Японские фонарики для сада

Японские фонарики для сада

Фонарь на берегу,
Огонь свечи внутри.
Мой сад ночной
С луной ведет беседу.
Смотрю и растворяюсь в сказке…

Создавая сад в японском стиле мы используем особые элементы, символы. Один из таких элементов — каменные фонари. Они имеют древнюю историю, различаются по видам, каждый из которых предназначен для строго определенного места. Фонарь состоит из нескольких частей: основание, опора, подставка под световую камеру, световая камера, крыша и навершие. У некоторых видов фонарей присутствуют не все эти части. Основные типы фонарей — касуга-торо, юкими-торо, ямадоро-торо, оки-торо, орибе-торо. В световую камеру помещают маленькую свечу, ее колышащийся свет создает в саду таинственную обстановку.

Касуга-торо — это самый нарядный и большой из фонарей. Он украшается богатой резьбой. Касуга-торо устанавливается на видном месте, рядом со входом. Два таких фонаря могут составлять симметричную пару.

Юкими-торо предназначен для любования снегом. Поэтому у него очень широкая плоская крыша. Часто устанавливается возле воды, чтобы он мог отражаться.

Ямадоро-торо устанавливается в тенистых местах, в дальних уголках сада. Этот фонарь делают из грубо обработанных камней. Со временем он обрастает зеленью.

Оки-торо — самый маленький из японских каменных фонарей. Он устанавливается у мелководья, в дзенских садах, у сухого ручья.

Орибе-торо устанавливается только вместе с цукубаи (чашей для омовения). Отличительная черта Орибе-торо — внизу его опоры всегда должно присутствовать изображение фигуры человека, что связано с древней легендой о происхождении фонаря. Легенда гласит, что Мастером чайной церемонии Орибе по вероисповеданию был не буддистом, а христианином (что преследовалось в Японии того времени). Чтобы можно было поклоняться своему Богу, мастер в самом низу опоры фонаря вырезал распятие и поставил фонарь так, чтобы растения полностью закрывали низ фонаря. И каждый раз, наклоняясь к цукубаи набрать воды во время проведения чайной церемонии, мастер-христианин кланялся своему Богу. И никто не догадывался об этом. Поэтому цукубаи в саду ставится только в паре с фонарём Орибе, нижняя часть которого всегда должна быть закрыта растениями.

Помимо каменных фонарей в японских садах присутствуют пагоды как символ буддистского храма. Они состоят из 3, 5, 8 или 13 уровней, размер которых уменьшаются с высотой. Пагоды располагают так, чтобы их было видно из всех уголков сада, на высокой точке рельефа. А по размеру пагода должна быть выше самоко большого каменного фонаря.

В нашем японском саду мы тоже разместили пагоду и каменные фонари. Их для нас из инкерманского известняка изготовил скульптор Александр Болдырев. Каждый фонарь предназначен для конкретного места, что отмечено на плане. Пагода расположена на холме в центре сада. Сначала мы нашли подходящие предметы в японских садах, потом создали их чертежи и модели, а затем в мастерской изготовили фонари и пагоду.

Работать было очень интересно. Иногда мы придумывали какие-нибудь истории, связанные с нашими фонарями. Например, в резьбе касуга-торо изображены в символическом виде когти и чешуя дракона. А два фонаря ямадоро-торо похожи, как два брата-близнеца, но один из них живет в городе и изучает дзен-буддизм, а другой — в деревне и пьет саке…

Пагода и фонари простояли в саду уже год и за это время частично покрылись зеленью. Этот процесс должен продолжаться, и с каждым годом наши каменные элементы будут выглядеть все лучше. В Японии есть понятие щинбаку — улучшающее действие времени на предметы из камня и металла.

На фотографиях показана история наших каменных фонарей и пагоды.

Хотите украсить свой сад оригинальными фонариками? А что если позаимствовать их из японского стиля? Аккуратные, компактные, они могут очень интересно вписаться в дизайн.

В Японии такие фонарики прежде устанавливали для освещения дорожек, ведущих к храмам. Теперь их можно увидеть практически везде. И, конечно же, какой без них японский садик? Здесь они играют роль своеобразных маячков, указывающих путь к чайному павильону.

Существует несколько видов японских фонариков, различающихся по форме и высоте.

Одни из самых высоких называются «тачи-гата». В японских садиках их устанавливают в центральной части дорожки. Там они играют роль главной фигуры. Фонарики вытянуты, по виду напоминают столбики, высота их от 1,5 до 3 м.

«Икекоми-гата» — также в виде столбиков, но меньшего размера. Ими украшают берега водоемов или ручьев. У них нет широкой основы, их (как столбы) закапывают в землю.

«Оки-гата» — самые маленькие фонарики. Их место вдоль дорожек, среди растений и в маленьких двориках.

«Юкими-гата» (снежные) — самые популярные. Устанавливают их возле водоемов и водопадов. Снежными называют из-за довольно широкой крыши, на которой задерживается снег. Исходящий из-под крыши свет отражается в воде и делает путь к чайному павильону особенно живописным и завораживающим.

Иногда эти фонарики «ставят» на высокую изогнутую ногу, что позволяет максимально приблизить их к поверхности водоема и таким образом увеличивает эффект отражения света.

Можно ли сделать японские фонарики своими руками? Конечно, хотя дело это и непростое. У меня в саду есть два вида фонариков: тачи-гата (высотой 120 см) и юкими-гата (высота — 50 см).

Классически их изготавливают из металла и камня. Если выберете последний вариант, лучше взять мягкий камень, например, песчаник. Но лично я избрал более простой способ и использовал близкий по структуре к природному камню… газосиликатный блок.

Он легко поддается обработке, его можно пилить обычной пилой, а любую форму придать с помощью полотна по металлу.

Блок легко шлифовать как грубой, так и мелкой наждачной бумагой. Затем, когда фонарик будет готов, его нужно покрыть цементно-клеевым раствором, для того, чтобы газосиликат не впитывал влагу и не разваливался.

А уже после этого можно подобрать цвет акриловой краски и выкрасить фонарик в естественный цвет камня. Учтите: именно в естественный, потому что цветных фонариков в японском саду не бывает!

Восточные мотивы в ландшафтном дизайне очень популярны у российских садоводов. Не прошёл мимо них и наш автор Сергей Головков. Перебрав несколько вариантов, он решил изготовить каменный фонарь из дерева. Что у него получилось, читайте в статье.

Идея создать традиционный японский фонарь для участка мне давно казалась очень интересной, но я долго не мог решить, как и из чего его сделать. Резать по камню я не умею, и этот вариант отпадал. Провёл несколько опытов по работе с бетоном. Этот вариант был более реален, но имел свои недостатки. Во-первых, была проблема изготовления мелких деталей. Во-вторых, изделие получилось бы слишком тяжёлым. В-третьих, я был бы постоянно привязан к работе, так как бетон нельзя отложить в любой момент и вернуться к нему позже. Оставался вариант фонаря из дерева.

Подготовка и выбор материала

Работу начал с эскиза. Обычно я редко это делаю и держу «картинку» в голове, но здесь он был необходим. В качестве материала я использовал сосну и лиственницу, которые остались от ремонта крыши. Причём дерево было далеко не лучшего качества и долго не находило применения. Но я изначально знал, что фонарь буду красить, поэтому практически не обращал внимания на сучки и другие дефекты досок. Благодаря такому выбору себестоимость фонаря — очень небольшая, но работы было немало.

Сборка основания

1 . Изготовил из картона шаблон ножки в натуральную величину и обрисовал его на двух внутренних плоскостях заготовки.

3 . Аналогично изготовил остальные ножки и перемычки между ними. Моя ленточная пила позволила вырезать перемычку из единого куска. Если не хватает высоты реза, её можно изготовить и из двух частей.

4 . Детали склеил влагостойким клеем, усиливая стыки шкантами. В завершение зашлифовал неровности. Если все операции выполнить точно и аккуратно, то получится основательный и устойчивый «табурет» без сиденья.

Изготовление крыши

Изготовление этого элемента было самым сложным, поскольку у крыши нет ни одной плоской поверхности. Нижнюю и верхнюю стороны крыши предстояло скруглить таким образом, чтобы углы были в самой высокой точке, а центры сторон — в самой нижней.

Начал с обработки нижней стороны крыши. Чтобы профили всех её частей были одинаковыми, изготовил шаблон. Радиус скруглення у меня получился около 4 м. Шаблон вырезал из 12-мм фанеры, понадобились и выгнутая, и вогнутая его части. Крышу клеил в виде «рамок» разных размеров, положенных друг на друга.

5 . Сначала из доски толщиной 60 мм склеил самую большую «рамку». Она будет нижней частью крыши.

6 . Для скруглення поверхности по шаблону нужен мощный фрезер. Под него я сделал приспособление в виде коробки. В центре короткой стороны коробки сделал сквозное отверстие.

7 . На заготовке крыши установил технологическую перемычку, в центре которой нашёл и просверлил центр, в который вставил гвоздь в качестве оси.

8 . С дальней стороны от центра на коробку закрепил два ролика-колеса. На ось под коробку подложил подкладку из фанеры, чтобы коробка при движении не тёрлась о перемычку и углы заготовки.

9 . Внутри коробки прикрутил полозья, изготовленные из распиленной пополам выгнутой части шаблона. После этого установил заготовку с приспособлением на плоскую гладкую поверхность…

10 …установил на ось коробку и скруглил нижнюю сторону крыши. Проведённая подготовительная работа позволила сделать это быстро и легко.

11 . Затем перешёл к верхней стороне крыши. Здесь поверхность вогнута по дуге от угла к углу и одновременно — от края к центру. Для начала я наклеил три «рамки» на верхнюю часть крыши. Размеры рамок и их толщину вычислял по эскизу фонаря.

12 . Пока клей сох, занялся изготовлением приспособления для фрезерования поверхностей. Сначала обеспечил нужное движение фрезы от угла к углу. Для этого поставил фрезер «на рельсы» — изготовил рамку, в которой продольные стороны сделал из вогнутой части шаблона. А на фрезер установил три пары подшипников в качестве колесиков.

13 . На торцах рельсовой рамки установил ещё по паре подшипников. На них сама рамка будет двигаться по направляющим от края к центру крыши. Форму этих направляющих задала планируемая кривизна крыши. Вырезал их из обрезков ЛДСП. После всех проверок и настроек запустил фрезер и, перемещая его в разных направлениях, скруглил по очереди все четыре стороны.

Стенки фонаря

14 . Стены фонаря на одном уровне — абсолютно одинаковые. Чтобы спрятать торцы дерева на углах, кромки вертикальных элементов срезал под углом 45 градусов. Решётка у меня была готовая, буковая — осталась от мебельного фасада.

15 . Собрал и склеил стенки между собой — и вот уже первая примерка. Некоторые стыки требуют подгонки, но это будет на финальном этапе перед покраской. Главное, что форма удалась. Осталось изготовить ещё два этажа, но меньшего размера. Крыши и стенки меньшего размера делал по уже опробованным технологиям.

16 . На самом верху фонаря я установил шпиль. Он состоит из маленькой «крыши» и самого шпиля. К тому времени обрезки бруса 100 * 100 мм у меня закончились, и я выточил шпиль из трёх склеенных досок.

Свет

Все детали фонаря собрал в единое целое предварительно без подгонки и шлифовки. Результат меня порадовал, но фонарь должен светить. Открытый огонь, как в настоящем фонаре, ему противопоказан, оставалось провести электрический свет. Предполагалось, что фонарь будет подключён к датчику
освещения и автоматически включаться, когда стемнеет. Для экономии электроэнергии использовал светодиодные лампочки по 3 Вт. Они имеют цоколь G9. Он довольно герметичен, и. хотя фонарь имеет собственную большую крышу, при использовании на улице это важно. Керамические цоколи установил на деревянных прямоугольных перемычках и закрепил в крышах, используя их пустоты. Все соединения спаял и изолировал термоусадочной трубкой.

Перед окончательной сборкой электрики весь фонарь зашлифовал, подогнал соединения и изнутри покрыл прозрачным акриловым лаком в два слоя.

16 . Все детали фонаря соединил на водостойком клею с 8-мм шкантами. Единственное соединение без клея — верхняя «крышка» фонаря со шпилем. Она съёмная, так как иначе лампочку третьего этажа не заменить. До остальных можно дотянуться через нижнее окошко в основании.

Покраска

Главной задачей при покраске было создание текстуры природного камня. Я хотел получить подобие гранита, а решётки решил оставить деревянными.

Использовал акриловую краску. Сначала нанёс основной слой серого цвета. Позже я понял, что проще и лучше наносить белую или очень светлую серую, но это уже совет «знатока». В моём случае для получения равномерного тона пришлось красить в два слоя.

18 . Для имитации текстуры камня использовал четыре цвета — белый, чёрный, серый и охристый. Смешивая серую краску с белой и чёрной, я получил два оттенка серого, отличного от фонового. Итого получилось 5 цветов для окрашивания. В качестве инструмента использовал натуральную губку.

Покрашенный фонарь оставил сохнуть на сутки, после чего поверхность легко отшлифовал вручную наждачной бумагой с зерном 120-150, обеспылил влажной тряпкой и покрыл вместе с решётками двумя слоями прозрачного акрилового лака.

19 . С наступлением темноты в фонаре автоматически зажигается огонь.

Сергей Головное, Новочеркасск

Японские каменные фонари были впервые использованы в древних храмах и святынях, где они хранили огонь, зажженный по обету. Предназначение таких фонарей было не в освещении пространства, а в защите огня от воздействий окружающей среды, так как священный огонь символизировал Будду, знание и просветление. Лишь гораздо позднее, в шестнадцатом веке, они стали применяться с практической целью, для освещения территории частных садов, чайных домиков и помещений религиозного предназначения. От классических до современных, фонари компании Stone Forest заимствовали эту многовековую традицию.

Дизайнеры высекают из гранита традиционные японские фонари и оригинальные каменные светильники собственного дизайна уже в течение 20 лет. Если вы ищете интересный декор для сада в традиционном японском стиле, или хотите подобрать более современное украшение двора и дополнение к вашему пейзаж, то фонари высшего качества Stone Forest — прекрасное решение.

Традиционные японские фонари производятся в соответствии со строгими старинными спецификациями. Днем — это изящное украшение для декорирования сада, а вечером, со свечкой внутри, фонарь выполняет функцию освещения сада играющими огоньками, указывая путь к чайной беседке, пруду или дому. В ассортименте — все основные виды фонарей.

«Тачи-гата» (Tachi-gata) (в переводе с японского — «пьедестальные») — в определении уже заключается назначение таких фонарей. Их используют для освещения места в саду, где хозяин беседует с самыми почетными гостями. От других видов фонарей «тачи-гата» отличает большая высота — от 1,5 до 3 м, поэтому они органично смотрятся в садах, занимающих обширную территорию.

«Икекоми-гата» (Ikekomi-gata) — существует предание, согласно которому этот фонарик располагают так, чтобы падающий на него луч солнечного света обязательно был направлен на землю. Поэтому обычно для установки фонарей «икекоми-гата» выбирают открытые для солнца участки двора и сада.

«Юкими-гата» (Yukimi-gata) — в переводе «кажущиеся покрытыми снегом». Изюминка этих каменных фонарей — крыши квадратной или круглой формы, уберегающие огонь внутри от снега. Часто окошки фонаря закрыты матовым стеклом, которое придает мягкое свечение лучам солнца, попавшим на фонарь и свечи вечером.

«Оки-гата» (Oki-gata) отличаются своими небольшими размерами. Такие миниатюрные каменные фонари прекрасно будут смотреться в саду или внутреннем дворе дома небольшого размера, возле тропинок, клумб и цветников.

Компания также может вырезать любой узор и создать любой японский фонарик по вашему запросу. Ознакомиться более детально с продукцией можно на сайте StoneForest.

В Японии, как и в любой другой стране, есть свои символы, которые ее характеризуют. Но это не только гимн, флаг и герб. Этими символами становятся особо почитаемые животные и цветы, природные достопримечательности и исторические ценности.

Содержание

Список основных символов Японии

В этой удивительной стране контрастов общепризнанными являются следующие символы:

Первые три символа относятся к официальным, остальные же являются отражением японской культуры и наследием предков.

Официальная символика Японии

«Хи-но-Мура» — «солнечный круг» или официальный флаг Японии. На нем изображено восходящее солнце на лазурном фоне. История флага связана с вхождением Японии в ряды мирового сообщества в 19 веке.

Флаг Японии

Гимн данного государства – пятистишье танка. В нем славится император, и звучат пожелания о его долгом правлении. Все в этом гимне иносказательно и метафорично.

Императорская печать имеет оттиск в виде цветка хризантемы. Раньше этот символ запрещали использовать всем, кроме императорской семьи. Сегодня этот запрет снят. И похожие рисунки можно встретить в парламенте и дипломатических учреждениях.

Почитаемые животные Японии

В Стране восходящего солнца трепетно относятся ко всему живому. Этому способствует одна из национальных религий (синтоизм), а также мировоззрение японцев.

Енотовидная собака популярна в Японии благодаря множеству легенд и примет, что окутывают ее существование. Считается, что такая собака приносит богатство и удачу. Некоторые думают, что данное животное обладает сверхспособностями. Иногда японцы заводят енотовидную собаку у себя дома. Ведь этот зверек умеет петь необычным голосом, а еще, согласно поверьям, защищает от воров и учит добродетели. Фигурки енотовидной собаки продаются в крупных центрах и частных лавках.

Енотовидная собака

Вторая по популярности у японцев – кошка Нэко. Этот символ в эпоху Эдо считался проводником сверхъестественных сил. Такая кошка могла нести свет и добро, а могла проводить и темные энергии. Неоднозначный талисман продается в Японии повсюду. Многие думают, что фигурка Нэко с поднятой лапой приносит удачу, и дарят ее своим близким.

Кошка Нэко

Соколы разных видов также почитаемы в Стране восходящего солнца, как и другие животные.

«Така» — японское название всех птиц, относящихся к отряду соколиных.

Раньше изображение сокола использовали только те семьи, члены которых отличились своей воинской доблестью. Затем фигуры и картины с этими птицами стали повсеместными. И сокол перестал относиться к официальным знакам.

Сокол

В провинции Ниигата особо почитается красноногий ибис. Схожесть окраса ибиса с цветом официального флага делает эту птицу важным японским символом. В данном государстве даже существует цвет, который именуется «токихаиро». Именно он соотносится с тонами оперения ибиса.

Красноногий ибис

Зеленый фазан олицетворяет для японцев материнскую любовь и заботу. Японский архипелаг является естественной средой обитания данных птиц. Этот символ также считается неофициальным для государства, но был избран японской ассоциацией орнитологов, как самый главный отличительный знак Японских островов.

Зелёный фазан

Последний, но не менее значимый атрибут японской культуры – это аист. Во всем мире можно встретить множество картин из Японии именно с этой птицей на полотне. Аист символизирует верность и долголетие, а еще ценится за грацию и элегантность. Благодаря моногамии аистов их изображения используются в свадебной символике.

Главная достопримечательность: гора Фудзияма

Кроме живых атрибутов Японии, в стране почитаются и разные природные объекты. Гора Фудзияма – потухший вулкан на острове Хонсю. В 663 году было зарегистрировано первое восхождение на прекрасную гору, о которой слагаются стихи, оды и легенды. Его совершили простые монахи. Длительный период женщинам было запрещено даже приближаться к священной горе.

Гора Фудзияма в Японии

На склонах этого вулкана располагается синтоистский храм. А восхождение на данную гору приравнивается к обретению бессмертия. Но чем так уникальна эта гора?

Все дело в ее невероятной симметрии. А еще в цветущих садах вишни на ее склонах. Легенда об этой горе гласит, что она, как по волшебству, образовалась всего за одну ночь. Ее виды действительно удивительны и великолепны. А атмосфера на ней кажется аутентичной и первозданной.

Цветение сакуры в символике Японии

Инадзо Нитобэ в своей книге, посвященной пути самурая, писал, что сакура сполна отражает все эстетические принципы японской культуры. А ее изящество несравнимо ни с чем другим.

Сакура

Конец марта в Японии – это не только начало настоящей весны, но и подлинное природное преображение. Вся страна вмиг окутывается бело-розовыми лепестками. И все вокруг становится каким-то сказочным, почти не реальным.

Цветение начинается в Кисю. Затем с юга волной катится к Токио. И, наконец, захватывает всю страну. Благодаря сакуре городские виды Японии приобретают уникальный и неповторимый антураж.

У японцев существует отдельная традиция, посвященная сакуре. Она называется «ханами». В период цветения жители страны выбираются на пикники, прихватив с собой закуску и алкоголь, и созерцают сакуру.

Цветок сакуры цветет всего несколько дней. Такая быстротечность вполне соотносится с характером любого японца. В этой стране существует поверье, что если пыльца сакуры упала в чашку с сакэ, то выпившего такой напиток ждет долголетие и здоровье.

Во время появления цветков в магазинах страны продаются сезонные напитки с добавлением нежных лепестков. Также реализуется выпечка с этими лепестками.

В больших городах существуют специальные парки, засаженные деревьями сакуры. В апреле в них проводят разнообразные фестивали и празднества в честь цветения символичного и прекрасного цветка.

Куклы в Японии

Куклы в Японии – это часть национальной культуры. Есть куклы, которых достают только по праздникам. А есть такие, которыми могут играть каждый день. Существуют куклы для созерцания, а также те, что изготовлены из подручных материалов. В Японии даже проводят выставки и фестивали кукол, где продают интересные кукольные сувениры туристам.

История японской куклы напрямую связана с мистикой и колдовством. В древней Японии кукол создавали деревенские колдуны, чтобы излечить человека, или навредить ему. Сохранились сведения о ритуалах, где больному предлагалось дуть на бумажную иди бамбуковую куклу, или обкатывать ей тело, а затем топить эту вещь в реке, или сжигать. Считалось, что таким образом болезнь с человека перейдет на куклу, и сгинет в водах реки, или сгорит в огне.

В японском словаре существует слово «нинге», которое обозначает куклу. Японские куклы подразделяются на следующие категории:

  • Праздничные куклы или «хина-нинге». Праздник «Хинамацури» празднуется в честь императорской семьи. И главные действующие лица на нем – куклы. Почти каждая семья в этот день достает из сокровенного места в доме тщательно упакованные куклы, обозначающие всех членов императорского рода. И эти дорогие игрушки устанавливаются на специальный стенд или ступеньки по старшинству. Сначала ставят куклу-императора, затем его жену, детей, советников и всех остальных придворных в соответствии с регламентом. В такой праздник ходят друг к другу в гости, и созерцают красиво выставленных кукол;
  • Куклы-самураи или «гогацу-нинге». Эти игрушки изображают самураев или других доблестных воинов. В комплект также могут входить фигурки животных и исторических персонажей. Эти куклы используются при проведении праздника «Танго но секку»;
  • «Хризантемовые» куклы или «куку-нинге». Эти изделия сделаны из бамбука и живых хризантем, посаженных в каркас с корнем. Применяются, как выставочные экспонаты, для выставок в период цветения хризантем.

Помимо перечисленных кукол, в Японии распространены глиняные и механические игрушки, деревянные неваляшки для маленьких детей, и куклы-талисманы, приносящие удачу.

Вкусный национальный символ: японская кухня

Кухня в Японии имеет немало особенностей. В каждой провинции этой удивительной страны можно отыскать что-то необычное. Но известные всему миру японские блюда стали истинными неофициальными символами этого государства.

Суши или «суси» по-японски пришли в эту страну из Южной Азии. Изначально они изготавливались из морепродуктов, но в 18 веке их стали делать с добавлением риса.

Суши

Данное блюдо требует строгого соблюдения технологии приготовления. Подлинные японские суши готовятся только из свежих продуктов по старинным рецептам. Различные их вариации – это современные кулинарные веяния, не относящиеся к японским блюдам.

К традиционным японским блюдам можно отнести и унаги. Жареный угорь, приправленный соусом, подается в ресторанах с традиционной кухней, и считается настоящим деликатесом.

Еще одно исконное японское блюдо – Соба. Гречневая лапша, которая подается с бульоном и соевым соусом, является повседневным блюдом. Этот рецепт зародился в горных районах Японии, и сегодня популярен во всем государстве.

Соба — национальное японское блюдо в виде длинной коричнево-серой лапши из гречневой муки.

Гречневая лапша «Соба»

Якитори – вариант куриного шашлыка. Куриные потроха и мясо обжаривают только на углях, и употребляют с соусом тарэ. После открытия границ в Японии появились новые рецепты, которые можно отнести к смеси европейских и азиатских кухонь, но якитори, соба, унаги и суши считаются национальными блюдами Японии.

Блюдо Якитори

Самураи: немного истории

Когда мир смог лучше познакомиться с японской культурой благодаря кинематографу, многих заинтересовали мистические и невероятные самураи. Эти воины стали героями многочисленных легенд. А также теми, на кого пытались равняться все японские мальчишки.

Доблестные символы Японии в доспехах обладали такими способностями, о которых многие тренированные воины современности могут только мечтать.

Дзэн-буддизм – это религиозное учение, особо почитаемое сословием воинов. Именно с постижения его догм начинали свое обучение новички в самурайских рядах. Настоящие самураи постигали не только искусство войны, но и получали обширное светское образование. Они умели рисовать, писали стихи, обладали навыками каллиграфии и проводили чайные церемонии.

В эпоху Сегуната самураи были богатым сословием. Могли себе позволить содержать лошадь. И носили дорогое обмундирование, которое украшали двумя мечами, вместо одного.

Самураи сыграли значительную роль в формировании японской истории. Они влияли на государственные процессы. Обладали своим кодексом чести «Бусидо». И имели наследственные обязательства.

Сегодня в провинции Одавара недалеко от Токио проводятся исторические реконструкции и фестивали, отражающие основные моменты самурайской культуры. На этих празднествах можно увидеть костюмы самураев, принадлежащие к различным эпохам. А также стать свидетелями настоящих военных баталий, воспроизводимых очень правдоподобно и подробно.

Официальная и неофициальная символика Японии является отражением ее культуры, быта и верований, которые бережно сохраняются в этой поразительной стране. Трепетное отношение к некоторым растениям и животным уходит корнями к синтоизму, и реализуется в череде японских праздников и искусстве.

Большую роль в японской символике играет и государственный строй. А также исторические аспекты, которые показывают почтительное и трепетное внимание к императорской семье. Японцы чтят свои отличительные знаки так же сильно, как и собственных предков. И воспевают их при помощи кино и литературы, живописи и песен. Богатая японская культура всегда наполнялась, как за счет высоко искусства обеспеченных классов, так и за счет традиций и обрядов простолюдинов. И это переплетение делает символику Японии особенно утонченной и завораживающей.

Тсукубаи – это традиционный японский фонтан, который использовался буддийскими монахами для омовения рук. Еще он был неотъемлемой частью чайной церемонии. Его изготавливали из цельного камня, а вода поступала через бамбуковую трубочку.

Сейчас такой фонтанчик используют как элемент декора и украшения сада в японском стиле. Он задает настроение покоя и настраивает на созерцание.

Что понадобится, чтобы сделать японский фонтанчик своими руками

  • пластиковая емкость литров на 40-50,
  • бамбук,
  • бетонный сосуд «каменная чаша”,
  • погружной насос производительностью около 80 литров в час,
  • гибкая трубка для подачи воды,
  • сетка из нержавейки,
  • кабель с розеткой.

Чертеж – схема фонтанчика тсукубаи

Ход работы

Первоначально нужно выкопать яму для резервуара воды, куда будет устанавливаться погружной насос. Насос должен быть слабым, т.к. если давление высокое, не будет тихого шепота воды. Производительности 80 л/ч хватит.

Второй элемент фонтанчика – каменная чаша, которую можно самостоятельно сделать из бетона (я уже писала об этом ) и третий – конструкция из бамбуковых трубочек. Вы можете сделать любой вариант. Красиво, когда вода переливается из одной трубочки в другую.

В яму устанавливается пластиковая емкость, в нее – насос, а сверху накрываем все сеткой из нержавейки. Насос соединяем с гибким шлангом необходимой длины и выводим его через конструкцию из бамбука, которую устанавливаем рядом с чашей.

Для электрического кабеля нужно прорыть канавку.

Сетку маскируем галечными камушками и расставляем декративно камни вокруг. Очень дополнит такой фонтан каменный фонарь размещенный по соседству.

Уход за фонтанчиком

Летом нужно контролировать уровень воды в резервуаре. Не допустимо, чтобы насос работал «на сухую”. Поэтому раз в несколько дней воду подливаем. Периодически нужно вынимать насос и промывать его элементы.

На зиму всю конструкцию убираем в сухое место.

А вы бывали в японском саду, наслаждались его загадочностью и умиротворенностью? Приходилось ли вам, слившись с природой, отдаться мыслям о жизни простых, вечных вещей? Если нет, то обязательно посетите это волшебное место — японский сад подарит душевную гармонию и спокойствие, оставит в памяти наитеплейшие воспоминания. А ознакомившись с концепцией японского садового искусства, вы сможете создать уголок или сад в японском стиле у себя на участке.

Искусство из древности. История развития японского садоводства

VI–VIII вв. Период Нара

Первый японский сад появился еще в VI веке, он был разбит на территории императорского дворца в древней столице Японии Нара, она была отображением китайского города Чаньчань. Тогда идея садового искусства была позаимствована у Китая, так же как и некоторые основы японских традиций и культуры.

Сады того времени имели два основных элемента – камни и воду (скелет и кровь сада). Тогда же японцы начали придавать смысл всем предметам, использовать символику. Большой, тяжелый камень символизирует защищенность, водопад – начало жизни и т. п. Далее, сады развивались согласно духу времени.

IX–XII вв. Период Хэйан

Время перемен и возведения новой столицы Киото, которая отличалась подлинными японскими особенностями. В этот промежуток времени формируется новое направление в садовом искусстве – сад чайной церемонии, в его концепцию был включен островок живой природы с чайным павильоном.

XV в. Период правления сёгуна Асикана

Начало развития совершенно новой, простой и загадочной формы аранжировки – композиции, выставленные в нише токонома.

XIX–XX вв. Морибана

Садовое искусство Японии, просуществовавшее века, меняется и подстраивается под спрос Запада (западного интерьера). К основной особенности веяния Морибаны можно отнести появление в садах низких и плоских напольных ваз.

С начала своего становления сады Страны восходящего солнца менялись в соответствии с культурой разных времен, несменной опорой перемен были религиозные убеждения буддизма и синтоизма. Основы современного японского садового искусства сформировались и закрепились ближе к XIX веку. Японский сад — это образ мира и живой природы в миниатюре.

Философия японского сада

Мы привыкли к садам, заполненным растениями и элементами декора. В современном понимании сад – это участок, на котором нет места пустоте, а ключевым моментом японского сада, наоборот, является обилие свободного пространства и пустот, что может вызвать чувство беспокойства у современного человека, однако, стоит прочувствовать атмосферу японского сада и беспокойство проходит, на смену ему приходит приятное умиротворение.

«Без ничего нельзя получить что-то»

Незаполненные пространства «ма» подчеркивают окружающие предметы, или элементы сада подчеркивают пустоту, определяют пространство – это олицетворение всем известных переходящих сил двух начал «инь» и «ян». Этот сложный для создания японского сада принцип является основополагающим.

«Ничто не вечно, ничто не закончено и ничто не совершенно»

Существует еще два довольно сложных, но очень важных в создании сада понятия – ваби и саби, их непросто объяснить, они являются частью японского мировоззрения, эстетики и культуры. «Ваби» это скромность и простота, обладающая внутренней силой, «саби» это олицетворение подлинности, старины и неподдельности. Философским значением этих понятий присущих японской культуре является красота несовершенного, простого, естественного, незаконченного и лишенного излишеств.

В дзенском понимании мира понятия «ваби» и «саби» представляют собой выход за пределы материального мира, ближе к простой, земной жизни, где внешняя оболочка предметов не существенна, куда важнее то, что находится внутри, глубинная суть. Японский сад предназначен для того, чтобы человек смог прочувствовать красоту обыденного, простого, не зацикливаясь на внешнем облике окружающих предметов.

«Природа – это идеал, к которому следует стремиться человеку»

Система японского садового искусства основывается на совершенном и прекрасном мире нетронутой земной природы. Японские садоводы не меняют природу, они используют то, что есть под рукой, подчеркивая всю необычайную красоту первозданности.

Миниатюрная модель мира

Японский сад – это природный, естественный ландшафт, представленный в миниатюре. Войдя в это загадочное место, вы не увидите его полностью. Отличительной особенностью японских садов является грамотное разделение территории на участки (камеры), которые представляют собой отдельные совершенно новые укромные уголки с индивидуальным обзором и элементами декора.

Всю красоту сада, его секреты и тайны можно рассмотреть, только войдя в него. Так как японский сад спрятан от посторонних глаз, в его ограждении могут быть небольшие отверстия, заглянув в которые вы увидите лишь самую малую его часть.

Символизм

Понятие «японский сад» — это философия, где каждый элемент сада играет не только декоративную роль, он также наделен индивидуальным значением (символом), которое необходимо чувствовать и понимать, любая деталь японского сада непременно должна занимать свое место.

Понять символику каждого элемента легче, если вы знакомы с культурой и философией Японии, но можно попробовать разобраться в символах иначе. Войдя в сад в японском стиле, вы остаетесь один на один с природой, погрузившись в созерцание пейзажа и отпустив свои мысли, можно дать волю фантазии, она поможет прочувствовать атмосферу сада и понять смысл композиций.

Ключевые элементы японского сада

Ворота

Издревле ворота в Японии говорили о социальном статусе семьи обитающей за ними. Изначально они состояли из двух столбов с верхней поперечиной, позже появились ворота с крышей. В то время аристократы соревновались в постройке изысканных ворот, а в частных домах можно было устанавливать их исключительно чиновникам, но со временем запрет частично пропал, простой народ смог устанавливать ворота только с XIX века.

Известно несколько типов ворот: в садах чаще встречается П-образное сооружение (крыша на двух столбах) либо ворота с одной створкой без крыши. Материалом для покрытия крыш служат черепица, медь, железо или тес. Створки делятся на раздвижные, двустворчатые или одностворчатые, а изготовлены они из металла или дерева. Ширина ворот разнообразна, в зависимости от размеров сада.

Стены и изгороди

Все виды оград в японских садах модно поделить на 4 типа:

  1. Стены, защищающие сад от посторонних глаз.
  2. Изгороди, скрывающие любые недостатки сада либо технические сооружения.
  3. Ограждения, делящие сад на зоны, — их высота не больше двух метров.
  4. Декоративные изгороди, калитки и ворота, не несущие знаковую нагрузку, являющиеся частью композиции.

Сосуд для омовения, им можно воспользоваться присев на корточки. Посетители должны помыть руки и ополоснуть рот, а также умывание в цукубаи очищает сердце и мысли.

Типы цукубаи

  • Естественный – пробивается углубление в камне примерно 12 или 30 см в диаметре, в зависимости от величины камня. Декор для цукубаи такого типа не предусмотрен.
  • Подражательный – изготовлен в подражание сосудам, используемым в саду. Он может быть в виде круглой монеты с отверстием в центре, чашечки для саке и т. д.

Сикаодоси (содзу, сисиодоси)

Раньше сикаодоси использовали в сельских районах, в качестве пугала. Устройством отпугивали крупных вредителей полей и огородов. Работает устройство так – вода, текущая из какэхи, наполняет переднее колено бамбуковой трубки с закрытыми перегородками, труба переворачивается, вода выливается и она возвращается в исходное положение. Противоположный конец трубы при возврате ударяется о камень, бамбук издает отпугивающий сигнал – стук. Сейчас элемент выполняет декоративную функцию и оживляет сад приятным журчанием, а постукивания придают динамики общей обстановке.

Фонари

Идея каменных фонарей была позаимствована у Китая, в садах они выполняют функцию освещения или служат эстетическим целям. Практически все фонари делаются из камня, но также не исключено использование дерева или металла. Чаще в садах устанавливается только один фонарь, исключением можно назвать чайный сад, где их может быть несколько.

Конструкция состоит из опорного камня, самой опоры, подставки для камеры светильника, камеры, крыши и навершия. Фонари встречаются пьедестального типа (татигата) для больших садов, скрытого типа (икэкомигата) для небольшого сада и установочного типа (окигата), они устанавливаются около водоемов. Еще один тип – юкими (фонари для любования снегом) также устанавливается возле водоемов.

Пагоды

Многоярусные башни, которые несут культовый характер. Количество ярусов варьируется от 3 до 13, соблюдается нечетность. По форме пагоды бывают квадратные, круглые, шести и восьмиугольные. Изготавливаются они из дерева или камня, конструкция состоит из отдельных, незакрепленных блоков, поэтому материал для каждого яруса должен быть тщательно подобран, а также следует позаботиться о надежном основании, оно может быть обсыпано гравием либо забетонировано.

Пагоды устанавливают возле водоемов, под искусственной горой или недалеко от толстого дерева, большого камня или ограды, на развилке тропинок.

Мостики

Мосты в японском саду не всегда являются переправой между берегами. Зачастую они играют больше магическую и символическую роль, некоторые являются декором (например, мостик, покрытый дерном).

Каменные мосты изготавливаются из удлиненных плит или плоских камней, поверхность моста возвышается над прилегающей к нему дорожкой на 10 см.

Яцухаси, название состоит из двух слов (яцу означает «восемь», хаси – «мост»). Необычный вид моста, состоящего из восьми зигзагообразно расположенных полотен. Устроен он так, чтобы посетитель проходил по нему неспешной походкой – в случае если мост деревянный, то он состоит из ничем не закрепленных поперечных досок, уложенных на горизонтальные балки. Яцухаси несет глубокий смысл.

Символизм заключается в сакральном значении числа 8 (восьмеричный путь постижения истины). Яцухаси может состоять из другого количества полотен, главное, чтобы их число было символичным. Число 5, например, может символизировать 5 буддистских заповедей или 5 основных элементов (огонь, вода, металл, земля и дерево). Число 3 – символ буддистской триады или 3 священные реликвии синтоизма.

Беседки

В японской архитектуре относительно деревянных построек существуют определенные требования, такие как модульность и каркасность. Несущие детали всего сооружения это поперечные балки и столбы (каркас постройки). В качестве модуля площади постройки используется соломенный мат прямоугольной формы. Беседка служит навесом над скамейкой и может устанавливаться в месте, открывающем живописный вид. В беседке могут быть круглые окна, символизирующие луну.

Стили японских садов

Японский сад – пример простой и неиспорченной природы представляет собой некую геометрическую композицию, которая состоит из трех главных стилистических направлений.

  • Tsukiyama – стиль наиболее точным образом отражает мир природы в миниатюре. Тут есть место величественным холмам, бурным потокам и степенным водоемам.
  • Стиль Karesansui (сухой пейзаж) – представление о спиритизме Дзен. В данном стиле используется гравий и песок, компоненты олицетворяют реки и моря, например, поток воды в таком саду представлен белым песком. Также используются камни – водопад представлен большим валуном, а лодка или гора камнями меньших размеров.
  • Chaniwa. Этот стиль подчеркивает простоту, обычность и избегает эффектности. Главными элементами сада в стиле Chaniwa:
    • Каменный фонарь (ishidõrõ);
    • Бассейн и ковш из камня (tsukubai), его используют посетители, моют руки и ополаскивают рот, перед тем как входят в чайный павильон;
    • Труба из стебля бамбука, по которой течет вода (kakei);
    • Обязательный элемент стиля – каменная дорожка (tobi ishi);
    • Небольшой камень округлой формы, перевязанный крест-накрест соломенной веревкой, он указывает на запрещенную для прогулок посетителей зону (sekimori ishi).

Типы японских садов, нюансы обустройства

Сад камней

В Китае верили, что в просторах Восточного моря скрыты острова бессмертных, и главному из островов они дали имя Хорай. Тогда появилась идея создания миниатюрной копии этих островов, изначально это были пруды с небольшими островками, позднее появились сухие сады, где в роли воды выступал расчесанный песок, а камни в небольшом ореоле импровизированной суши олицетворяли острова.

Со временем появилась идея выкладывать камни по образу священных животных – черепахи и журавля, символы долгой жизни, воспарения человеческого духа и глубины познания. Можно встретить символичные композиции в виде какого-либо мифического персонажа, священную гору Сумэру и даже Будду. Истинный смысл, заложенный в идею сухих садов, может понять только владеющий древним языком символов, остальным остается довольствоваться эмоциями от созерцания уникальной эстетики сухого сада камней.

«Монахи, договаривающиеся с камнями» – так прозвали мастеров, разыскивающих камни красивых форм с внутренним божеством, священнослужителей, умеющих показать красоту и таинственность камней путем правильной их расстановки. Позже монахи начали подвергать камни несущественной обработке, для получения более удачной и красивой формы. В то же время они стремились оставить естественный вид камня.

Сейчас сакральный аспект при создании сада камней не так актуален, однако полностью не забыт. Японцы сохранили трепетное отношение к садовым камням. Например, растение истинный ценитель сада может поливать по необходимости, а вот камень ежедневно, при этом испытывая наслаждение от его внешних изменений под воздействием воды.

В основе названия сада выступает главный его герой – камень, но это совсем не значит, что в нем не может быть воды, дорожек и растений. Со временем было обозначено несколько основных принципов создания сада камней.

  1. Объект поклонения. Для Японцев камень во все времена был предметом поклонения, веры и примером естественной красоты. Огромный камень Японцы никогда не относили к обычному минералу, они по сей день считают, что в нем обитает божество. В наше время в японских садах встречаются такие расстановки камней, как горы «Сюми», «Хорай», «Три драгоценности» (Будда, дхарма, сангха), а также композиции на основе народных поверий – острова журавля и черепахи.
  2. Второй принцип касается подбора камней по различным факторам:
    • Форма – наиболее важный момент в подборе. Если камни используются в группе, то вполне допустимым будет наличие изъяна в одном из камней, это придаст гармонии всей постановке. А вот пейзажный камень должен иметь подходящую форму под характер местности, в которой он будет размещен.
    • Естественный облик – камень, изменившийся со временем под воздействием природных факторов, является наилучшим вариантом для сада, так как он символизирует старину и спокойствие.
    • Цвет – пестрые, излишне блестящие камни не лучший вариант для сада в японском стиле. Следует подбирать камни со спокойным неброским цветом и глянцем.
    • Камни с чужеродным включением очень ценятся, включения учитываются при выборе направления сторон камня при его установке.
    • Твердость – ценны особо твердые породы, они больше подвержены природным воздействиям на внешний вид.

Икиои – это сила, энергия и мощь камня, она рождается из форм, включений и размеров. Икиои – важный фактор при установке камней.

  1. Сбалансированное расположение камней. Способ установки камней зависит от цели, преследуемой при разбивке сада. Однако не следует создавать фронтальных композиций, это испортит динамику. У водоемов следует располагать камни только в ключевых точках, а при моделировании гор важно избегать горизонтальной симметрии.
  2. Количество камней. Японцы любят нечетность, это касается и количества камней в композициях сада.
  3. Табу при расположении камней: близкое расположение камней одинаковых по высоте, форме и объему. Композиции из разноцветных камней. Речные, морские и горные камни не могут составлять одну композицию. Камни нельзя располагать параллельно линии постройки и на одной линии по вертикали. Не нужно игнорировать включения, а сила духа камней (Кисэй) должна работать в одном направлении.

Важно чтобы все композиции из камней образовывали образ треугольника. При установке камней нужно создать образ устойчивости, для этого камень можно закопать как наполовину, так и незначительную его часть. Камень, вертикально стоящий в природных условиях, можно таким же образом выставить и в саду, но он не должен выглядеть падающим. Для удачного выражения силы и движения применяются ступенчатые установки.

Особая сложность заключается в установке главного камня, остальные как бы ему подчиняются. Главный, как правило, самый большой камень нужно ставить на заднем плане, очень редко его устанавливают на передний план.

Песчаные узоры

Издревле служители синтоистских храмов создавали образ чистоты при помощи мелкой щебенки или светлого гравия, посыпали ими площадки, этим же способом пользуются садоводы при создании сухих садов, олицетворяя образ воды, сейчас чаще используют песок. На нем садоводы при помощи специальных утяжеленных граблей оставляют различные узоры, например, узор из волнистых линий символизирует проточную воду, а прямые воду стоячую. Любой узор должен гармонировать с остальными окружающими элементами.

Мощеные дорожки

Материалом для дорожек служит природный камень, любые изделия из бетона и т. д., материал может быть разных форм и размеров, главным условиям является образуемый узор. Укладка камней производится так, чтобы при составлении узора не получились четырехугольники. Размер швов зависит от размера используемого материала, но он не должен быть слишком широкий или узкий, важно придерживаться золотой середины.

Тобииси (взлетающие камни)

Дорожки, выложенные отдельными камнями, причем камни могут возвышаться над землей до 8 мм. В отличие от мощеных дорожек, тобииси играют в большей степени декоративную роль, и зачастую их специально делают неудобными для быстрой ходьбы.

Сад чайной церемонии или родзи

Еще в XV–XVI вв. чайные церемонии для Японцев стали неким философским ритуалом, в нем любому предмету и его расположению придавали особое значение, мастера чая уделяли немало внимания организации территории вокруг чайного павильона, так и образовался сад чайной церемонии.

Японское слово родзи (чайный сад) содержит иероглиф «дорога», саду изначально придавалось значение дороги, ведущей к чайному дому.

Как правило, чайные дома строились на маленьком участке земли и между ними были довольно узкие дорожки, а ближе к концу XVI века чайные сады приобрели развернутую форму, сад начали отделять небольшой оградой с воротами, разделяющими сад на две части (внешняя родзи и внутренняя родзи) с различными пейзажами.

Из-за того, что чайные домики зачастую строились возле основного жилища с прилегающим садом, появилась идея устройства особого сада, подчиняющегося всем условиям ритуала чайной церемонии. Обустройство чайного дома и прилегающей территории подчинено эстетическим понятиям ваби-саби.

При создании чайного сада нужно знать о ключевых элементах, которые следует располагать таким образом, чтобы посетитель мог неспешно прогуливаться даже по тесному садовому пространству.

  • Хакамацукэ — место, где встречают посетителей. Тут же гости могут привести в порядок свой туалет. Иногда в постройке хакамацукэ нет нужды, например, если чайный павильон соединен с главным домом.
  • Матиаи — конструкция из трех стен с лавочкой и навесом. Тут гости ждут приглашения на чайную церемонию.
  • Туалет. Обычно туалет пристраивается к хакамацукэ или матиаи, иногда строится отдельно. Небольшая, скромная постройка с отхожей ямой, над которой установлена подставка (что-то похожее на столик с четырьмя ножками). Туалет выполняет исключительно декоративную функцию.
  • Колодец. Ранее чайный дом строили рядом с местом, где была найдена вода пригодная для питья. Сруб колодца укладывался плоскими камнями. Рядом ставили камни для бадьи и как опору для черпания воды. Колодец закрывали специальной крышкой.
  • Цукубаи. При устройстве элемента в чайном саду сначала устанавливается сосуд для воды из искусственного камня или какого-либо другого материала, затем перед ним и по бокам ставятся плоские камни, передний для удобства, боковые для тары с водой и для подсвечника.
  • Внутренние ворота разделяют внешний родзи и внутренний. Тут хозяин встречает посетителей. Ворота могут быть с двумя створками, подъемными или в виде небольшой преграды с отверстием посередине (накакугури), через проем можно пройти только согнувшись.
  • Фонарь. В чайном саду можно встретить несколько фонарей различных форм в разных уголках.
  • Тобииси, нобэдан. Тобииси в саду чайной церемонии ведут к камню перед нидзиригути. Нобэдан выкладывается вместо тобииси из неодинаковых по размеру камней. Дорожка должна быть удобной.
  • Мусорная яма. На широком участке это шестиугольная или прямоугольная яма, а на узком участке — круглая. Мусорная яма не выполняет утилитарных функций, только декоративные, посетитель должен искать прекрасное в обыденном.
  • Подставка для мечей. Конструкция из высоко поставленных камней (в два яруса) расположена под навесом чайного дома.
  • Ограда. Устанавливается для того, чтобы отделить внутренний сад от внешнего. Вид и материал разнообразны, а высота равна 120 см.
  • Фумииси, нидзиригути. Фумииси (место для снимания обуви) – камень, выполняющий роль ступени перед нидзиригути. Высота и ширина последнего элемента примерно 60–90 см, гость должен вползти в него, спустившись на колени.
  • Деревья. Сорта деревьев особого значения не имеют, исключением являются цветущие сорта, своим цветением они могут сделать сад слишком ярким. Важно сохранять баланс с природой, нельзя возле воды сажать дерево, которое можно встретить только в горах. Также запрещено сажать деревья в ряд, и следует следить, чтобы они не заслоняли друг друга.

Сад деревьев

Этот вид сада наиболее приближен к пейзажам естественной природы. Несмотря на стремление японцев к естественности, при уходе за садом не запрещается формировать деревья и стричь кустарники (ниваки, карикоми), ведь таким образом, можно создать иллюзию дальних пейзажей, придать смысл композиции из деревьев и кустарников. Но стоит помнить, что нельзя создавать того, чего нет в природе, например, кусты животных форм.

Существует ряд важных правил для проектировки сада деревьев, чтобы сад создавал нужный настрой, следует четко придерживаться каждого из них.

  • Ландшафт. Если рядом с садом расположена шумная дорога или некрасивые постройки, их необходимо скрыть, замаскировать. Если из сада открывается красивый вид, его нужно учесть и подчеркнуть. Таким образом расширяется территория самого сада.
  • Освещенность и баланс по высоте. Высоту деревьев подбирают, исходя из размеров сада, для того, чтобы сад не был излишне затененным. Высота главных деревьев в основном не должна превышать 5 метров.
  • Природа как образец в подборе деревьев. При выборе деревьев нужно присмотреться к окружающей природе: те виды деревьев, которые встретятся поблизости, прекрасно подойдут для сада.
  • Необычные или редкие деревья. Если без непривычного для местности дерева не обойтись, нужно заранее позаботиться об удобрении почвы и изучении всех нюансов выращивания.
  • Уникальность деревьев. Любое дерево в саду играет свою роль, но в целом все они взаимосвязаны. Крупные сорта создают облик сада, средние оживляют основные деревья, а маленькие являются удачным акцентом, ну а кустарники создают композицию нижней части сада.
  • Выбор деревьев. Критерии для подбора – листва, плоды и цвет, причем форма листвы может быть разнообразнейшая, все зависит от создаваемой композиции.
  • Сопровождающие растения, обрамление. Деревьям, независимо от того насколько они красивы, необходимо обрамление. Лучшим вариантом будет посадка растения полностью противоположного по форме и фактуре, например, листопадные и вечнозеленые деревья. Планировка нижнего уровня сада выполняет декоративную и практичную функции. К практичной относится скрывание кустарниками и травой мусора и укрепление почвы.
  • Освещенность. Подбирая деревья и продумывая их расположение, не нужно забывать, что одни из них светолюбивы, а другие вообще неприхотливы в этом плане.
  • Количество деревьев при смешанной посадке. На большой территории сада баланс между листопадными и вечнозелеными деревьями равен семи к трем, на маленькой территории допустимо компенсировать недостаток пространства за счет цветущих деревьев, с их помощью можно создать иллюзию протяженности и освещенности.
  • Приметы, связанные с деревьями. Неплохо посадить в саду несколько деревьев связанных с поверьями и приметами, например, сосна в южной части Японии имеет славу дерева, защищающего от невзгод.
  • Приемы зрительного увеличения сада. Зрительно увеличить сад можно, придав ему холмистый рельеф за счет искусственных насыпей, или выложив мощеную площадку, заменив деревья — кустарниками и травами. Можно поиграть с цветом: теплые тона всегда кажутся ближе холодных, поэтому на передний план лучше высаживать растения теплых тонов. Еще один интересный прием – дорожка «в никуда». Например, прогулочная тропинка может разветвляться и посетитель думает, что ответвление ведет в другую часть сада, хотя на самом деле там тупик, замаскированный деревьями.
  • Старение сада. Как бы ни был красив сад деревьев, к сожалению, растения с течением времени стареют, появляется два пути – реставрация сада или полная перепланировка. При реставрации сада желательно заменять старые растения молодыми того же или схожего вида.

Сад цубо

Этот тип сада в японском стиле имеет долгую историю, он появился еще в средневековье, в период массовых застроек. В переводе слово «цубо» означает горшок, небольшое вместилище. Этим обусловлен маленький размер сада, обустроенного среди жилых построек. Сад цубо можно назвать отражением характера японцев, философии их жизни. Невероятным образом Японцы умудряются даже в тесном пространстве жить в ладу и единении с природой.

Такой сад может размещаться как под открытым небом, так и в помещении. Существует несколько правил для обустройства маленькой вселенной под названием «сад цубо».

  • Свет, подсветка и влага. Маленькое пространство и расположение сада могут препятствовать нормальной проходимости солнечного света, поэтому растения лучше выбирать теневыносливые. В таком саду нужно постоянно следить за влажностью почвы, лучше перед посадкой растений позаботиться о дренаже. Дополнительная подсветка украсит сад и выделит важные акценты. Однако фонари и лампы нужно ставить так, чтобы они были незаметны.
  • Путь ветров. Комнаты, выходящие из сада, хорошо проветриваются, что является несомненным плюсом для всего жилища.
  • Площадь сада и планировка здания. Сад цубо — самый маленький из всех, но определенные его размеры назвать сложно, так как все зависит от планировки здания, в котором он находится. Поэтому на начальной стадии планировки жилого помещения нужно учитывать и место, отведенное саду, еще нужно подумать о соответствии элементов сада и архитектуры дома, например, каменный фонарь, тобииси и цукубаи должны гармонировать с общей обстановкой дома.

Сад цубо требует особого ухода, все потому, что он находится непосредственно в жилище. Чтобы не носить грязь по дому, можно посыпать землю галькой, но и она со временем загрязняется. На помощь придет мох, которым также можно покрыть поверхность земли.

О планировке сада в японском стиле

Японские сады на русской земле (точнее стилизация под них) не требуют импортных растений. Если хочется что-то экзотического, найдите им дублеров. При подборе растений для сада отдавайте предпочтение местной флоре, тогда они будут хорошо развиваться, а не выглядеть заморышами. Ведь основная мысль японского садоводства — находить красоту в обыденном. Вот как реализован подбор и композиция растений в московском ботсаду:

Еще замечательную коллекцию идей оформления садов в японском стиле вы можете посмотреть на нашей доске в Пинтересте.

Японский сад красив в любое время года, весной его украшает просыпающаяся природа, распускающиеся почки, первоцветы. Летом сад привлекает разнообразной цветовой гаммой и загадочной игрой холодных теней. Осень в японском саду удивительна и богата за счет алых и золотых красок, а с зимой приходит спокойствие и тишина. Снежные шапки на деревьях в японских садах можно сравнить с весенним цветением, которое в зимний период отличается особой степенностью и грацией. И в заключение можно сказать, что истинный японский сад может быть только в Японии, а на своем участке или в городском парке создается сад в японском стиле.

Беседу про японское садоводство, пожалуй, уместно было бы продолжить рассказом про фонари и светильники в саду.
Собственно я планировал приурочить этот пост к установки фонаря в нашем саду, что бы проиллюстрировать пошаговыми снимками,
но из-за плохой погоды садовые работы у нас пока откладываются. Поэтому небольшой пост про наш фонарь я сделаю немного позже.
А пока расскажу обобщенно.
Традиционные фонари, общее название которых торо, пожалуй наиболее узнаваемый элемент японского сада.
Часто дизайнеры, создавая сад в азиатском стиле, прежде всего устанавливают такой фонарь, сразу придав композиции японский колорит.
Торо бываю бронзовыми, деревянными и каменными. Каменные известны более всего. Им отдают предпочтение, так как из всех материалов
камень лучше всего сочетается с другими элементами сада.
Эти фонари пришли в Японию из Китая вместе с Буддизмом. Первоначально светильники такого вида освещали пространство возле храмов.
В своей форме они повторяют очертания храмовой архитектуры. Став в монастырских садах одним из элементов дизайна, затем перекочевали
от туда в светскую культуру.
Деревянный фонарь
А это уже пластиковая имитация для бюджетного варианта
Бронзовый стоячий фонарь
Подвесные бронзовые фонари.
Каменные фонари.
Как я уже сказал выше, каменные фонари наиболее популярны. Они имеют много вариаций и о них следует рассказать подробней.
Все каменные фонари называются гата. Существует четыре основных типа этих фонарей.
Это тачи-гата, юкими-гата, икекоми-гата и оки-гата. В каждой группе так же есть свои вариации.
Тачи-гата — это светильники на высокой ножке-колонне.Такой фонарь устанавливается возле калитки, ведушей в чайный сад,
у порога дома. На развилке садовой дорожки или других узловых точках, обычно устанавливают тачи-гата на высоком ступенчатом пьедестале.
Фонарь катцуга похож на Тачи-гата, но обладает вычурностью резных украшений.
Он изготавливается из не менее чем четырех отдельно вырезанных деталей.
Юкими-гата — приземистые фонари с очень широкой плоской крышкой. Задача японского садовода — создать сад красивый в любое время года, в любую погоду,
в том числе зимой. Форма юкими-гата предназначено для собирания на себе шапок снега, эффектно подсвеченных спрятанным под ними огоньком.
Юкими-гата на двух опорах
Икекоми-гата — это невысокие фонари, предназначенные для освещения стоящих на земле каменных чаш цукубай
или же их могут установить для точечного освещения небольшого декоративного элемента, например статуи.
Фонарь на первом фото покрыт мхом. В японском саду очень ценится, когда вещи имеют на себе следы времени.
Предпочтение отдается не новым аксессуарам, а покрытые мхом и патиной. Часто фонари или другие малые формы искусственно состаривают.
Это созвучно с рассказом о мастере чайной церемонии Сэн Рикю, который никак не мог понять, что ему не нравится в каменном фонаре в его саду.
Наконец он понял, что форма фонаря слишком искусственна и не вписывается в природу.
Тогда он ударом молотка отбил край фонаря и, разрушив его идеальность, сделал его уместным в саду.
Самые маленькие из каменных фонарей — оки-гата. Они предназначены для установки на берегу водоема, что бы их свет отражался в воде.
В японском саду можно встретить фонари собранные из простых необработанных камней, подобранных по форме и размеру.
своей простотой и природностью, они отражают простоту идей Дзен.
Несколько слов о фонаре в виде пагоды. Они всегда в сечении квадратной формы и число ярусов обязательно будет нечетным.
Такую пагоду в саду можно увидеть на естественных возвышениях, на холме.
В следующий раз я расскажу роли камня в традициях японского садоводства.Метки: искусство и культура

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *