Ситтим дерево

Ситтим дерево

В каждой истории есть главное ее содержание и есть малозначительные детали — описание различных бытовых мелочей, деревьев, животных, погоды, одежды людей… Казалось бы, убери эти пустяки — и ничего в истории не изменится: герой останется героем, враг — врагом, предатель — предателем. И все же именно такие описания делают любой рассказ живым, помогают нам лучше понять мир, в котором происходили описываемые в истории события.

Евангелие — рассказ о нашем спасении, которое совершил воплотившийся Бог Иисус Христос. Это главное содержание Евангелия. Но есть в нем и детали. Иисус тридцать три года жил среди людей на Земле. Он ел и пил, работал, одевался, ездил на ослике, срывал плоды с деревьев, жарил на костре рыбу. А в Своих проповедях использовал образы, взятые из жизни пастухов и виноградарей, пахарей и рыбаков. Все эти описания тогдашнего палестинского быта словно бы раскрашивают евангельское повествование живыми красками, делают его ближе, доступней. Ведь и сегодня мы живем среди деревьев и трав, трудимся, готовим себе пищу, содержим животных. И кто знает, быть может, именно через такие второстепенные детали для кого-то станут более понятными и главные смыслы Евангелия.

Например, через вот этот рассказ о некоторых из упомянутых в Евангелии растениях.

Распечатайте информацию про все три растения, изучите с детьми

Распечатайте и предложите детям несложное задание, которое поможет лучше запомнить изученную информацию:

Смоковница

Смоковница — одно из самых часто упоминаемых растений в Новом Завете. Под ней Иисус чудесным образом видел будущего ученика Нафанаила и в доказательство Своего Божества сказал ему об этом видении: … Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя (Ин 1:48).

Смоковницу проклял Он, когда нашел дерево бесплодным: …и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла (Мф 21:19).

Наконец, именно на смоковницу залез низкорослый сборщик налогов Закхей, чтобы увидеть Иисуса, окруженного толпой: …И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее (Лк 19:2–4).

Что же за дерево эта самая загадочная смоковница? Яблоню или грушу, например, мы знаем очень даже хорошо. На вишню, сливу или абрикос тоже доводилось взбираться за вкусными ягодами. А вот со смоковницей как-то не заладилось. И немудрено, ведь в наших краях она не растет. Зато плоды ее мы пробовали не раз, пускай и в сушеном виде. Дело в том, что смоковница — это инжирное дерево. А растущие на ней смоквы — обыкновенный инжир, который можно прямо сейчас пойти и купить в любом магазине. Правда, свежий инжир редко можно встретить на прилавках, ведь этот плод очень быстро начинает портиться даже при самом бережном хранении. Именно поэтому ещё в древности люди научились сушить смоквы. Сушеный инжир — продукт очень питательный, всего несколькими ягодами можно подкрепиться на целых полдня. Недаром им запасались воины Александра Македонского, собираясь в поход.

Дерево смоковницы, на котором сидит Закхей. Средневековая миниатюра

Историческая родина смоковницы — Малая Азия, но сейчас инжир распространен по всему побережью Средиземного моря. В нашей стране он возделывается на Черноморском побережье Краснодарского края. Инжир считается одним из самых древних культурных растений. Это значит, что смоковница — одно из первых растений, которые человек стал специально выращивать в своих садах. Смоковница — довольно большое дерево с толстым стволом, высотой достигающее 12 метров. В тени ее густой листвы приятно отдохнуть в жаркий день, наслаждаясь сладкими плодами. Выражение «сидеть под своей смоковницей» в Библии символизирует идеал блаженства и благополучия.

У смоковницы много интересных особенностей. Например, необычное закрытое соцветие, которое называется сиконий. Выглядит сиконий как крупная, полая внутри «ягода». У других плодовых деревьев цветки, а потом и плоды вырастают на концах цветоносных побегов — тех самых «хвостиков» от яблок, груш, вишен и слив. У смоковницы же сиконии вырастают прямо на стволе и крупных ветвях. На внутренней поверхности сикония, укрытые от внешнего мира, располагаются многочисленные мелкие цветки. Из них-то потом внутри и вызревают плоды-орешки, окутанные вкусной мякотью. А то, что мы считаем плодом инжира, на самом деле и есть тот самый сиконий, закрытое соцветие.

Для того чтобы приносить ягоды, все плодовые деревья нуждаются в насекомых-опылителях. Садоводы специально ставят в садах ульи, чтобы трудяги-пчелы помогали саду дать урожай. Но как опылять цветки инжира, спрятанные внутри сикония? У смоковницы и здесь есть свои сюрпризы. Опыляет ее особый вид насекомых, осы-малютки. Для этого они пробираются в узкое отверстие на верхушке сикония. А живут эти помощники смоковницы прямо здесь, на дереве, по соседству с будущим урожаем. Дело в том, что на смоковнице появляются два вида сикониев. Одни из них — сочные, из которых потом вызревает инжир. Другие плодами не становятся. Эти соцветия нужны для того, чтобы малютки-осы откладывали в них свои личинки. Так, смоковница сама, без всяких садовников, готовит на ветвях домики для своих опылителей. Эти сиконии-домики очень сильно отличаются от инжирных ягод. Они более жесткие и мелкие, поэтому перепутать их с инжиром невозможно. Осы-малютки безобидны для человека, никогда не кусаются и ведут себя очень мирно.

За лето только одна смоковница дает около тонны инжира. Основной урожай она приносит в начале осени. Но сиконии она выпускает несколько раз в году. Самые первые соцветия появляются на ее ветвях ранней весной, еще до появления листьев. И среди них тоже есть сочные сиконии, дающие съедобные плоды, хотя их в эту пору совсем немного. Возможно, именно эти весенние плоды искал Иисус на смоковнице, описанной в Евангелии.

Трость, ветром колеблемая

Есть в Евангелии место, которое при первом прочтении бывает трудно понять. Речь идет о словах Иисуса, сказанных им после беседы с учениками Иоанна Крестителя: Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? (Мф 11:7). Что это за трость? Ведь трость — это такая красивая палочка, на которую люди опираются при ходьбе. Но, чтобы можно было на нее опираться, она должна быть достаточно крепкой. Почему же она — ветром колеблемая?

На самом деле, тут произошла некоторая подмена смыслов в привычных для нас словах. Тростью в Евангелии назван тростник — растение, любящее сырость и обилие влаги. Тростник бывает нескольких видов. Один из них, более известный под названием камыш, вырастает до четырех метров в высоту. Его коленчатые стебли покрыты узкими длинными листьями, а на верхушке заканчиваются крупным соцветием в виде пушистой метелки, распадающейся на многочисленные колосья. Сами стебли длинные, гибкие и прочные, почти как дерево. Именно из камыша и делали палочки-трости для прогулок.

Вообще, камыш в древности использовался довольно широко. Поэтому его искусственно разводили для различных хозяйственных нужд. Так, например, твердые стебли шли на подпорки для виноградной лозы.

Иоанн Креститель

Камышовые трости упоминаются в самых трагичных местах Евангелия. Такую трость вместо скипетра — знака царской власти — дали в правую руку Христу воины, насмехавшиеся над ним (Мф 27:29–30). На камышовую же трость была наложена губка, напоенная уксусом и поднесенная к устам распятого на кресте Спасителя (Мф 27:48).

Но вернемся к трости, колеблемой ветром. Это другой вид растения, который так и называется — тростник. Внешне он похож на камыш, но стебель тростника ниже, тоньше, гораздо менее тверд и прочен. Что-либо полезное сделать из него невозможно, поэтому люди никогда не выращивали его специально. Тростник есть повсюду в сырых и болотистых местностях. Растет он и в Палестине по берегам реки Иордан, где проповедовал Иоанн Креститель. Тонкие стебли тростника легко склоняются в направлении даже самого слабого ветерка. Поэтому Иисус и упомянул образ тростника в словах об Иоанне. Вот как объясняет это святитель Григорий Двоеслов:

«Что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? Это сказал Он об Иоанне не утвердительно, а отрицательно. Ибо трость, как только подует ветер, тотчас склоняется на другую сторону. Таков тот, кто при благоприятных или неприятных обстоятельствах склоняется на ту или другую сторону. Ибо если из человеческих уст на него повеет ветер благоволения, он становится веселым, гордится и весь склоняется к благосклонности. Но если подует ветер неприязни оттуда, откуда дул ветер похвалы, то он быстро сгибается на противоположную сторону, к силе ярости. Иоанн же не был тростью, колеблемою ветром, потому что ни благосклонность не делала его приветливым, ни чья-либо неприязнь — жестоким».

Елей милости Божьей

Есть в Евангельском описании Иерусалима место под названием Гефсиманский сад. Именно здесь Иисус ночью молился до кровавого пота. Здесь Его предал поцелуем бывший ученик. Здесь Он был связан и поведен на мучения и смерть. Гефсиманский сад расположен у подножия горы Елеонской. Оба названия какие-то непонятные и, на первый взгляд, никак между собой не связаны. Но стоит их перевести на русский язык, и связь сразу же станет очевидной. Дело в том, что «Елеон» в греческом языке означает — масличная. То есть гора, где растут маслины. Ну а «Гефсимания» переводится с еврейского как масличный пресс, специальное устройство для выжимки масла из плодов маслин.

Среди растительного мира маслины — удивительные долгожители. Из культурных деревьев, выращенных человеком, они живут дольше всех. Восемь таких маслин, возраст которых, по предположениям ученых, превышает 2000 лет, до сих пор растут в Гефсиманском саду. Некоторые ботаники даже утверждают, что оливковое дерево вообще может жить вечно, вновь и вновь получая новую жизнь от своих отростков, которые разрастаются из корней старой маслины и превращаются в новые, молодые деревья. Однако связь с родительским деревом у них сохраняется через корневую систему. Возможно, именно поэтому маслина стала в Библии символом семейного счастья и неразделимого единства рода: сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей (Пс 127:3).

Мудрая дева с горящей лампадой из притчи о нерадивых мудрых девах

Это дерево ветвистое и не очень высокое. Оно может расти на скалистых участках, неприхотливо в уходе, требует мало воды и переносит длительные засухи. Плоды маслины продолговатые и мясистые, похожие на сливу. Сперва они бывают зеленые, потом желто-коричневого цвета и, наконец, совсем созревшие темнеют дочерна. Выглядят спелые маслины очень аппетитно. Но если соблазниться и попробовать съесть такую ягоду, то ее сразу же выплюнешь. Горькая и даже немножко жжется во рту. Мы привыкли к тому, что раз ягода, значит, сладкая, ну или в крайнем случае — кислая. Но маслина в этом смысле совсем не похожа на привычные нам вишни или сливы. На вкус она сильно горчит. Поэтому из маслин не варят компоты и варенья. Их солят в бочках, как у нас солят огурцы и грибы. Соленые маслины очень вкусные. Но главная ценность этих плодов вовсе не в их вкусе. Из маслин делают знаменитое оливковое масло. Оливы — еще одно название все тех же маслин, только теперь уже на латыни. Маслина, елей, олива — все эти слова на разных языках имеют в своей основе слово «масло».

Именно ради него люди во все времена насаждали масличные сады. Оливковое масло сегодня используют по большей части лишь для приготовления салатов. Но в древнем мире это был незаменимый продукт, который служил человеку сразу в нескольких важнейших областях его жизни. Да, в древности оливковым маслом приправляли еду и использовали его для жарки. Но также это был и источник света: лампы, освещавшие дома людей в темное время суток, тоже заправлялись оливковым маслом, как сегодня — лампады в церкви. А еще масло из плодов оливковых деревьев являлось основой для всевозможных лекарств — мазей, капель, микстур. Да и само по себе оливковое масло обладает целительным действием. Им размягчали струпья на ранах, обрабатывали различные повреждения кожи, принимали внутрь при болезни желудка.

Из-за этой целебной силы елей стал символом милости Божьей. Слова всем известной молитвы «Господи, помилуй!» в греческом языке звучат как «Кирие, элейсон!» — «Господи, помажь меня елеем Своей благодати!». А оливковая ветвь считается эмблемой мира и обновления потому, что во время всемирного потопа именно лист маслины стал вестником окончания катастрофы: И помедлил еще семь дней других и опять выпустил голубя из ковчега. Голубь возвратился к нему в вечернее время, и вот — свежий масличный лист во рту у него — и Ной узнал, что вода сошла с земли (Быт 8:10–11).

Необычайно широкое применение оливкового масла, а также неприхотливость и жизнестойкость маслины сделали это дерево самым распространенным из всех плодовых. Масличные сады люди разводят и на сухой песчаной почве, и на гористых местах. Собирают маслины тоже необычно. На земле расстилают два больших полотна — с двух сторон дерева. Получается квадрат 12х12 метров. Далее берут лестницу-стремянку, поднимаются повыше и специальным крупным гребнем, «вычёсывают» оливки с веток. Оливки просто падают вниз, на полотно. Когда все плоды с дерева собраны, полотно берут за края и высыпают урожай в ящики. Из плодов только одной маслины получается до 80 литров масла.

Для его приготовления берут самые зрелые маслины. Потом их несколько раз омывают в воде, вынимают косточки, и измельчают в мелкую маслянистую кашицу. Затем эту измельченную массу отжимают специальным прессом, и — пожалуйста! Очищенное от мякоти, из-под пресса течет ароматное, вкусное и полезное оливковое масло. То самое, которое люди в благодарность Господу за это чудо природы назвали елеем — милостью Божьей.

Растения рода акация известны тем, что способны расти на любых почвах и в любых условиях, даже в совсем неблагоприятных, как, например, пустыня. Хотя, они относятся к теплолюбивым деревьям, люди давно уже культивируют акации в северных широтах. Но акация сенегальская, известная тем, что она упоминается в Библии под именем дерева ситтим, растет и культивируется только пределах своего ареала.

Акация сенегальская: ботаническая характеристика

Акация сенегальская (Acacia senegal) – представляет собой невысокое (до 6 метров) дерево или кустарник. Растет, в основном, в тропических саваннах Африки, но может встречаться на полуострове Индостан и Аравийском. Его сильно развитая корневая система, позволяет закрепляться на сложных песчаных почвах, а также удерживать в них минеральные вещества.

Кора дерева темно коричневого, почти черного цвета. Ствол, обычно имеет несколько ответвлений, образующих зонтиковидную крону.

Сложные, характерные для всех акаций, перистые листья ярко-зеленого цвета. Особенностью сенегальской акации является наличие на побегах тройных шипов, которые загнуты вниз. Шипы, это не что иное, как недоразвитые ветки. А их появление связывают с защитными функциями растения против большого количества травоядных животных.

Соцветия колосовидной формы образованы желтыми цветами. Также, довольно часто можно встретить сенегальскую акацию белого цвета.

Цветение Акации сенегальской

Дерево Ситтим в Библии

Сенегальская акация – одно из 120 растений, которые упоминаются в текстах Ветхого и Нового Заветов. Христиане уверены, что именно это растение является священным деревом евреев, которое они называли ситтим. Само название ситтим (ситта) древние евреи использовали для обозначения деревьев из рода акациевых, поэтому, не совсем понятно, какой именно вид упоминался в Библии.

Считается, что именно из древесины этого дерева была построена Скиния откровения – временных храм, который легко собирался и разбирался во время сорокалетнего скитания Моисея и народа Израилева по египетской пустыне. Вполне возможно, что каркасы для жилищ делались из этого же дерева. Дело в том, что в древние времена евреи жили в шатрах и кущах. Первые представляли собой шкуры животных на деревянном каркасе, вторые же были обычными шалашами — жилищами из листьев и веток. И все это именовалось греческим словом «Скиния”. Еще одним объяснением, почему дерево ситтим именно сенегальская акация, служит то, что больше ни одно растение в пустыне не пригодно для строительства.

Позднее, после окончания скитаний, Моисей возвел в Иерусалиме храм, повторяющий скинию. Самое главное сокровище этого храма – Ковчег Завета, было сделано из древесины дерева ситтим. Новая скиния представляла собой великолепное зрелище и поражала богатым убранством. Это был большой шатер, который делился на две части занавесями из дорогих тканей. Первая часть, расположенная напротив входа, была названа Святым местом. Здесь можно было увидеть стол, на котором располагались 12 хлебов, символизирующих 12 колен (родов) Израиля и золотую менору — светильник с семью свечами. Ковчег Завета находился во второй комнате, название которой Святая Святых. Это был деревянный сундук, покрытый золотом.

Но особо евреи почитали это дерево еще и потому, что без него им было не выжить в пустыне. Древесина шла на постройку жилья и различной хозяйственной утвари, молодыми ветвями кормили домашних животных. Также, она была единственным топливом, а значит источником жизни для Моисея и его спутников. Смола акации использовалась в лечебных целях, а шипы служили как швейные иглы.

Использование сенегальской акации

Особенностью этого вида акации является образование камеди (сенегальская акация – камеденосная), которую называют гуммиарабиком. Она представляет собой вязкую жидкость, выступающую из надрезов или естественных трещин коры. По химическому составу, гуммиарабик представляет собой смесь магниевой, кальциевой и калийной солей арабиновой кислоты. По виду напоминает кусочки янтаря, только более светлого желтого оттенка. В зависимости от цвета, интенсивности окрашивания и степени загрязнения делится на высший, средний и худший сорта.

Камедь сенегальской акации применяется в пищевой промышленности, в качестве добавки E414. Его свойства желирующие свойства, а также способность предотвращать засахаривание и препятствовать образованию комочков позволяют использовать гуммиарабик при производстве хлебобулочных изделий, некоторых молочных продуктов, а также газированных напитков и жевательной резинки.

Камедь сенегальской акации

Смола сенегальской акации нашла свое место и в производстве косметических продуктов. Ее способность удерживать влагу успешно применяется в антивозрастной косметике и средствах по уходу за сухой кожей или волосами. Наличие камеди в составе косметических средств способствует:

  • улучшению цвета лица;
  • предотвращению появления морщин;
  • более быстрой регенерации кожи;
  • увлажнению и сохранению упругости.

Антисептическое и вяжущее действие позволяют применять камедь, листья и цветы акации в качестве противодиарейного и противовоспалительного средства в народной медицине и ветеринарии.

В официальной медицине широкое распространение получили волокна сенегальской акации. Это порошок, полученный путем измельчения гуммиарабика. Его применение рекомендуется при расстройствах пищеварения и воспалительных заболеваниях кишечника.

Волокна акации помогают:

  • успокоить раздраженный кишечник;
  • устранить признаки вздутия живота;
  • уменьшить болевой синдром;
  • замедлить всасывание жиров и снизить уровень холестерина;
  • регулируют уровень сахара в крови;
  • стимулируют рост молочнокислых и бифидобактерий;

Продукция с волокном сенегальской акации

Сенегальская акация практически не культивируется с декоративными целями, так как способна расти только в тропическом климате. Однако, ее свойства позволяют считать акацию сенегальскую одним из растений, приносящих человеку пользу. И, возможно, именно из нее сделаны африканские статуэтки, украшающие ваш дом. Или в йогурте, который вы ежедневно употребляете по утрам.

Особый статус деревьев (даже отдельных) в Библии отчасти объясняется фактом, что в Палестине засушливый климат и деревьев мало. Деревянные здания там не норма (как в западном мире), а роскошь. В этом мире даже посадка отдельного дерева (Быт. 21:33) или чье-то погребение под дубом (Быт. 35:8) заслуживает упоминания. Когда древесины как строительного материала мало, она становится признаком превосходства: в царском жилище кровля из кедра и потолки из кипариса (Песн. 1:16). Поэтому 250 общих упоминаний о деревьях в Библии следует воспринимать не как свидетельство их обилия (за исключением распространенной маслины), но как признак особого статуса деревьев там, где они являются редкостью.

Образы природы и изобилия. В Библии деревья – это прежде всего образ, связанный с природой. Они восемь раз упоминаются в истории сотворения мира, где прежде всего свидетельствуют о жизнетворной силе, пронизывающей повествование. Этот образ сохраняет свое значение в последующих частях Библии, например, в описании хорошо орошаемого дерева, посаженного у потоков воды, листья которого остаются зелеными даже во время засухи (Пс. 1:3; Иер. 17:8). Дерево как символ жизненной силы появляется в апокалиптических видениях Иезекииля (Иез. 47:12) и Откровения (Откр. 22:2), где деревья каждый месяц приносят разные виды плодов, а их листья используются «для исцеления народов».

Как объекты природы деревья также обозначают Божье провидение, в двояком плане. Они сами – объект заботы Бога: «Насыщаются древа Господа» (Пс. 103:16). Кроме того, деревья показаны как средство Божьего обеспечения людей и животных; например, на деревьях, орошаемых Богом, «гнездятся птицы: ели – жилище аисту». Деревья могут быть образом изобилия, как в описании фруктовых деревьев, вовремя приносящих плоды (Пс. 1:3) и «не перестающих приносить плод» (Иер. 17:8). Смоковница (более сорока упоминаний) и маслина (более двадцати упоминаний) занимали важное место в экономике библейского мира.

Дерево как символ. Библейская история спасения начинается и заканчивается упоминаниями о символических деревьях. В Едемском саду растут древо жизни и древо познания добра и зла (Быт. 2:9). В Книге Откровение снова появляется древо жизни, в последнем эсхатологическом видении нового Иерусалима (Откр. 22:2); его листья исцеляют народы, и проклятия больше нет. Древо жизни, возможно, символизировал золотой светильник скинии. Со своим вертикальным стволом, тремя ветвями с каждой стороны и чашечками в форме «миндального цветка с яблоками и цветами» (Исх. 25:34) он производил впечатление стилизованного дерева (см. СВЕТИЛЬНИК). Деревья в Едемском саду несли в себе потенциал как благословения (бессмертия), так и проклятия (плод, ведущий к смерти). Отсюда мы видим двойственность символа дерева в Библии.

Между Бытием и Откровением есть еще одно дерево – крест спасения, высшее проявление одновременно проклятия и благословения, суда и исцеления. Апостол Павел (Гал. 3:13) говорит о проклятии принявшего на Себя грех Спасителя, «висящего на древе», и эту тему подхватывает апостол Петр (1Пет. 2:24). Это продолжение традиции Ветхого Завета (Втор. 21:23), согласно которой казненный на древе человек проклят Богом. Проклятие Христа привело к гибели смерти и возрождению жизни и бессмертия через Евангелие; все это пришло к нам посредством «древа».

Образы благословения, благости и полноты. Иногда в Библии упоминаются эстетические качества деревьев. В Быт. 2:9 сказано, что они были «приятны на вид». У ливанских кедров «красивые ветви» (Иез. 31:3). Возлюбленный в Песни песней сравнивает свою любимую со стройной пальмой (Песн. 7:8).

Укрывающая от солнца листва – символ безопасности и покоя. Возлюбленной нравится сидеть в тени своего любимого, который сравнивается с плодоносящей яблоней (Песн. 2:3). В толковании сна Навуходоносора Даниилом царь уподобляется огромному дереву, с прекрасной листвой на ветвях, которое дает много плодов, под которым укрываются полевые звери и на котором вьют гнезда птицы (Дан. 4). Подобный образ мы наблюдаем, когда рост Царства Небесного сравнивается с горчичным зерном, которое очень мало, но из него вырастает большое дерево, дающее кров птицам (Мф. 13:31).

Древо жизни – символ счастья и благополучия. Метафорически «древо жизни» четырежды появляется в Притчах, где сопоставляется с мудростью (Притч. 3:18), Плодом праведности (Притч. 11:30), исполненным желанием (Притч. 13:12) и кротким языком (Притч. 15:4). Долголетие и нерушимость – неотъемлемые характеристики дерева: «Дни народа Моего будут, как дни дерева» (Ис. 65:22). Иов противопоставляет беспомощность человечества перед лицом смерти замечательной способности высохшего пня поваленного дерева расцвести при наличии воды (Иов. 14:7–10). Дерево – это ветхозаветное соответствие американской мечты об автомобиле в каждом гараже и цыпленке в каждом очаге: «В тот день, говорит Господь Саваоф, будете друг друга приглашать под виноград и под смоковницу» (Зах. 3:10).

Дерево, выживающее даже во время засухи, благодаря мощным корням, – прекрасная иллюстрация постоянства верующего в любых обстоятельствах, хороших или плохих. Человек, верующий в Господа, – «как дерево, посаженное при водах и пускающее корни свои у потока; не знает оно, когда приходит зной; лист его зелен» (Иер. 17:7–8; см. также Пс. 1). В псалмах благочестивый человек также сравнивается с деревом: «А я как зеленеющая маслина в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков» (Пс. 51:10). Обновленный Израиль, получивший Божье благословение, подобен плодоносящему дереву: «И пустит корни свои, как Ливан. Расширятся ветви его, – и будет красота его, как маслины, и благоухание от него, как от Ливана. Возвратятся сидевшие под тенью его» (Ос. 14:6–8).

Сам Бог изображен как дерево в Ос. 14:9: «Я буду как зеленеющий кипарис: от Меня будут тебе плоды». Завет Бога Израиля – источник всяческого плодородия, физического и духовного. Деревья играют важную роль в славных эсхатологических благословениях последних времен. Они символизируют обновленное творение в целом, прославляющее Господа за Его праведный суд: «Да ликуют все дерева дубравные пред лицом Господа; ибо идет… судить землю» (Пс. 95:12–13). В пустыне снова вырастут кедр, акация, мирт, маслина, сосна, ель и кипарис (Ис. 41:19). Все деревья будут рукоплескать, когда на месте терновника и крапивы вырастут кипарис и мирт (Ис. 55:12–13). Это воплощение природы должно побуждать все человечество откликнуться на славное откровение Господа.

Образы суда, гордости и проклятия. Однако качества, связанные с деревьями, – сила, мощь, слава, богатство, почет – таковы, что греховное и непокорное человечество легко может злоупотреблять ими. Неудивительно, что эта темная сторона человечества и все вытекающие из нее последствия также могут символизироваться деревом.

Один из наиболее катастрофических результатов грехопадения – это отождествление творения с Творцом. Обожествление человечеством природы вследствие извращения религиозных инстинктов привело к возникновению отвратительных оргий культа природы, которые оскорбляли израильскую религию откровения. Пророки осуждали Израиль за поклонение идолам под всеми раскидистыми деревьями и под каждым дубом (Иез. 6:13). Фраза «всякий высокий холм и всякое тенистое дерево» стала стандартной для описания мерзостей Израиля (3Цар. 14:23).

Человеческое высокомерие и склонность к самовозвеличиванию отражены в образе гордых и высоких деревьев: «…и на все кедры Ливанские, высокие и превозносящиеся, и на все дубы Васанские» (Ис. 2:13). Могущественные аммонитяне были уничтожены Господом, хоть они были высоки как кедр и «крепки как дуб» (Ам. 2:9). Метафору развивает образ рубки деревьев как акта суда. Иоанн Креститель говорил, что топор уже близок к корням дерева (Мф. 3:10); бесплодное дерево следовало срубить и уничтожить. Бесплодие было одним из проклятий завета (Лев. 26:20), и нечестивые люди описываются Иудой как «осенние деревья, бесплодные, дважды умершие» (Иуд. 1:12).

Этот суд относится как к общественному и национальному, так и к индивидуальному уровню, и образ деревьев здесь также используется. Фараон, царь Египта, и его войска сравниваются с ливанским кедром (Иез. 31), который Господь срубит. Царство Навуходоносора будет низвергнуто, как срубленное дерево, но пень останется, что указывает на надежду возможного возрождения (Дан. 4). Уничтожение ассирийской армии уподобляется великому лесному пожару, после которого остается лишь несколько древесных пней. Гибель Ассирии также описывается как воздействие мощного топора Всемогущего. «И посечет чащу леса железом, и Ливан падет от Всемогущего» (Ис. 10:34). Общее пророчество о суде над врагами Израиля мы читаем в Зах. 11:1–2: «Отворяй, Ливан, ворота твои, и да пожрет огонь кедры твои. Рыдай, кипарис; ибо упал кедр, ибо и величавые опустошены; рыдайте, дубы Васанские, ибо повалился непроходимый лес».

Деревья персонифицированы в притчах Иофама (Суд. 9:15) и Иоаса (4Цар. 14:9). Основная идея этих притчей – неправильные отношения между терновником, виноградной лозой, маслиной, смоковницей и кедром. Неверный выбор не приводит ни к чему, кроме раздоров. Так мы видим, что слава и позор человечества, Божье благословение и проклятия Его завета – все это отражено в разных аспектах очень гибкой метафоры дерева.

См. также: АДАМ, ДРЕВЕСИНА, ДРЕВО ЖИЗНИ, ЛИВАН, ПАЛЬМА, СМОКВА.

ДЕСНИЦА. См. ПРАВАЯ СТОРОНА.

ДЕТИ. См. РЕБЕНОК.

Цветы — это жизнь, красота, это благоухание.Ни один праздник в жизни человека не обходится без цветов, начиная со дня рождения, свадеб, или особых событий в жизни. В некоторых странах даже отмечают праздники самих цветов, например, в Болгарии – праздник роз, незабудок и анютиных глазок, а Англии – фиалок, в Германии –ландышей, в Голландии– праздник весенних цветов: тюльпанов, нарциссов и гиацинтов. Люди выращивают цветы, украшая свои дома,сады, дворы, улицы, и все это для радости. А вот полевые цветы, которых никто специально не высаживает, сами растут в травах на полях, горах и радуются солнцу, голубому небу. Их поливает Всевышний Садовник, подаривший нам жизнь и цветы на земле для радости.
А что говорит Библия о цветах?
В третий день сотворения мира, когда на тверди небесной светил еще не было, чтобы отделить день от ночи, сотворил Господь » … траву, сеющую семя дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле» (Быт 1:11), и цветы с запахом несказанно благоуханным…
Цветы – это чудесное Божье творение неповторимое, то есть. нет абсолютно одинаковых цветов по форме, размеру, цвету и аромату. Есть цветы размером с 1см, а есть гиганты до 91 см. У каждого свое время цветения, одни из них приносят плоды, красивые по цвету и сочные по вкусу, пригодные для пищи, у других – плоды для лекарств от болезней или для других целей, иные сами растут для красоты и благоухания, рождая только себе подобных. Великий Создатель предусмотрел все, что необходимо будет человеку в его жизни. Цветы, чтобы иметь плоды, опыляются пчелками, В чашечке цветка есть пыльца, нектар, его можно собрать со всех цветущих растений. Пчела садится на пыльцевую часть цветка, всасывает зобиком нектар из него и собирает пыльцу. Перелетая с одного цветка на другой, пчелы переносят пыльцу, тем самым как бы оплодотворяя растение, и собирают нектар для превращения его в мед в ульях. Нектар – душа цветов. Нектарники – особые участки ткани растения, выделяющие сладкий сок. Ведь благодаря выработке нектара, цветы привлекают пчел, а те, в свою очередь, способствуют продолжению рода данного вида растений, а медом делятся с людьми.
Давайте, порассуждаем. Чтобы были плоды, нужно оплодотворить растение. Сравнивая этот процесс духовного возрождения человека, чтобы были плоды, необходимы знания, премудрость, вера и желание действовать по воле Божьей, ведь дорогу осиливает идущий. Слово Божие дает нам цвести и плодоносить, прославляя Отца небесного.Сила Божьего Слова открывает величие созданного мира, в котором Царствует Бог. Доставая до корней нашего сердца живительной влагой, заставляя нас меняться.
Господь подарил знания, создав Священное Писание, в котором Он возвещает нам через пророков Свою премудрость создания мира, его историю, и что Бог ожидает от Своих созданий. Сегодня это настольная книга миллионов людей на планете Земля. Ее ежедневно читают, изучают, над ней рассуждают, постигают и действуют во благо ближних для прославления Создателя, Того, Кто Все и во Всем. Как пчелки, ученики Иисуса проповедуют, делятся истинами Божьими и верой, своим опытом и знаниями.
«Но благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте.15 Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих» (2Кор. 2:14-15) Люди слушают и возрождаются. Просыпаясь от сна, они, как цветы, расцветают, рождая плоды веры и любви к Богу, и друг ко другу, с Божьей помощью сохраняя мир и помогая ближним преодолевать трудности, болезни, всякое зло.
Вначале Господь создал рай на земле, где все цвело и благоухало. И первого человека Адама Господь поселил в раю. После согрешения Адама и Евы, познания ими запрещенных плодов с дерева добра и зла, Господь выслал их из сада Эдемского, чтобы Адам возделывал землю из которой он взят, сказав Адаму, что он прах и в прах превратится. И все живое на земле имеет с тех пор свой срок жизни, в том числе, и цветы. Люди стали грешными, одни поклоняющиеся Богу и верные Ему, называются праведными. И вот с чем сравнивает Господь праведника —»праведник цветет, как пальма, возвышается подобно кедру на Ливане. Насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего» (Пс. 91:13). «Скажите праведнику, что благо ему, ибо он будет вкушать плоды дел своих»(Ис.3:10).
Иисус сравнивает себя с виноградной лозой, где виноградарем является Его Отец, Сам Господь Бог. » 5 Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. 6 Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают. 7 Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам. 8 Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками» (Иоанн,15)
Весна — образ воскресения, время любви. А любовь без цветов невозможна. В своей книге «Песня песней» царь Соломон пишет: «Вот, зима уже прошла; дождь миновал, перестал; цветы показались на земле; время пения настало» (Песн. 2:11-12).
Особо нравились своею красотой и чистотой, отсутствием шипов, цветы лилии, как образ Земли Обетованной. Любовь рождает поэзию, которая без образов и великолепия цветов не бывает. Даже возрождение Израиля у пророка Осии сравнивается с лилиями «Я буду росою для Израиля; он расцветет, как лилия, и пустит корни свои, как Ливан.» .( Осия14:6-7).
Иисус Христос приводил в пример лилию, как одну из самых прекрасных цветов, с которой нельзя сравнить желание человека иметь красивую одежду: «И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них;… Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.» (Матф. 6:28-34, также Лук. 12:27-31).
Много мест в Библии, где вера в Господа сравнивается с восстановленным к жизни деревом. В Ветхом Завете засохшее дерево однажды зацвело и в буквальном смысле. Это было миндальное дерево, из которого был сделан жезл первосвященника Аарона: » кого Я изберу, того жезл расцветет; и так Я успокою ропот сынов Израилевых, которым они ропщут на вас.» «На другой день вошел Моисей в скинию откровения, и вот, жезл Ааронов, от дома Левиина, расцвел, пустил почки, дал цвет и принес миндали.» (Числа,17,5-8). Для Бога ничего невозможного нет. Избирая человека для служения Себе, Он превращает упавшего духом, скорбящего, мрачного человека в цветущее дерево, в оптимиста, всегда радующегося и неунывающего..
Какие же еще цветы приведены в Библии, как образы духовного мира, например, нарцисс?
В книге пророка Исаии, когда он описывает, во что превратит Господь Земли Обетованные, пишется: «Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая и расцветет как нарцисс; 2 великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать; слава Ливана дастся ей, великолепие Кармила и Сарона; они увидят славу Господа, величие Бога нашего» (Ис.,15:1).
Белая акация (ситтим), мирт благовонный, смоковница (инжир), маслина — тоже украшение Земли Обетованной.
Когда Иисус входил в Иерусалим, люди встречали Его, приветствуя с радостью: «Осанна в вышних», благословляя Его, с пальмовыми ветками и стелили их Ему под ноги, выражая этим радость встречи, благословение Божье, надежду.
Смена четырех времен года имеет свое установленное Господом время, время расцвета, время плодоношения, время увядания и время зимней спячки. Так и с человеком. Его жизнь подобна цветку полевому, сказано в Библии. Но праведнику Господь приготовил Царство небесное и жизнь вечную и, как написано: » не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.» (1Коринф.2:9). Можно только догадываться, как прекрасен будет мир рая, украшенный необыкновенными по красоте цветами.
ДУША И РОЗА
Господь!
Ты жизнь даешь и посылаешь смерть,
Из праха снова к жизни пробуждаешь.
У каждого растенья — своя клеть,
И эту клеточку земли Ты созидаешь.
Останки, превратившиеся в тлен,
В круговороте станут черноземом,
И для растений новых будут всем:
И пищею живой, и водоемом.
Тогда из темноты, похожие на грезы,
Пробьются изумрудные ростки,
Наполнив сад дыханьем чайной розы,
Благоухая распахнутся лепестки.
Головки роз похожи на созвездья!
А розы белые, как образ чистоты.
Милы для глаза нежные соцветья —
Божественный цветок любви и красоты.
Но быстротечны дни, и будто от мороза,
Тускнеют краски, меркнут лепестки.
Едва успевшая расцвесть, увянет роза
И вместо радости наступит час тоски…
Как в мире все едино, безраздельно.
Душа омытая – избавлена греха
Для жизни безнадежной и бесцельной.
Тогда рождаемся мы свыше на века.
Тогда неважно, солнце жжет иль грозы,
Любовью вечною наполнены сердца,
Навстречу в душах расцветают розы,
И фимиам молитв несется в небеса.
***
и вот еще несколько строф, из стихотворения Елены Шамровой, соответствующие смыслу моего эссе:

Научи не судить, чтоб не быть осужденной,
и прощать научи, как умеешь лишь Ты.
Я склонюсь пред Тобою душой сокрушенной,
и букет этих строк подарю, как цветы.
Как весной обновляешь земле Ты одежду,
надевая наряд неземной красоты,
облеки мое сердце в живую надежду,
наряди мою душу в виссон чистоты.

Серебро и бронза

Третья категория приношений — это серебро и бронза (35:5, 24а). Серебро обозначает искупление креста, а бронза обозначает Божьи суд и проверку и даже испытания от врага. Мы должны переживать искупление, крест Христа, и мы должны переживать суд и проверку, которые перенёс и претерпел Христос. Тогда мы будем обладать серебром и бронзой и сможем принести их Господу для Его строения.

Дерево ситтим

Четвёртая категория материалов — это дерево ситтим (35:7б, 24б). Дерево ситтим обозначает обновлённое человечество. Скиния была в основном сделана из дерева ситтим, которое было обложено золотом. Это указывает на человеческую природу Господа Иисуса, а не на падшую человеческую природу. Это человеческая природа, пригодная для Божьего строения. Что касается нас, это должна быть обновлённая человеческая природа, преобразованная человеческая природа. Мы — падшие люди с падшей природой. Эта падшая природа, наше человечество, или человеческая природа, должна быть обновлена. Если мы хотим, чтобы среди нас было построено Божье строение, у каждого из нас должна быть надлежащая человеческая природа, или надлежащий человеческий характер. Обновлённое человечество, которое обозначается сильным и прочным деревом ситтим, является материалом для Божьего строения.

Человек может быть небрежным и ленивым в своих падших природе и характере. Однако, после того как он был спасён, он будет постепенно обновляться жизнью воскресения в Святом Духе. Посредством жизни воскресения его характер изменится и его человеческая природа преобразуется во что-то новое. Он станет очень сильным и строгим в своём характере. Такое человечество может быть использовано в качестве материала для созидания Божьего жилища. Для созидания церкви требуется обновлённое и преобразованное человечество в качестве основного материала. Если наша природа, наш характер, остаётся в падшем и старом состоянии, мы ни в коем случае не можем быть использованы в качестве материалов для созидания церкви. Поэтому мы должны быть преобразованы и обновлены в своём человечестве, своём характере и человеческой природе. Тогда мы станем деревом ситтим для созидания Господней церкви.

Драгоценные камни

Пятая категория — это камни оникс и другие драгоценные камни (35:9, 27). Драгоценные камни обозначают работу Святого Духа через наши обстоятельства. Драгоценные камни не являются первоначальным Божьим творением, но являются сотворёнными вещами, которые прошли через огонь и давление и превратились в драгоценные камни. Это указывает на то, что Святой Дух будет работать над нами, устраивая то или иное внешнее окружение и определённые обстоятельства, чтобы «жечь» нас и «давить» на нас, и тогда мы будем преобразованы в драгоценные камни.

Благовония и масло

Шестая категория — это благовония и масло (35:8, 28). Масло, обозначающее Святого Духа, предназначено для помазания, а благовония, обозначающие воскресение Христа, предназначены для курения. Воскресение Христа неразрывно связано со Святым Духом. Без Святого Духа воскресение Христа не может стать действительным для нас. Масло и благовония, помазание и курение, всегда упоминаются вместе. Божьи люди должны переживать все эти вещи, чтобы обладать ими как своим богатством. Когда все эти вещи понадобились Господу в Исходе, они были у людей и они принесли их Ему в качестве материалов для Его строения.

Мы должны переживать Господа во многих аспектах. Тогда мы тоже будем богаты в том, чем мы владеем, и мы сможем принести это Господу для Его строения. Все материалы для Божьего строения — это то, что Божьи люди переживали и чем они владеют. Все эти вещи были у них в руках, и они стали их владением, их богатством, чтобы они принесли их Господу как материалы для Его строения.

Созидание церкви, созидание служения Богу и созидание общения между Господними детьми и Самим Господом должно осуществляться тем Христом, которого мы пережили и которым мы владеем как нашим богатством. Тогда мы принесём то, что мы пережили и чем владеем, Господу в качестве материалов для созидания Божьего жилища, где мы можем собираться вместе, для созидания служения Господу и для созидания общения между Господом и Его детьми.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *