Ландшафтная композиция

Ландшафтная композиция

Три плюс два, или Принцип целостности

Принцип целостности говорит сам за себя и подразумевает создание сада как целостного произведения, во взаимосвязи и взаимоподчинении всех его элементов. Именно единый художественный образ и отличает гармоничный сад от набора разрозненных элементов и растений.
Если соблюден принцип целостности, возникает единый художественный образ сада
Если у сада есть образ, то его можно сформулировать — как тему, идею, имя, если хотите. И даже если перед нами окажется сад из множества зелёных комнат, то это будет, к примеру, «Сад пяти садов» или «Сад контрастов». Потому что такова была концепция, а не потому, что так получилось. Но не будем отвлекаться.
Объединению сада в нечто целостное способствуют повторы в использовании одинаковых материалов, растений, цветовых решений. Повтор — это главное лекарство от разрозненности.
Белая скамейка, элементы отделки дома и цветущие кустарники гармонично дополняют друг друга
К примеру, оформление малых форм в саду диктует дом. То есть, заданный цвет крыши, фасадов и оконных проёмов, материал отделки крыльца и цоколя можно повторно использовать в отделке беседки и забора, цвете огорода и скамеек, элементах мощения и подпорных стенок. Цветовое решение сада можно поддержать и продуманной посадкой растений.
Конечно, современный рынок материалов и аксессуаров предлагает настолько широкий выбор, что сложно в нём не растеряться. Профессионалы говорят, что модулей не может быть больше трёх — три цвета, три формы, три материала. Причём, или — или, а не всего по три, иначе будет явный перебор. Предельно допустимая формула может звучать как «три плюс два». Например, три разных размера, но не более двух оттенков, или три цвета, плюс два материала.
Пурпурный цвет не только повторен в цветнике, но ещё и перекликается с цветом крыши
Для малого сада эта формула является непреложным правилом. Его нарушение грозит пестротой и перегруженностью. Доводилось, к примеру, видеть отмостку, набранную из нескольких фигурных элементов, двух цветов и с рисунком сверху. Почему это плохо? Потому, что приоритеты выбраны неверно, подобный «персидский ковер» настолько декоративно самодостаточен, что сад к такому мощению сажать уже не нужно. Разве что только газон…
Цветник вокруг дома повторяет его округлые формы, создавая впечатление законченности и гармоничности
Повтор растений в саду также будет объединяющим моментом. Чрезмерно раздутый ассортимент не способствует целостности композиции. Малый сад не стоит превращать в филиал ботанического. Как тут не процитировать Джона Брукса, советовавшего «пересмотреть список растений, выбросить половину запланированных, и удвоить то, что осталось».
Более того, повторы цветовых пятен, фактуры, одновременного цветения в группах растений, которые взгляд выхватывает, многократно пересекая площадь сада, не только его объединят, но и зрительно расширят. Должно быть больше видов одного рода и сортов одного вида, большее количество одинаковых растений.
Чем больше повторяющихся, перекликающихся элементов, тем более гармоничной и стильной будет картина

Словом, чем больше единых, перекликающихся, повторяющихся элементов и материалов будет в саду, тем более целостную, а, следовательно, более гармоничную и стильную картину мы получим. Ведь стильно — это лаконично и выразительно.

Ландшафтные композиции — это сочетания трав, цветов, злаков, деревьев, кустарников, камней, гравия и песка.

Ландшафтная композиция строится на биологических особенностях растений и декоративных качествах.

Период цветения, размеры и внешнее строение, свойственные особенности листьев, цветков, а также соцветий — все это очень важно в построении ландшафтных композиций.

Ландшафтные композиции непрерывного цветения позволяют наслаждаться красочным садом до глубокой осени. Их можно сделать своими руками.

Ландшафтные композиции непрерывного цветения

Красота сада постоянного цветения заключается в хорошо подобранном ассортименте растений, которые подбираются с разнообразным сроком цветения, с весны и до осени. Ландшафтные композиции создаются из цветочных растений, трав, а также луковичных.

Цветник становится декоративным в течение долгих лет. Весной сажают рассаду многолетних цветов и злаковых культур, а осенью сажают луковичные растения.

Цветник в саду должен быть объемный, он также должен проглядываться в глубине — это усиливает массу положительных эмоций и зрительное его восприятие. Оформление — умиротворяющее, ненавязчивое и деликатное, без отвлекающих контрастов, без перепадов размеров, форм и окрасок.

Очаровательную объемность цветнику придают декоративно-лиственные многолетние растения: бадан, хосты, астильба, роджерсия, дармера, гейхера, медуницы.

Высота многолетних цветов определяет их местоположение в посадках с другими растениями. По высоте они делятся.

Монументальные растения, около 2 м высотой и более

Главное использование высокорослых многолетних растений — создание групп, оформление водоемов, живописных зарослей, солитеров, к примеру, мискантус китайский, бузульник Пржевальского, ревень, клопогон, волжанка, посконник.

Растения до 2 м высотой

Эта группа растений обширна. Причем, различные виды одного растения могут быть маленькими и даже великанами и среднерослыми.

Низкорослые растения до 50 см высотой

Низкорослые растения сажают на первый план в группах, массивах, куртинами.

Растения высотой до 25 см высотой, или почвопокровные растения.

Почвопокровные растения применяют как заменитель газона, для каменистых горок и альпинариев. К данной группе в основном относятся раноцветущие многолетники: арабис, ясколка, горечавки, флокс шиловидный, ландыш, печеночница и низкорослые растения: лапчатка, живучка, гвоздика травянка, барвинок малый.

Многолетники с зонтиковидными соцветиями (посконник, тысячелистник, синеголовник, монарда, молочай) в цветники сажают большими куртинами.

Многолетние растения с колосовидными соцветиями (бадан, бузульник, горец, вероника, вербейник, шалфей, астильба, полынь, люпин, лиатрис, буквицы) сажают рядом с растениями, имеющие соцветия-ромашки.

Внешний вид многолетников

По внешнему виду многолетние растения делятся на зарослевые, кустовые и почвопокровные. Большую роль играет раскраска листа, форма и размер, цветки и соцветия.

Многолетние растения с монументальными листьями: бадан, белокопытник, ревень, дармера, бузульник Пржевальского, отлично смотрятся на фоне воды и применяются для оформления берега водоема, в роли солитера.

Растения с орнаментальной листвой: дицентра, анемона, пион, роджерсия, аквилегия, астильба, подходят для создания групп, оформления зданий, одиночных посадок.

Многолетние растения с мелкой листвой и цветками относятся к почвопокровным и применяются для создания лужаек.

Цветовые сочетания и ландшафтные композиции

Растения в ландшафтных композициях сажают сочетая цвета.

Оранжевый, красный, желтый, голубой, зеленый, синий краски солнечного спектра. Из этой палитры теплые тона — первые три, а вторые три — холодные.

Чистыми цветами являются желтый, красный и синий. Остальные цвета получаются при смешивании: фиолетовый – красный, оранжевый — красный, зеленый – желтый.

Чтобы ландшафтная композиция из рядом растущих и цветущих растений выглядела гармонично, необходимо подбирать цветовую гамму растений. К примеру, для мягкого перехода от лимонного цвета к оранжевому цвету можно использовать желтый.

Гармонию цветов применяют в больших композициях, а в маленьких — контрастные сочетания.

Цвета контраста в ландшафтных композициях

Оранжевый — синий, красный — зеленый, желтый — фиолетовый как бы усиливают друг друга. Оранжевый цвет на фоне синего, кажется теплее, а синий наоборот холоднее; красный же цвет усиливается зеленым, а желтый цвет — фиолетовым. Белый цвет является нейтральный и усиливает пассивные тона.

В ландшафтных композициях не гармонируют и не комфортны для восприятия глаз сочетания цветов:

оранжевый-зеленый-фиолетовый;

красный-желтый-синий.

Белый и черный — нейтральные цвета, они предназначаются для смягчения резких контрастов.

Композиции из живых цветов, составленных профессиональными флористами, поражают воображение своей изысканностью. Немудрено – во флористике аранжировка цветов занимает одно из главенствующих положений, ведь именно «приводить в порядок» (а именно так переводится слово «аранжировка» с французского) – и есть одна из главных задач специалиста-профессионала. Видов цветочных композиций не счесть, и каждый из них заслуживает особого внимания. Все они подчиняются определенному стилю флористических композиций: как правило, западному массивному или линейному. В пределах аранжировки цветов почти присутствует открытое пространство — только часть области в структуре из формообразующего материала заполнена листьями и/или цветами.

Стили флористических композиций

Период с 1950 по 1965 год был захватывающим временем для флористики. Новаторские работы таких людей, как Констанс Спрай и Джулия Клементс, продолжали популяризировать идею, что создание цветочной композиции может быть опытом художественного самовыражения, а не просто способом привлечения садовых цветов в помещение. Не менее важно было появление флористической губки, которая сделала создание впечатляющих композиций возможным для всех. В свете этого быстро растущего интереса к цветочной аранжировке объединение западного массивного стиля и линейного стиля Востока было неизбежно.

Линейно-массивный стиль стал общераспространенным. Это стиль, в котором каркас из формообразующего материала был прикрыт, но не закрыт полностью другими цветами и/или листьями.

Первые учителя изложили основные принципы, но, к сожалению, они рассматривались как правила, и поэтому в течение многих лет тщательно воспроизводились геометрические формы. Основной материал послушно группировали у основания композиции, а наполнитель использовали для обеспечения изящного перехода между различными элементами. Теперь влияние правил ослабилось — свободные аранжировки сейчас очень популярны. Этот стиль отлично подходит для естественных композиций. В конце концов, сад с его ветвистыми кустарниками над массой цветов в бордюрах действительно напоминает линейно-массивную аранжировку!

Флористика: аранжировка цветов «симметричный треугольник»

Около шестидесяти лет «симметричный треугольник» остается самой популярной линейно-массивной аранжировкой. Вначале была правилом строгая симметрия с двумя горизонтальными линиями у основания, состоящими из одинаковых формообразующих материалов, и двумя сторонами треугольника, почти идентичными друг другу.

Эти несколько жесткие композиции из цветов иногда считают банальными, но они сохраняются из-за своей популярности. Есть ощущение солидности и идеальный баланс, но в наши дни флористы, как правило, предпочитают более свободный и менее строгий подход. Широко используется разнообразный формообразующий материал, а контуры делают плавными и неравномерными.

Цветочные композиции «асимметричный треугольник»

«Асимметричный треугольник» — еще менее строгий и часто более привлекательный, чем современная версия более популярного симметричного треугольника.

Обратите внимание на фото: у цветочных композиций, выполненных в виде «ассиметричного треугольника», боковые стороны заметно отличаются по длине, так что аранжировка имеет смещенный центр или L-образную форму, а цветы и/ или листья в основании часто изящно свешиваются через край контейнера.

Такая аранжировка является хорошим выбором для выставки. Она также хорошо сочетается с современным декором. В более традиционной обстановке пару композиций, составленных в зеркальной симметрии, иногда помещают друг против друга, чтобы создать ощущение большей сбалансированности.

Цветы в композиции «полумесяц»

«Полумесяц» — привлекательная аранжировка для флористической губки в мелкой плошке: требуется не так много материала, но он должен быть выбран с большой тщательностью.

Как видно на фото, цветы для композиции «полумесяц» обычно используют голые или облиственные.

Иногда берут цветущие древесные ветви из сада, чтобы создать изогнутые очертания, а затем добавляют в центре либо выращенные в саду, либо купленные в магазине цветы и листву. Вам может посчастливиться найти подходящие дугообразно изогнутые древесные побеги, но, как правило, их бывает необходимо согнуть после срезки.

Эти изогнутые стебли устанавливают на концах блока с одной стороны заметно выше, чем с другой — секрет успеха в том, чтобы создать впечатление, что полумесяц сделан из неразрезанных стеблей. Крепеж скрывают основным материалом и материалом-наполнителем.

Аранжировка цветов «Кривая Хогарта»

Аранжировка цветов «Кривая Хогарта» — это удлиненная S-образная «линия красоты», описанная художником Уильямом Хогартом.

Аранжировки, основанные на кривой Хогарта, эффектны и полны движения. Но они также очень формальны, и их популярность снизилась с тенденцией ухода от геометрических композиций. Для того чтобы создать S-образный контур, вам понадобится два набора соответственно изогнутых стеблей для размещения в блоке флористической губки, закрепленной на верху высокого сосуда. Используются длинные и податливые побеги, например, ракитник, декоративная смородина, жасмин голоцветковый и розмарин.

Замочите стебли в воде, свяжите концы веревкой для создания изогнутой формы и оставьте сохнуть в течение нескольких часов. Скройте крепеж основным материалом и материалом-наполнителем.

Композиции из живых цветов «Обратный полумесяц»

«Обратный полумесяц» — популярная аранжировка для центра обеденного стола, где должны быть включены свечи — вместе с ними используются подставки для свеч.

Композиция должна быть всестороннего обзора с основанием из формообразующего материала в виде круга или овала, в зависимости от формы стола. «Обратные полумесяцы» также могут быть использованы в качестве односторонней композиции в высоком сосуде, в вазе или в урне на пьедестале. Здесь вертикальные линии задает формообразующий материал на коротких стеблях, а горизонтальные линии — естественно поникающий.

Посмотрите на фото: композиции из живых цветов «Обратный полумесяц» имеют ниспадающий эффект, который усиливается с помощью длинных мягких стеблей материала-наполнителя, такого как плющ и манжетка, у основания композиции.

Горизонтальная аранжировка цветов

Горизонтальная аранжировка цветов популярна для центра обеденного стола, где свечи не должны быть включены и требуется беспрепятственный обзор для людей вокруг стола.

Как правило, используется низкий прямоугольный контейнер, и может быть использован либо свежий, либо высушенный растительный материал. Основным отличием по сравнению с обратным полумесяцем является то, что линия основания композиции жесткая, а не свисающая. Для такой композиции подходят многие растения — гладиолусы, розы с длинным стеблем, самшит, букетная гвоздика и т.д. в зависимости от размера аранжировки.

Цветочные композиции из цветов «Веер»

Цветочные композиции из цветов «Веер» в некотором смысле противоположны горизонтальной аранжировке — вертикальные ребра или оси эффектно раскинуты, и эта аранжировка выглядит лучше всего, когда она достаточно велика.

Используйте веер, чтобы прикрыть камин в летнее время, или в холле в качестве выдающейся композиции на постаменте. Пять, семь или девять стеблей формообразующего материала устанавливаются на крепеж как спицы в колесе.

Часто используется цветущий материал, например, лиатрис, лилии, гладиолусы, розы с длинным стеблем и ирисы. Эта структура затем должна быть частично заполнена основным материалом и материалом-наполнителем. Из засушенных цветов получаются отличные веерные аранжировки. Подходящие формообразующие материалы для «спиц» включают пшеницу, рогоз, физалис (китайские фонарики), банксию и розы на длинных стеблях.

Фигуры из цветов своими руками в свободной аранжировке

Основные принципы свободной аранжировки легко понять — это линейно-массивный стиль с каркасом из формообразующего материала, который частично, но не полностью покрыт основным материалом и материалом-наполнителем, и с общим контуром неправильной формы. Художественным способностям аранжировщика предоставлена полная свобода действий, поскольку нет никакой необходимости создавать геометрические фигуры, и как симметрия, так и размещение центров интереса полностью зависит от вас.

Несколько слов предупреждения. Фигуры из цветов своими руками в свободной аранжировке не подчиняются никаким жестким правилам, касающимся формы, но забвение принципов использования цвета, пропорции, фона и динамики может привести к беспорядку. И скорее проще создать приятную геометрическую, чем свободную аранжировку, если вы не художник.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *