Сады пита удольфа

Сады пита удольфа

– Господин Удольф, кто, как не Вы, может объяснить, что такое «природный» сад…

– Занимаясь дизайном, я не пытаюсь создавать природу, лишь хочу передать ощущение ее спонтанности и красоты. Приглядитесь к весенним лугам. Они вселяют чувство восторга, которое хочется принести с собой домой. Но скопировать их невозможно. Природная система отличается от той, что в вашем саду: она поддерживается всеми ее обитателями.

Вы знаете, каков традиционный английский сад. Он полон догм и ежедневно указывает вам, что нужно делать: удалять отцветшие соцветия, удобрять газон, обрезать розы, подвязывать стебли, выкапывать луковицы… Он не учит людей смотреть. Если растение все еще хорошо выглядит, зачем его срезать? Зачем убирать увядшие цветки, если потом появятся красивые соплодия? Сад – это не выставка растений. Английский сад не имеет ничего общего с экологией, ему требуется много воды. Я же стараюсь создавать сады, не требующие особого ухода, где растения должны хорошо чувствовать себя без частого полива. И хочу, чтобы люди видели: получить эстетичную картину, думая об экологии, не так сложно.

– Как Вы пришли к такому подходу?

– Мне нравится в саду спонтанность, и я с самого начала думал о том, как ее добиться. После переезда в 1982 году в Хуммело мы заложили питомник многолетников и стали экспериментировать. Отбирали растения, которые создавали красивый беспорядок и не давали самосев. Не стали подвязывать большинство растений, которые разваливаются, но при этом продолжают хорошо выглядеть. Мы усердно разыскивали и отбирали долгоцветущие виды и сами начали выводить улучшенные сорта. Затем мы включили в план миксбордера декоративные травы. Сначала немного, а потом я подумал: почему бы не сделать наоборот. И создал миксбордер из трав с вкраплениями цветов. Идея цветников полностью поменялась, но она работает.

После 15 лет экспериментов сад стал производить совсем другой эффект: мы больше не использовали розы, отказались от растений, которые нужно подвязывать, оставляли отцветшие. Старались, чтобы сад выглядел хорошо все сезоны. Если вы сделали правильный выбор, растения порадуют вас красивыми соплодиями или повторным цветением.

– То есть Вы не только охотились за растениями, но и занимались собственной селекцией?

– Да, мы много путешествовали по бывшей Югославии, Северной Америке. Североамериканские растения были не в моде в начале восьмидесятых. Нигде, даже в Англии, не было посконников, мы смогли найти их только в Германии. Я наполнил сад совершенно новыми видами – до этого, например, никто не воспринимал кровохлебку как декоративное растение.

Затем я увлекся селекцией монард, флоксов, сидальцей, шалфеев, гераней, астранций. В сумме у меня около семидесяти сортов. Но последние десять лет я больше концентрируюсь на дизайне.

– С одной стороны, Вы всей душой любите растения, с другой – делаете сады. Кто же Вы – дизайнер или селекционер?

– Я дизайнер, который любит растения. Когда вы создаете сад, вы не можете отталкиваться от ассортимента. Сначала нужно найти идею сада, определить тему каждого фрагмента. Потом цвет, конечно. Сад делают формы, а цвет нужен для выразительности. Мы думаем в цвете, но создаем формы.

– Вы классифицируете все многолетники по форме соцветий: плоские, колосовидные, округлые, полусферические…

– Чтобы люди лучше осознали роль формы. Это помогает комбинировать растения в той системе, которая у меня в голове: в вертикалях и горизонталях, промежутках, переходах. Это мой тип мышления. Конечно, цвет тоже важен. Но если вы занимаетесь дизайном, вы должны сначала эскизно набросать форму.

Я делю растения также и по их характеру: насколько они устойчивы и надежны, как они ведут себя в саду.

– У Вас есть любимый цвет?

– Думаю, да — красный, пурпурный. Но нет цветов, которые я бы не хотел использовать. Что я не люблю, так это ядовито-желтые нарциссы. Я их ненавижу. У меня есть один, хочу его выкопать.

– Пик цветения в Вашем саду приходится на август-сентябрь. Как Вы решаете проблему весенней декоративности?

– Мы оставляем все растения и срезаем их в начале февраля. Потом расцветают крокусы, подснежники, морозники. В общественных парках я сажаю много
раннецветущих луковичных.

– Вы выиграли Челси-2000. Как Вы относитесь к этой выставке, садам, которые делаются специально для нее?

– Я рассматриваю ее как выставку, а не как реальность. Челси – это маркетинг. И если посетители думают: «О, отличная комбинация, нужно попробовать повторить ее у себя в саду», – значит, они должны что-то познать сами, наступить на грабли, чтобы понять, что такое Челси. Я почти всегда посещаю ее. Мне нравятся люди, я всегда встречаюсь там с друзьями. Вообще это индустрия. Я бы сказал: не верь в это, просто наслаждайся этим.

– Хэнк Герритсен, соавтор одной из Ваших книг, однажды сказал: «желтый лист – это ошибка»…

– Мне в целом не нравятся вариегатные растения. Скажем, такую легкую вариегацию, как у герани ‘Samobor’, бруннеры ‘Jack Frost’, можно использовать. Но сажать растение лишь потому, что у него пестрые листья, – нонсенс. Коллекция вариегатных растений, на мой взгляд, безвкусна. Правда, коллекционер и не обязан быть дизайнером. Хотя коллекция может быть интересной и «держать» остальной сад. Ведь даже знаменитые архитекторы не только на дома смотрят.

– Как долго создавался сад в Хуммело?

– Мы поменяли его уже несколько раз. Последний сделали 3 года назад. Оставим его таким на 7-8 лет.

– Вы наверняка встречали здесь русских посетителей?

– Встречал и разговаривал с ними. Русские любят растения, интересуются дизайнерскими идеями. Очень любопытные и серьезные, они, кажется, хотят поскорее «проскочить» период накопления опыта и запрыгнуть немедленно в самый центр садоводческого мира, до которого другие добираются по двадцать лет. Я желаю вашим читателям наслаждаться садоводством. Это процесс познания, красивый сад не создашь за один день. Мне нравятся люди, которые усердно учатся, не боятся нового. Когда я впервые увидел английские миксбордеры, я сходил по ним с ума, сам хотел делать что-то подобное. Прошло несколько лет, пока я понял, что они не имели ничего общего с хорошими сочетаниями.

То, что я делаю сейчас, настолько индивидуально, лично, что, я думаю, я не смогу этому научить. Этим можно только вдохновить. Вдохновить учиться. Нельзя сказать: скопируйте. Просто сделайте что-то сами. Мы все хотим вдохновляться музыкой, живописью, чем-то еще. Но на самом деле мы должны создавать собственные произведения. Если ты говоришь: я люблю Моцарта – попробуй достичь его высот.

Адрес сада и питомника: Broekstraat 17, 6999 DE Hummelo, Нидерланды. www.oudolf.com

(род. 1944)

В молодости голландец Пит Удольф (Piet Oudolf) успел поработать официантом, барменом, сталелитейщиком, плавал на рыболовецком судне. В возрасте 26 лет, попав в питомник разнорабочим, Удольф влюбился в цветы. Спустя 4 года он приобрел профессию дизайнера ландшафтного строительства.

Как вспоминает сам Удольф, — «35 лет назад, когда я познавал азы профессии, все поклонялись английскому традиционному стилю. Первостепенным был цвет. Я быстро насытился этим». Пит начал смешивать декоративные злаки и многолетники. Подыскивал растения, которые уживались бы со злаками. Он основал дизайн бюро в Харлеме (Нидерланды) в 1976 году, его первые сады были напечатаны в прессе в начале 80-х.

В 1982 Удольф перебрался на ферму Hummelo в маленькой деревне вблизи немецкой границы, где, наконец, смог всецело посвятить себя экспериментам с растениями. Когда в семье было уже двое детей, Пит с женой заложили небольшой питомник, что позволило ему глубже изучить поведение и характеристики растений. Здесь Удольф, при поддержке Бет Шатто (Beth Chatto) начал эксперименты по скрещиванию растений. Усилия окупились сполна: его понимание цветов стало неоспоримым, именно эти знания помогли ему в дальнейшем создавать сады, где растения прекрасно уживаются и делают сад декоративным на протяжении всего года. Удольф открыл или создал более 70 новых растений, одно из которых — шалфей «Дорогая Анья», в честь своей жены. Сейчас питомник Пита Удольфа открыт с апреля по июнь и с августа по октябрь. Посетители могут купить любое растение, выращенное здесь.

Книги Удольфа отличает открытость и даже несколько чрезмерная самоуверенность автора. Они прекрасно иллюстрированы и красочны. Даже когда Удольф составляет Справочник растений, его яркая индивидуальность сквозит в каждой строчке. Описание эхинацеи начинается с таких слов: «приходится с огорчением признать, что на нее нельзя положиться… эти цветы не терпят соперников вблизи себя: за два года они будут вынуждены исчезнуть… но мы не теряем надежды оспорить приговор и, может, в конце концов, этому растению найдется подходящее место в саду, где она будет наслаждаться долгой и счастливой жизнью».

Принципы, которых придерживается Пит, одинаково хорошо подходят для масштабных и небольших частных садов. Главное не переборщить с дизайном, не использовать в посадках большое разнообразие видов, отводя ведущую роль выносливым растениям, декоративным на протяжении всего года.

Коттеджные, тропические, средиземноморские сады в свое время были писком ландшафтной моды. Кажется, что уже любое сочетание было использовано, и, наверное, никто уже не ожидает, что придет кто-то с идей как по-новому использовать всем известные растения. Таким человеком оказался Пит Удольф. Он и еще несколько европейских дизайнеров открыли новое течение в ландшафтном искусстве, которые они назвали «Новая Волна». Подробное описание можно найти в книгах Удольфа. Основополагающий принцип заключается в том, что структура, форма и текстура предшествуют цветовому решению. «Не делайте сад голубым и пурпурным. Сочетайте формы, а уже потом думайте какой цвет будет уместен в этой картине».

Вот уже три десятилетия как идеи Удольфа, порой столь неординарные в смысле понятия красоты и хорошего вкуса, принесли ему узнаваемость и славу в Европе. Новое направление в ландшафтной архитектуре «Новая волна» поддержано его поклонниками и фанатами в США. Удольф спроектировал сады Парка Миллениум и The Battery в Нью-Йорке. Эти объекты пропагандируют его основной принцип: структура и форма более важны, чем цвет: «Моя работа заключается в том, чтобы воссоздать непринужденное присутствие растений как в природе. Идея состоит не в том, чтобы копировать природу, а в том, чтобы привнести ощущение природы».

Пит смотрит на форму растения и классифицирует его. Ведь растение не будет цвести без устали. В группу с «остроконечными верхушками» можно добавить наперстянку и сальвию, а также вертикальные злаки (колоновидной формы). К растениям, служащим экраном сада можно отнести руту душистую, а также высокие травы с тонкими стеблями или даже фенхель и пурпурную вербену, два растения, цветки которых на длинных изящных стеблях создают ощущение высоты, в то же время не закрывая вид за собой. У Пита свое мнение на счет цвета. Он считает, что не только цветы, которые могут привносить в сад оттенки красного и бордового, но и травы и листва способны на такое.

Удольф отдает предпочтение многолетникам, нежели чем кустарникам и деревьям. Многолетники меняются постоянно, они красивы в любом состоянии, даже когда приходит время умирать. Это непостоянство создает настроение в саду. Некоторые сады словно «замороженные». Сад как зеркало, в нем должно отражаться любое изменение в природе, он наполнен эмоциями и обладает душой. Чтобы поймать настроение, Пит наблюдает, как свет ложится на растения, как ветер и дождь меняет форму, и даже как выглядят стебли, подхваченные инеем или окутанные паутиной словно кружевом.

В конце концов, он выбирает выносливые растения. Они прекрасно уживаются, свободно вторгаясь на территорию друг друга. Создается впечатление некой неухоженности, но это, в общем-то, просто пышущий жизнью, приближенный к природному сад.

Это не значит, что растения не требуют ухода (пикировка, пересадка, рыхление, подкормка). Но достигается основная цель – выбранные виды реализуют свой потенциал в тех условиях, которые им были предложены. Они не подвержены болезням. Они могут за себя постоять.

Несмотря на страстное увлечения масштабными садами, Пит Удольф с готовностью дает подсказки владельцам скромных садовых пространств, скажем, примерно в районе 30 кв.м. Сначала необходимо спланировать пространство, которое станет уютным уголком для спокойного времяпрепровождения круглый год. Удаляем дерн и берем пробы почвы, прежде чем что-либо предпринимать. Поддержите почву компостом и минеральными удобрениями при необходимости.

Удольф обращает внимание на то, что необходимо отбирать удобные в уходе растения, которые терпимы к меняющимся условиям проживания и устойчивы к сорнякам. «Ничто не требует стольких затрат труда и времени как садоводство». Нужно уметь сочетать растения, которые требуют одинаковых условий проживания. Не пытайтесь совместить вереск, который нуждается в кислой среде, и лаванду, которая прекрасно себя чувствует на мягких почвах.

Вместо того, чтобы высаживать полчище растений всевозможных расцветок, Пит рекомендует засадить значительное по площади пространство одним видом. Чтобы сад сохранял привлекательность круглый год, просто нужно высаживать виды с разными периодами цветения. Он предлагает придерживаться следующего соотношения: 30% — весеннецветующие, 40-45% — расцветающие летом, 25% — стартующие осенью, не забывая и про те, которые украшают сад зимой. Пит Удольф не чистит сад до поздней осени или ждет ранней весны, потому что в его садах живут высокие травы и многолетники, великолепно чувствующие себя зимой.

Юлия Полякова,

cпециально для GARDENER.ru

Сады и парки, в создании которых участвовал Пит Удольф:

Общие принципы

Структура сада тяготеет к геометричной, формальной. Ее наполняют цветники из простых и распространенных растений природного облика. Впечатление должен производить весь массив посадок, а не отдельные растения.

Посадкам свойственны малоуходность и естественность, но, в отличие от натургардена, здесь есть простор для фантазии дизайнера. Растения со сложной агротехникой и случайные посадки противопоказаны.

Цвет в таких садах вторичен. Летом его «собирают» фигурные живые изгороди и топиарные формы. Весной, когда зелени еще мало, легко прочитывается геометрия дорожек и цветников.

Стиль строится на сочетании жестких архитектурных элементов (мощение, изгороди, зеленые колонны и полусферы) и неформального растительного наполнения. Дизайнерам этого стиля удается сочетать фактуры, декорировать подпорные стенки и создавать приподнятые цветники.

Выбор растений

Многолетники подбирают таким образом, чтобы они были декоративны как можно дольше, в том числе поздней осенью и в начале зимы. Растения оставляют в цветниках до конца февраля. Весной цветут морозники, подснежники, крокусы, пролески, видовые тюльпаны и нарциссы. На протяжении лета сменяют друг друга многообразные цветущие многолетники, а осенью сад украшают сухие колосья злаков, куртины очитка видного с темно-коричневыми соцветиями, зопник Рассела, высокая соломенножелтая копна вейника остроцветкового.

Наполняют такой цветник многолетниками с не очень крупными цветками, создающими ощущение легкости: астильбами, эхинацеями, тысячелистниками, ромашками. С помощью многолетников с эффектной листвой – бузульников, мискантусов, маклейи, а также растений со свечевидными и зонтиковидными соцветиями композиции задается определенный ритм.

Цветник строится на гармонии и контрасте формы соцветий, а злаки и травы создают ему необходимые плотность и легкость. Злаковые в удольфианских цветниках обязательны, они создают полупрозрачную дымку, своими соцветиями смягчают краски и размывают силуэты соседей.

Мягкие тона листьев и ажурные метелки смягчают переход от одного цвета к другому, декорируют неприглядные места во время перерыва в цветении, сухие стебли красиво смотрятся зимой под шапками снега.

Растения подбирают по времени цветения и особенностям роста. Например, в конце мая – начале июня цветник из травянистых многолетников выглядит совсем иначе, чем в конце июня.

Растения, которые радуют глаз до поздней осени, сохраняя привлекательность на долгий срок (холодоустойчивые многолетники, травы), должны занимать 2/3 посадок.

Растения-наполнители с коротким периодом цветения, которые быстро теряют декоративность после окончания цветения, – 1/3 (весенние первоцветы, однолетники). Предпочтение отдается видам, которые сохраняют форму после отцветания.

Цвет не играет особой роли, но в особой чести лиловая, фиолетовая и пурпурная палитра. Преобладающие тона приглушенные: серовато-розовый, голубовато-синий, сиреневый, лиловый, желтый, золотистый, всевозможные оттенки зеленого, серого и серебристого.

В композициях практически не встречаются пестролистные и желтолистные формы растений.

Общая площадь посадок высчитывается по диаметрам взрослых куртин, очень точно прорисовывается эскиз посадок.

Растения по типу соцветий

Пит Удольф разработал собственную классификацию растений, используемых для создания своих цветников.

Она учитывает габитус (облик, внешний вид) растения, форму соцветий, высоту. На сочетании и контрасте разных форм соцветий и строится интрига.

Соцветия:

• «метелки» – большинство крупных злаков, лабазник, маклейя, роджерсия, василистник, астильба;

• «свечки» – вероникаструм, вероника, дербенник, клопогон, горец, коровяк, лофант, котовник, наперстянка, шалфей;

• «шарики» – мордовник, короставник, кровохлебка, синеголовник, астранция, декоративные луки, монарда;

• «зонтики» – посконник, бедренец, фенхель, дудник, очиток, тысячелистник;

• «ромашки» – астра, гелениум, девясил, рудбекия, эхинацея.

Начинающим Удольф рекомендует сначала освоить небольшой набор растений.

Для тени – папоротники, горянку, тиарелу сердцелистную, герань; оттеняющие растения – осоку и ожику.

Для солнца – веронику, астры, сальвии и очиток едкий, трясунку и овсяницу.

Чтобы создать природный цветник в стиле новой волны Пита Удольфа, вам придется сложить мозаику из довольно простых и распространенных растений, в которой нет ни геометрической четкости, ни солистов. Важно впечатление, которое будет производить цветник в целом, а не каждый его участник в отдельности. Представьте, что вы составляете ковер из цветных лоскутков или пытаетесь имитировать в саду пеструю узорчатую ткань. Какие тонкости нужно учесть, чтобы получить удольфианский цветник?

  • Определите главную идею цветника
  • Определите основные растения для удольфианского цветника
  • Определите сезонную декоративность цветника
  • Определите лишние растения
  • Подготовьте будущий цветник под посадки
  • Ухаживайте за растениями

Определите главную идею цветника

Для начала нужно хорошо представлять себе результат. Не весь ассортимент растений и не полностью нарисованный в воображении цветник, а размытую картинку, где ясны только несколько основных моментов:

  • местоположение по отношению к окружающему пейзажу с его заборами, сараями, колодцами, гаражами, бескрайними туманными далями и прочим;
  • максимальная высота растений в планируемой посадке;
  • направление главного обзора (например, со всех сторон, изнутри, снизу, с одной стороны, сверху);
  • приблизительная площадь посадки в квадратных метрах;
  • оформление края цветника (плитка заподлицо с газоном, кромка газона без плитки, приподнятый край с бревнами-шпалами-кирпичами-камнями).

Определите основные растения для удольфианского цветника

Возьмите список подходящих условиям нашего участка «удольфианских» растений (скажем, луговых) и выберете те, которые составят «скелет» цветника, или его основу. Некоторым посадкам, особенно кругового обзора, с привлекательными и ухоженными кулисами «скелет» может и не понадобиться. Например, если фоном послужит симпатичный забор, красивая живая изгородь, плотные посадки деревьев и кустарников по краю сада или за его пределами.

На этом этапе также выбираем основные декоративные злаки и злакоподобные травы – это обязательный элемент цветника «новой волны». Заносим в таблицу построчно их название, время цветения, оттенок, высоту, максимальный диаметр куртины во взрослом состоянии. А для злаков – еще и особенность вегетации (ранне- или позднерастущие). Таблицу удобно составлять в Excel.

Выбираем «воздух» цветника: растения с соцветием «пуговочка на веревочке», мелкие зонтичные и «прозрачные» декоративные злаки и злаковидные травы. Заносим в таблицу.

На фото: Фрагмент удольфианского цветника, Голландия ( Vlinderhof, Utrecht, Holland)

Определите сезонную декоративность цветника

Отсортируйте растения в таблице по времени цветения и особенностям роста злаков и нарисуйте сезонные эскизы. На этом этапе нужно не переборщить с количеством видов и сортов, иначе будет трудно абстрагироваться и зорко следить за графикой обдумываемого цветника. А вот сезонных набросков можно сделать больше, чем месяцев вегетации, – это хорошо удается тем, кто досконально знает растения. Например, в конце мая – начале июня цветник из травянистых многолетников выглядит совсем иначе, чем в конце июня. Для каждого сезона отслеживаем:

  • Нет ли переизбытка, например, «свечек» или «метелок» схожего оттенка? Скажем, одновременно цветут белый вероникаструм и кремовый горец полиморфа. Тогда меняем белый вероникаструм на лиловый.
  • Достаточно ли разнообразны формы соцветий ? Есть ли и «зонтики», и «свечки», и «ромашки», и т.д.? Если нет – добавляем недостающие.
  • Не отстают ли злаки в декоративности от травянистых многолетников? В начале лета мискантус совершенно неинтересен, значит, злаковую партию должен играть в оркестре кто-то другой.
  • Нет ли избытка растений одного оттенка на одном и том же ярусе посадки? Например, белый очиток цветет на одном «этаже» с белой эхинацеей. Решение двояко: либо меняем цвет одного из них, либо оставляем что-то одно.

На эскизе для каждого сезона помечаем приблизительное число саженцев всех растений. И если нам кажется, что в начале июля не хватает, скажем, «свечек», лучше не добавлять другое растение с этим типом соцветия, а увеличить число кустов тех «свечек», которые уже есть на эскизе.

На фото: Удольфианский цветник, Голландия (Vlinderhof, Utrecht)

Определите лишние растения

Снова сведите все сезоны в одну таблицу. Посчитайте общую площадь по диаметрам взрослых куртин (их можно найти в справочниках по садовому дизайну). Если задуманный лимит площади цветника превышен, вычеркиваем из списка растения, которые были «на грани фола» – «неудольфианские», единичные, случайно-любимые.

Внимательно смотрим на таблицу и идем спать.

Еще раз внимательно просматриваем таблицу и обсуждаем ее с коллегами-садоводами. Диссонанс и случайно попавшие в список растения они определят в мгновение ока и порекомендуют вычеркнуть.

Подготовьте будущий цветник под посадки

Готовим землю для посадки: тщательно перекапываем, полностью освобождаем от многолетних сорняков. Не скупимся на компост, заранее можно внести и сезонные минеральные удобрения.

Насыпаем в бутылку с узким горлышком песка или муки и рисуем на почве контуры будущих посадок, точно как на схеме разделки мясной туши. Они нужны, чтобы сразу не растеряться с большой массой саженцев и иметь возможность зрительно разбить мозаику на чуть более мелкие элементы в момент посадки. Расставляем растения группами по 3–5–7 штук, не меньше, внутри получившихся фигур. При этом стараемся не закрыть направление основного обзора. Если таблица составлена верно, то как выбранные растения ни посади, получится привлекательно.

Отдыхаем и за чашкой кофе представляем группы саженцев уже взрослыми. Все ли они будут хорошо видны из окна кухни или детской? Не сбились ли все весеннецветущие в один угол? А может быть, листвы именно этого растения вы хотите касаться, скользя мимо цветника? Я, например, люблю опускать ладонь в заросли герани крупнокорневищной или котовника сибирского – они очень приятно пахнут.

Попробуйте исправить ошибки расстановки, пока вы еще ничего не посадили. А потом сажайте на здоровье!

Луковичные высаживаем как бог на душу положит – куртинками или вразнобой, высокие и низкие, видовые и сортовые с проверенной устойчивостью. Луковичные со сложной агротехникой «удольфианскому» цветнику противопоказаны.

Пункт покупки растений я пропускаю: выбор достаточно велик. Разводная гряда, или «школка», поможет собрать нужный ассортимент устойчивых в вашей климатической зоне растений за пару сезонов, особенно если вырастить кое-что из семян.

Ухаживайте за растениями

Если подготовительная работа сделана на совесть, то дальнейший уход за таким цветником не составит большого труда. Перекопки он не требует годами, индивидуальной подкормки растениям не нужно – достаточно общей сезонной по всей площади. Если плотно замульчировать весь цветник, то и искусственный полив может не понадобиться, за исключением первого месяца после посадки.

Кликните по изображению, чтобы увидеть список надежных растений для удольфианского цветника по типам соцветий:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *