Никандрова пустынь Псковская

Никандрова пустынь Псковская

В первое воскресенье апреля сего года мы отправились из Санкт-Петербурга в Порховский район Псковской области, чтоб посмотреть город Порхов, а также побывать в Никандровой Пустыни. Про достопримечательности Порхова я уже писал, а теперь напишу про лесной монастырь возле него, место очень приятное, и совсем не похожее на все другие монастыри, которые есть в России. Никандрова Пустынь понравится наверняка всем — здесь есть и объекты для паломничества верующих, и просто красивая природа. А главная особенность монастыря — это его святые целебные источники, ради которых многие сюда и приезжают. Итак, читайте мой рассказ!

Сразу скажу — пустынь уже немного не пустынь…

Когда я приезжал сюда в 2011 году, это место почти никто не знал. И тут было очень тихо, ни души. Только монахи, да несколько местных жителей. Теперь же сюда возят огромными автобусами, и парковка тут забита машинами не меньше, чем у большого супермаркета в столице. Вначале это меня немного опечалило, но потом я убедился, что ничего особо страшного нет — народ как-то равномерно распределяется по огромной территории, и его не замечаешь

У входа можно увидеть остатки древней каменной ограды монастыря

Деревянный храм Царственных Мучеников. Построен в 2000-е годы. Все храмы на территории пустыни — новые, старые не сохранились, от них лишь развалины, или фундаменты.

Изначально здесь и правда была пустынь. Святой Никандр, живший в 16 веке, обладавший способностью исцелять, а также пророчествовать, вызвал сильную ревность других православных деятелей , и его попросили удалиться подальше. В итоге он ушел на болота под Порховым, где молился почти полвека в уединении. После его смерти сюда пришли его последователи, и в память о нем, о его молитвенных подвигах, основали здесь монастырь, посреди лесов и болот

Монастырь был очень скромным. Немного помог ему Борис Годунов — это освободил от земельных податей, разрешив вести свое хозяйство без пошлин. Но с момента основания монастыря, с 1585 года, первые сто лет это была скромная пустынная монашеская обитель. И тут происходит стандартный для тех времен пиар-ход: мощи святого Никандра выкапывают, «обнаруживают» , что они нетленные, и сюда сразу идет поток денег от царя и паломников. Замечу, что такие вещи происходили всегда спустя много лет после смерти святых, когда не было в живых их учеников, которые могли бы возразить после раскапывания могилы их учителя. Канонизация святых спустя много лет после их смерти — почти всегда бизнес-ход для привлечения внимания к своему монастырю, или своей епархии. (В наши дни так же внезапно вознеслась Вырица с их Серафимом Вырицким, который в 2000-е стал чуть ли не главным святым Ленинградской области, при том, что никто не мог внятно объяснить, что в нем святого, но паломники с деньгами в Вырицу — потекли…). Итак, в 1687 году мощи «обретены», а в монастыре начинают строить каменные храмы.

Монастырь богател, развивался. Но в 20 веке беда пришла сюда, как и все другие монастыри и храмы. Монахов отсюда выгнали, священников репрессировали. Во время войны сюда пришли немцы. И хотя религию они даже позволяли возрождать,и благостно относились к православным священникам, при отступлении пустынь была ими разрушена. (По другой версии, все было разрушено еще большевиками). Все, что мы видим сейчас, воссоздано несколько лет назад.

Здесь видно, как восстанавливают исторический облик монастыря — реконструируют башенку, которая была сто лет назад
Церковь «Взыскание погибших».
Восстановленный Благовещенский собор
В последние годы монастырь стал цивилизованным местом отдыха. Тут есть и кафе, и гостиница, и блины, и сувениры
ЧИстенько, уютненько. Кто-то будет сокрушаться, что пустынь стала популярным общественным местом , а не суровым монашеским уголком, но ведь именно обилие посетителей позволяет возрождать монастырь, потому что они приносят пожертвования. Да и христианство намного больше проникает в души людей, когда православие дружелюбно и приветливо, а не отталкивает воротами, охраной, да десятками табличек со словами «запрещено».
Идем к самому главному источнику — источнику Александра Свирского . 7 апреля, но уже тепло. Всю неделю в Петербурге,а также Псковской области, на дворе +13 и солнце.
Надо пройти пару километров через лес
На подходе к источникам — два деревянных туалета. Весьма изящные.
Ворота
Здесь можно поставить свечку.
Свечи лежат в свободном доступе, каждый кладет за них столько , сколько сочтет нужным, а если денег нет, то возьмет бесплатно
Источник, а рядом с ним — купель. Есть два отделения — мужское и женское
Уникальность источника в том, что он — радоновый! Цвет воды изумрудный, вода не совсем прозрачная. Именно так выглядят радоновые источники. Когда вам показывают совершенно прозрачный пруд с легким зеленоватым оттенком, который есть просто у обычной чистой ключевой воды , и говорят, что это радон, не верьте.
Радон быстро распадается на другие элементы, поэтому его целебная радиоактивность исчезнет через полчаса, так что купаться надо в свежей родниковой воде. и пить тоже. Но набрать в бутылки, чтоб пить дома, тоже можно — минералы в родниковой воде будут полезны и дома. В этом бассейне воду набирают для питья, а купаться надо в домике.
Что мы и сделали, массово окунувшись. Вода, естественно,ледяная, причем весь год — таковы свойства подземных ключей. Но уж ради окунания в святую воду — можно и потерпеть.
Источник Александра Свирского — самый красивый и интересный святой источник из всех, что я видел.
Возвращаемся в центр монастыря, откуда расходятся дороги ко всем источникам. Увидели интересного товарища
Вид у него был очень умный, серьезный
Источник Петра и Павла. Это место тоже очень интересное. Дело в том, что тут два колодца,и вода в них разная. В левом «мертвая», в правом «живая». Как и все остальные источники пустыни, они оба считаются целебными. Особенно интересно то, что в них вода — действительно разная. Говорят, даже исследования минерального состава это показали. Вода попадает в них с разных глубин, и состав ее тоже различен. Мы убедились в этом и сами — в левом был сверху лед, он замерзает, в правом льда не было вообще.
Внутри
У левого колодца народа не было — ибо не могли воду оттуда достать
У правого же была большая очередь из бабулек, набиравших воду в десятки своих бутылок. Мы глотнули оттуда чуть-чуть, чтоб не мешать им, и пошли к тому источнику, что промерз
Во льду была дырка, в которую я пропихнул ведро, и набрал воды, а вот вытащить уже не получалось
Но Саша Коновалов долго вертел ведро внутри, стараясь попасть идеально по форме дыры им, и наконец смог вытащить. И мы все попили воды из этого источника тоже, а потом ею поделились с другими посетителями
Пьем и разливаем…
Никандров источник. Идем к нему. Можно попасть от Петропавловского источника двумя путями: или вернуться в центр, и идти оттуда грунтовой дорогой, или срезать через лес. Мы пошли через лес — это намного приятнее. Хоть и начало апреля, а лес тут чудесным образом выглядит совершенно по-летнему!
Дорожка окультурена, есть мостики. Это первый.
Групповое фото в лесу
Как будто лето! А ведь в других местах снег лежит! Чудо!
Пейзажи как на моем родном Карельском перешейке
Второй мостик
Вот и дошли
Идем внутрь. Пробуем и тут воду, а некоторые подливают себе в бутылку, таким образом, у них воды из всех источников
Везде таблички с золотистыми буквами
На перилах ведра. Если налить в них воду, то можно ее потом набирать из кранов, присоединенных ним с помощью труб
Внутри
Источник. Люди приезжают с кучей канистр к каждому источнику.
Идем в центр пустыни. У самого входа остался еще один источник
Здесь монастырские огороды
Это Казанский источник. В нем вода не родниковая, а торфяная, с болотным оттенком. Но пить вполне можно, мы ее пробовали — никакого привкуса и запаха нет, только желтоватый цвет. Правда, основное ее назначение — не питье. Источник считается целебным для глаз, и этой водой надо смачивать глаза.
Дорожка к источнику выложена древними каменными плитами
Тут тоже очередь. Бабули часто не в состоянии поднять ведро, приходится им помогать.
Наши путешественники подходят к источнику, протягивая руки, а я разливаю им святую воду в ладони, чтоб они смочили себе глаза. Сам себе тоже их окропил, в глазах было весьма приятное ощущение потом всю дорогу.
Сидим, пьем чай. Уезжать не хотелось.Здесь мы провели два с половиной часа.Чудесная природа, приятная атмосфера — все это делает место очень уютным и милым! И я рекомендую здесь побывать всем!
Туристический клуб «Восемь Врат» (Спб) : https://vk.com/club17791063

17:40, 30 декабря 2010, ПАИ

Последней точкой путешествия нашей туристической группы по Порховскому району стала Никандрова пустынь — место благостное и удивительное. Чудеса начались как только мы приехали и встретились с отцом Серафимом (в миру Михаил Максимович). Когда мы рассказывали ему о цели нашего приезда и о том, что хотим посмотреть всё-всё-всё, подошла старушка, которая сразу заявила, что зовут её Ксения Романова, ей 100 лет и она племянница последнего российского царя Николая II. Вот не знаю правду или нет рассказала пожилая женщина, но, вспоминая об убиенном монархе и его семье, она сильно плакала. Правда, говорила она о том, что отец её, соответственно, брат царя при том, по её словам родной, был священнослужителем и его тоже убили примерно в то же время, что и царскую семью. Честное слово, перерыла Интернет в поисках подавшегося в священники брата Николая II и ничего не нашла. Тут есть два варианта: либо старушка всё придумала, либо её отец двоюродный, а то и троюродный или даже четвероюродный брат последнего императора. Одним словом, дело тёмное и непонятное. Из всего рассказанного пожилой женщиной было ясно на 100% только то, что в Никандрову пустынь она ездит давно, потому как помнит момент разрушения прежнего монастыря и даже в подробностях рассказывает в какую сторону упала колокольня и на какое расстояние разнесло её обломки, а ещё, что колокол был очень тяжёлый и когда его снимали рвались тросы.

Попрощавшись со старушкой, мы в сопровождении отца Серафима отравились на прогулку по монастырю. Но рассказ, конечно же, стоит начать с истории самого Никандра. Он родился в деревне Виделебье (Псковский район) в 1507 году, а умер в 1581 году. Причём деревня Виделебье тоже совсем не простая — родом оттуда «отец отшельничества» на Псковщине преподобный Ефросин. По словам отца Серафима, особенность преподобного Никандра в том, что он пришёл в отшельническую жизнь совсем молодым — в 17 лет — не имея опыта монашеской жизни. «Вообще, этот подвиг очень сложный и серьёзный, не все его выдерживают. Все преподобные проходят три ступени. Первая — борьба с внутренними страстями, вторая — испытание через любовь к ближним, в том числе к своим врагам, а третья — борьба с демонами. Бесы нападают напрямую на подвижника, они до смерти избивают, и когда у преподобного Никандра проходил этот искус, к нему являлся преподобный Александр Свирский. Никандру он являлся два раза. Это говорит о том, что страхования были очень сильные, он говорил ему: «Брат, терпи, скоро Господь избавит тебя от этих бесовских воздействий», — рассказал нам отец Серафим. К слову, в память о преподобном Александре Свирском в Никандровой пустыни освящён радоновый источник.

Обычно все отшельники избегают общения с людьми, потому как своей целью считают общение с Богом, но за 7 лет до смерти преподобный Никандр «пошёл в народ», он начал принимать людей и даже рядом с его скромным жилищем построили гостиницу. К Никандру приходили за утешением, исцелением, за предсказаниями. Он предсказал даже то, что на его могиле будет построен храм в честь Божией Матери, а также свою смерть. К Никандру приходил дьякон из Порхова, который у него спросил: «Как мы узнаем, что ты умер, ведь живёшь один?». А преподобный ему ответил, что во время его смерти будет набег поляков и Порхов окажется в окружении, так что пройти к месту, где обитал отшельник, будет невозможно, но весть о кончине всё равно дойдёт. Не стало Никандра в 1581 году.

Через некоторое время к его скиту пришёл крестьянин, обнаружил преподобного мёртвым и захоронил его у дуба. Потом сообщил об этом порховским священникам, которые потом пришли на могилу Никандра отслужили молебен и перезахоронили останки отшельника.

Сразу после смерти преподобного подвижники и священослужители из Порхова собрались и решили закладывать монастырь, обустраивать скит, строить церквушку. Епископ Великого Новгорода, в ведении которого были тогда порховские земли, дал своё благословение и в 1585 году уже была построена церковь Благовещения Пресвятой Богородицы.

На могилу Никандра продолжали приезжать люди. Говорят, было много исцелений и чудесных явлений. А ещё в годы моровых болезней с иконой преподобного устраивали крестные ходы вокруг Порхова и болезнь отступала. Видя это, синод принял решение ежегодно проводить такие крестные ходы. И было это не так давно — в начале прошлого века.

Кстати, непростым был и старший брат Никандра — Трифон (Арсений). В районе города Луги (Ленинградская область) есть Городецкий монастырь, где преподобный Трифон является самым почитаемым святым.

Ну вот, теперь вы знакомы с преподобным Никандром, так что пора перейти к Никандровой пустыни. И так, монастырь был заложен в 1585 году. Обитель окружала шестиугольная ограда, внутри стояли больничная церковь, храм Пресвятой Троицы, часовня, двухэтажный дом наместника, братские строения. Центром монастыря, конечно же, был собор с богородичными куполами — голубыми со звёздами. Недалеко находилась колокольня, на ней висел гигантский колокол весом в 5 тонн. Подсобное хозяйство находилось в 7 километрах от монастыря в деревне Любовец. Там был сад в два гектара, скотные дворы, склады и монастырское кладбище. В XIX веке кладбище перенесли в саму Никандрову пустынь, там оно и по сей день находится.

От той первой Никандровой пустыни сейчас остался только кусочек ограды и фундаменты некоторых построек, но в Порховском музее есть картина, на которой изображён монастырь в годы своего расцвета. Уничтожили обитель немцы в годы войны.

Возрождение монастыря началось в 2000 году. Сопровождавший нас отец Серафим и настоятель обители игумен Спиридон приехали в пустынь одними из первых и провели первые службы в маленькой недостроенной церкви, посвящённой Божией матери «Взыскание погибших». Как рассказывает отец Серафим, строили этот храм всем миром: все брёвна в стенах именные, стоили они для благотворителей по 120 рублей. Эта церковь построена на фундаменте колокольни, а ещё одна возведена на месте больничного храма.

А три года назад начали восстанавливать главный собор обители. И вот, когда вскрыли фундамент, то там оказалось 7 склепов, думали, что в одном из них покоятся мощи преподобного Никандра, но нет, их там не оказалось. В склепах были погребены местные священники, судя по облачению архимандриты. По словам отца Серафима, в одном из склепов покоился очень крупный высокий человек, его мощи были светлыми, что, говорят, свидетельствует о святости покойного, а ещё оказалось нетленным облачение. Что же касается мощей Никандра, то они пропали. Сначала люди знали где он был похоронен, потом мощи утратили и снова нашли, то есть обрели, через 100 лет после кончины преподобного. А потом они снова исчезли. В обители предполагают, где они могут находиться, но …. А митрополит Псковский и Великолукский Евсевий вообще сказал, что, когда собор в монастыре появится, тогда будет где мощи хранить, и преподобный Никандр сам укажет, где они. Ну вот сейчас собор уже есть, так что, видимо, ждать осталось недолго. Несмотря на это, на кладбище устроена могила Никандра, которой приходят поклониться люди.

Так вот о соборе. Его построили за три года на средства государства и благотворителей из Пскова, Санкт-Петербурга и Новгорода. В этом году 7 октября приехал владыка Евсевий, провёл крестный ход и первую службу. По сравнению с прежним собором новый — более высокий, с окнами и построен из других материалов. «Собор получился удачный, воздушный какой-то», — так по-хозяйски оценил его отец Серафим. Убранство храма пока небогатое, ну, мне показалось, что ещё не так много икон, как могло бы быть. Хотя, конечно, это понятно, собор только-только построили, даже внутреннюю отделку ещё не до конца сделали. А ещё говорят, что собор стоит, как доказали исследования, в аномальном месте, то есть православные считают это присутствием благодати, а учёные — аномалией.

В Никандровой пустыни сейчас живут человек 50: 10 монахов, 10 послушников и трудники. Причём первые насельники приехали из дурдома в Пушгорах и, как говорит отец Серафим, с ними было трудно. Потом в обитель начали приезжать на излечение наркоманы и алкоголики. С наркоманами было тоже тяжело, поэтому их перестали принимать. Наш сопровождающий рассказал печальную историю с одним из людей, употреблявших наркотики: он вроде бы излечился и даже решил принять постриг, но до этого отправился домой попрощаться с родными и друзьями, в итоге нашли его мёртвым в подъезде его же дома, а в крови нашли и наркотики, и алкоголь. Людей, страдающих алкоголизмом, в монастыре всё ещё лечат. Метод простой: молитва и труд. «С такими ребятами очень сложно, но как-то справляемся, а сначала вообще были драки, и за бороду хватали, и нож к горлу приставляли. Сейчас, конечно, такого уже нет. Они сами друг друга контролируют, а если не исправляется человек, то его, как они говорят сами, на лыжи ставят, то есть домой отправляют», — рассказал отец Серафим.

Погуляв между церквями, постояв в соборе, мы отправились на самый далёкий источник — Александра Свирского. Именно в нём нужно купаться. По дороге отец Серафим рассказал, что охотники однажды нашли в лесу камень со следом от ноги преподобного Никандра, а вот сейчас никто не может обнаружить этот камень. Был и ещё один камень — на нём Никандр спал, как на подушке, раньше во время крестных ходов его тоже носили с собой, правда где сейчас эта реликвия, тоже не известно.

За разговорами мы незаметно для себя преодолели путь, длинной более километра, и оказались у радонового источника Александра Свирского. Кстати, в дороге нас сопровождал кот, правда, до самого источника он не дошёл, остановился на полпути и там дожидался пока наша тургруппа пойдёт обратно.

Источник Александра Свирского уникальный. Во-первых, он никогда не замерзает, температура воды всего 6 градусов, во-вторых, вода содержит радон, но он в совершенно не вредной для человека концентрации, правда, вот много этой воды пить не советуют, рекомендуют сделать не более трёх глотков. Купаются люди в источнике круглогодично. Говорят, что после погружения в холодную воду, человеческий организм начинает очень активно работать. Может быть, в этом и есть тайна исцеления? Окунуться в ледяную воду нужно три раза и непременно с головой.

Как я ни пыталась убедить себя в полезности сего мероприятия, но так и не смогла искупаться в холодной воде да ещё и при минусовой температуре воздуха «за бортом». А вот ведущий «Блога путешественника» на телеканале «Телеком» Сергей Николаев смог. Он героически залез в воду, трижды окунулся (даже вспоминать об этом холодно) и вышел из купальни бодрым и не замёрзшим. Более того, Сергей даже не простудился.

Раньше люди, чтобы как бы оставить свои болезни, отрывали лоскутки от одежды и вешали их на деревья, которые окружают радоновый источник, говорят, что даже красиво было, когда лоскутков накопилось много, но потом лоскутки вешать запретили. А от болезней на источнике исцеляют от самых-самых разных. Он такой — широкого спектра действия. Отец Марк, который сейчас дежурит, то есть несёт послушание, у купальни, начал даже записывать имена, телефоны и адреса исцелившихся. В его «летописи» есть запись о женщине из Дедовичей, которая искупав в источнике свою дочь, вылечила её от белокровия, о рабочих, которые избавились от радикулита, о частично парализованном мужчине, выпрямившемся и переставшем хромать после купания. Но чаще всего источник лечит бесплодие, а ещё, говорят, что туда «за мальчиками приезжают», то есть, семейные пары, у которых рождаются только девочки, после купания «производят» на свет долгожданного мальчика.

После длительного похода на радоновый источник и серёгиного купания отец Серафим предложил пообедать в местной трапезной. Конечно, мясных блюд нам не подали, но накормили вкусным гороховым супом и гречневой кашей с винегретом. Как рассказал отец Серафим, раньше, то есть, ещё до разрушения монастыря, была гостиница для паломников и три дня их кормили, вот и сейчас обитель пытается возродить эту традицию. Гостиницы пока нет, а вот накормить гостей тут всегда рады.

Отобедав, мы отправились на источник Петра и Павла. На самом деле там два источника — как бы Пётр и Павел. Расстояние между ними всего два метра, а вода совершенно разная. В народе их называют «живая и мёртвая вода», но это не так: просто один источник слабощелочной, а второй — слабокислотный. Пить можно и ту и другую, а можно и смешивать.

Потом, через какой-то абсолютно сказочный лес мы пошли к четвёртому источнику — преподобного Никандра. По дороге я первый раз в жизни настолько близко увидела дятла. Естественно, у птицы была длительная видеосессия. Видимо, дятел был настолько занят долблением дерева, что очень долго не замечал присутствия людей.

Но это было «лирическое отступление», вернусь к живой воде. Источник преподобного Никандра лечит внутренние органы, рассказывают, что одна москвичка этой водой вылечила рак прямой кишки и теперь приезжает один раз в год в Никандрову пустынь, набирает много-много литров воды и принимает её как таблетки до следующей поездки. Уникальность воды в том, что она содержит полный набор микроэлементов. Единственное «неудобство» — это запах сероводорода, но если не пить воду сразу, то через некоторое время он выветривается.

Есть в Никандровой пустыни и источник, из которого воду воду пить вообще не следует. Он находится на въезде в обитель. Освящён в честь Божией матери, но в народе называется глазным. Воду из него нужно закапывать в глаза, если есть проблемы со зрением. Рассказывают, что от этой процедуры прирастает сетчатка, а следовательно, и зрение восстанавливается.

Вот о таких чудесах мы узнали в Никандровой пустыни. На самом деле, даже если у вас нет проблем со здоровьем, то поехать туда всё равно стоит, хотя бы для того, чтобы в тишине привести нервишки в порядок, проветрить мозг, в общем, восстановить душевное равновесие. Кстати, сделать это можно в грядущие новогодние праздники. Напомню маршрут: если поедете в обитель из Пскова, то свернуть с трассы на Санкт-Петербург нужно на повороте на Порхов, а далее ехать просто прямо по дороге на Боровичи, в деревне Загоска поворачиваете направо и следуете ещё10 километров прямо.

Создатели «Блога путешественника» на сайте Псковского агентства информации и на телеканале «Телеком» поздравляют всех своих читателей и зрителей с наступающими Новым годом и Рождеством. Естественно, мы желаем вам новых путешествий и удивительных открытий. А ещё обещаем, что после затяжных выходных расскажем вам о Дедовичском районе. Поверьте, там тоже есть на что посмотреть!

Богата земля русская святыми местами, богата и святыми старцами. Сколько монахов-отшельников и подвижников православия оставили след в нашей истории! Они помогали людям молитвой и действием, создавая скиты и обители. Об одной из таких обителей и пойдет речь — это Свято-Благовещенская Никандрова Пустынь в Псковской области.

Свято-Благовещенская Никандрова Пустынь: как посетить монастырь

Мужской монастырь Никандрова Пустынь находится в шестидесяти пяти километрах на северо-восток от Пскова, рядом с рекой Демьянка. Основан был этот монастырь в шестнадцатом веке, именно на том месте, где преподобный Никандр провёл в молитвах всю вторую половину своей жизни.

Монастырь несколько раз был разрушен, но сейчас он считается действующим. Там живут монахи, которые постепенно восстанавливают монастырскую территорию.

Собор Благовещения Пресвятой Богородицы

Если заранее договориться с монахами, то вас встретит один из них, который проведёт экскурсию и расскажет о жизни святого Никандра. Без экскурсии тоже можно приехать, в монастырь пускают всех паломников, без проблем. Можно зайти в Храм, помолиться, просто посмотреть, сделать пожертвования. В самом Пскове неплохо развит туристический бизнес, поэтому можно выйти на турагенство и взять экскурсовода оттуда. Можно также найти частника в социальной сети.

Впрочем, в сети достаточно материалов о житии преподобного Никандра и об истории самого монастыря. Посмотрите вот такую видеоэкскурсию, и вы сможете обойтись и без гида:

Вид сверху на монастырь

Территория монастыря обширна. Особенно привлекателен монастырь тем, что на его лесной территории – несколько сероводородных источников. Поэтому можно взять бутыли и наполнить их лечебной водой. До купален идти достаточно долго, по болотистому лесу, в котором полно брусники, черники и земляники. Стоит надеть в этот поход спортивную обувь.

Купальня разделена на женскую и мужскую. Вода в купальном источнике холодная даже в жаркое время года. Температура там не поднимается выше четырёх градусов, но и зимой источник не замерзает.

Если пожелаете отобедать вместе с монахами в трапезной, нужно сказать им об этом сразу по приезду. Кухня при монастыре постная. Дают обычно гороховый суп, салат, овощное рагу или картошку, иногда появляется жареная мойва. Посуду предлагают одноразовую. После обеда обычно собирают пожертвования, буквально, кто сколько может. Монахи радуются любому взносу. Если вам не по душе скромный монашеский обед, то можно посетить блинную, там кормят посытнее.

Монастырь Никандрова Пустынь на карте

Никандрова Пустынь – уникальное место, побывать там обязательно стоит. Но учтите, что дорога от Пскова к монастырю плохая, пыльная и неровная. Говорят, однажды монахи попросили одного из губернаторов Псковской области, чтобы тот сделал им хорошую дорогу до монастыря. Губернатор на это им ответил: «Дорога в Никандровский монастырь не должна быть лёгкой».

Рассказ паломника о посещении Никандровой пустыни:

Есть в Псковской области, в 40км от г. Порхова православный монастырь, названный в честь преподобного Никандра пустынножителя.
Преподобный Никандр Псковский родился в 1507 г. С юности Никон отличался скромностью, любил посещать храм. В 17 лет, после смерти отца, он убедил мать раздать имение и удалиться в монастырь, где она жила до самой кончины, а сам Никон отправился в Псков.
В Житии Никандра сказано: «Давно слышал он об одном пустынном месте, удаленном от сел и деревень, между Псковом и Порховом, среди диких дремучих лесов и непроходимых болот, заросших мхом». Никон пришел в то место, о котором так много слышал с самого детства, и поселился там, на берегу реки Демянки.
Соорудив себе хижину, Никон жил в одиночестве 12 лет, изредка посещая Псков.Он принял постриг в Крипецком монастыре с именем Никандр, после чего вновь поселился в пустыни и жил уединенно 15 лет. Уединение Никандра стали нарушать паломники, узнавшие о праведном пустынножителе. Не желая мирской славы, Никандр покинул пустынь и ушел в Крыпецкий монастырь, где служил более 3 лет. Затем вернулся в прежнее место на озере Демяно, где прожил в уединении последние 39 лет своей жизни.
Преподобный обладал дарами прозорливости и целительства, к нему за помощью обращались многие страждущие. В 1584 году на благодатном месте подвига преподобного Никандра, освященном его почти полувековой молитвой, была создана обитель, которую стали называть Никандровой пустынью. Строителем монастыря был инок Исаия, исцелившийся по молитве святого.»
(из брошюры «Никандрова пустынь» Возрождение.)

Обитель на протяжении веков процветала, было много паломников, большое приусадебное хозяйство. Монахи выращивали даже виноград. Здесь же располагалась огромная библиотека (более 1000 книг), в дни памяти святого Никандра собиралось до 20 тысяч человек.

В 1928 году обитель закрыли, все постройки снесли и забыли на многие десятилетия.
Разрушенная стена построек начала XX века
Возрождение началось около 10 лет назад.
Вот так все начиналось.
Еще нет прилегающих построек, храма, хозяйственного двора.
Храм в честь святых Царственных мучеников, построенный в память о святых царственных мучениках, чей крестный путь начинался с Псковской земли.
Храм в честь иконы Матери Божией «Взыскание погибших».
В 2010 году был открыт Благовещенский собор. Возведен он на месте, где рос священный дуб, под которым принимал страждущих Никандр и где позднее находилась его могила. Дуб сгорел при пожаре в 1673 году, а на его место позднее посадили новый дубок, который и растет сейчас перед храмом.
Жилые помещения
Несмотря на такие изменения, монастырь окружает полудикий лес, где при желании можно найти чернику, бруснику, клюкву и грибы. На территории Никандровой пустыни расположены святые источники. Добраться к ним можно через лес…
или вот по такой дорожке.
В 60-е годы источники были залиты мазутом, чтобы прекратить паломничество к ним верующих и страждущих исцеления. Однако родники смогли самоочиститься, пробиться вновь, и теперь об этом варварском поступке не напоминает ничего.
На въезде в монастырь расположен источник в честь иконы Казанской Божией Матери с торфяной водой. Это, так называемый «глазной» источник. Вода в нем помогает при различных глазных болезнях, достаточно только попромывать глаза или окропить их водой.
Следующий источник находится в лесу на расстоянии полутора километров от обители. Он получил свое имя в честь наставника Никандра святого Александра Свирского.
Из-за повышенного содержания радона, вода в этом роднике окрашена в слегка голубоватый цвет. Также из-за высокого содержания химических соединений железа с другими веществами в воде трава вокруг родника приобретает желтый оттенок. Температура круглогодично от 3*С до 6*С .
Многие специалисты считают ее целебные свойства одними из самых сильных на северо-западе нашей страны.
Святой источник.
Это самый глубокий источник Никандровой пустыни, его глубина составляет 7 метров. Здесь оборудована купель, в которую окунаются многочисленные паломники.
На исцеление приезжают в любое время года. Погружаться в источник положено полностью обнаженным, что конечно при такой температуре не всякий сможет. Старую нательную одежду надо выбросить, а после купания одевать чистую и новую.
Источник — это колодец, в котором для удобства погружения сделаны перила и ступени. Есть женский и мужской вход.
Источник внутри.
На улице оборудован «бассейн», где также можно пройти омовение.
Мой сын решил окунуться полностью. Из воды «вылетал».
После купания в источнике кожа «горит», легкость во всем теле и самое интересное — при 11*С воздуха нам было совсем не холодно.
Еще один источник апостолов Петра и Павла. К нему идут люди, страдающие от алкогольной, наркотической зависимости, бесплодии. Несмотря на то, что ключи находятся рядом, вода в них поступает с различной глубины и отличается по своему составу.

Источник Живоносного Креста содержит «живую воду», которую используют монахи в повседневной жизни. Эта вода отличается особо приятным вкусом и попробовать ее должен каждый побывавший в монастыре паломник или турист. Она лечит болезни сердца и сосудов, в том числе гипертонию и пороки сердца, атеросклероз; заболевания центральной и периферической нервной системы; женские и мужские болезни; сахарный диабет, ожирение и подагру; избавляет от язвы желудка, поражений печени и кожи.
Другой источник, Петропавловский, содержит воду с содержанием сероводорода. Применяется эта вода для орошений, ванн, полосканий.
Здесь люди набирают в тару воду, увозят ее иногда за несколько тысяч километров. Моя мама везла неподъемный груз за 1800 км, наливая воду в 2-х литровые бутыли, по пути прихватив растения из пустыни (все нужно) и с чистой совестью поездом до Санкт-Петербурга, затем метро, затем опять поезд на юг. При всем при этом просто этой водой умывается.
Набираем «живую» воду.
Лес возле источников.
Есть еще источник преподобного Никандра, которым, по преданию, для бытовых нужд пользовался сам святой.
Были в обители и святые камни, но до наших дней они не дошли. Как рассказано в путеводителе по истории Никандровой пустыни:
«Камень «Возглавница» долго находился в монастырской церкви и был объектом почитания местных жителей и паломников. Его наравне с иконами использовали в Крестном ходе. Предания говорят, что Никандр преклонял голову на этот камень вместо подушки при отдыхе. Отцы церкви вывезли предмет языческого поклонения в Петроград, где его следы затерялись. Остались только легенды о нем, а неосведомленные о вывозе люди долго продолжали поиски реликвии.
Камень «Божий следок», похожий на след ступни человека, считался святым из-за предполагаемой принадлежности отпечатка Деве Марии. Его почитание возросло после утраты «Возглавницы».Камень утерян.»
На территории есть старое кладбище. Могилы датируются IXX в.- начало XX в. Кресты практически вросли в землю, летом их не видно из-за травы, зимой из-под снега. Но кладбище собираются реставрировать.
После пешей прогулки, купания аппетит разыгрывается нешуточный. И здесь к услугам паломников и туристов своя лавка. В ней торгуют хлебом собственной выпечки, медом. Очень много трав и ягод собранных здесь же.
Храмовый комплекс.
Усталые, но умиротворенные идем в лавку при храме.
Есть на территории и свои животные-лошади, козы.
И напоследок.:
«Никандрова пустынь – один из немногих в России монастырей, в чье социальное служение входит реабилитация наркозависимых. Многие из них, пожив в монастыре и уехав домой, через несколько месяцев возвращаются, не найдя себя в миру.
Братии монастыря предстоит очень многое сделать, но главное, похоже, свершилось – восстановилась та неповторимая атмосфера Никандровой пустыни, которая была здесь по молитвам святого изначально, ведь именно она давала людям силы совершать невозможное. Все, кто приезжают в обитель, отмечают необыкновенную чистоту и искренность в отношении братии к паломникам. Как бы ни был занят, настоятель монастыря никогда и никому не отказал в духовной помощи или беседе. Неповторимая зимняя сказка, тишина и благодать этого места надолго оставляют в душе неизгладимое впечатление».

Никандрова Свято-Благовещенская пустынь. Произнесите вслух. И почувствуйте всю мощь, которая вложена в эти строки.

Благодать, спокойствие и надежность. Это именно то, что чувствую я.

Я всегда любила подобные места. Хлебом не корми, дай посмотреть и побывать в монастырях и церквях. В таких местах человек по особому чувствует жизнь. Именно здесь, среди тишины и красоты, есть возможность подумать и понять себя.

Православный монастырь, он был постоен в честь Никандра Пустыножителя. Расположен монастырь в Псковской области, не очень далеко от Пскова, в километрах семидесяти на северо-восток.

История Никандровой Свято-Благовещенской пустыни начялась в далеком тысяча пятьсот восемьдесят четвертом году. Легенда гласит, что место, на котором построен монастырь — место, на котором провел всю свою жизнь Еикандор в молитве. Так и назвали, Никандров подвиг. А монастырь, который впоследствии был основан на месте хижины, стал Никандровой пустынью.

Чуть больше чем через сто лет поле основания, Никандрова пустынь полностью сгорела. Причины неизвестны. Но вот после пожара монастырь восстановили. Сделали каменные стены и расширили.

В те же времена мощи Никандра были признаны нетленными. Никандр был причислен к лику святых. Его день отмечают и до сих пор — это дата его представления — двадцать четвертого сентября.

Монастырь особо не терпел ущемлений до тысяча девятьсот двадцатых годов. Именно в эти года приняли решение окончательно закрыть монастырь и разогнать всех монахов. Здания монастыря стало использоваться во время военных работ. Но вот во время второй мировой войны Никандрову пустынь начали востанавливать. Как только об этом узнали советские власти, работы по востановлению были прекращены.

Очень долгое время Никандрова пустынь не начинала свою деятельность. Возрождение монастыря началось только в начале двадцать первого века. В дветысячном году начали сбор денег на востановление пустыни. В две тысячи втором году была построена первая церковь. Она деревянная. В две тысячи пятом году была построена часовня, а в две тысячи десятом — каменный собор.

Вот такая вот история Никандровой Свято-Благовещенской пустыни. Я вам рекомендую ее посетить. Особенно летом там очень красиво. А какая там атмосфера… Вы не пожалеете. Заряд душевного спокойствия вам обеспечен надолго. В таких местах нет суеты и рутины. А это именно то, что нам так не хватает в наши трудовые будни.

Видео обзор

Все(5)

Никандрова Пустынь — видео экскурсия Никандрова пустынь: второе рождение 2017.08.18 Поездка за водой Никандрова пустынь источник Никандрова пустынь — перенесение мощей небесного покровителя обители 2018-Никандрова пустынь

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *