. Очень аккуратно, стараясь не проводить дважды по одному и тому же месту, нанесла верхний фоновый слой. Если нечаянно мазнуть второй раз по уже прокрашенному месту, то трещинки, которые уже начали расползаться по поверхности, закрасятся и станут незаметными. Поэтому не стоит стремиться быстро покрасить всю поверхность.

5. Техника эта для неподготовленного человека непростая, так что лучше начинать с незаметных областей, где можно сделать некоторые ошибки и набраться опыта. Я начала с кромок дверного полотна, чтобы подобрать густоту краски, и только потом перешла на его лицевые поверхности.

От консистенции краски зависит размер трещин. Более крупные трещины получаются, когда краска густая и ложится ровным слоем. Если краску немного разбавить водой, трещины получатся мельче, а сетка их — гуще. Чтобы получить выразительные трещины, нужно включить фен и обдувать свеженанесённую краску горячим воздухом. Это довольно сложно — держать одной рукой фен, а другой красить и не попадать кистью по одному месту дважды. Но зато результат возникает почти сразу — красивые трещины расползаются практически на глазах.

Если всё-таки не получилось с первого раза аккуратно и равномерно нанести краску по всей поверхности, не расстраивайтесь. Это поправимо. Нужно для неудавшихся участков повторить шаги 2, 3 и 4. Все места, которые вам не нравятся, закрасьте золотым акрилом. Когда он высохнет, аккуратно покройте эти золотые кляксы лаком для кракелюра. После высыхания лака нанесите верхний фоновый слой на все «заплатки».

Теперь кракелюр выглядит намного равномернее и интересней. Золотой акрил очень красиво бликует при ярком освещении, наполняя поверхность внутренним светом.

Окончательная отделка. Мне осталось очистить штапики от налётов краски и покрыть всю дверь и наличники алкидным лаком. Чтобы поверхность смотрелась лучше, лак наносила тонким слоем, 2-3 раза, просушивая каждый слой не меньше суток.

Ссылка по теме: Как установить раздвижную стеклянную дверь

Для декора двери в стиле (технике) кракелюр Вам понадобятся

  • акриловая краска «червонное золото»;
  • лак латексный для кракелюра (его можно купить на строительном рынке в отделе стеновых красок и декоративных штукатурок — он ничем не хуже купленного в художественном салоне, но намного дешевле);
  • водоэмульсионная краска для внутренних работ (Dulux, «Тиккурила», BECKERPLAST), колерованная в выбранный цвет;
  • кисти щетина-флейц разных размеров (одна — широкая №50 для нанесения лака и фоновой краски, №20 и №30 — для верхнего слоя);
  • лак паркетный или яхтный алкидный глянцевый;
  • растворитель №646;
  • акриловые краски для живописи;
  • кисти для живописи.

Винтажная дверь своими руками: фото

1-2. На филёнках с обеих сторон дверного полотна я написала понравившиеся мне пейзажи.

3. На обвязку и наличники наносим первый слой краски (нижний цвет— «червонное золото»).

4. Нижний цвет нанесён.

5. Штапики, удерживающие филёнку, на время работы надо защитить малярной лентой.

6. Дверь и наличники покрываем кракелюрным лаком.

7. Затем наносим верхний фоновый слой.

8. Сквозь трещинки в верхнем слое просматривается цвет нижнего.

9. Неудачно прокрашенные места вновь покрываем фоновым цветом…

10. …а затем наносим верхний слои. Хорошим помощником в работе будет бытовой фен.

11. Дверь и наличники с нанесённым верхним фоновым слоем.

12. После нанесения алкидного лака дверь приобретает законченный вид.

13. Дверь, оформленная в технике кракелюр, украсит любой интерьер.

Декор двери своими руками фото

Декор двери своими руками – советы читателей

Ремонт и декор старой входной двери

Коричневую деревянную входную дверь захотела преобразить во что-то более современное. Вот что у меня получилось.

Я работала с установленной в проеме дверью. Зашкурила всю поверхность наждачной бумагой, сначала средней, а затем — мелкой. Протерла пыль влажной ветошью.

Зашпатлевала все сколы и царапины. Оставила до полного высыхания. Далее основательно зашлифовала мелкой наждачкой. Тщательно стерла пыль.

Прокрасила маленькой кисточкой углубления (фрезировку) двери в белый цвет.

Валиком окрасила все оставшееся полотно в два слоя с промежуточной просушкой.

После высыхания краски оклеила малярным скотчем край фрезировки по периметру и прокрасила углубления золотой аэрозольной краской в два слоя с промежуточной просушкой. Сняла скотч.

Покрыла поверхность двери еще одним слоем белой эмали с помощью валика, заклеив при этом малярной лентой золотые углубления.

В добавление к дверям обновила раму старого зеркала. Аккуратно отделила ее от стеклянной части. Зашкурила, стерев пыль, покрасила двумя слоями белой эмали.

Губкой (можно сухой кистью или спонжиком) покрыла золотой краской из баллончика все выступающие элементы. Собрала конструкцию и повесила новое зеркало рядом сдверью.

Любуюсь результатом!

© Ирина Олейникова, г. Вятские Поляны. Фото автора

© А.Ковалева. Фото автора.

ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ МАСТЕРОВ И МАСТЕРИЦ, И ТОВАРЫ ДЛЯ ДОМА ОЧЕНЬ ДЕШЕВО. БЕСПЛАТНАЯ ДОСТАВКА. ЕСТЬ ОТЗЫВЫ.

Ниже другие записи по теме «Как сделать своими руками — домохозяину!»

  • Декор двери в контрастном стиле своими руками Декор филенчатой двери и профиля…
  • Декор двери своими руками – делаем ее филенчатой Украсим дверь филенками С помощью раскладок…
  • Отделка двери ламинатом своими руками Как отделать дверь при помощи…
  • Ограничитель для двери своими руками ОГРАНИЧИТЕЛЬ ДЛЯ ДВЕРНОЙ РУЧКИ Летом дверь…
  • Покраска входной двери со стеклом Как покрасить входную дверь в…
  • Ремонт старой сдвижной двери своими руками Если сдвижную дверь заклинило Интенсивная эксплуатация…
  • Двери для теплицы своими руками Как сделать двери для теплицы Одной…

    Подпишитесь на обновления в наших группах и поделитесь.

    Будем друзьями!

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *