Обработка по дереву

Обработка по дереву

План – конспект урока

1. 6 класс

2. Тема: Технология создания изделий из древесных и поделочных материалов с использованием плоскостных деталей.

Тема урока: Декоративно-прикладная обработка древесины.

Выполнение контурной резьбы.

Цели урока:

Образовательная: ознакомить учащихся образной и смысловой русской национальной художественной культуры через декоративно-прикладное искусство; сформировать у учащихся навыки выполнения геометрической резьбы по дереву.

Развивающая: Развитие эстетического вкуса и творческих способностей учащихся; развивать творческое воображение детей средствами изобразительного искусства методом глубокого погружения в материал.

Воспитательная: формировать у детей представление о том, что все народы на нашей планете являются носителями своих традиций, своего искусства – самобытного и неповторимого, а так же формировать осознанное видение связи прошлого и настоящего времени.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: тетрадь в клетку, карандаш, ластик, линейка, липовая дощечка, нож-косяк, столярный верстак

Дидактический материал к учебному занятию: подборка иллюстраций работ народных мастеров; работы учащихся прошлых лет, видеофильм, тесты по пройденному материалу, слайды презентации.

Место проведения: учебная мастерская

Ход урока

I. Организационный момент. (2 мин.)

II. Проверка теоретических знаний. (5 мин.)

Проверка знаний по разделу «Технологические особенности сборки и отделки древесины» в в идее эвристической беседы.

III. Изучение нового материала. (20 мин.)

Запись в тетрадях дату и тему урока.

Виды резьбы по дереву

Сквозная резьба

Сквозная резьба подразделяется на собственно сквозную и накладную, имеет два подвида:

  • Прорезная резьба — (сквозные участки прорезаются стамесками и резцами)

  • Пропильная резьба (фактически то же самое, но такие участки выпиливаются пилой или лобзиком).

Прорезную или пропильную резьбу с рельефным орнаментом называют ажурной.

Плосковыемчатая резьба

Плосковыемчатая резьба характерна тем, что её основой служит плоский фон, а элементы резьбы углубляются в него, то есть нижний уровень резных элементов лежит ниже уровня фона. Выделяют несколько подвидов такой резьбы:

  • контурная резьба — самая простая, единственным её элементом является канавка. Такие канавки-желобки и создают рисунок на плоском фоне. В зависимости от выбранной стамески канавка может быть полукруглой или треугольной. Полукруглая прорезается полукруглой стамеской, а треугольная — резцом-уголком, угловой стамеской или обыкновенным ножом в два приёма.

  • скобчатая (ногтевидная) резьба — основным элементом является скобка (внешне похожа на след, оставляемый ногтем при надавливании на любой мягкий материал, отсюда и пошло название ногтевидная) — полукруглая насечка на плоском фоне. Делается такая насечка полукруглой стамеской в два приёма: сначала стамеску углубляют в дерево перпендикулярно поверхности, а затем под углом на некотором расстоянии от первого надреза. В результате получается так называемая скобка. Множество таких скобок разных размеров и направлений и создаёт рисунок или его отдельные элементы.

  • геометрическая (трёхгранная, трёхгранновыемчатая) резьба — имеет два основных элемента: колышек и пирамиду (заглубленная внутрь трёхгранная пирамидка). Выполняется резьба в два этапа: наколка и подрезка. Сначала резцом накалывают (намечают) сектора, которые необходимо срезать, а затем подрезают их. Выполняют все элементы ножом-косяком. Многократное использование пирамид и колышком на разных расстояниях и под разными углами даёт великое множество геометрических фигур, среди которых различают: ромбы, витейки, соты, цепочки, сияния и т. д.

  • чернолаковая резьба — фоном служит плоская поверхность покрытая чёрным лаком или краской. Как в контурной резьбе прорезаются канавки на фоне, из которых и строится рисунок. Различная глубина канавок и их разный профиль дают интересную игру светотени и контраста чёрного фона и светлых прорезанных канавок.

Рельефная резьба

Рельефная резьба характерна тем, что элементы резьбы находятся выше фона или на одном уровне с ним. Как правило, в этой технике выполняются все резные панно. Выделяют несколько подвидов такой резьбы:

  • плоскорельефная резьба с подушечным фоном — можно сравнить с контурной резьбой, но все края бороздок заоваливаются, причём порой с разной степенью крутизны (со стороны рисунка более резко, со стороны фона постепенно, отлого). За счёт таких заоваленных контуров фон кажется сделанным из подушек, отсюда и пошло название. Фон находится на одном уровне с рисунком.

  • плоскорельефная резьба с выбранным фоном — та же резьба, но только фон выбирается стамесками на уровень ниже. Контуры рисунка заоваливаются также.

  • абрамцево-кудринская резьба(кудринская) — зародилась в усадьбе Абрамцево под Москвой, в деревне Кудрино. Автором считают Василия Ворноскова. Резьба отличается характерным «кудреватым» орнаментом — вьющимися гирляндами лепестков, цветов. Часто используются такие же характерные изображения птиц и животных. Как и плоскорельефная, бывает с подушечным и выбранным фоном.

  • резьба «Татьянка» — этот вид резьбы появился в 90-х годах XX века. Автор (Шамиль Сасыков) назвал этот сформировавшийся стиль в честь своей жены и запатентовал его. Как правило, такая резьба содержит растительный орнамент. Характерной особенностью является отсутствие фона как такового — один резной элемент постепенно переходит в другой или накладывается на него, таким образом заполняется все пространство.

Скульптурная резьба

Отличительная особенность — наличие скульптуры — изображения отдельных фигур (или групп фигур) людей, животных, птиц или других объектов. Фактически, является самым сложным видом резьбы, поскольку требует от резчика объёмного видения фигуры, чувства перспективы, сохранения пропорций.

Отдельным подвидом её считается богородская резьба. Так же разновидностью скульптурной резьбы можно считать искусство резьбы бензопилой, приобретающее всё большую популярность как среди резчиков, так и среди ценителей прекрасного. Популярность объяснить просто. Резьба бензопилой — прежде всего действо, спектакль, шоу. Всё чаще стали проводиться фестивали, соревнования, показательные выступления мастеров резьбы бензопилой на массовых мероприятиях, презентациях, выставках. В отличие от других жанров резьбы по дереву, зритель не только видит конечный результат кропотливой и долгой работы мастера, но и визуально участвует в процессе создания скульптуры. В последнее время также все большую популярность получает создание скульптур на различных копировально-фрезерных станках, типа дупликарвер, или пантограф.

Домовая резьба

Инструктаж по технике безопасности при пропильной резьбе.

IV. Практическая работа. (55 мин.)

V. Завершение урока. (5 мин.)

Выставление оценок за урок с обоснованием.

Рефлексия: Чему я научился на сегодняшнем уроке? Что мне лучше всего удалось? С чем я не смог справиться? Что больше всего запомнилось мне?

Уборка рабочих мест и мастерской.

VI. Домашнее задание.

Прочитать в тетради записи, форма.

Дерево остаётся популярным материалом, ведь он натурален. Структура дерева обладает уникальным видом, который смотрится привлекательно. Но все знают, что для продления срока службы деревянных изделий, их нужно покрывать специальными средствами. О том, чем покрасить дерево для сохранения его текстуры и свойств будет рассказано далее.

Окраска деревянных поверхностей

До того, как узнать, как правильно покрасить дерево необходимо изучить вопрос для чего проводится окраска дерева. Окрашивание используется для получения следующих свойств:

  • Покраска дерева помогает получить покрытие, которое поможет продлить эксплуатацию изделий;
  • Подчеркивания рисунка самой древесины, усовершенствовав природные краски;
  • Обновить предметы старины, дать им вторую жизнь;
  • Создать защитный слой против природных факторов, которым может подвергаться предмет, использующийся на улице.

Часто дома строятся именно из дерева, они должны быть покрыты снаружи специальными средствами, чтобы предотвратить пагубное влияние окружающей среды. Покраска древесины препятствует ее почернению под воздействием внешних факторов.

Покраска дерева помогает получить покрытие, которое поможет продлить эксплуатацию изделий.

Виды составов для окрашивания дерева, что лучше

Окраска деревянных поверхностей может производиться разными лакокрасочными материалами, они отличаются по своим свойствам. Поэтому будет приведено рассмотрение подходящих вариантов.

Окраска деревянных поверхностей может производиться разными лакокрасочными материалами, они отличаются по своим свойствам.

Краски

Краски весьма востребованы, они позволяют получить надежную защиту, но скрывают природный рисунок материала. Можно получить любые цвета от белого до бирюзового. Чтобы понять, какой краской красить дерево, нужно изучить имеющиеся виды:

  • Масляные, не очень популярны, ведь они токсичны, а также отличаются длительным сроком высыхания. Краски на основе масла обычно используются для покрытия деревянных оснований;
  • Алкидные, хороший вариант для проведения наружного окрашивания, образуют тонкую пленку на поверхности, которая подчеркивает естественный рисунок древесины, эмали не обладают хорошим паропроницаемым свойством, плохо защищая поверхность от влаги, служат недолго;
  • Среди водоэмульсионных составов выделяются акриловые, это экологичные средства, эластичные, хорошо справляются с сохранением изделий;
  • Латексные, высокие показатели влагостойкости, могут скрыть трещинки до миллиметра;
  • Эпоксидные применяются лишь на некоторые поверхности, такие как пол, лестницы, дорожки на улице.

К акриловым краскам производителями может добавляться латексный компонент, чтобы увеличить влагостойкость.

Краски весьма востребованы, они позволяют получить надежную защиту, но скрывают природный рисунок материала.

Лаки

Покраска деревянных изделий может осуществлять и лаками. Они могут быть прозрачными, либо с оттеночными свойствами. Подходящими для данного материала средствами являются:

  • С полиуретаном, популярный вид, процесс просушки занимает мало времени, но в составе имеется разбавитель, поэтому источает неприятный запах;
  • Водный, может применяться и внутри и снаружи здания, требуется проводить этап грунтования, высыхание занимает до суток;
  • Акриловый, отличается приятным внешним видом и хорошими характеристиками. Однако стоимость его высокая;
  • Нитролак, применяют для работы с бюджетной мебелью, низкое светостойкое свойство.

Применим как единственный материал, либо для покрытия сверху краски. В данном случае необходимо верно подбирать его под конкретный красящий состав.

Лаки могут быть прозрачными, либо с оттеночными свойствами.

Другие варианты красителей

Кроме приведенных выше вариантов, есть и другие средства, которые подходят для обработки деревянных поверхностей:

  • Морилка, применяется с целью придания благородного вида дешевой древесины, также как защитное покрытие; Морилка, применяется с целью придания благородного вида дешевой древесины.
  • Марганцовка, подходит для покрытия полов, ее разводят в количестве 50 грамм на литр воды, может наноситься в несколько слоев, в итоге добиваются цвета темного ореха. Марганцовка, подходит для покрытия полов.

Выбор средства для предварительной обработки

Есть пропитывающие вещества, которые применяются, чтобы получить улучшенную структуру и продлить срок службы предметов. Среди пропиток выделяются:

  • Олифа, наносится на поверхность, чтобы получить хорошее защитное покрытие, иногда используется, чтобы подготовить основание для нанесения масляных красок, уменьшая их расход; Олифа, наносится на поверхность, чтобы получить хорошее защитное покрытие.
  • Масло, требуется для изделий, используемых около и под землей; Требуется для изделий, используемых около и под землей.
  • Антисептические вещества, защищают от насекомых; • Антисептические вещества, защищают от насекомых.
  • Огнезащитные вещества, чтобы создать слой сокращающий скорость распространения огня. Огнезащитные вещества, чтобы создать слой сокращающий скорость распространения огня.

Пропитку наносят заблаговременно, давая время ей проникнуть вглубь древесины.

Порядок выполнения работ по окрашиванию изделий из дерева

Технология покраски деревянных изделий заключается в проведении двух этапов: подготовки дерева к покраске, непосредственное окрашивание. Действия должны выполняться аккуратно, чтобы не навредить предмету.

Как правильно подготовить поверхность

До того, как красить дерево, обязательно нужно его подготовить. Процесс заключается в нижеперечисленных действиях:

  1. При наличии старой краски, ее снимают.
  2. Испорченные детали ремонтируют, либо убирают, установив новые.
  3. Проводят шлифование, потом пылесосят поверхность.
  4. Если есть смола, то она удаляется и обезжиривается.
  5. Наноситься антисептические средства и антипирены. Пропитывающие вещества наносят в несколько слоев.
  6. Небольшие трещинки шпаклюются, инструментом выбирается шпатель из металла. Когда шпаклевка высохнет, проводят обработку наждачкой.
  7. Наносят грунтовку глубокого проникновения, либо олифу, морилку.

Пропитывающие вещества наносят в несколько слоев.

Технология нанесения краски

Работы должны проводиться, соблюдая необходимые для нанесения конкретного вида красящего средства температурные показатели и влажности. Чтобы краска не слезла со временем, делают следующие действия:

  • Начинают окрашивание с углов;
  • Алкидные и масляные составы красятся вертикально, акриловые горизонтально;
  • Делается три слоя, для первого применяется более жидкое средство, для этого проводят разведение его, второй нужен для скрытия дефектов, его можно будет обработать наждачкой, завершающий должен наноситься после полного высыхания второго;
  • Если инструментом выбран пульверизатор, то держат его на расстоянии 25 сантиметров, наносят краску горизонтальными полосами.

Алкидные и масляные составы красятся вертикально, акриловые горизонтально.

В статье было рассказано, как покрасить лаком или краской дерево в домашних условиях. Красящее средство выбирается, исходя из требуемых свойств и составленной сметы на проведение работ. Важным является тщательные подготовительные работы, если выполнить все поэтапно, то получить желаемый результат будет несложно.

Морение и лакирование при обработке древесины

Древесина в своем естественном виде не всегда выглядит привлекательно по сравнению с окружающими предметами и мебелью. Она становится серой под воздействием ультрафиолета. Не покрытая каким-либо защитным составом древесина является очень гигроскопичной. Она начинает коробиться даже от разницы зимней и летней влажности воздуха. В связи с этим обработка древесины является необходимой процедурой для сохранения потребительских качеств деревянных изделий. Отделанная вещь имеет более привлекательный вид по сравнению с естественным.

Можно обрабатывать древесину любых пород от дуба до березы. Хотя разные породы деревьев различно выглядят после отделки. К примеру, естественный рисунок березы достаточно однороден. Он лишен контрастных переходов и годичных колец вокруг сучков. Красиво выглядят сосна и ель, особенно их «сучковые» части. Природный рисунок каштана, дуба, бука считается наиболее привлекательным.

Перед отделкой необходимо тщательно отшлифовать деревянную деталь наждачной бумагой (шкуркой). Причем движения шкуркой должны происходить строго в направлении волокон и без сильного надавливания. Образовавшиеся поперечные риски после лакирования и морения станут легко заметны.

Морилка для дерева

Для удаления микроскопических частичек пыли из волокон рекомендуется после шлифовки тщательно пропылесосить древесину. После этого деталь можно покрывать морилкой. Она бывает неводная и водная. Водная, как понятно из названия, на воде. Такой вид морилки используется достаточно редко, в основном для морения небольших деталей. Неводную (на растворителе) используют для любых деталей. Неводная морилка быстро сохнет и впитывается и имеет большую цветовую гамму.

Обработанную древесину обильно пропитывают морилкой. Небольшие детали в основном морят, полностью погружая в морилку. При морении крупных изделий пользуются обычной кистью. Морилку на дерево следует наносить с избытком. Необходимо, чтобы она впиталась как можно глубже. После этого предметы сушат и переходят ко второму этапу отделки — отмывке. При отмывке удаляется вся лишняя морилка, не впитавшаяся и оставшаяся на поверхности дерева. После этого проявляется текстурный рисунок древесины со значительно усилившимся контрастом.

Неводную морилку отмывают при помощи ацетона. Обычно для этого используют большую густую кисть. Для облегчения процесса отмывки рекомендуется пользоваться следующим методом. Деревянную деталь необходимо расположить под углом 20 — 30 градусов. Кисть окунуть в ацетон и плавными движениями сверху вниз согнать лишнюю морилку с детали. Под деталь при этом необходимо подложить какой-либо гигроскопичный материал, к примеру, бумажные салфетки. Смывают морилку до тех пор, пока цвет детали не станет равномерным. После этого деталь снова необходимо просушить.

Лакирование деревянных изделий

На заключительном этапе деталь лакируют. Лакирование детали проводят в два этапа. На первом поднимают ворс. Как известно древесина гигроскопична и легко впитывает любую попавшую на нее жидкость. При этом меняются ее геометрические размеры, древесина набухает. После отмывки и морения деревянные предметы не такие уже полированные как до начала отделки. Это можно ощутить, проведя рукой по поверхности. С этой целью и поднимают ворс, удаляя его впоследствии шлифовкой.

Ворс можно поднять с помощью быстросохнущего лака (например, НЦ-222). Мягкой широкой кистью необходимо покрыть деталь лаком, при этом движения кистью должны происходить вдоль волокон, и просушить ее. После сушки на поверхности образуются мелкие волокна дерева, отставшие от соседних клеток (ворс). После этого необходимо вновь отшлифовать деталь с помощью мелкой шкурки.

После шлифовки деталь необходимо пропылесосить. Вслед за этим можно переходить к чистовой обработке древесины. В зависимости от места эксплуатации и назначения изделия покрывают лаком нужное количество раз. При эксплуатации в домашних условиях достаточно покрыть одним или двумя слоями лака. При этом деталь приобретет полуматовую поверхность.

Подобный способ отделки древесины не требует больших финансовых затрат и позволяет получить привлекательный внешний вид предметов из дерева. Единственным недостатком этого метода обработки является использование материалов с резким запахом (ацетон, лак). В связи с этим все работы необходимо проводить на открытом воздухе или в помещении с хорошей вытяжкой (хорошо проветриваемом). Необходимо также учитывать, что эти материалы относятся к легковоспламеняющимся. Недопустимым является выполнение работ при наличии открытого огня вблизи.

Иногда при шлифовке древесины задираются, а иногда и утрачиваются небольшие кусочки дерева. В большинстве случаев эти отвалившиеся или отслоившиеся остроугольные кусочки являются наиболее красивыми частями текстурного рисунка. Отслоение может случиться на стадии шлифовки или при высыхании морилки. Обычно щепа отслаивается от плоскости на 1,5 – 2 мм, а после лакирования еще выше. В случае если это произошло, необходимо перед дальнейшей обработкой приклеить капризный лепесток любым средством, пригодным для склеивания древесины. Также для этих целей вместо клея можно использовать подготовленный для дальнейшего покрытия лак. Процедура склеивания аналогична.

И реставрация деревянных изделий тоже может быть

При наличии на заготовках дефектов (трещин, сколов, следов жизнедеятельности насекомых) можно сделать несложную реставрацию. Для этих целей на этапе шлифовки целесообразно собрать образовавшуюся древесную пыль. Ее можно использовать в качестве наполнителя при приготовлении «шпатлевки». Деревянные заготовки хорошо шпаклюются. Смесь для реставрационных работ можно изготовить следующим образом. В качестве основы рекомендуется взять мебельный бесцветный лак, в качестве наполнителя использовать уже заготовленную древесную пыль. При ее недостаточном количестве необходимо взять кусок того же материала и с помощью шлифовальной машинки получить нужный объем. Колером послужит морилка.

Сначала рекомендуется тщательно смешать древесный порошок с лаком. Затем добавить колер до получения нужного оттенка. В качестве «шпателя» можно воспользоваться любым удобным, по вашему мнению, инструментом. К примеру, можно взять плакатные перья, нужной ширины.

Реставрацию изделий из дерева необходимо проводить только после морения и отмывки детали, так как затвердевшая смесь практически не способна взять цвет. Так же не рекомендуется подготавливать смесь на все количество работ. На подбор цвета обычно затрачивается большое количество времени, а подготовленная таким образом «шпатлевка» быстро твердеет. Рекомендуется приготавливать смесь в количестве, нужном для реставрации конкретного фрагмента. По окончании реставрации (после затвердевания «шпатлевки») необходимо отремонтированные места зачистить шкуркой.

Виды и способы отделки изделий из древесины

Под отделкой изделий из древесины понимают все способы обработки поверхности древесины, направленные на улучшение ее внешнего вида и защиту изделия от воздействий окружающей среды.

Виды отделки: прозрачная , сохраняющая текстуру древесины; непрозрачная , скрывающая текстуру и цвет древесины; декоративная , которая воспроизводит текстуру и цвет древесины.

Главная задача отделки – выявление и подчеркивание текстуры древесины. В некоторых случаях отделкой хотят скрыть дефекты

Отделка изделий из древесины

Отделка

Декоративная

Прозрачная

Непрозрачная

Резьба

по дереву

Художественное

выжигание

Лаками

Эмалями

Аппликация

Роспись

по дереву

Олифой

Красками

Инкрустация

Имитация

под дорогие

породы

древесины

Воском

Полировочные

пасты

Прозрачная отделка

Покрытие лаками, маслами, протравами,

мастиками, морилкой, воском.

Непрозрачная отделка

Окрашивание

Требования к отделке:

  • Под слоем лака текстура древесины не должна теряться.
  • При окрашивании (морении) текстура древесины не должна уничтожаться.
  • Отделанная поверхность должна быть однородной, не допускаются потеки и пятна
  • Отделка должна быть устойчивой к воздействию окружающей среды

Подготовка поверхности к отделке

На поверхности древесины не должно быть загрязнений, жиров, смолы.

Виды подготовки поверхности к отделке:

Обессмоливание

Отбеливание

Удаление ворса

Предварительные работы

шлифование

шпатлевание

Полирование изделия

Лакирование – покрытие поверхности лаками.

Лаками называют жидкие растворы пленкообразующих веществ в органических растворителях, способные образовывать твердое блестящее или матовое покрытие.

Правила работы с краской и лаком

  • Работать только в хорошо проветриваемом помещении
  • Растворять краски и лаки необходимо только соответствующими им растворителями
  • Не допускать попадания краски, лака или растворителя на руки
  • Наносить краски и лаки нужно равномерно, хорошо растирая их по поверхности изделия
  • После нанесения и высыхания слоя краски или лака желательно шлифовать поверхность изделия мелкой наждачной бумагой . Затем нанести ещё один слой
  • Обязательно вымыть руки с мылом после работы

Основные виды лаков

  • Спиртовые лаки хорошо полируются, но недостаточно тверды, несветостойки.
  • Нитроцеллюлозные (нитролаки) образуют быстро сохнущую, твердую и прочную пленку.
  • Масляные лаки образуют прочную, эластичную, атмосферостойкую пленку с характерным жирным блеском, но долго сохнут.

Технология прозрачной отделки изделия лаком

Крашение древесины применяют для того, чтобы скрыть дефекты древесины или имитировать ценные породы

Технология непрозрачной отделки изделия краской

Разрез окрашенной поверхности

Виды красок

Масляная

Эмаль

Водоэмуль-

сионная

Клеевая

Вода и пигмент

Лак и пигмент

Олифа и пигмент

Малярный клей

и пигмент

Олифа – льняное или конопляное масло нагретое

до температуры 275 С

Лак — пленкообразующие вещества (смолы)

в органических растворителях

Пигмент — красящее вещество – придает

раствору определенный оттенок

Инструменты

Шпатели

Кисточки

Валик

ПТБ при выполнении отделки изделий из древесины

  • Нельзя сдувать шлифовальную пыль с изделия
  • Нельзя вдыхать растворы морилки, клея, лака, растворитель
  • Необходимо оберегать открытые участки тела от попадания на кожу лака. Лучше пользоваться резиновыми перчатками
  • После работы необходимо тщательно вымыть руки с мылом

Художественные виды отделки

Роспись

Городецкая

Хохломская

Резьба по дереву

контурная

геометрическая

домовая

Выжигание

Мозаика

Инкрустация металлами

Задание

При помощи пластилина выполнить любой вид художественной отделки:

  • или роспись посуды,
  • или резьба по дереву на разделочной доске,
  • или мозаика,
  • или инкрустация металлами на шкатулке.

Домашнее задание

Письменно ответить на вопросы:

  • «Что такое фон резьбы, как его готовят к работе?»
  • «Какой режущий инструмент используется для выполнения контурной резьбы?»

Приобрести и подготовить следующие материалы: копировальная бумага, фанера 50 см*50см*5 мм, черная гелиевая ручка, наждачная бумага, краски, кисточки, непроливайки, рабочий фартук, нарукавники, лак по дереву, кисть.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *