Объем лафитной рюмки

Объем лафитной рюмки

Стопки и рюмки, бокалы и стаканы, лафитники и чарки, кидушные стаканчики и шот-дринки — каких только нет разновидностей для питья, распития и выпивки.

Небольшой экскурс в историю посуды, надеюсь будет интересно!

Раз к Рюмке сватался Фужер,
Он строен был, а экстерьер
И линия его ноги
Сносила дамам все мозги.
«Каков нахал!» – сказал Бокал,
И нежно Рюмку приобнял:
«В тебе, Фужер, уже давно
один лишь уксус – не вино;
Здесь дегустатор я один –
Ценитель настоящих вин!»
Не доходило до Бокала,
Что Рюмка водку почитала,
Не нужен ей Фужер, Бокал,
Простой Стакан ей парой стал,
Ну, а Стакан и есть – Стакан,
Он каждый вечер в зюзю пьян,
Остры и тверды грани быта,
И Рюмка вдребезги разбита…

Большое количество дальних родственников насчитывается у современных фужеров и рюмок: кубки, рога, чары и чарки, братины, чаши, ковши, стопки и стакан – и это далеко не полный перечень посуды, которую использовали для питья наши предки

Предназначалась посуда в основном для хмельных напитков, изготовляли ее из серебра, золота и иных драгоценных материалов. В быту же, как правило, обходились деревянным или металлическим ковшом. В зависимости от назначения, делались самые разные ковши и ковшики: черпаки, скобкари (с двумя ручками), ополовники (разливательные ложки), маленькие ковшики — наливки и многие другие. Ковши предназначались также для украшения стола, многие из них являются шедеврами народного творчества.

По мнению историков, первые стопки и рюмки появились в 1 веке нашей эры

Для питья по кругу за здоровье использовались также рога и чаши. Видимо, в те времена даже дружеские пиршества не всегда оканчивались мирно, не случайно, уже в «Русской Правде» предупреждается об ответственности, если муж ударит мужа чашей или рогом.
Наряду с большими чашами в ходу были и маленькие чарки, предшественники нынешних рюмок. Форму они имели самую разную и предназначались для крепких алкогольных напитков. Чарка вошла в историю не только как сосуд для питья, но и как сравнительная мера объема, соответствовавшая примерно 120 мл.
Из всех предметов посуды для спиртных напитков, пожалуй, самым праздничным и торжественным являлся кубок. Форма кубка подчёркивает его особо праздничную роль на столе. Довольно высокая, но широкая и устойчивая ножка поддерживает огромную широкую чашу — этот изысканный сосуд уже сам по себе создает соответствующий праздничное настроение. Делали кубки из дерева, керамики, серебра, золота, а начиная с XVII века уже и из стекла.

Устойчивостью и прочностью отличался один из старейших русских сосудов — братина

Ендова (широкая братина) — сосуд в форме ладьи для разлива напитков, который широко употреблялся в быту до конца XVII века. По форме она представляла собой сосуд в виде широкой братины с носиком по венцу и употреблялась как столовая посуда. В ней приносили к столу напитки — пиво, брагу, мед — и разливали их в питьевые сосуды. Ендовы были разного размера и вмещали в себя от двух-трех до двенадцати литров. В праздничные дни нарядно одетые хозяйки с ендовами в руках у своих изб угощали прохожих напитками.
Братина — отличался устойчивостью и прочностью, ее происхождение связано с обрядом братчины (совместный пир членов общины, устраиваемый вскладчину). Пили из братины вкруговую, и она служила своеобразным символом прочности и устойчивости дружеских отношений всех участников «братчинного» пира. Как и ковши, братины изготовляли из самых разных материалов: дерева, меди, серебра и даже золота. Серебряные и золотые братины с затейливой резьбой и элементами чеканки составляли предмет гордости самих царей. Очень часто на таких сосудах делались назидательные надписи вроде той, что обнаружена на братине XVIII века: «Господа гостите, пьяны не напивайтесь, вечера не дожидайтесь».
Братины употреблялись и как поминальные чаши, их наполняли сытой — водой с медом, и ставили на могилы.

И переходим к рюмкам. Согласно напитку, различают следующие виды рюмок:

водочную рюмку (50 мл) применяют для водки, наливок, горьких настоек.
из мадерных рюмок (75 мл) к пьют вина: десертные (кагор, мускат), креплённые (портвейн, херес, мадера).
для распития белых полусухих и сухих вин пользуются рейнвейной рюмкой на высокой ножке (75-150 мл), преимущественно цветной. Некогда вина были мутными, поэтому непрозрачное стекло сосуда скрывало подобный нюанс.
столовые красные вина подают в лафитной рюмке вместимостью 100-125 миллилитров;
коньяк разливают по специальным коньячным рюмкам (75-250 мл).
в ликёрные рюмки, соответственно, наливают ликёр. Рюмка выполняется цветной, на высокой ножке. Оптимальный объем – 40 миллилитров. Слоистые, содержащие ликёр, коктейли, разливают в идентичные рюмки, вместимостью 80-120 миллилитров;
коктейльными рюмками пользуются для подачи крепких коктейлей. Она выполнена на низкой ножке и вмещает 125-150 миллилитров напитка;
арманьячной рюмкой объемом 160-240 миллилитров пользуются для подачи арманьяка. Суженое горлышко рюмки считается усилителем аромата алкоголя;
рюмкой для хереса (60-80 мл) пользуются для подачи одноименного напитка. Форма рюмки, сужающаяся к низу, стимулирует испарение алкоголя. На сегодняшний день херес преимущественно наливают в мадерные рюмки;
сложные слоистые коктейли подают в специальных конических рюмках.

Самая маленькая рюмка — «Муха» — 15 мл

История появления этой рюмки связана с историей появления первых трактиров. Они были открыты в России по приказу императора Петра Великого. Трактиры должны были заменить кабаки и стать заведениями, где посетители могли бы не только выпить, но и поесть. А для того чтобы привлечь посетителей в трактиры, Пётр повелел их владельцам подавать первую рюмку бесплатно, с расчётом на то, что дальше выпивку и закуску гости будут заказывать уже за плату.
Зная особенности и привычки своих гостей (выпить первую рюмку бесплатно и идти восвояси), владельцы питейных заведений пожелали изготовить рюмки малого размера, в которые входило от 10 до 15 мл жидкости – ровно одна столовая ложка. Именно за столь малый объём эта рюмка получила народное название «муха».
Но любители выпить бесплатно нашли выход из этой ситуации: в течение дня они наведывались в разные трактиры. После нескольких бесплатных «мух» трактирный гость уходил в хорошем настроении. А в народе к подвыпившим людям стали применять выражение «ходить под мухой».

История лафитника

Лафитник — название, которое простой люд дал во второй половине XIX в. округлым винным рюмкам в отличие от гранёных конусообразных водочных, делавшихся из толстого стекла, с тяжёлыми, устойчивыми ножками. Название дано по имени распространённого «барского» красного вина — лафита.

Лафитник — термин, который не обозначает меру объёма (бывают лафитники на 50 мл., 75 мл, 100мл. 125—150 мл.) Его смысл — в указании на функциональность прибора, из которого пили вино. Смысл наименования был, однако, вскоре утерян. Уже с конца XIX и в начале XX в. лафитником называли всякую рюмку (независимо от формы) из тонкого, дорогого по понятиям того времени стекла, а тем более рюмки, снабжённые украшениями. В XX в. лафитник — это уже всякая дорогая рюмка, в том числе и хрустальная; в конце XX в. это название употребляется редко людьми старшего поколения для обозначения любых рюмок небольших, «аккуратных» размеров, на низкой ножке.
На самом же деле лафитник, если уж употреблять это название, имеющееся лишь в русском языке (но не указанное ни в словаре В. Даля, ни в советском академическом (4-томном), ни в этимологическом словаре М. Фасмера), — это рюмка средних размеров, из тонкого стекла, тюльпанообразной формы. Именно такие рюмки предназначены для красных вин.

Стопка — небольшой стакан или рюмка. В настоящее время обычная ёмкость 50-­­­100 мл. Традиционно — с прямыми (часто гранёными) стенками. Широко используется для употребления крепкоалкогольных напитков

С ней связана древнерусская мера объёма — стопа. Народная этимология производит название от слова сто (грамм), что неверно: метрическая система введена в России гораздо позже задокументированного использования термина.
В англоязычных странах широко распространена аналогичная по смыслу посуда шот (англ. shot), точнее — шот гласс(shot glass = стакан для шотов), которая, имеет ёмкость 45 мл, для употребления одной унции (~ 30 мл) напитка
По мнению, многих исследователей стопки появились в 1 веке н.э. Сначала они изготавливались из дерева.
Чем обусловлена форма стопки? Над этим вопросом задумывались многие исследователи, которые пришли к единому мнению, что форма обусловлена, прежде всего, удобством. Ведь стопку должно быть удобно держать в руках. Теперь несколько слов о вместимости, как видно из этимологии слова «стопка», данный вид посуды изначально обладал вместимостью 100 грамм. Объем рюмки несколько отличается, в среднем рюмки вмещают в себя 50 или 75 мл.

Оптимальный объем бокала для коньяка составляет 200-350 мл. Используется для подачи коньяка, арманьяка (хотя для него есть и отдельная рюмка), бренди, кальвадоса.

Рейнвейные рюмки

Основным предназначением данного вида посуды является элегантная подача различных вин, в основном, сухих и полусухих. Она обладает различными объемами, которые могут варьироваться в промежутке от ста до ста пятидесяти миллиграмм.
Её высота и форма очень схожа с мадерной рюмкой, но, как правило, в ней нет емкостного сужения в верхней части. Особую привлекательность данному типу рюмок придаёт цветное стекло, используемое на этапе изготовления. Наиболее подходящим является зеленовато-золотистый цвет, подчеркивающий натуральность винного цвета. В некоторых случаях применяются прозрачные рюмки, ножка у которых имеет зеленоватый оттенок.

Киддуш и Киддушные стаканы

Все главные этапы жизни наших предков сопровождались специально предназначенными для этого предметами, форма и декор которых были определены в глубокой древности. Впрочем, способы их украшения иногда менялись, но только в деталях. Это происходило под воздействием искусства стран проживания.
Киддушные стаканы (или бокалы) использовались в одном из важнейших еврейских обрядов, который мог совершаться в доме правоверного иудея или в синагоге в большой праздник.
К наиболее почитаемым событиям еврейского ритуального года относятся те праздники, которые связаны с библейскими заповедями, и главный из них – День отдохновения – Шабат – Суббота – Седьмой день после шести дней Творения, когда были созданы весь мир и человек. Празднование Субботы начинается с вечера пятницы и продолжается весь следующий день. Сначала зажигают субботние светильники, имеющие особую форму и декор. Затем произносят киддуш (освящение) – происходит обряд, посредством которого призывается благословление Божие на людей. Дома киддуш произносят перед субботней трапезой, в синагоге-после молитвы. При этом благословляются сосуды с вином и специальный плетеный субботний хлеб- хала. Традиционно считалось большой заслугой иметь вино для киддуша, ради его приобретения люди часто расставались с самым ценным имуществом. Нередко на стаканчике для ритуального вина делали подчеркивавшую значение киддуша резную надпись, которая в переводе звучала так: » Помни День Субботы и держи его в Святости. Чти его благословлением вина».

Киддушные стаканчики делали, как правило, из серебра, в отдельных редких случаях- из стекла или фарфора. Самые ранние из сохранившихся экземпляров относятся к XVII веку.
С середины XIX века положение евреев-ювелиров в Российской империи изменилось: они стали руководить более солидными, чем раньше, мастерскими в Москве, Киеве, Варшаве, Вильнюсе, других центрах их традиционного проживания. Все изготовленные изделия проходили через пробирные управления и получали клейма, которые впоследствии позволяли установить время, место их создания, а иногда и изготовителя. Это положительным образом сказалось на количестве и качестве производившейся продукции, в том числе и для обрядовых целей.

Приблизительно в это же время на территории Российской империи был создан оригинальный тип киддушного стаканчика, главная особенность которого заключается в единственном излюбленном сюжете, изображенном на гладких стенках: это резные архитектурные композиции, которые могут рассматриваться как Дворец царя Давида, или условный вид Иерусалима, или просто изображение синагоги.
Подавляющее большинство киддушнных стаканов небольшого размера и поднятых на невысокую ножку бокальчиков имеют изображения синагоги совершенно особого типа.

Кидушный бокал должен вмещать не менее 90 миллилитров вина. Все кидушные бокалы наполняют вином, виноградным соком или их смесью. Это будет первый из четырех традиционных бокалов Седера.
Седер начинается с произнесения кидуша, освящения праздника. По завершении кидуша все пьют первый из четырех обязательных бокалов вина, склонившись на левую сторону. Для выполнения заповеди необходимо выпить как минимум чуть больше половины бокала. Предпочтительно, однако, выпить весь бокал. Поэтому рекомендуем использовать бокал минимальной емкости (чуть более 90 мл) и выпивать все содержимое. Лучше выпить весь бокал малой емкости, чем пользоваться большим бокалом и выпивать из него немногим больше половины вина или сока.

Серебряные рюмки для ликера называют «пони»

Подобная посуда предназначена для неразбавленных, крепленых ликеров. Ликерные рюмки из серебра напоминают уменьшенную копию бокалов для белого вина. Для рома, бренди, коньяка в индивидуальную коллекцию столового серебра необходимо обеспечить небольшими тюльпановидными рюмками. Подобным серебряным стопкам придают специальный фасон с соблюдением точных геометрических параметров, идеально подходящих крепким напиткам. Тюльпановидные рюмки оттеняют тонкие ароматы плодов, карамели, умеряют жгучую крепость спиртосодержащих напитков.

Граненый стакан

Советский граненый стакан создал скульптор. По крайней мере, так считается, что дизайн именно для этого стакана разработала известный советский скульптор, создательница знаменитого монумента «Рабочий и колхозница» Вера Мухина. По одной из легенд, она создала этот «шедевр» стеклянной посуды вместе с автором «Черного квадрата» Казимиром Малевичем в блокадном Ленинграде в 1943 году, но это конечно же исключительно легенда, Малевич никак не мог при этом присутствовать, т.к. к этому времени его уже давно не было в живых.

В народе советский граненый стакан называли «маленковским». Это связано с министром обороны Георгием Маленковым, по приказу которого для отдельных категорий военнослужащих выделялось 200 г водки, выдаваемой в обед.
Советский граненый стакан повсеместно использовался в общепите -общие граненые стаканы стояли в автоматах с газированной водой, в столовых с компотом и кефиром, с чаем и киселем в детских садах и школах.

Стопка и рюмка отличаются объемом. Так, современная стопка обычно обладает вместительность 100 грамм и из нее пьют водку, коньяк, а рюмка — 50-75 грамм и пьют из нее коктейли, вино, ликеры. Рюмка может иметь ножку, а стопка нет

Фото из редкого каталога сортовой посуды из хрусталя и стекла, 1957 год

Прессованные изделия

Красотища

Классификация стекла в современном баре

Стопка/Шот 40–60 мл.
Для подачи крепких алкогольных напитков методом straight up, то есть в чистом виде безо льда, и коктейлей небольшого объема, которые выпиваются одним глотком (shooter).
Олд-фэшн/Рокc/Виски-гласс 100–300 мл (дабл-рокc).
Для подачи алкогольных напитков методами: on the rocks — в чистом виде со льдом; mist — крепкое спиртное в чистом виде на дробленный лед, а также для традиционной подачи виски в чистом виде и mix-drinks на основе виски.
Хайбол/ Тумблер/ Коллинз/ Зомби 150–300 мл.
Для подачи mix drinks — смешанных напитков, long drinks — напитков большого объема и soft drinks — безалкогольных напитков(соков, газированных напитков).
Коктейльная рюмка 90–150 мл.
Для подачи охлажденных коктейлей безо льда. Для большинства коктейлей среднего объема. Для подачи ликеров методом frappe (на дробленый лед). Внимание: в таком бокале не подают напитки в чистом виде с кусковым льдом (в том числе вермут «Мартини»).

Маргарита200–250 мл.
Для подачи коктейлей категории фроузен (frozen) и большинства коктейлей среднего объема.
Харикейн, Ураган450–480 мл.
Для подачи экзотических коктейлей большого объема.
Бокал для коктейлей/Милкшейк300–360 мл.
Для подачи молочных коктейлей, смузи или любых коктейлей большого объема.
Пус-кафе50–75 мл.
Для подачи слоистых коктейлей.

Коньячный бокал/ Бренди-гласс/ Баллон/ Снифтер250–500 мл.
Для подачи бренди, коньяка, арманьяка и кальвадоса в чистом виде, а также используется для подачи выдержанной текилы и рома.
Ликёрная рюмка/Пони/Кордиал25–50 мл.
Для подачи ликеров в чистом виде.
Винный бокал150–250 мл.
Для подачи красных, белых и розовых вин. Бокал для белого вина имеет более вытянутую форму.
Шерри/Порт-гласс/Мадерная рюмка100–150 мл.
Для подачи крепленых вин, вермутов и ликеров в чистом виде.

Шампань-флюте160–180 мл.
Для подачи шампанского, игристых вин и коктейлей с ними.
Шампанское блюдце120–200 мл.
Для подачи шампанского и игристых вин в разлив. Для большинства коктейлей среднего объема.
Гоплит200–285 мл.
Бокалы большого объема. Подразделяются на винные, пивные, коктейльные Маргарита.
Пивной бокал220-1000 мл.
Для подачи пива и коктейлей с пивом.

Пивная кружка250-1000 мл.
Для подачи пива.
Бокал «Айриш кофе»/ Айриш-кружка200–250 мл.
Для подачи горячих коктейлей и кофейных напитков.

К началу XX века русский народ стал потихоньку вкушать прелести «барской», городской жизни. Железная дорога, повышение заработка и удешевление элитных прежде товаров привели к массовому распространению в быту неведомых ранее простому человеку предметов. Признаком новых времен стало появление на столе простого люда помимо фарфоровых изделий товарищества М.С. Кузнецова стекляных рюмок — лафитников. С тех пор прошло больше века, сгинули дворяне, исчез с широкой продажи лафит, а вот лафитники благополучно здравствуют, оставаясь любимцами тех, кто пьет культурно, ностальгируя о старых добрых временах.
Лафит — дорогое красное вино, популярное у обеспеченных дворян, связывалось простым людом с барскими рюмочками — тонкого стекла на ножке. Эти рюмочки сильно отличались от простых стопочек толстого стекла без ножек, с которых незатейливо вкушали водочку по кабакам рабочие и крестьяне, потому требовали особого названия. За подобными барскими рюмочками и утвердилось наименование «лафитники». Пили из них, разумеется, не только дорогой лафит — водку и всевозможные настойки лафитники видели явно чаще того вина, что дало им название). Культура питья предполагала весьма умеренные дозы и оттого небольшие размеры распивочной емкости — рюмочку для поднятия аппетита, рюмочку на посошок, рюмочку для крепкого сна. Скромные объемы лафитника позволяли скорей взбодриться или расслабиться, чем сколь-нибуть серьезно опьянеть. Выражение «мух давить» в значении принять нечто спиртосодержащее играет новыми красками при взгляде на лафитники — действительно, этими маленькими рюмочками только муху и задавишь)
Массовое появление лафитников и их доступная цена на начало XX века объясняется распространением технологии прессованного стекла. Если раньше рюмочка отливалась или выдувалась индивидуально с дальнейшей ручной обработкой резьбой и шлифовкой, то теперь рюмка прессовалась в двух половинках формы. Прессованные лафитники стали доступны по цене для небогатого люда и получили широкое распространение, став необычайно популярными — народ тянулся к культурной красивой жизни, пусть и понимая ее своеобразно).
Три самых ранних лафитника, что у меня есть. Прессованное стекло, четко виден шов на месте стыка форм. Высота 8 см. Толстая стенка боков с пузырьками воздуха внутри стекла и массивная ножка предполагают довольно таки ранний возраст рюмочек.



На донышке у всех трех крупная цифра 7

Причем она помещена так, чтобы быть в центре внимания при заглядывании в рюмочку сверху)

При таком выделении эта семерка явно не технологическое клеймо. Скорее всего, перед нами номер изделия в каталоге завода, чтобы человек, которому лафитник понравился, мог заказать себе такой же. Каталожный номер позволяет отнести эти рюмочки, предварительно, к дореволюционному периоду.
Совершенно аналогичный лафитник показан в этой теме http://www.steclub.ru/forum/50-21-9 сообщение 133 два нижних фото. Там мнения, что и дореволюционные, и что довоенные или сразу послевоенные гусевского завода с клеймом Г. Однако на рассматриваемых рюмках явно семерка, не Г. Потому склоняюсь к трактовке каталожного номера. Доказательством было бы найти сие изделие в дореволюционном каталоге, но увы, какие каталоги нашел в сети (мало и фрагментарно) ничего подобного не содержат. Надо учесть, что существовало много маленьких заводов, довольствовавшихся прейскурантами своих изделий — без картинок и потому не сохраняемых как нечто ценное.
Следующие три рюмки — классические лафитники — с гранями. Высота 9,7 см. Некоторые любители стекла указывают, что подобные рюмки называть лафитниками ошибочно, оставляя в лафитниках только рюмки тюльпанообразной формы. Но вот в народе лафитниками называли прежде всего как раз граненные на ножке рюмки, так что не будем идти супротив народного мнения).

Прессованное стекло, хотя внешне совершенно одинаковы — трех разных производителей. Первый на основании несет клеймо ДХЗ — Дятьковский хрустальный завод, до реформы 1961 года. Второй с клеймом ЧСЗ — то ли чудовский завод «Восстание», то ли Чернятинский или Чагодощенский стеклозаводы, по времени тоже до 1960х. Третий без клейм и кажется более старым. У него донышко гораздо толще и сделано линзой.
Обычное плоское дно

Дно линзочкой.

Любили стеклоделы так пошутить — линзочка позволяла рассматривать через рюмочку предметы в увеличенном или уменьшенном виде. Казалось бы — зачем так заморачиваться, но мастера и узнаешь по таким маленьким деталям и любви к изделию)
Когда в СССР перестали выпускать лафитники — трудный вопрос. Видел лафитники с послереформенной ценой, изготовленные в 1960-х гг. Видимо после в моде среди изготовителей стали более продвинутые версии рюмок — с резным узором, без граней, на тонкой ножке, а лафитники как устаревший продукт сняли с производства.
Интересный пример рюмки с резным узором
Такие застольные вещицы в разных вариантах были практически в каждой советской семье с налаженным бытом. А для рядового непраздничного применения спиртного остались неизменные граненные стопарики.
Общее фото на память — лафитники самые маленькие по вмещаемой жидкости — реликт той эпохи, когда ценный продукт был дорог и пили по маленькой, наслаждаясь, а не упиваясь в порося. Справа стандартная советская стопка.
При всем этом лафитники остались в народной памяти и по прежнему многими любимы, оттого редко встречаются в продаже за небольшую цену. Впрочем, их производство вновь налажено и можно купить современные изделия. Хотя это совершенно не то)

Tags: артефакты, стекло

Вам доводилось видеть на полке старинного буфета кем-то случайно забытую рюмочку толстого стекла с остатками красного вина на узком донышке? Кажется, что граненая рюмка на ножке какая-то нездешняя, будто явилась из XIX века. Хочется взять ее в руки, потрогать это толстое стекло, прикоснуться и заглянуть в прошлое.

Изящная рюмка на тонкой ножке знакома многим любителям застолий.

Рюмки граненые лафитники на ножке обязательно были в каждом дворянском и купеческом доме. Как только хозяин появится на пороге, слуга в низком поклоне поднесет небольшую рюмку с лафитом или водкой. Купец одним махом осушит ее, смачно вытрет рукавом усы и крякнет от удовольствия. Закусывать не полагалось. Такая маленькая порция для настроения!

В наши дни термин «лафитная рюмка» применяют в отношении любой посуды для алкогольных напитков, выполненной в форме тюльпана из тонкого стекла или хрусталя.

Как сейчас выглядит рюмка-лафитник

Она пережила многие времена и сейчас опять в моде. Если вы увидите небольшую граненую рюмку на ножке, знайте перед вами та самая знаменитая рюмка-лафитник.

Изначально лафитниками простой люд называл небольшие фужеры для дорогого красного вина Chateau «Lafite-Rothschild» из Франции.

Раньше их делали из толстого стекла, обязательно наносили по всему периметру десять граней и придавали форму конуса. Стекло было низкого качества: неровная поверхность, наличие мелких пузырьков, разводы и дефекты. Ножка у лафитника широкая, приземистая, чтобы прочно стояла на столе.

В позапрошлом веке каждую рюмку изготавливали вручную в мастерской стекольщика.

Сейчас такую посуду делают из хрусталя или тонкого стекла. Название прочно перекочевало на все небольшие рюмки конусообразной формы. Часто их украшают узорами, вензелями, но это уже приобретение века нынешнего.

Изящные рюмки на ножке не утратили своей популярности.

Особенности формы и отличие от обычной граненой рюмки

У рюмки-лафитника есть свой секрет, который отличает ее от всех ее собратьев стопок, фужеров и бокалов. Форма ее считается самой идеальной для того, чтобы отведать вина или водки так, чтобы напиток усвоился организмом в удовольствие и с пользой.

Строгих рамок относительно объема лафитной рюмки не было никогда. Встречались емкости 50, 75, 100, 125 и даже 150 мл.

  • Водка в лафитнике долго оставалась холодной, т.к. дно рюмочки не соприкасалось со столом.
  • Форма перевернутого конуса давала возможность выпивать водку или вино в два глотка. Первый большой для вкуса, второй небольшой соколом летел вдогонку. Знатоки утверждают, что такой процесс доставляет истинное удовольствие.
  • Любители выпить вина уважают лафитник за надежность. Он надежно стоит на маленькой крепенькой ножке, не перевернется.
  • Толстые стенки лафитника выдерживали даже самые отчаянные чоканья, издавая грубоватый, без хрустального перезвона, «дзинк».
  • Такое плотное стекло, что даже если упадет со стола, то не всегда разобьется.

Слово «лафитник» не встречается ни в одном другом языке мира, кроме русского.

Название маленькой рюмки произошло от популярного в самом начале XIX веке дорогостоящего красного сладкого вина-лафита. Его привозили из Франции, покупали изысканный продукт в основном дворяне и богатые купцы.

Чтобы правильно сервировать стол перед приходом гостей, нужно знать, какими бывают лафитные рюмки.

Пили небольшими порциями, для этого как нельзя лучше подходили такие небольшие емкости. Позже любое дорогое сладкое вино стали называть лафитом. Напиток уже давно забыт, а рюмочки прочно прижились в нашей действительности.

Рюмка-стопка на ножке выглядит очень изящно, и станет настоящим украшением стола.

Разновидности лафитников

Их форма за длительное время не претерпела особых изменений. Это все та же маленькая граненая рюмка на приземистой ножке. Просто выбор стар богаче.

Для «королевы» русского застолья – водки – берут емкости стандартного объема, «на глоток».

  1. Рюмка тюльпанообразной формы на короткой ножке из толстого стекла. Во многих семьях сохранились лафитники, изготовленные еще в советские времена из полупрозрачного прессованного стекла. Для тех, кто любит поностальгировать о прошлом веке и культурно выпить, лучшего придумать невозможно. Маленькая доза позволит соблюсти норму, выпить для аппетита, настроения или на посошок;
  2. Хрустальная рюмка на короткой ножке, украшенная вензелями или гербами. Это современная модификация старого лафитника. Они хороши для дружеской мужской компании, для задушевной беседы. Такими дозами невозможно перебрать лишнего, но гарантировано удовольствие от любимого вина и приятного общения с друзьями;
  3. Современные стеклянные рюмки-лафитники производят различной емкости – 50 мл, 75 мл, 100 мл. Жизнь меняется к лучшему, почему бы не сделать на пару глотков больше.

В пару к изящным фужерам непременно нужно подобрать изысканный графин, который будет смотреться намного уместнее рядом с тонким стеклом или хрусталем.

Современное стекольное производство взяло на вооружение рюмочки-лафитники, которые не утратили своей популярности на протяжении нескольких столетий. Современному покупателю предлагается широкий ассортимент подарочных наборов, который порадует любого мужчину.

Согласно правилам сервировки, недопустимо, чтобы лафитник соседствовал с заводской водочной или винной бутылкой.

  • Лафитник «Наследие»

Набор из шести хрустальных изящных рюмок небольшой емкости 50 мл и графина для водки объемом 700 мл. Все изделия украшены барельефами с изображением двуглавого орла. Украшения выполнены в технике чернения серебра и полировки. Набор выполнен вручную.

Продается в подарочной упаковке.

  • Дворянская рюмка-лафитник

Подарочный набор состоит из шести хрустальных рюмок конусообразной формы на невысокой ножке и изящного тонкостенного графина. Емкость рюмок 50 мл., емкость графина 700 мл. Все изделия украшают вензеля или горельефы с серебряными вкраплениями. Набор выполнен вручную.

Достойный и дорогой подарок для уважаемого человека.

  • Лафитная рюмка «Хрустальный звон»

Набор состоит из шести хрустальных маленьких рюмочек-лафитников в форме колокола на небольшой ножке и графина такой же формы. Изделия украшены изящными узорами по верхнему краю. При соприкосновении рюмок слышится мелодичный звон. Сделаны вручную.

Предлагаются в нарядной упаковке.

  • Трактирный лафитник

Набор из шести рюмочек-лафитников, хрустального графина и селедочницы. Ручная работа. На изделиях отсутствует узор, они напоминают традиционную посуду Российской империи из толстого стекла. Восемь граней на каждой рюмке, высота 9 см., устойчивая низкая ножка.

Можно купить в подарочной упаковке.

  • Купеческая рюмка-лафитник

В наборе представлены шесть традиционных рюмок-лафитников конусообразной формы на низкой ножке. Отсутствие узоров делает их очень похожими на те, которые были так популярны в прежние времена. Рюмки можно выбрать емкостью 25 мл, 30 мл, 50 мл или 75 мл.

Это отличный подарок для мужчины.

Размеры лафитников и рюмок

Размеры зависят от предпочтений их владельцев. Те, кто любит пить вино или водку маленькими порциями, выберет лафитник емкостью 50 мл. Кто предпочитает порции по больше, может остановить свой выбор на самом большом – в 150 мл.

Раньше лафитники изготавливали из серебра, золота и иных драгоценных материалов.

Есть и очень миниатюрные представители этого семейства. В них помещается всего 25 мл. напитка. Но это коллекционные экземпляры, в обычной жизни их используют редко.

Прозрачность стекла или хрусталя необходимое условия сияния граненых рюмок.

Некоторые знатоки водки и вина предпочитают лафитниками обычные рюмки. Отличие только в форме сосуда. Рюмки напоминают стакан на ножке. Если она отсутствует, то такая рюмка называется стопкой. Обычно емкость небольшая: самая маленькая – 30 мл, большая считается 50 мл.

Рюмка всегда выпивалась в один глоток, поэтому предпочтение отдавалось небольшим экземплярам.

Из каких материалов производят граненые рюмки-лафитники

В Российской империи рюмки-лафитники делали из толстого стекла очень невысокого качества. Они были не прозрачными из-за наличия пузырьков и разводов в стекле. Сейчас их делают из хрусталя или высококачественного стекла, но форма сохранилась без изменения.

Несмотря на то, что основной материал данных рюмок стекло, особым спросом пользовались и сейчас привлекают внимания изделия их хрусталя.

Его, приземистого и немного неровного, приятно держать в руках, он создает настроение и добавляет куража. Эта посуда так мила, что ни время, ни исторические передряги не могут вытеснить ее из наших сердец.

Изначально основным материалом для изготовления такой посуды служило стекло.

Лафитные рюмки из хрусталя, почему нет. Они стали звонче, изящнее, тоньше, прозрачнее, легче. Форма та же, но в остальном только лучше. Из них также приятно пить вино, у них тот же твердый характер. Они также устойчиво стоят на столе. Для хорошей компании лучше не придумаешь.

Хрустальная лафитная рюмка была редкой драгоценностью, прерогативой королей из-за высокой стоимости и невероятной красоты.

Какие напитки пьют из лафитной рюмки

Опытные профессионалы, мнению которых можно смело доверять, говорят, что лучше всего из лафитников пить холодную водку, когда стенки запотевают, покрываются мелкими капельками и так приятно холодят руку. Драгоценный напиток пролетает одним залпом, пьется мягко и легко.

Чтобы со временем посуда не потеряла свою красоту, нужно за ней правильно ухаживать.

Другие спорят и говорят, что из лафитников лучше всего пить красное вино. Это дело вкуса. Попробуйте и решите сами. В любом случае, чтобы вы не предпочли, милые рюмки-лафитники любому напитку добавят вкуса и настроения.

Большой выбор рюмок, бокалов, фужеров на ножке для любого праздника всегда украсит стол и сделает атмосферу приятной и располагающей.

ВИДЕО: Подарочный набор лафитных рюмок «Купеческий”.

Предыдущая ПосудаОсобенности двойных стаканов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *