Сад в китайском стиле

Сад в китайском стиле

Китайский стиль ландшафтного дизайна, как собственно и вся китайская культура, по праву считается одним из самых древних. Сады Поднебесной завораживают своей самобытностью, ведь их дизайнерские принципы формировались в условиях абсолютной изоляции, опираясь исключительно на постулаты даосизма и конфуцианства.
В китайском придомовом парке нет ничего лишнего. Здесь всё продумано до мелочей, и каждый, даже самый миниатюрный элемент, играет важную роль, имея своё символическое значение.

Китайский стиль в ландшафтном дизайне

Философия фэн-шуй

Китайский стиль оформления ландшафта довольно специфичен. Его идеологической основой стала философия фэн-шуй. Главные постулаты этого учения, имеющие отношение к обустройству территории, таковы:

  • Во всех элементах садово-парковой композиции должна царить абсолютная гармония, олицетворяющая сбалансированное взаимодействие пяти стихий (вода, земля, дерево, огонь, металл). Этим правилом определяется также и соотношение воды и суши, и объёмы свободного и занятого пространства.
  • Каждый из элементов, составляющих общую дизайнерскую картину, одинаково важен и имеет своё предназначение.
  • Китайский сад – это мир в миниатюре. Его целостность и многогранность достигаются с помощью многоплановой перспективы и «свёрнутого» пространства. Здесь в постоянном единении и противоборстве находятся два жизнеутверждающих начала – мужское и женское.
  • Обязательно наличие главной, центральной точки, вокруг которой происходит движение. Располагается она, как правило, на возвышении.
  • Абсолютно всё, что посажено, построено, установлено, и обустроено в китайском саду должно быть наполнено животворящей энергией Ци, грамотно направленной хозяином или ландшафтным дизайнером в нужное русло.

Концепция китайского стиля в ландшафтном дизайне

Основная идея китайского ландшафтного дизайна – воспроизведение на имеющейся территории миниатюрной модели мира. По сути – это колоритная смесь из пейзажного и этнического стилей, основанная на гармоничном сочетании природных красот с определёнными декоративными включениями. Однако грань между естественным и рукотворным здесь настолько тонка, что неискушённому зрителю определить её будет очень сложно.

Японский ландшафтный дизайн

В китайском саду человек не противопоставляет себя природе, а лишь деликатно направляет её проявления в нужную сторону. Находясь в постоянном поиске совершенства, приверженцы древних философий создают вокруг себя живописные ландшафты, идеально подходящие для медитаций и ощущения абсолютного единства с окружающим миром.

Особенности обустройства

Оформление участка в китайском стиле предусматривает организацию максимально комфортных условий для достижения гармонии с природой и с самим собой. В этом необыкновенном месте, одинаково прекрасном в любую погоду, независимо от времени суток, человек должен отдыхать и душой, и телом.
Яркой особенностью оформления сада по-китайски является иллюзия безграничности пространства. С каждой смотровой площадки обязательно открываются новые виды. Любой, даже самый маленький кусочек сада, притягивает взгляд, создавая настроение. Неухоженные или незанятые участки здесь недопустимы.

Пейзажность таких садов обеспечивается плавностью линий, сглаженными формами, природными силуэтами и свободно растущей зеленью.
Как правило, участок, оформленный в китайском стиле, можно узнать по следующим признакам:

  1. планировка в соответствии с учением фэн-шуй;
  2. целостность и завершённость композиций;
  3. отсутствие пластика в оформлении;
  4. обилие воды и камней;
  5. наличие чайной беседки, лунных ворот и садовых окон;
  6. внутренние садовые стены;
  7. стилизованные входные ворота.

Китайские приусадебные участки существенно отличаются от европейских своим наполнением. Основной акцент дизайнеры востока делают на воду и камни, в то время как растительность, а особенно – цветы – это просто полезное дополнение.

Ландшафтные композиции

Несмотря на то, что все ландшафтные композиции в китайском стиле имеют единую философскую концепцию, они всё же подразделяются на несколько видов. В зависимости от оказываемого эмоционального воздействия, различают:

  • Смеющийся сад. Привлекает внимание богатой цветовой палитрой и насыщенностью красок. Здесь яркое всё – и растения, и дорожки, и постройки.
  • Идиллический сад. Это место спокойствия и умиротворения. Характерные признаки – уютная беседка, тихая водная гладь, неброские цвета.
  • Угрожающий сад. Олицетворяет необузданное величие стихий, выраженное бурлящими потоками, шумными водопадами, искривлёнными деревьями и могучими каменными глыбами.

Примечательно, что эти зоны должны одновременно присутствовать на территории участка. Планомерно сменяя друг друга, они делают китайский сад многоликим, напоминающим реальный мир, постепенно открывающий свои секреты любознательному путнику.

Планирование участка

Поскольку в китайском саду всё подчиняется теории равновесия фэн-шуй, обустройство ландшафта здесь следует проводить в соответствии с её идеями:

  • Южная часть. Отвечает за любовь и всё, что с ней связано. Должна быть обозначена огнём и красным цветом (светильники).
  • Северная сторона. Оказывает влияние на работу и карьерный рост. Предусматривает наличие камней, воды и чёрно-синих оттенков.
  • Восток. Зона размышлений и обучения. Традиционно обустраивается деревом и дополняется зеленью.
  • Запад. Территория дружбы. Обязательные атрибуты – металл и оттенки белого.
  • Центр участка. Обитель душевного и телесного здоровья.

Корректируя вид и количество составляющих, можно обустраивать каждую зону, ослабляя или, наоборот, усиливая её энергетическое воздействие.

Традиционные элементы

Занимаясь обустройством участка в китайском стиле нельзя забывать об определённых традиционных элементах оформления. К ним относятся:

Внутренние (садовые) стены. Выложенные из камня или выкрашенные в белый цвет, они служат эффектным фоном для растительности, одновременно выполняя функцию зонирования участка.

Лунные ворота. Представляют собой большие, размером с человеческий рост, проёмы произвольной формы во внутренних стенах сада. Разделяя пространство, они помогают открывать новые пейзажи по мере продвижения по участку, одновременно являясь своеобразными рамами для «живых картин».

Садовые окна. Это различные отверстия в садовых стенах, позволяющие созерцать живописные картины природного мира. Могут иметь два варианта исполнения:
— в виде достойной рамы для открывающегося за ней пейзажа;
— в форме декоративной решётки из металла, камня или дерева, зачастую с замысловатым орнаментом.
Камни. Наделены душой и олицетворяют собой мужское начало Ян. Особую ценность представляют старые глыбы и образцы, имеющие сложную форму. Располагаются как по отдельности, так и группами. Гора камней в Поднебесной – символ бессмертия.
Традиционно в оформлении ландшафта широко используется озёрный известняк, демонстрирующий на своей поверхности следы длительного воздействия воды, а значит – имеющий прошлое.

Водоёмы. Наряду с камнями являются неотъемлемой частью китайского ландшафта, и символизируют женское начало. Причём живительная влага обязательно должна присутствовать в двух состояниях – спокойном и движущемся. В саду нужно найти место как для пруда или озера (желательно с рыбками и водными растениями), так и для ручья или даже водопада.Стилизованные мостики. Соединяя берега водных пространств, они могут быть самыми разными: шаговыми – для скромных ручейков, изогнутыми – для небольших потоков, зигзагообразными – для пересечения крупных водоёмов. Традиционные строительные материалы – дерево и камень.

Беседки и павильоны. Примечательны отсутствием стен, изогнутой кровлей и богатым убранством. Сооружаются, как правило, на берегу или в самом центре пруда. Предназначены для отдыха, медитаций и созерцания. Форма постройки зависит от окружающего ландшафта и символического значения.

Бонсэки. Это миниатюрная пейзажная композиция из камней и песка, расположенная около ограды или на специальном столике посреди сада.

Китайские фонарики. Традиционно выполняются в красном цвете, иногда украшаются иероглифами. Могут быть изготовлены из самых разных материалов – металл, дерево, бумага, стекло. Размещаются вдоль стен, внутри и снаружи беседок. Используются как для освещения пространства, так и в качестве украшения.
Каменные львы. Традиционный атрибут китайского сада, призванный защитить хозяина от отрицательной энергии, которую могут принести с собой посетители. Располагаются парами непосредственно у дверей дома или перед входными воротами.

Входные ворота. Имеют прямоугольную форму и дополняются характерной изогнутой крышей. Окрашены, как правило, в ярко-красный или коричневый цвет.

Дорожки в китайском саду

По учениям фэн-шуй вся энергия в пространстве движется ритмично. Исходя из этого, садовые дорожки обязательно должны быть извилистыми, особенно те, которые ведут непосредственно к дому. Прямая линия в китайском ландшафте по негативному воздействию приравнивается к удару молнии.
Для рассеивания или нейтрализации враждебных энергетических потоков, в особо «опасных» местах устанавливаются арки, садовые стены или лунные ворота.
Сами дорожки всегда вымащиваются твёрдым покрытием. Это могут быть:
— цветная галька, уложенная в виде волнистых узоров или замысловатых рисунков;
— булыжники;
— фигурная плитка.

Садовая мебель

Выбор мебели для сада в китайском стиле осуществляется с учётом её уместности в той или иной зоне. Размещать скамейки на открытых участках попросту – не принято. Если это место для беседы – оно должно быть прикрыто зонтом или стилизованным навесом, обеспечивающим защиту от дождя или палящего солнца.
Важно помнить, что сломанная мебель привлекает неприятности, поэтому ей нет места в настоящем китайском саду.

Растения для сада в китайском стиле

Растительный мир в китайском саду весьма разнообразен. Однако при его планировании важно помнить, что каждое дерево, каждый кустик, и каждый цветок несут в себе определённую энергетику, воздействуя соответствующим образом на окружающее пространство.

Особо значимыми среди деревьев считаются: сосна, символизирующая долголетие, бамбук – олицетворение стойкости, а также персик и слива, дарящие счастье. Они, как правило, имеются в каждом саду, наряду с пихтами, ивами и вишней.

Деревья зачастую высаживаются поодиночке. В случае групповых посадок, число растений должно быть нечётным.

Большим уважением пользуются по-настоящему древние или искусственно состаренные экземпляры с неровными стволами, которые обычно становятся центрами тематических композиций.

Встречаются в китайском саду и кустарники, привлекающие яркостью листвы или декоративностью во время цветения (магнолии, гортензии, форзиции, жасмин).

Цветы выращиваются эффектные, но в то же время утончённые. Однако их не должно быть слишком много. Это, как правило, розы, пионы, ирисы, хризантемы и лотосы. Зачастую цветущие растения окружают зеленью, придавая композициям живописной изысканности.

Ограждения

Одной из ярких особенностей китайского стиля в ландшафтном дизайне является отсутствие чётких визуальных границ пространства. Поэтому садовые ограждения маскируются всеми возможными способами:

  • Часть стены декорируется зеленью, напоминая ширму, за которой вот-вот откроется новая панорама.
  • Фрагмент забора играет роль экрана, на который живописно ложатся тени растущих неподалёку деревьев.
  • Участок ограждения может быть оформлен в виде стены якобы расположенного по соседству буддистского храма.
  • На помощь приходят и каменные композиции, притягивающие взгляд и отвлекающие внимание от фоновой ограды.

Китайский стиль в ландшафтном дизайне — видео:

***

Чтобы все усилия по созданию китайского сада не пропали даром, и благотворная энергия не покинула участок, очень важно пристально следить за порядком на всей его территории. Необходимо регулярно удалять сухие ветки, опавшую листву и увядшие растения, чтобы ничто не вставало на пути энергии Ци, позволяя ей беспрепятственно циркулировать в пределах заданного пространства, обеспечивая хозяину благополучие и процветание.

Список всех ландшафтных стилей с фото


Дома-деревья в Китае привлекают туристов со всего мира. /Фото: М.Бугаев, aero.maxxus.ru

Эти яркие небоскребы в виде деревьев расположены в курортном местечке Санья на юге Китая. Они смотрятся весьма эффектно как снаружи, так и внутри, а еще с их балконов открывается невероятно красивый пейзаж. В народе здания прозвали «Дома-деревья», и уже сейчас, спустя всего два-три года после строительства, вокруг них ходят странные слухи, приводящие в недоумение туристов.

Дома-деревья в Китае. /Фото:agoda.net

Комплекс Beauty Crown Hotel в Санье (Хайнань) был построен совсем недавно и сразу вошел во многие рейтинги как самый крупный в мире отель. Девять небоскребов, построенных в виде деревьев, вмещают более 6 тысяч номеров класса «5 звезд» и «7 звезд».

Вид из номера. /Фото:М.Бугаев, aero.maxxus.ru

Перед домами-деревьями можно увидеть здание в виде шатра, которое на их фоне кажется совсем маленьким, но на самом деле имеет очень большие размеры. Это театр, рассчитанный на 3500 мест, в котором регулярно идут грандиозные шоу, а также последние годы проводят финал конкурса «Мисс Мира».

Большие здания на фоне небоскребов-гигантов кажутся крохотными. / Фото: М.Бугаев, aero.maxxus.ru

Дома-деревья, которые еще иногда называют «Дома-яблони», спроектированы лучшими мировыми архитекторами и обошлись заказчику более чем в миллиард долларов.

Дома-деревья. /Фото:koroll.photosight.ru

Столь необычный и грандиозный вид гостиничного комплекса должен был символизировать экологическую привлекательность Хайнаня – эта местность как известно, славится своим чистым тропическим воздухом, красивейшей природой и самым большим процентом долгожителей по стране. Хайнань, кстати, даже называют Восточным Гавайями, ведь они расположены на одной широте.

Курорт Хайнань — одно из самых чистых мест на планете. /Фото:kuda-edem.livejournal.com

Деревья эффектно смотрятся днем, но еще более красивы ночью, когда включается подсветка и на «кронах» начинают проявляться различные рисунки и иероглифы.

Ночная иллюминация. /Фото: avax.news

С верхних этажей этих небоскребов открывается шикарный вид, так что стеклянные извилистые балконы номеров отеля представляют собой смотровую площадку. Интересно, что подняться на нее могут даже обычные прохожие – причем, абсолютно бесплатно. И сделать это несложно. Многие, кто был в Санье, рекомендуют войти в корпус С гостиничного комплекса и, минуя охрану, которая свободно пропускает сюда посторонних, пройти по шикарному залу-коридору и подняться на скоростном лифте на 23 этаж. Расположенные там номера почти всегда пустуют, в них можно спокойно зайти, осмотреть интерьер и даже выйти на балкон.

Вид с балкона. /Фото:М. Бугаев, aero.maxxus.ru

Туристы, посетившие Хайнань и дома-деревья в этом году, обращают внимание на то, что здания практически не заселены. Среди местных жителей ходят упорные слухи о том, что небоскребы в ближайшее время власти собираются сносить. Якобы эти здания были спроектированы либо построены с какими-то техническими нарушениями, что может неблагоприятно отразиться на безопасности и экологии города.
Китайцы говорят, что относятся к информации о сносе стоически: надо – значит надо. Тем более что снос зданий в этой стране – не редкость: дома так же легко и быстро разрушают, как и строят. Впрочем, официальной информации о том, что отель будет уничтожен, нет.

Есть версия, что информация о сносе зданий распространяется специально, для привлечения туристов в отель. /Фото:kuda-edem.livejournal.com

Есть даже версия, что распространением слухов о якобы сносе домов-деревьев местные жители могут специально подогревать интерес туристов к своему городу: мол, раз отель скоро исчезнет, нужно его срочно посетить, чтобы успеть запечатлеть эту красоту.

Интересное дизайнерское решение. Здание и правда похоже на яблоню. /Фото:blogspot.com

Ну а если говорить о пустующих зданиях, то этому факту можно тоже найти более прозаическое объяснение. Отель слишком огромный, а цены на небольшие по площади и простенькие (несмотря на заявленную высокую категорию) номера довольно высоки. Вот и не удается пока заполнить корпуса до отказа туристами. Мол, все приходят сюда только поглазеть и пофотографироваться, а жить – не хотят.
Так что о дальнейшей судьбе чудо-небоскребов пока остается только гадать.
Ну а для любителей более уединенного и аскетического отдыха вполне подойдет отель на Берегу Скелетов – месте, откуда удавалось выбраться живыми лишь единицам.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Задумывая даже частичку китайского сада на участке, важно понимать, что он должен соответствовать месту, а не наоборот. При его создании большое внимание уделяется окружающей природе, используются окрестные пейзажи. При этом каждая композиция обладает своей символикой.

  • Особенности китайского стиля
  • Архитектура сада в китайском стиле
  • Вода в китайском саду
  • Роль камня в китайском саду

Особенности китайского стиля

Важно уметь использовать контрасты: большое и малое, светлое и темное, широкое и узкое, высокое и низкое, чтобы растения подчёркивали красоту друг друга. Части сада, по фэншуй, соединяются извилистыми дорожками или зигзагообразными мостами. В саду сначала правильно размещают камни, потом сажают деревья, затем кусты.

На фото: Контраст формы и размеров помогает оценить красоту каждого растения

В нашем саду китайские уголки более детализированы и включают много миниатюрных композиций. Сад раскрывается постепенно, в нём нет прямых линий, присутствуют асимметрия и плавность, композиции перетекают одна в другую. Для создания фона прекрасно подходят тросниковые и бамбуковые маты, которые позволяют задекорировать неприглядные уголки и заборы.

На фото: Тростниковые маты создают идеальный фон для бамбука и хвойных

Архитектура сада в китайском стиле

В китайском саду много архитектурных сооружений: залы, павильоны, галереи, мосты арки, беседки, башни и даже храмы. Особое внимание привлекает сочетание дерева, камня и воды. Центром нашего сада служит беседка с двухъярусной крышей, с двух сторон от которой расположены миниатюрные прудики с кувшинками и живущими там карпом кои и декоративным карасём.
Мосты – ещё одна характерная черта китайского сада. Формы у них бывают разнообразные: прямые, зигзагообразные, арочные. Они могут использоваться для передвижения или быть просто декоративными. Их строят из метала, камня или дерева. Мост, ведущий в беседку, мы построили из дерева в сочетании с коваными элементами и камнем.

На фото: Благодаря малым архитектурным формам сад хорош в любое время года

Вода в китайском саду

В самых знаменитых китайских садах вода занимает более половины территории. Мы выкопали четыре искусственных водоёма разного назначения: глубокий (для зимовки карпа кои и декоративного карася), для полива и мелкие — для кувшинок и других водных растений. Водная стихия предстает в двух разных, но равнозначных качествах. С одной стороны, она — зеркало мира, воплощение покоя. С другой, символ вечного движения, текучести и перемен. Особенно большое значение имеют водоемы, служащие «зеркалом небес». Поэтому в центре сада в китайском стиле находится большое озеро. На его извилистых берегах расположены дорожки, композиции из камней с водопадами и различными архитектурными сооружениями. Отражающиеся в воде камни и строения выражают принцип единства человека и природы. Китайские фонари, пагоды, чаши цукубаи так же находятся рядом с водоёмами.

На фото: В небольшомом прудике комфортно и растениям, и рыбам

Роль камня в китайском саду

Камни уравновешивают природные стихии воды и дерева, малые архитектурные сооружения. В мощении дорожек мы использовали натуральный плитняк. Искуственный пруд, окруженный дорожками из мозаичной гальки, отделали гравийной отсыпкой и натуральными валунами.
Плитняк, валун, мозаичная галька, тайхуши (камни со дна озера Тайху причудливой формы со множество отверстий) -все они используются как отдельные декоративные элементы.

На фото: Камни украшают сад даже зимой

Растения и философия

В китайской философии правильный подбор растений символизирует успех, здоровье, мудрость. Вечнозелёная сосна — символ благородства и долгой жизни. У нас прекрасно используют магнолии, олицетворяющие женскую чистоту, азалии и рододендроны, а цветение плодовых деревьев символизирует вечное обновление.

На фото: Азалия на пике цветения

Не меньшей популярностью у китайских садоводов пользуется прямой и высокий бамбук. Это вечнозеленое растение считается символом непреклонности и откровенности. В средней полосе бамбук может заменить крушина ольховидная Fine Line, но можно посадить и фаргезию — настоящий зимующий бамбук, выдерживающий кратковременные морозы до -25 . Особенно ценятся деревья с искривлённыи стволами, у нас в саду — это облепиха обыкновенная, клён ложнозибольдов и сосна Aurea.

На фото: Изюминка китайского сада — деревья с искривленными стволами

В течение всего года сад должен оставаться декоративным. Этого можно достичь, правильного подбирая растения, их цветовые сочетания в разное время года, а также делая ставку на хвойные, которые декоративны в любой сезон.

Каждый сад индивидуален и неповторим — это частичка рая на земле созданная руками человека, где наше творчество может стать частью природы сохраненной в гармонии с внешним миром.

На фото: Беседка в окружении зелени

Культура Востока насчитывает несколько тысячелетий и очень сильно отличается от западной, европейской. Сады Китая создавались под влиянием двух религий – даосизма и буддизма, что наложило свой отпечаток. Главные принципы, лежащие в основе создания китайских садов, – это глубочайшее уважение и любовь к природе, свободная, то есть пейзажная, планировка, попытка воссоздать в миниатюре природные ландшафты, наделенные особой прелестью и красотой.
Сады в Китае можно смело назвать национальной гордостью. Это самая настоящая отдельная культура и даже отдельное направление в искусстве. Именно в искусстве, потому что творения китайских садоводов можно сравнивать с настоящими произведениями искусства.
Китайские сады и парки были известны задолго до нашей эры. Еще в документах, датированных IV-III вв. до н.э., можно найти научно обоснованные теории, следуя которым садовники создавали удивительные по красоте и смысловому наполнению сады и парки и учили видеть, осознавать и почитать красоту природных ландшафтов.

Уже в древнейшем китайском каноне – «Книге Песен» – упоминается «радость парка». В 1267 г.заложен императорский парк в Пекине с двумя искусственными озерами. На Северном море (Бэйхай) насыпали остров, ассоциирующийся с мифическим островом Пэнлай в Восточном океане – обителью даосских бессмертных. В XVIII веке сложился ещё один столичный комплекс – парк-дворец Ихэюань (Парк Безмятежного отдыха или Сохранения гармонии), в композиции которого тоже доминировало озеро с искусственной горой. Сочетание «гор» и «вод», напоминавшее о Мировой горе и Мировом океане, осталось в традиции дворцовых парков простейшим и самым устойчивым символом мироздания.

Садоводам Китая, в отличие от европейских садоводов, чуждо присутствие четких геометрических форм в устройстве сада. Китайские сады создаются по принципу гармоничного сочетания природы во всем разнообразии ее форм. Для европейцев подобный подход к садоводству был настоящим сюрпризом. И благодаря влиянию очарования китайских садов, с XVIII века в садовом искусстве Англии появился пейзажный стиль. Мода на сады в природном стиле пришлась по вкусу не только англичанам. Она разошлась по всей Европе и до сих пор не утратила своей актуальности.

По своему функциональному назначению объекты ландшафтной архитектуры Китая можно подразделить на семь основных категорий:
императорские сады и парки;
парки императорских погребальных комплексов;
условно благоустроенные ландшафты;
парки на основе природных ландшафтов;
сады и парки храмов и святилищ;
сады и парки жилых резиденций;
городские сады и парки.

Философия китайского сада

Китайское садово-парковое искусство в древности основывалось на своеобразной философии: природа рассматривалась как единство и борьба двух противоположных начал, находящихся в равновесии: мужского Ян и женского Инь. Они наполняют природу во всех ее проявлениях – при смене времен года, смене дня и ночи, в камнях, воде, растениях. Кроме этого, все элементы природы наделялись энергией и «дыханием» (понятие «ци») и находились в постоянном движении и развитии.

Человек при этом не противопоставлялся природе, как это имело место в западной культуре, а гармонично вписывался в нее, являлся частью единого целого, имел свой путь, жил в соответствии с основными законами Вселенной. Позднее, с приходом в Китай буддизма, который проповедовал преимущество Природы и ее сил над человеком, появилось понятие «Просветленная природа» – стремление к совершенству человека при помощи медитации, созерцания, духовного слияния с природой.

Китайские сады создавались для общения с природой: утренних и дневных прогулок, медитаций, вечернего созерцания луны, для дождливой и солнечной погоды, служили для отдыха души и тела.

Все это определило основные принципы создания китайских садов: свободный, природный стиль, отсутствие какой бы то ни было симметрии, уважение к окружающему ландшафту, отсутствие нарочитого украшательства, создание гармоничных микроландшафтов, имитирующих природные, выраженная символика всех элементов сада, использование немногих, но несущих большую смысловую нагрузку природных акцентов (камни, растения, вода).

Основные элементы сада в китайском стиле

Атрибуты китайского стиля, которые применяются для создания садов, использовались европейцами еще в 19 веке, но зачастую без понимания их скрытой символики. Рассмотрим главные из них.

«Окна в саду» – небольшие проемы на уровне глаз в садовых стенах, которые выполняют ту же роль, что и лунные ворота. Они бывают двух видов: первые – в виде рамы, в которой запечатлена «садовая картина»,

вторые – сами по себе произведения искусства, имеют кованую или каменную решетку с красивым орнаментом или изображением дерева, сквозь них тоже видны «садовые картины».

«Лунные ворота» – отверстия различной формы (круглые, квадратные, прямоугольные, в виде лепестка) в человеческий рост во внутренних стенах, которые делят сад на зоны.

Их основное предназначение – открывать перед нами новые виды по мере продвижения по саду. В то же время «лунные ворота» служат необычными рамами для живых картин, приглашают посмотреть на них.

Входные ворота – обычно прямоугольной формы, всегда имеют крышу, часто окрашены в яркие цвета (красный, коричневый). Могут быть достаточно просто и скромно устроены в небольшом саду, но ворота в парки обычно имеют большие размеры, красивую, изогнутую в китайском стиле крышу и богато украшены.

Декоративный водоем – важнейшее украшение и атрибут китайского сада. Вода в виде озер, прудов, ручьев символизирует женское начало. Она представлена огромными озерами в парковых ансамблях и небольшими прудами в центре частных садов. Вокруг таких прудов, часто населенных ярко окрашенными карпами кои, строилась садовая композиция.

Камни олицетворяют сильное мужское начало Ян, их наделяют душой. Ландшафт китайского сада определяется двумя главными составляющими – камнями и водой. «Горы» из камней символизируют бессмертие – важный аспект китайской философии.

Для китайского сада используется более ста разновидностей камней, особенно ценятся старые, сложной формы, поднятые со дна моря камни.

Беседки и павильоны – им в китайском саду отводится важная роль. Они выполняются в традиционной манере с изогнутыми крышами из бамбука, часто богато украшены. Размещают беседки и павильоны на берегу или в центре пруда.Они также несут в себе скрытую символику и тесно связаны с окружающим ландшафтом.

Садовые павильоны служат для отдыха, созерцания и медитации.

Мосты обычно используют для пересечения водных пространств. Форма мостов самая разнообразная – горбатые мостики для узких каналов, зигзагообразные одноуровневые мосты для пересечения прудов, шаговые мостики из плоских небольших камней. Материалы для мостов – камень, дерево, бамбук.

Китайские фонари, изготовленные из дерева, стекла, металла, бумаги (красного цвета), служат как для украшения сада, так и несут функциональную нагрузку. Чаще всего они размещаются на стенах или внутри беседки под потолком.

Бамбук – одно из любимых растений китайцев и дешевый строительный материал, который широко применяется для изготовления всевозможных ограждений, ворот, беседок, циновок, решеток. Из-за его недолговечности конструкции из бамбука приходится часто обновлять.

Особого мастерства достигли китайцы в создании разнообразных твердых покрытий. Материалом для них обычно служит разноцветная галька, из которой создаются сложные узоры в виде волн, орнаментов, картин, изображающих растения, что подчеркивает связь дорожек с окружающим ландшафтом.

Каменные львы выполняют роль садовой скульптуры, их всегда размещают у входа в дом или сад в паре. Основное предназначение каменных львов – защита владельцев от неприятностей.

Растения – важная составляющая композиций

Один из главных принципов китайского сада: он должен сохранять свою красоту и привлекательность на протяжении всего года. Любое дерево, кустарник или цветок в китайском саду имеют свой смысл, связаны с сезонными явлениями или событиями из жизни владельцев. Приход весны всегда символизируется цветением вишни, сливы (олицетворяет силу характера), магнолий, граната, а также цветущими декоративными кустарниками – форзицией, рододендронами, хеномелесом (айва японская). Чуть позднее главным акцентом в саду становятся цветущие алые азалии. А осень знаменуется пронзительно-шарлаховой листвой разнообразных кленов.
Основное растение, присутствующее почти в каждом китайском саду, – сосна. Долго живущие вечнозеленые сосны напоминали китайцам о бесконечности времени. С помощью определенных приемов деревья формируют, понижая их высоту и придавая ветвям определенное расположение. О соснах бережно заботятся из поколения в поколение.

Кроме сосен, из хвойных высаживаются можжевельники и кипарисы.

Выращивают в садах лианы (глицинии), некоторые вечнозеленые кустарники (питтоспорум, магония падуболистная и др.), а также древовидные пионы, хризантемы. Бамбук олицетворяет выносливость и стойкость, так как его ветви изгибаются под ветром, но никогда не ломаются. Эти растения часто используются в садах. Искривленные старые или искусственно состаренные деревья – важный элемент китайского сада.

С приходом буддизма важным растением китайского сада становится лотос. Его прекрасные и нежные лепестки являются символом чистоты души Будды, возвышающейся над материальным земным миром.

В традиционных китайских садах нет газонов, а в качестве почвопокровных растений используются некоторые травянистые многолетники (хосты, кислица), а также декоративные злаки.

Бонсаи – сформированные определенным образом деревья и кустарники – элемент, также характерный для китайского сада. Особенно эффектно смотрятся небольшие бонсаи из деревьев (около 0,5-1 м), высаженные в контейнеры и обязательно размещенные на подставке. Чаще всего это сосна, вишня или слива, клены, хеномелес и другие.

Для поэтов и художников древнего Китая было само собой разумеющимся, что художественное пространство не может сводиться лишь к описанию осязаемого «пространства материальной субстанции», а должно затрагивать тонкую субстанцию чувств.
Точно так же понимали свою задачу и первые китайские ландшафтные дизайнеры, то есть те, кто создавал традиционные китайские сады и парки и особенно парки в усадьбах образованной элиты общества.
Небольшой и неглубокий пруд, лотосы и кувшинки, плавающие на чуть зеленоватой поверхности воды, бамбук, растущий вдоль извилистой линии берега, яркая луна и прохладный ветерок… В классическом китайском саду все эти элементы ландшафта, существующие, на первый взгляд, независимо от воли человека, оказывались связанными в единое целое, то есть создавали единое художественное пространство, объемное в пространстве и во времени.

Сад наполнялся ароматом цветов и ароматом поэзии. Простота и элегантность, чистота и свежесть – вот что ценилось более всего.

Создавая сад, древние китайские дизайнеры создавали пространство, которое должно было соответствовать духовным устремлениям владельца сада и стимулировать его духовное очищение и пробуждение. Это было пространство, которое затрагивало самые тонкие эмоциональные струны души обычного посетителя и пробуждало в человеке его лучшие чувства.
Так что, если вы хотите получить настоящее наслаждение от посещения традиционного китайского сада, приготовьтесь к тому, что вам придется разгадать множество художественных загадок, понять символику и расшифровать аллегорию порой самых обычных деталей пейзажа.

Воды и горы
Великий Конфуций писал, что «мудрость находит наслаждение в воде, а доброта обретает счастье в горах», имея в виду, что мудрость – всеобъемлюща, как вода, течение которой бесконечно, а доброта, добросердечие должно быть несокрушимым, как скала.

В свете этого изречения стремление создателей китайских садов и парков обязательно разместить даже на самом небольшом пространстве водоем и создать холмистый рельеф приобретает новое, философское объяснение.Это вовсе не отражение любви к окружающей природе и не попытка ей подражать, а попытка выказать стремление к добродетели и мудрости.
Согласно легендам, император Цинь Шихуанди, обустраивая свой дворец в новой столице новой империи в городе Сяньяне, повелел развернуть русло реки Вэйхэ. Так он создал озеро Чан. Потом же император приказал насыпать в центре водоема священную гору Пэнлайшань, чтобы проводить там время в молитвах и благодарениях за предоставленную ему Небесами силу. Подобная практика создания символических островов или священных гор широко использовалась в последующие столетия.

Три острова в озере Тайе в парке дворца Цзяньчжан в Чанъане времен династии Хань (2 век до н.э.), остров Пэнлай в озере Тайе в саду Большого дворца Мин там же в Чанъане, но во времена династии Тан, три острова в озере Куньмин в Летнем дворце периода династии Цин – это далеко не полный перечень подражаний дизайну сада императора Цинь Шихуанди.

Философия растений

Следование советам Конфуция можно увидеть и в том, как подбирались растения для создания традиционных китайских садов. Мощные и стройные сосны, резкий и жесткий бамбук, распускающиеся самой ранней и еще холодной весной цветы сливы – из-за своих природных особенностей все эти растения ассоциировались у древних жителей китайской империи со стойкостью, устремлением ввысь и целомудренностью.

Цветение китайской сливы

Китайские мыслители древности называли сосну, бамбук и цветы сливы «тремя друзьями в период инея» и использовали их образы в качестве аллегорий соответствующих черт характера человека.

Изображения сосны, бамбука и цвета сливы – одни из самых часто встречающихся в китайской поэзии и живописи, а также обязательные элементы в традиционном садово-парковом искусстве.

Так, например, в летней усадьбе китайских императоров династии Цин в Чэндэ, провинция Хэбэй, под названием «Горное пристанище от летнего зноя» главная дорога обозначена возвышающимися по ее обочинам соснами и называется «Ущелье сосен, дотрагивающихся до Небес».

Жесткость и устремленность вверх бамбука сделала его любимым растением в частных садах образованной китайской знати в регионе реки Янцзы.
Поэт времен династии Тан Бо Цзюйи не только воспел бамбук в своих стихах, но и засадил им практически все пространство своего сада:
В скалах лишь воющий ветер,
и редкий бамбук зеленеет.
Так обернулся — как смотрит.
Что хочет сказать он, о чем?
Су Ши, известный поэт и эссеист периода династии Сун, написал так: «Может быть обед без мяса, но не может быть жизни без бамбука. Без мяса (на обед) люди становятся худыми, а без бамбука – вульгарными».

Ажурные на срезе корни лотоса кажутся очень хрупкими, но они могут давать побеги даже из небольших своих фрагментов. Кувшинки и водяные лилии растут из озерного ила, но распускаются на поверхности воды прекрасными цветками.
Подобные природные особенности этих растений не могли остаться незамеченными китайскими философами. Лотосы и кувшинки стали еще одними символами в китайской философии жизни, олицетворяя такую добродетель человека, как стойкость в самых сложных жизненных обстоятельствах.

В художественном же пространстве традиционного китайского сада лотос и кувшинка стали такими же обязательными элементами, как сосна, бамбук и цветы сливы.

Они не только украшают произведение китайского искусства и пейзажное полотно сада, но и наполняют его глубоким философским содержанием, очищая человеческие сердца и души.

В садово-дворцовом комплексе Совершенной ясности Юаньминъюань (Yuanmingyuan) цветы лотоса покрывали всю поверхность озера, а император Цяньлун с гордостью писал, что «это место, где все мужи – достойные».

Садовники-философы, разбивавшие сад Чжочжэньюань (Сад скромного чиновника) в Сучжоу, в максимально полном виде использовали весь символизм лотоса и кувшинок, сделав их важнейшими компонентами садово-паркового художественного пространства.

Они высадили лотосы и водяные лилии в озеро, которое создали прямо перед главным дворцом, а дворец назвали (в примерном переводе) «Дворец в облаке тонких ароматов, доносящихся издалека». Действительно, аромат цветущих лилий и кувшинок очень тонок, но распространяется на довольно заметные расстояния, так что по вечерам этот аромат окутывал хозяйские покои.

Рядом с искусственным озером, заросшим лотосами и водяными лилиями, построили павильон и назвали его «Павильон неспешного погружения в звуки природы». Тем самым китайские дизайнеры-философы словно процитировали великого китайского поэта поздней Тан Ли Шанъиня, советовавшего «прикоснуться к листьям лотоса, чтобы услышать шум дождя».
Когда лето становится уже частью прошлого, а приближение осени с каждым днем ощущается все сильнее, все, что нужно, это уединиться в садовой беседке в тишине китайского сада и слушать, как капли дождя падают на листья лотоса.

2208.18 Татьяна 0

В устройстве китайских садов заметно характерное следование определённым древнейшим канонам.

Как правило, в центральной части сада всегда располагается искусственный водоём или фонтан, которому отводится достаточно большая часть территории. По периметру водного пространства обустраиваются небольшие уединенные уголки, при этом замысловато переезжающие друг в друга.

Основное направление и достоинство сада в китайском стиле, это то что все искуственно созданные сооружения максимально приближены к природным естественным формам, то есть никакой симметрии и ровных линий и углов.

Одним из основных украшений сада являются камни. Они могут составлять органичную группу с растениями, или же располагаться в одиночном виде возле водоема или даже в воде. Там же в саду в обязательном порядке разбросаны архитектурные сооружения, имеющие свое целевое назначение.

Начинается китайский сад с полисадника, который располагают между дорогой и домом. За забором, окружающим двор, подразумевается лес. Перед домом высаживаются сортовые кусты сирени, ели и лесные сосны, которые создают в саду гармонию с природой. Как правило, слева от палисадника планируют въезд и место для парковки автомобиля. Далее проектируется дом с широким фасадом, который продуманно отгораживает территорию сада от улицы.

Стоит только завернуть за дом, то создаётся ощущение, что ты перенесся в сказочное пространство. На 10 сотках живописно разместились красивые линии водоема, сооружения из камней, дополняющих группу хвойных деревьев. Здесь же можно обустроить и птичник. По китайской традиции его сооружают из мелкоячеистой металлической сетки, с двух сторон примыкающий к беседке. Там могут зимовать фазаны, как украшение сада.

Другое интересное строение — это китайская башня для созерцания садовых красот. Её принято располагать в восточной части, закрывая при этом соседский дом, чтобы он не портил вида. Небольшого размера постройка, снабжённая удобной деревянной винтовой лестницей. Поднявшись на башню, можно наслаждаться созерцанием и медитацией, находясь в уединении и близости к природе.

Сад можно украсить скульптурами черепахи и дикими кораллами.

Маленькая деревянная беседка-башня один из главных элементов в саду. Выкрашенная в коричневый природный цвет, из легких и воздушных форм, увенчанная черепичной крышей с летящими кверху углами придаёт саду своеобразную экспрессию. Завершает ансамбль деревянный мостик, подводящий к беседке.

Со всех сторон участок окружают деревья самых разных пород и кустарников. Они создают свой микромир и естественным образом закрывают и отгораживают участок от посторонних глаз.

Так необычно сочетание хвойных деревьев и цветущих грунтовых орхидей. Берега водоема живописно декорируются камнями, их оригинальная фактура является украшением сама по себе. Из камней можно выполнить мощение дорожек. И совсем необычным украшением может стать маленький пруд в самом конце участка, в котором цветут нимфеи. А также зона с болотными растениями в пруду выглядит очень экзотично и хозяину есть чем удивить своих гостей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *